ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-294/18 от 09.01.2019 Ноябрьского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

09 января 2019 года город Ноябрьск ЯНАО

Судья Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа Тихонова Е.Н.,

рассмотрев административное дело № 12-004/2019 по жалобе Общества с ограниченной ответственностью «Газпромнефть- Ноябрьскнефтегазгеофизика» на постановление ведущего специалиста-эксперта регионального отдела надзора за водными, земельными ресурсами и экологического надзора в городе Ноябрьск Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ЯНАО ФИО1 от 14 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением от 14 сентября 2018 года, ведущим специалистом-экспертом регионального отдела надзора за водными, земельными ресурсами и экологического надзора в городе Ноябрьск Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ЯНАО ФИО1 ООО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегазгеофизика» подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.

ООО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегазгеофизика» обратилось с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. В обосновании указано, что Общество направляло в Управление Росприроднадзора проект нормативов образования отходов для утверждения. Однако Росприроднадзором нарушены сроки рассмотрения, безосновательно проект неоднократно возвращался на доработку.

Представители ООО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегазгеофизика» не допущены судом к участию в деле, поскольку в доверенности отсутствует указание о предоставлении полномочий вести дела заявителя об административном правонарушении и быть его защитником как лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении.

При рассмотрении жалобы должностное лицо ФИО1 пояснила, что считает постановление законным и обоснованным. По доводам жалобы указала, что действительно проект возвращался Обществу на доработку, однако, значения это обстоятельство не имеет. Срок действия предыдущего утвержденного проект истек 23.07.2018 года, а новый проект направлен в Управление Росприроднадзора только 30.10.2017 года. До настоящего времени указанный проект не утвержден.


Исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.

В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.

Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, являются общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных воздействий в результате деятельности человека по обороту опасной группы веществ и материалов, создания и сохранения экологической безопасности населения и территорий. Предметом противоправных действий в данном составе являются отходы производства и потребления и иные опасные вещества.

Объективная сторона правонарушения состоит из совершения действий (бездействия), заключающихся в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

В соответствии с п.1 и п.2 ст.51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей природной среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).

В соответствии с абзацем 2 части 4 статьи 18 Закона об отходах и потребления (в редакции, действовавшей на момент привлечения Общества к административной ответственности), индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности

2


которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.

Согласно пункту 18 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утв. приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50, зарегистрировано в Минюсте России 02.04. 2010 N 16796, решения об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, о переоформлении и о выдаче дубликата документа об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение оформляются актами территориального органа Росприроднадзора.

Согласно п. 7 названного Приказа индивидуальные предприниматели и юридические лица (их филиалы и другие территориально обособленные подразделения), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы, в том числе проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Из материалов дела следует, что в результате проведенной Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратурой проверки в период с 6 апреля по 5 мая 2018 года в отношении ООО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегазгеофизика», были выявлены нарушения требований действующего природоохранного законодательства.

Установлено, что в процессе производственно-хозяйственной деятельности Общества в <адрес> образуются отходы производства и потребления различных классов опасности.

Так, в <адрес> за 2017 год образованы: отходы 1 -4 классов опасности из них: отходы 1 класса опасности - лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства массой 0,168 тонны: отходы 4 класса опасности - обувь кожаная рабочая, утратившая потребительские свойства - 0,1 тонны; отходы 4 класса опасности - мусор от офисных и бытовых помещений организации несортированный (исключая крупногабаритный) -14,8 тонны; отходы 4 класса опасности - мусор от сноса и разборки зданий несортированный - 11,6 тонны; отходы 4 класса опасности - покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные -1,3 тонны.

Также в <адрес> образовано: отходы 4 класса опасности -обувь кожаная рабочая, утратившая потребительские свойства - 0.1 тонны;

3


отходы 4 класса опасности - мусор от офисных и бытовых помещений организации несортированный (исключая крупногабаритный) -1.8 тонны.

<адрес> за 2017 год образованы отходы 1 -4 классов опасности из них: отходы 1 класса опасности - лампы ртутные, ртутно-кварцевые,

люминесцентные, утратившие потребительские свойства - 0.691 тонны; отходы 2 класса опасности - аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные с электролитом - 2.296 тонны; отходы 3 класса опасности -отходы минеральных масел моторных - 10,260 тонны; отходы 3 класса опасности - обтирочный материал, загрязненный нефтью и нефтепродуктами - 0,328 тонны: отходы 3 класса опасности - фильтры очистки масел автотранспортных средств отработанные - 1,198 тонны; отходы 4 класса опасности • пыль древесная от шлифовки, натуральной чистой древесины -3,2 тонны; отходы 4 класса опасности - опилки и стружки разнородной древесины - 0,2 тонны; отходы 4 класса опасности -обрезь разнородной древесины - 0,5 тонны; отходы 4 класса опасности - обувь кожаная рабочая, утратившая потребительские свойства - 0,9 тонны: отходы 4 класса опасности - отходы абразивных материалов - 0,1 тонны; системный блок компьютера, утративший потребительские свойства - 0,1 тонны; мусор от офисных и бытовых помещений несортированный - 64 тонны; мусор от сноса и разборки зданий несортированный -21.1 тонны; покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные - 23,7 тонны; фильтры воздушных автотранспортных средств отработанные - 0,4 тонны.

Также в <адрес> образовано: отходы 4 класса опасности -пыль древесная от шлифовки натуральной чистой древесины - 0,3 тонны; отходы 4 класса опасности - опилки и стружки разнородной древесины - 0,4 тонны; отходы 4 класса опасности - обрезь разнородной древесины - 0.3 тонны; отходы 4 класса опасности - обувь кожаная рабочая, утратившая потребительские свойства - 0,2 тонны; отходы 4 класса опасности - отходы абразивных материалов - 0.2 тонны; мусор от офисных и бытовых помещений несортированный - 25,2 тонны.

При этом юридическим лицом не исполнена обязанность по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, установленная абзацем 2 части 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», поскольку с 23 июля 2017 года прекратил действие ранее утвержденный проект. Разработанный и утвержденный в установленном порядке проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение отсутствовал также на день выявления правонарушения должностным лицом - 28 апреля 2018 года

Фактические обстоятельства дела подтверждаются материалами административного дела, а отсутствие утвержденного в установленном порядке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в период с 24 июля 2017 года не оспаривается лицом, в отношении которого вынесено постановление.

Таким образом, допущенное обществом нарушение экологических и
санитарно-эпидемиологических требований образует состав

4


административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, выразившегося в образование опасных производственных отходов, в отсутствие утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Доводы жалобы относительно того, что между Обществом и ... заключен договор на оказание услуг по разработке и согласованию проектной документации, о направлении проекта на рассмотрение ТУ Росприроднадзора 30 октября 2017 года, несоблюдение Управлением сроков рассмотрения заявления об утверждении проекта, отсутствие в законе указания на сроки направлении таких проектов, не принимаются судом, поскольку на квалификацию действий общества не влияют и не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения.

Фактически все изложенные в жалобе доводы свидетельствуют лишь о несогласие ее подателя с оценкой установленных должностным лицом обстоятельств и основаны на субъективном толковании закона.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Юридическим лицом не представило доказательств, свидетельствующих о том, что у него отсутствовала реальная возможность для соблюдения требований законодательства.

Постановление о привлечении ООО «Газпромнефть-

Ноябрьскнефтегазгеофизика» к административной ответственности вынесено должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, поскольку допущенное обществом нарушение в виде образования отходов в отсутствие проекта являются длящимся, постановление о возбуждении административного дела от 06 июня 2018 года содержит указание, что вменяемое обществу правонарушение имело место в период с 24 июля 2017 года по 28 апреля 2018 года, а также указан период (2017г., 1 кв. 2018г.) образования отходов, их вид, класс опасности и количество, соответственно вменяемый Обществу период охватывается установленным законом годичным сроком давности.

Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией статьи 8.2 КоАП РФ.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение оспариваемого постановления должностным лицом не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

решил:

5


постановление от 14 сентября 2018 года о назначении обществу с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегазгеофизика» административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вынесенное ведущим специалистом-экспертом регионального отдела надзора за водными, земельными ресурсами и экологического надзора в городе Ноябрьск Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ЯНАО ФИО1, оставить без изменения, жалобу ООО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегазгеофизика» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.



Судья; Е.Н.Тихонова