ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-294/2021 от 27.01.2022 Златоустовского городского суда (Челябинская область)

Дело № 12-7/2022 Мировой судья судебного участка № 2 г.Златоуста Челябинской области

Устюгова О.Х.

Р Е Ш Е Н И Е

г. Златоуст 27 января 2022 года

Судья Златоустовского городского суда Челябинской области Обвинцева Л.Ю., при секретаре Комиссаровой О.Б.,

с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1,

защитника ФИО10

представителей Контрольно-счетной палаты Златоустовского городского округа ФИО4, ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Златоустовского городского суда Челябинской области (<...>) жалобу ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении от 14 октября 2021 года, вынесенное мировым судьей судебного участка № 2 города Златоуста Челябинской области о привлечении руководителя Муниципального казенного учреждения «Центр хозяйственного обеспечения и цифрового развития» ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты>, не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений,

к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное 14 октября 2021 года мировым судьей судебного участка № 2 г. Златоуста Челябинской области, согласно которому ФИО1, являясь руководителем Муниципального казенного учреждения «Центр хозяйственного обеспечения и цифрового развития» (далее – МКУ «ЦХОиЦР» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.10 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере двадцати тысяч рублей.

В обоснование своих доводов сослался на то, что с постановлением не согласен, считает его подлежащим отмене, а производство по делу прекращению по следующим основаниям.

Цитируя положения ст. ст. 6, п.2 ч.1 ст.162, п.3 ст.219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, указал, что в августе 2020 г. МКУ «ЦХОиЦР» на основании утвержденной бюджетной сметы на 2020 год утверждены лимиты бюджетных обязательств сумму 123 000,00 руб. на «Приобретение комплектующих для модернизации рабочих мест при переходе на российское системное программное обеспечение» по коду бюджетной классификации.

14 октября 2020 г. зарегистрирована закупка для проведения электронного аукциона по АЦК - финансы на «Поставку оборудования для модернизации АРМ пользователей» в сумме 120 735,99 руб. по классификатору операций сектора государственного управления расходов (КОСГУ) 346 (увеличение стоимости прочих материальных запасов). ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт с ИП ФИО6 на сумму 105 040,31 рублей на поставку оборудования для модернизации АРМ пользователей по КОСГУ 346.

14 декабря 2020 г. по окончании выполненных работ МКУ «ЦХОиЦР» акт приема-передачи выполненных работ по муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ отправлен на оплату в фин. управление ЗГО, которое ДД.ММ.ГГГГ в оплате выполненных работ отказало ввиду несоответствия расходов КОСГУ, после чего МКУ «ЦХОиЦР» отозвало заявку в связи с ошибкой при формировании обязательства. ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения бюджетных назначений, сумма 105 040,31 рублей перенесена на КОСГУ 347 (увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений) и прошла перерегистрация муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ на КОСГУ 347, то есть, произведена корректировка бюджетного обязательства с КОСГУ 346 на 347.

Полагает, что нарушений бюджетного законодательства РФ в отсутствие доведенных лимитов бюджетных обязательств не имеется, муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ был заключен на основании лимитов утвержденных в августе 2020 г. и целевая статья расходов не изменена.

Ссылаясь на ст.24.1, ст.2.9 КоАП РФ, п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» полагает, что имеются основания для признания вменяемого ему административного правонарушения малозначительным и прекращения производства по делу, поскольку его действия, как руководителя учреждения не повлекли угрозы либо вреда охраняемым общественным правоотношениям, не повлекли последствий в результате несоблюдения норм бюджетного законодательства РФ. Выявленные при проверке контрольно-счетной палаты нарушения не свидетельствуют об угрозе публичным интересам в сфере бюджетных отношений, исход из фактических обстоятельств дела.

ФИО1 в судебном заседании пояснил, что на удовлетворении жалобы настаивает по основаниям, в ней изложенным. Просит признать административное правонарушение, предусмотренное ст.15.15.10 КоАП РФ малозначительным, ограничившись устным замечанием, постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить.

Защитник ФИО10 в судебном заседании доводы жалобы ФИО1 поддержала, полагает, что постановление мирового судьи подлежит отмене, а производство по делу прекращению. Нарушений бюджетного законодательства РФ в отсутствие доведенных лимитов бюджетных обязательств не имеется, муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ был заключен на основании лимитов, утвержденных в августе 2020 г. и целевая статья расходов не изменена. В отсутствие лимитов муниципальный контракт не мог быть заключен. В связи с этим нарушения предусмотренного ст. 15.15.10 КоАП РФ, а именно принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования или лимиты бюджетных обязательств со стороны руководителя МКУ «ЦХОиЦР» ФИО1 отсутствовали. Данные обстоятельства подтверждаются изменениями показателей бюджетной сметы МКУ «ЦХОиЦР» на 2020 финансовый год, утвержденной заместителем Главы ЗГО ДД.ММ.ГГГГ, которая содержит сведения в строке «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалы)» о выделении МКУ «ЦХОиЦР» лимитов в размере 1 509 462,45 руб. При этом сумма выделенных лимитов на приобретение комплектующих для модернизации рабочих мест при переходе на российское системное программное обеспечение по КОСГУ 346 составила 123 000 руб. После отказа финансовым управлением ЗГО в оплате выполненных работ ввиду несоответствия расходов КОСГУ, МКУ «ЦХОиЦР» отозвало заявку в связи с ошибкой при формировании обязательства. После чего ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения бюджетных назначений, сумма 105 040,31 рублей перенесена на КОСГУ 347 (увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений) и прошла перерегистрация муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ. на КОСГУ 347. Таким образом, была произведена корректировка бюджетного обязательства с КОСГУ 346 на 347.

Должностное лицо, составившее протокол по делу об административном правонарушении, председатель Контрольно-счетной палаты ЗГО ФИО4 в судебном заседании пояснила, что полагает постановление мирового судьи законным и обоснованным, жалобу ФИО1 не подлежащей удовлетворению.

ФИО5 в судебном заседании пояснила, что лимиты бюджетных обязательств доводятся до получателей бюджетных средств по соответствующим кодам бюджетной классификации, то есть фактическое направление расходов получателей бюджетных средств должно строго соответствовать установленным КБК. Установление объема и распределение направлений расходов на основании доведенных лимитов бюджетных обязательств утверждается бюджетной сметой муниципального казенного учреждения, составляемой в порядке, предусмотренном распоряжением Администрации ЗГО от 05.12.2019 №2878-р «Об утверждении Порядка составления, утверждения и ведения бюджетной сметы Администрации Златоустовского городского округа и подведомственных учреждений» Показатели сметы формируются в разрезе КБК РФ и согласуются с главным распорядителем бюджетных средств. Показатели бюджетной сметы учреждения сформированы в разрезе КБК расходов бюджетов бюджетной системы РФ, установленных Порядком формирования и применения КБК РФ и Порядком применения КОСГУ. Проверкой установлено и в жалобе подтверждено, что на момент принятия Учреждением бюджетных обязательств по муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ лимиты бюджетных обязательств по КОСГУ 347 «Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений» МКУ «ЦХОиЦР» не доводились. Ссылка на доведенные лимиты бюджетных обязательств по КОСГУ 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» не состоятельна, поскольку лимиты бюджетных обязательств были доведены на иное направление расходов. Перераспределение лимитов бюджетных обязательств осуществлено не только со статьи расходов КОСГУ 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» но и с иной статьи расходов. Финансовым управлением ЗГО при оплате выполненных работ по муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ не было допущено нецелевого расходования бюджетных средств, однако это не свидетельствует об отсутствии нарушения бюджетного законодательства МКУ «ЦХОиЦР». Правонарушение, совершенное руководителем МКУ ФИО1, направлено против финансовой дисциплины и заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении к исполнению возложенных на него обязанностей по соблюдению требований бюджетного законодательства. Постановление, вынесенное мировым судьей, полагает законным и обоснованным.

В судебном заседании в качестве свидетеля допрошена ФИО7, которая пояснила, что работает специалистом по закупкам МКУ «ЦХОиЦР». В августе 2020 года учреждение запланировало закупку «Приобретение комплектующих для модернизации рабочих мест при переходе на российское системное программное обеспечение». ДД.ММ.ГГГГ Главный распорядитель денежных средств в лице Администрации ЗГО утвердил изменение показателей бюджетной сметы на 2020 год МКУ «ЦХОиЦР», где в расчетах обоснованиях, в пункте 8 раздела материальные запасы (КОСГУ 346) указано мероприятие «Приобретение комплектующих для модернизации …» и сумма 123 000,0 руб. В октябре 2020 года в отдел материальных ресурсов Администрации ЗГО направлена заявка для определения поставщика на проведение процедуры электронный аукцион для вышеуказанной закупки. В отдел материальных услуг Администрации ЗГО вместе с заявкой необходимо направлять подтверждение наличия лимитов в электронной системе АЦК - финансы, заказчик заносит в эту систему, выбирает необходимый код бюджетной классификации (на котором стоит нужная сумма) и заполняет необходимые вкладки с указанием наименования закупки и идентификационного кода закупки (ИКЗ), утв. планом-графиком учреждения в системе ЕИС-44-ФЗ). В план-график закупка заносится на основании бюджетной сметы и потом отражается ИКЗ закупки в системе АЦК-финансы. ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована закупка для проведения эл. аукциона в АЦК-финансы на «Поставку оборудования для модернизации АРМ пользователей» на 346 КОСГУ с НМЦК (начально максимальная цена контракта) 120 735,99 рублей. ДД.ММ.ГГГГ заключен контракт 32А на «Поставку оборудования для модернизации АРМ пользователей» по 346 КОСГУ с ценой победителя 105 040,31 рублей. ДД.ММ.ГГГГ отправлен на оплату акт приема-передачи выполненных работ по муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 105 040,31 рублей по 346 КОСГУ. Финансовое управление ЗГО отказало в оплате из-за несоответствия расходов КОСГУ, МКУ «ЦХОиЦР» отозвало заявку, в связи с ошибкой в формировании обязательства. ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения бюджетных назначений, сумма 105 040,31 рублей перенесена на 347 КОСГУ. ДД.ММ.ГГГГ прошла перерегистрация контракта 32А от ДД.ММ.ГГГГ, на 347 КОСГУ. Таким образом, контракт от ДД.ММ.ГГГГ заключался на основании сметы утвержденных лимитов МКУ «ЦХОиЦР» на 2020 год. Была произведена корректировка бюджетного обязательства, контракт 32А от ДД.ММ.ГГГГ в текущем 2020 году перерегистрировали с 346 КОСГУ на 347 КОСГУ.

Согласно п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Таким образом, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Исследовав материалы дела, заслушав участников процесса, свидетеля ФИО7, судья находит доводы жалобы заслуживающими внимания по следующим основаниям.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 г. Златоуста Челябинской области от 14 октября 2021 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.10 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере двадцати тысяч рублей (с учетом определения мирового судьи судебного участка № 2 г. Златоуста Челябинской области от 10 ноября 2021 года об исправлении описки).

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ч.ч.1 и 4 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности за административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии со статьей 15.15.10 КоАП РФ принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Из постановления мирового судьи следует, что ФИО1, являясь руководителем МКУ «ЦХОиЦР», 01 декабря 2020 года принял бюджетные обязательства в размерах, превышающих утвержденные лимиты бюджетных обязательств, в нарушение п.2 ч.1 ст.162 и п.3 ст.219 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ). Таким образом, ФИО1 совершил административное правонарушение, предусмотренное ст.15.15.10 КоАП РФ.

При рассмотрении дела в судебном заседании были исследованы следующие доказательства:

- протокол по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленный председателем Контрольно-счетной палаты Златоустовского городского округа ФИО4, являющийся одним из доказательств по делу об административном правонарушении, в котором зафиксировано событие совершенного ФИО1 правонарушения;

- акт по результатам проведения контрольного мероприятия «Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств бюджета ЗГО, предусмотренных на финансовое обеспечение выполнения функций органов местного самоуправления и учреждений, а также проверки эффективности использования имущества, переданного в оперативное управление муниципальному учреждению» в Муниципальном казенном учреждении «Центр хозяйственного обеспечения и цифрового развития» от ДД.ММ.ГГГГ;

- копия распоряжения Администрации ЗГО от 25 декабря 2019 г. № 3047-р «О создании МКУ «ЦХОиЦР» путем изменения типа МБУ «ЦХОиЦР»;

- копия Устава МКУ «ЦХОиЦР»;

- копия распоряжения и.о. главы ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ о приеме на работу и назначении ФИО1 на должность руководителя МБУ «ЦХОиЦР» с ДД.ММ.ГГГГ;

- выписка из ЕГРЮЛ, содержащей сведения о МКУ «ЦХОиЦР»:

- карточка счета 501.13 за 2020 год;

- копия письма на согласование изменения показателей бюджетной сметы и подписным листом к Бюджетной смете;

- изменения показателей бюджетной сметы на 2020 финансовый год от ДД.ММ.ГГГГ;

- копия муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ на поставку оборудования для модернизации АРМ пользователей.

Статьей 6 БК РФ бюджетные обязательства определены как расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году, а также предусмотрено, что расходные обязательства - это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу средства из соответствующего бюджета. Лимит бюджетных обязательств это объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).

Согласно п.5 ст.161 БК РФ заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено БК РФ, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

Частью 1 статьи 162 БК РФ определено, что получатель бюджетных средств обладает, в том числе, бюджетными полномочиями по составлению и исполнению бюджетной сметы, а также принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства.

В соответствии с п. 3 ст.219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением. Получатель бюджетных средств принимает новые бюджетные обязательства в объеме, не превышающем разницы между доведенными до него соответствующими лимитами бюджетных обязательств и принятыми, но неисполненными бюджетными обязательствами.

Согласно п.2 ч.1 ст.162 БК РФ получатель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями, в том числе, принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства.

ДД.ММ.ГГГГ Главный распорядитель денежных средств в лице Администрации ЗГО утвердил изменение показателей бюджетной сметы на 2020 год МКУ «ЦХОиЦР», что подтверждается Приложением 3(а) к Порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, где в расчетах обоснованиях, в пункте 8 раздела материальные запасы (КОСГУ 346) указано мероприятие «Приобретение комплектующих для модернизации …» и сумма 123 000,0 руб.

ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована закупка для проведения эл. аукциона в АЦК-финансы на «Поставку оборудования для модернизации АРМ пользователей» на 346 КОСГУ с начальной максимальной ценой 120 735,99 рублей.

МКУ «ЦХОиЦР» заключило с индивидуальным предпринимателем ФИО6 муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ на «Поставку оборудования для модернизации АРМ пользователей» по 346 КОСГУ с ценой победителя 105 040,31 рублей, подлежащий исполнению за счет бюджетных средств, в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств.

ДД.ММ.ГГГГ отправлен на оплату акт приема-передачи выполненных работ по муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 105 040,31 рублей по 346 КОСГУ.

После отказа финансового управления ЗГО в оплате из-за несоответствия расходов КОСГУ, МКУ «ЦХОиЦР» отозвало заявку, в связи с ошибкой в формировании обязательства, и ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения бюджетных назначений, сумма 105 040,31 рублей перенесена на 347 КОСГУ. ДД.ММ.ГГГГ прошла перерегистрация контракта 32А от ДД.ММ.ГГГГ на 347 КОСГУ, что подтверждается изменением показателей бюджетной сметы, утвержденной первым заместителем Главы ЗГО ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, доказательств тому, что руководителем МКУ «ЦХОиЦР» ФИО1 бюджетные обязательства были приняты в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, не имеется, муниципальный контракт 32А от ДД.ММ.ГГГГ с ИП ФИО6 на поставку оборудования для модернизации АРМ пользователей заключался на основании сметы утвержденных лимитов МКУ «ЦХОиЦР» на 2020 год.

Порядок применения классификации операций сектора государственного управления утвержден приказом Министерства финансов РФ от 29 ноября 2017 года № 209н, и определяет правила применения кодов классификации операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ), используемых для ведения органами местного самоуправления, государственными (муниципальными) учреждениями, осуществляющими в соответствии с законодательством РФ бюджетные полномочия получателя бюджетных средств (далее - сектор государственного управления), бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ. Положения настоящего Порядка применяются при детализации (дополнительной детализации) показателей бюджетной росписи, бюджетной сметы казенного учреждения, обоснований бюджетных ассигнований.

Следовательно, ошибки получателей бюджетных средств в применении КОСГУ, которые зафиксированы в ходе контрольных мероприятий, являются нарушениями финансовой дисциплины, лимиты бюджетных обязательств были приняты учреждением до заключения муниципального контракта, превышения их не имелось.

Других доказательств, имеющихся в деле, на которые сослался мировой судья в обоснование вины ФИО1, отрицавшего совершение правонарушения, недостаточно для безусловного и достоверного вывода о его виновности в совершении административного правонарушения.

Такое разрешение дела мировым судьей не отвечает установленным ст.24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях.

При указанных обстоятельствах нельзя согласиться с выводом мирового судьи о причастности руководителя учреждения ФИО1 к совершению вмененного административного правонарушения и его виновность.

Совокупность перечисленных выше обстоятельств не позволяет сделать бесспорный вывод о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.10 КоАП РФ.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст.2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 2 г. Златоуста Челябинской области от 14 октября 2021 года в отношении ФИО1 подлежит отмене, а производство по делу прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ

р е ш и л :

Постановление по делу об административном правонарушении от 14 октября 2021 года, вынесенное мировым судьей судебного участка № 2 города Златоуста Челябинской области о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.10 КоАП РФ, отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение вступает в законную силу с момента вынесения, может быть обжаловано в порядке надзора в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

СУДЬЯ: