ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-294/18 от 12.09.2018 Центрального районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Р Е Ш Е Н И Е

по административному делу об обжаловании

постановления по делу об административном правонарушении

г. Воронеж 12 сентября 2018г.

Судья Центрального районного суда г. Воронежа Сахарова Е.А.

рассмотрев жалобу Бородиной Людмилы Викторовны на постановление мирового судьи судебного участка№4 в Центральном судебном районе Воронежской области от 04.06.2018г. о привлечении к административной ответственности Бородиной Л.В. по ст.15.15.6 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением мирового судьи судебного участка№4 Центрального судебного района Воронежской области от 04.06.2018г. Бородина Л.В. как должностное лицо – руководитель Управления развития предпринимательства, потребительского рынка и инновационной политики Администрации городского округа город Воронеж, привлечена к административной ответственности по ст.15.15.6 КоАП РФ с объявлением устного замечания. Производство по делу прекращено.

В жалобе Бородина Л.В. ставит вопрос об отмене постановления мирового судьи от 04.06.2018г. и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.

Бородина Л.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель Управления финансово-бюджетной политики Администрации городского округа город Воронеж по доверенности Харченко Ю.А. считает, что Бородина Л.В. на законных основаниях привлечена к административной ответственности и основания к отмене постановления мирового судьи отсутствуют.

Согласно ст.15.15.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности, либо формирование и представление с нарушением установленных требований сведений (документов), необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В данном случае в вину Бородиной Л.В. вменяется, непредставление установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности – отчет по форме ОКУД №0503127 не представлен по состоянию на 01.02.2018г. и 01.03.2018г., а так же сведения о состоянии кредиторской задолженности по состоянию на 01.03.2018г.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного указанной статьей, в отношении представления бюджетной отчетности характеризуется непредставлением или представлением с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, такой отчетности либо представлением заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений для этих целей.

Субъектами рассматриваемого правонарушения являются должностные лица.

Субъективная сторона данного правонарушения состоит как в наличии умысла, так и в возможном совершении правонарушения по неосторожности.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

При этом лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина в форме умысла или неосторожности (статья 2.2 КоАП РФ).

Согласно п.4 Приказа Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" ведение бухгалтерского учета субъекта учета осуществляется его структурным подразделением, возглавляемым главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

Согласно статье 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), положение которого применяется при ведении бюджетного учета активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении бюджетной отчетности, организация ведения бухгалтерского учета и хранения документов бухгалтерского учета находится в компетенции руководителя экономического субъекта.

Учитывая изложенное, при определении ответственности за административное правонарушение, предусмотренной статьей 15.15.6 КоАП РФ, по мнению суда, следует учитывать распределение полномочий между руководителем субъекта учета и иными должностными лицами централизованной бухгалтерии, что не было учтено мировым судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении.

В соответствие со ст.ст.160.1 Бюджетного кодекса РФ главный администратор доходов бюджета обладает бюджетными полномочиями по формированию и представлению бюджетной отчетности главного администратора доходов бюджета.

В соответствии с пунктом 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

Согласно ст.264.2 Бюджетного кодекса РФ главные распорядители бюджетных средств, главные администраторы доходов бюджета, главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета (далее - главные администраторы бюджетных средств) составляют сводную бюджетную отчетность на основании представленной им бюджетной отчетности подведомственными получателями (распорядителями) бюджетных средств, администраторами доходов бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета. Главные администраторы средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета представляют сводную бюджетную отчетность соответственно в Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации, финансовые органы муниципальных образований в установленные ими сроки.

Согласно п.10 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н получатель бюджетных средств представляет бюджетную отчетность своему вышестоящему распорядителю (главному распорядителю) бюджетных средств в установленные им сроки.

Как указывается в п.п.2, 11 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н бюджетная отчетность составляется главными распорядителями, распорядителями, получателями бюджетных средств, главными администраторами, администраторами доходов бюджетов, главными администраторами, администраторами источников финансирования дефицита бюджетов, финансовыми органами, органами казначейства, органами, осуществляющими кассовое обслуживание (далее в целях настоящей Инструкции - субъекты бюджетной отчетности), на следующие даты: месячная - на первое число месяца, следующего за отчетным, квартальная - по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года, годовая - на 1 января года, следующего за отчетным. Месячная и квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала текущего финансового года. Бюджетная отчетность на бумажном носителе представляется главным бухгалтером субъекта бюджетной отчетности или лицом, ответственным за ведение бюджетного учета, формирование, составление и представление бюджетной отчетности, в сброшюрованном и пронумерованном виде с оглавлением и сопроводительным письмом. В состав бюджетной отчетности включаются следующие формы отчетов…отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127).

Как видно из представленного мировым судьей дела об административном правонарушении в Управление финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж от начальника отдела финансирования городского хозяйства поступила докладная записка 16.03.2018г. о том, что Управлением развития предпринимательства, потребительского рынка и инновационной политики администрации городского округа город Воронеж не предоставлен отчет по форме №0503127 по состоянию на 01.02.2018г., 01.03.2018г., сведения о состоянии кредитной задолженности по состоянию на 01.03.2018г. По существу сам факт предоставления Управлением отчетности с нарушением срока при рассмотрении дела об административном правонарушении, не оспаривался. Однако, для привлечения к административной ответственности должностного лица, необходимо установление вины, которая в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении не была доказана.

Согласно Положения об Управлении развития и предпринимательства, потребительского рынка и инновационной политики администрации городского округа город Воронеж, утвержденного решением Воронежской городской Думы от 16.03.2016г. №189-1V Управление является главным распорядителем и получателем средств бюджета городского округа город Воронеж, главным распорядителем доходов бюджета городского округа город Воронеж согласно компетенции Управления и наделяется правами муниципального заказчика. Управление выполняет функцию – обеспечивает составление сводной месячной, квартальной, полугодовой и годовой отчетности финансового органа, исполняющего бюджет городского округа город Воронеж (п.3.18), в обязанность Управления входит обеспечение в пределах своих полномочий реализации возложенных на управление задач и функций (п.5.2), руководитель Управления руководит работой управления на основе единоначалия и обеспечивает выполнение управлением возложенных на него задач и функций, организует работу управления на направлениям деятельности, подписывает служебную, финансовую и иную документацию в пределах полномочий, закрепленных настоящим Положением и доверенность главы городского округа, распределяет обязанности между работниками управления (п.6.1.1, 6.1.2, 6.1.7)….

28.08.2015г. главой городского округа город Воронеж утверждена должностная инструкция руководителя Управления развития предпринимательства, потребительского рынка и инновационной политики администрации городского округа город Воронеж. В должностной инструкции руководителя управления указано, что руководитель управления организует работу управления в соответствии с задачами и функциями, определенными положением об Управлении. Напрямую в обязанности руководителя Управления не входит предоставление установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности, в том числе отчета по форме ОКУД №0503127. Бородина Л.В. как руководитель управления обязана организовать и контролировать работу управления, в том числе по предоставлению, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности, и как должностное лицо Бородина Л.В. подлежит административной ответственности только в том случае, если она как руководитель управления не исполнила, либо ненадлежащим образом исполнила свои служебные обязанности в части организации работы управления по предоставлению бюджетной отчетности. Однако, судья полагает, что мировым судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении данный вопрос не получил правовой оценки.

Как следует из имеющихся в деле доказательств, которые были приобщены к делу мировым судьей при рассмотрении дела, и представлены Бородиной Л.В., 21.09.2016г., Бородиной Л.В. как руководителем Управления была утверждена должностная инструкция заместителя руководителя управления - начальника отдела регулирования ярмарочно-рыночной деятельности управления, что говорит о том, что Бородина Л.В. как должностное лицо возложила исполнение функции управления по обеспечению составления сводной месячной, квартальной, полугодовой и годовой отчетности финансового органа, исполняющего бюджет городского округа город Воронеж на заместителя руководителя управления. В должностные обязанности заместителя руководителя управления - начальника отдела регулирования ярмарочно-рыночной деятельности управления развития предпринимательства, потребительского рынка и инновационной политики, согласно п.2.3 должностной инструкции (л.д.50) входит обеспечение ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской, статистической и иной отчетности в установленном законодательстве порядке и согласно п.2.7 организация составления сводной месячной, квартальной, полугодовой и годовой отчетности для финансового органа, исполняющего бюджет городского округа город Воронеж.

Кроме того, согласно приказа №40 от 27.09.2017г. руководителя Управления развития предпринимательства, потребительского рынка и инновационной политики «О назначении ответственного сотрудника» Бородина Л.В. назначила ответственным сотрудником за подготовку и представление бухгалтерской и статистической отчетности управления развития предпринимательства, потребительского рынка и инновационной политики ФИО1 – главного специалиста отдела регулирования деятельности нестационарных торговых объектов управления. Контроль за исполнением приказа был возложен на заместителя руководителя управления, в прямые обязанности которого согласно должностной инструкции входит организация составления сводной месячной, квартальной, полугодовой и годовой отчетности для финансового органа, исполняющего бюджет городского округа город Воронеж.

Таким образом, суд полагает, что Бородина Л.В. как должностное лицо организовала и контролировала работу управления в соответствии с требованиями законодательства, федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", Приказа Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению". Кроме того, 21.02.2018г. за № 9374973 Бородина Л.В. предоставляла информацию руководителю управления финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж о ситуации, сложившейся в управлении, в связи с тем, что 26.01.2018г. консультант – главный бухгалтер управления уволена по собственному желанию с 26.01.2018г., заявление на увольнение подано в период отсутствия работника на рабочем месте по причине временной нетрудоспособности с 19.01.2018г. Конкурс на замещение вакантной должности консультанта – главного бухгалтера назначен управлением муниципальной службы и кадров на 15.03.2018г. Иные специалисты, отвечающие за ведение финансовых операций, в управлении не имеется. Исходя из указанного, самостоятельно Бородина Л.В. так же не могла решить вопрос о приеме на работу другого сотрудника, в обязанности которого входит предоставление отчетности, вместе с тем, приняла меры к выполнению возложенной на управление функции по предоставлению отчетности - заместителя руководителя управления.

Таким образом, суд полагает, что в действиях Бородиной Л.В. отсутствуют виновные действия, свидетельствующие о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.6 КоАП РФ и дело об административном правонарушении подлежит прекращению на основании ст.24.5 ч.1 п.2 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения, с отменой постановления мирового судьи судебного участка№4 в Центральном судебном районе Воронежской области от 04.06.2018г. о привлечении к административной ответственности Бородиной Л.В. по ст.15.15.6 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. ст. 30.6,30.7 ч.1 п.3 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л :

Постановление мирового судьи судебного участка№4 в Центральном судебном районе Воронежской области от 04.06.2018г. о привлечении к административной ответственности Бородиной Людмилы Викторовны по ст.15.15.6 КоАП РФ отменить.

Дело об административном правонарушении в отношении Бородиной Людмилы Викторовны прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Судья: