ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-294 от 22.08.2011 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

                                                                                    Центральный районный суд г. Хабаровска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Центральный районный суд г. Хабаровска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 12-294/11

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

22 августа 2011г. г. Хабаровск

Судья Центрального районного суда г. Хабаровска М.Н. Швырёва, рассмотрев материалы по жалобе ФИО1 на постановление заместителя руководителя – начальника отдела надзорной деятельности и правового обеспечения Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Дальневосточному федеральному округу ФИО5 №08-04-09/49/2011 П от 04.04.2011 г. об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, в отношении генерального директора ЗАО «иные данные» ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Генеральный директор ЗАО «иные данные» ФИО1 обратилась в суд с жалобой на постановление заместителя руководителя – начальника отдела надзорной деятельности и правового обеспечения Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Дальневосточному федеральному округу ФИО5 № 08-04-09/49/2011 П от 04.04.2011 г. об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, в обоснование жалобы указала, что не согласна с постановлением в части назначения ей административного наказания, так как считает, что при его вынесении административным органом, в нарушение п.2 ст. 4.1. КоАП РФ не учтен характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие административную ответственность, в результате чего нарушено право гражданина на всестороннее, полное и объективное рассмотрение дела и разрешение его в соответствии с законом. Так, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 4.1) допускает возможность назначения административного наказания в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, финансового положения лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность. Частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, для должностных лиц предусмотрена административная ответственность, как в виде предупреждения, так и в виде штрафа. При решении вопроса о привлечении к административной ответственности административный орган не принял во внимание тот факт, что ФИО1 ранее к административной ответственности не привлекалась, нарушения, выявленные в ходе проверки, были устранены ЗАО «иные данные» сразу после их выявления, о чем 04.04.2011 г. Росфинмониторинг направлено соответствующее уведомление.   Обстоятельства совершения ЗАО «иные данные» административного правонарушения свидетельствуют о том, что у общества не имелось намерения причинить какой-либо вред охраняемым общественным отношениям, сокрыть или исказить представляемую информацию. Так, в соответствии с действующим законодательством в Обществе назначено специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля, имеются правила внутреннего контроля, информации об операциях с денежными средствами и иным имуществом в Федеральную службу по финансовому мониторингу направляется. Выявленные в ходе проверки нарушения не содержат существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, и не причинили вреда интересам граждан, общества и государства. Кроме того, при привлечении к административной ответственности не принято во внимание финансовое положение лица, привлекаемого к административной ответственности, в частности, наличие на иждивении несовершеннолетнего ребенка. С учетом вышеизложенного, ФИО1 просит изменить постановление о назначении административного наказания № 08-04-09/49/2011 в части назначенного административного наказания, назначив его в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ для должностных лиц, то есть в виде предупреждения.

В судебное заседание заявитель ФИО1 не явилась, согласно полученной информации просит рассмотреть жалобу на постановление о назначении административного наказания от 04.04.2011г. в её отсутствие, в связи с занятостью по работе, доводы жалобы поддерживает полном объеме.

При рассмотрении жалобы лицам, участвующим в деле разъяснены их права и обязанности, предусмотренные ст.ст.25.1.-25.6. КоАП РФ.

Ходатайств об отводе судье, рассматривающему дело, не поступило.

Представитель Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Дальневосточному федеральному округу ФИО6 пояснила, что постановление о назначении административного наказания от 04.04.2011г. в отношении ФИО1 вынесено законно и обоснованно. Назначенное административное наказание ФИО1 в виде штрафа в размере 10000 рублей, соответствует выявленным правонарушениям, при этом при назначении административного наказания были учтены смягчающие обстоятельства.

Заслушав пояснения представителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Дальневосточному федеральному округу, изучив материалы дела и доводы по жалобе, прихожу к следующим выводам.

Из материалов дела усматривается, что на основании Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», Приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу от 29.05.2008 №138 «О территориальных органах Федеральной службы по финансовому мониторингу», Приказа Росфинмониторинга от 24.05.2010 г. № 129 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по финансовому мониторингу и ее территориальными органами государственной функции по осуществлению контроля и надзора за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства», в соответствии с приказом Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Дальневосточному федеральному округу 03 марта 2011 года № 51 специалистами отдела надзорной деятельности и правового обеспечения проведена выездная проверка исполнения Закрытым акционерным обществом «иные данные» требований Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ за период с 01.05.2009 по 01.03.2011 г.

В соответствии с уставом, утвержденным решением единственного акционера от 05.12.2007 № 9 и зарегистрированным 19.12.2007 в ИФСН России № 6 по Хабаровскому краю, основным видом деятельности Общества является осуществление финансовой аренды (лизинговой деятельности).

Согласно ст. 5 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся страховые организации и лизинговые компании.

Таким образом, на ЗАО «иные данные» распространяются требования вышеуказанного Закона.

Во исполнение Положения «О постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 № 28, ЗАО «иные данные» состоит на учете в МРУ Росфинмониторинга по ДФО, учетный № 104001637 (уведомление от 15.10.2003 № 06-1-27/6672).

Во исполнение п.2 ст.7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», Постановления Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 №6 «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом», правила внутреннего контроля Обществом разработаны, утверждены руководителем и согласованы МРУ Росфинмониторинга по ДФО (уведомление от 06.05.2004 № 04-3-27/4505).

Генеральным директором ЗАО «иные данные» на основании решения единственного акционера общества от 03.12.2007 №8 является ФИО1.

Проведенной проверкой выявлено, что в нарушение постановления Правительства РФ от 18.01.2003 г. № 28 генеральным директором ЗАО «иные данные» ФИО1 не обеспечена организация внутреннего контроля в части представления в МРУ Росфинмонитоинга по ДФО сведений о смене специального должностного лица.

В соответствии с п. 45 Административного регламента исполнения Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной функции по ведению учета организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденному приказом Росфинмониторинга от 14.12.2007 № 318, и п. 10 Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 г. № 28, организации в случае изменения сведений, содержащихся в карте постановки на учет, в течение 5 дней сообщают о них в Федеральную службу по финансовому мониторингу.

Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 30 ноября 2005 года №164 «Об утверждении формы Карты постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы» утверждена форма карты постановки на учет в Росфинмониторинге.

В пункте 16 карты постановки на учет отражается информация о специальном должностном лице, ответственном за соблюдение правил внутреннего контроля, а именно Ф.И.О., паспортные данные и иные сведения.

При постановке на учет в Обществе специальным должностным лицом являлась ФИО2 (экономист). В измененной карте постановки на учет от 06.12.2007, представленной в Федеральную службу по финансовому мониторингу, специальным должностным лицом указан ФИО3 (экономист). Приказом от 01.02.2011 должностным лицом, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и реализацию разработанных на их основе программ осуществления внутреннего контроля, назначена ФИО4 (экономист). Информация о смене специального должностного лица в МРУ Росфинмониторинга по ДФО не представлена.

Таким образом, не представление сведений о смене специального должностного лица свидетельствует о неисполнении норм законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 № 6 «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом», правила внутреннего контроля Обществом разработаны, утверждены руководителем и согласованы МРУ Росфинмониторинга по ДФО (уведомление от 06.05.2004 № 04-3-27/4505).

Вместе с тем, указанные правила внутреннего контроля на момент проведения проверочных мероприятий не соответствовали действующему законодательству в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, так как не учитывали изменения, внесенные в Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ и иные нормативные правовые акты в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, в частности в период с 2004 по 2009 год, что свидетельствует непринятии директором Общества внутренних организационных мер в целях предотвращения легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, осуществление которых вменено в обязанность организациям п.2 ст.7 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ.

Так в нарушение п.2 ст.7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ, правила внутреннего контроля не содержали квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требования к подготовке и обучению кадров, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 № 715 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.2010 № 203 «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Правила внутреннего контроля организации не содержали критерии выявления и признаки необычных сделок в соответствии с Рекомендациями по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок (утв. приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 8 мая 2009г. N103).

Следовательно, правила внутреннего контроля ЗАО «иные данные» не обеспечивали организацию надлежащей работы, в том числе, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и их приостановление в случае необходимости, а также своевременному направлению сведений о них в уполномоченный орган.

Учитывая, что правила внутреннего контроля направлены на создание условий для надлежащего исполнения требований Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ, в том числе представлению информации о сделках, подлежащих обязательному контролю, а также об операциях (сделках) вызывающих подозрение, генеральный директор ЗАО «иные данные» ФИО1 должна контролировать приведение правил внутреннего контроля в соответствие с изменениями законодательства.

Должностным лицом организации генеральным директором ЗАО «иные данные» ФИО1 не были исполнены требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации внутреннего контроля.

В соответствии с п.6 Инструкции «О представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденной Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 05.10.2009 года N 245 установлено, что информация об операциях с денежными средствами или иным имуществом представляется организациями в Росфинмониторинг в электронном виде. По согласованию с Росфинмониторингом информация может представляться организацией (лицом) в виде формализованного сообщения на бумажных носителях по форме 4-СПД.

В нарушение данной Инструкции, организация в проверяемый период направляла сообщения на бумажных носителях по форме 3-СПД без согласования с Росфинмониторингом.

Таким образом, должностным лицом организации генеральным директором ЗАО «иные данные» ФИО1 не исполнены требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части осуществления внутреннего контроля, данный факт подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении, составленным по результатам 31.03.2011 г. специалистом отдела надзорной деятельности и правового обеспечения МРУ Росфинмониторинга по ДФО в отношении генерального директора ЗАО «иные данные» ФИО1; приказами генерального директора ЗАО «иные данные» ФИО1 № 6/1 от 01.02.20011 г., № 8-1 от 02.08.2005 г., № 25-1 от 04.08.2008 г., свидетельством о заключении брака от 22.12.2007 г. I – ДВ № 616408, приказом директора ЗАО «иные данные» ФИО1 от 02.03.2009 г., свидетельством о прохождении обучения ФИО9. в форме целевого инструктажа, объяснениями директора, договорами лизинга и сообщениями по форме 3-СПД к ним, актом проверки № 08-04-08/396/723 от 31.03.2011 г.

Исследованные в судебном заседании доказательства оценены судом в совокупности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соотносимы и не противоречат друг другу, получены в соответствии с требованиями закона, в связи с чем, являются допустимыми доказательствами и не доверять им у суда нет оснований.

Согласно ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ - неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Совокупность исследованных судом обстоятельств свидетельствуют о том, что заместитель руководителя – начальник отдела надзорной деятельности и правового обеспечения Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Дальневосточному федеральному округу ФИО7, рассмотрев материалы дела № 08-04-09/49/2011, законно и обоснованно пришел к выводу о том, что ФИО1 было допущено административное правонарушение,предусмотренное ч. 2 ст. 15.27КоАПРФ.

В месте с тем, при анализе назначенного ФИО1 административного наказания, судья полагает, с учетом требований, ст. 4.1-4.3 КоАП РФ, возможным вынесенное в отношении ФИО1 постановление изменить, смягчить назначенное ФИО1 наказание, назначить вместо штрафа – предупреждение, поскольку ФИО1 привлечена к административной ответственности впервые, её действиями не причинен ущерб ни государству, ни каким-либо физическим или юридическим лицам, и назначенное наказание виде штрафа в размере 10000 рублей является несоизмеримо строгим.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.1 - 30.7 КоАП РФ,судья,

Р Е Ш И Л :

Постановление заместителя руководителя – начальника отдела надзорной деятельности и правового обеспечения Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Дальневосточному федеральному округу ФИО5 № 08-04-09/49/2011 П от 04.04.2011 г. об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, в отношении генерального директора ЗАО «иные данные» ФИО1, изменить   в части назначенного ФИО1 наказания, за административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст. 15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10000 рублей, назначить ФИО1 административное наказание за административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст. 15.27 КоАП РФ виде предупреждения.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение 10 суток со дня его вынесения.

Копия верна

Судья М.Н. Швырёва