ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-2958/2022 от 12.10.2022 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Киселев А.Н. УИД 16RS0046-01-2021-016982-36

Дело № 12-2958/2022

Дело № 77-1695/2022

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Татарстан Мавляветдинов И.М., при секретаре судебного заседания Бубновой К.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу Садриева Загита Загреевича на решение судьи Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 25 августа 2022 года, вынесенное в отношении заявителя по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав Садриева З.З. и его защитника Шамсутдинова Т.Ж., консультанта контрольно-ревизионного отдела Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам Четверикову И.С., судья

УСТАНОВИЛ:

постановлением заместителя председателя Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам № 140/21 от 23 августа 2021 года директор общества с ограниченной ответственностью «Экомир-Казань» (далее по тексту – ООО «Экомир-Казань») Садриев З.З. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей.

Решением судьи Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 25 августа 2022 года вышеуказанное постановление изменено по жалобе Садриева З.З., из него исключено указание на допущенное Садриевым З.З. нарушение, выразившееся в нераскрытии информации, предусмотренной подпунктом «д» пункта 15 Стандартов раскрытия информации в области обращения с ТКО, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 21 июня 2016 года № 564, о годовой бухгалтерской отчетности, включая бухгалтерский баланс и приложение к нему; в остальной части постановление оставлено без изменения.

В жалобе в Верховный Суд Республики Татарстан Садриев З.З. просит постановление должностного лица и решение судьи отменить как необоснованные, производство по делу прекратить.

Жалоба подлежит отклонению.

В соответствии с частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование сведений или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями, а также должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо должностными лицами органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов), если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо нарушение порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления должностными лицами указанных органов и организациями, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.15, 13.19.1 и 13.19.2 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Частью 1 статьи 24.11 указанного Федерального закона предусмотрено, что информация в области обращения с твердыми коммунальными отходами(ТКО) является общедоступной, за исключением информации, составляющей государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну; операторы по обращению с ТКО обязаны раскрывать информацию в области обращения с ТКО в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2016 года № 564 утверждены Стандарты раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами, которые устанавливают состав, порядок, сроки и периодичность предоставления информации, подлежащей раскрытию операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами и региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами (регулируемые организации).

В соответствии с пунктом 2 Стандартов № 564 под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к информации неограниченного круга лиц независимо от цели ее получения.

Согласно подпункту «а» пункта 3 Стандартов регулируемыми организациями информация раскрывается путем размещения в федеральной государственной информационной системе «Единая информационно-аналитическая система «Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования» (далее - информационно-аналитическая система) напрямую или посредством передачи информации из региональных информационных систем, созданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области государственного регулирования тарифов, либо информационных систем, созданных органами местного самоуправления, либо иных информационных систем, содержащих необходимую для раскрытия информацию (в случае их наличия), с использованием унифицированных структурированных открытых форматов для передачи данных (единых форматов для информационного взаимодействия), утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - единые форматы).

Пунктами 11 и 12 Стандартов № 564 предусмотрено, что регулируемой организацией подлежит раскрытию информация: а) о регулируемой организации (общая информация); б) о предельных тарифах в области обращения с твердыми коммунальными отходами; в) об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации (в части регулируемой деятельности) за год; г) об инвестиционных программах регулируемой организации и отчетах об их реализации; д) об условиях, на которых осуществляется оказание регулируемых услуг; е) о предложении регулируемой организации об установлении предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В рамках общей информации о регулируемой организации раскрытию подлежат следующие сведения: а) фирменное наименование юридического лица (согласно уставу регулируемой организации), фамилия, имя и отчество руководителя регулируемой организации (индивидуального предпринимателя); б) основной государственный регистрационный номер, дата его присвоения и наименование органа, принявшего решение о регистрации, в соответствии со свидетельством о государственной регистрации в качестве юридического лица (индивидуального предпринимателя); в) почтовый адрес, адрес фактического местонахождения органов управления регулируемой организации, контактные телефоны, а также (при наличии) официальный сайт в сети «Интернет» и адрес электронной почты; г) режим работы регулируемой организации; д) регулируемый вид деятельности; е) виды объектов, используемых для оказания регулируемых услуг в области обращения с твердыми коммунальными отходами, и их количество.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 15 Стандартов № 564 информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации (в части регулируемой деятельности) должна содержать сведения о годовой бухгалтерской отчетности, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете (раскрывается регулируемыми организациями, выручка от регулируемой деятельности которых превышает 80 процентов совокупной выручки за отчетный год).

Согласно пункту 21 Стандартов № 564 информация, указанная в подпункте «д» пункта 15 (в отношении фактических значений показателей эффективности) и подпункта «д» пункта 16 Стандартов № 564, раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для сдачи годового бухгалтерского баланса в налоговые органы.

Пунктом 22 Стандартов установлено, что регулируемая организация, не осуществляющая сдачу годового бухгалтерского баланса в налоговые органы, информацию, указанную в пункте 15, подпунктах «д» (в отношении фактических значений показателей эффективности) и «е» пункта 16 настоящего документа, раскрывает не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для сдачи годового бухгалтерского баланса в налоговые органы.

Привлекая Садриева З.З. к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, административный орган исходил из того, что он, как директор, допустил неисполнение ООО «Экомир-Казань», которое является оператором по обращению с ТКО, обязанности, установленной частью 1 статьи 24.11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» по своевременному раскрытию информации в области обращения с ТКО, а именно нарушил срок раскрытия информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации, включая бухгалтерский баланс и приложение к нему.

Судья районного суда с выводами административного органа о виновности Садриева З.З. согласился, исключив из постановления указание на нарушение им подпункта «д» пункта 15 Стандартов № 564 о не раскрытии информации о годовой бухгалтерской отчетности, включая бухгалтерский баланс и приложение к нему, поскольку в ходе рассмотрения дела было установлено, что выручка ООО «Экомир-Казань» от регулируемой деятельности не превышает 80 процентов совокупной выручки за отчетный год.

В обоснование выводов о виновности Садриева З.З. субъектами административной юрисдикции были положены следующие доказательства: протокол об административном правонарушении № 140/21 от 9 августа 2021 года (л.д.83-87), отчет Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам о проведении систематического наблюдения от 14 июля 2021 года (л.д.110), скриншот с сайта Регионального портала раскрытия информации (л.д.112-114), письмо заместителя руководителя ФАС России (л.д.115-116), договор № 24-П от 1 января 2020 года на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов (л.д.138-144); акт сверки взаимных расчетов между ООО «Экомир-Казань» и ООО «Чистый город» (л.д.159), выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д.160-172).

Перечисленные доказательства были всесторонне исследованы и проверены на предыдущей стадии процесса, как этого требует статья 26.11 КоАП РФ, и в соответствии со статьями 26.1, 26.2 КоАП РФ правомерно признаны допустимыми и имеющими доказательственное значение.

Совокупность представленных и исследованных доказательств достаточна для установления всех обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.

Частью 1 статьи 2.4 КоАП РФ предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Доказательств, что Садриевым З.З., как директором ООО «Экомир-Казань», были предприняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение норм действующего законодательства, за нарушение которых частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не представлено.

Садриеву З.З. назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, он привлечен к административной ответственности в пределах годичного срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Штраф не может быть заменен на предупреждение, так как положения статьи 4.1.1 КоАП РФ не применимы при совершении правонарушения по статье 19.8.1 КоАП РФ.

Автор жалобы не оспаривает, что ООО «Экомир-Казань» не раскрыло требуемую информацию в установленный законом срок, при этом заявленные в жалобе доводы о том, что ООО «Экомир-Казань» не может быть признано оператором по обращению с ТКО, поскольку осуществляет деятельность лишь по оказанию услуг по транспортированию ТКО по договору, заключенному с оператором по обращению с ТКО - ООО «Чистый город», не могут быть приняты судом.

Согласно статье 1 Закона № 89-ФЗ региональным оператором по обращению с ТКО является оператор по обращению с ТКО - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора; оператор по обращению с ТКО - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО.

В соответствии с заключенным между ООО «Чистый город» и ООО «Экомир-Казань» договором на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов от 1 января 2020 года ООО «Экомир-Казань» приняло на себя обязательство оказывать услуги по транспортированию ТКО на территории города Казани, Зеленодольского, Высокогорского и Пестречинского районов Республики Татарстан - Западной зоны деятельности регионального оператора Республики Татарстан.

Несмотря на то, что услуга по транспортированию ТКО не подлежит отдельному регулированию, эта деятельность входит в регулируемую деятельность регионального оператора по обращению с ТКО. Оператор по обращению с ТКО, осуществляющий деятельность по транспортированию ТКО, осуществляет часть регулируемой деятельности. Согласно Правилам обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156, региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Пунктами 23 и 24 названных Правил установлено, что в целях обеспечения транспортирования твердых коммунальных отходов региональный оператор вправе привлекать операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, на основании договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов. По договору на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, обязуется осуществлять транспортирование твердых коммунальных отходов, а региональный оператор обязуется оплачивать такие услуги. В единые тарифы регионального оператора по обращению с ТКО закладываются все затраты, связанные с полным циклом деятельности (сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов).

При этом региональный оператор может осуществлять деятельность на всех этапах сам, а может поручить выполнение услуг на отдельных этапах другим организациям. В данном случае региональный оператор передал полномочия по транспортированию ТКО ООО «Экомир-Казань», которое принимая на себя обязательство по транспортированию ТКО (часть деятельности регионального оператора), принимает на себя и другие обязанности, связанные с осуществлением этой деятельности.

Расходы на транспортирование ТКО включаются в необходимую валовую выручку регионального оператора при установлении единых тарифов на услугу по обращению с ТКО. В отсутствие фактических данных о деятельности операторов по обращению с ТКО в необходимую валовую выручку региональных операторов могут включаться экономически необоснованные расходы, что приводит к завышению тарифов.

В целях формирования экономически обоснованного тарифа регионального оператора орган регулирования должен обладать достоверными данными о деятельности (в том числе расходах) регионального оператора на всех этапах деятельности. При этом, основную долю расходов в единых тарифах региональных операторов по обращению с ТКО составляет именно транспортирование ТКО (более 70%).

В случае, если бы региональный оператор самостоятельно осуществлял весь цикл деятельности в области обращения с ТКО (от сбора до захоронения), всю необходимую информацию раскрывал бы только региональный оператор. В случае же, когда часть деятельности региональный оператор возлагает на другие организации, обязанность по раскрытию информации о деятельности в осуществляемой части переходит к этим организациям.

Исходя из изложенного, ООО «Экомир-Казань» обязано раскрывать информацию в том объеме, который соответствует осуществляемой им деятельности в области обращения с ТКО – транспортированию ТКО.

Апеллирование автора жалобы к нарушению административным органом Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», не принимается судом.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в настоящее время регулируются двумя нормативно-правовыми актами – Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту – Закон № 294-ФЗ) и Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 248-ФЗ).

При этом в части 1 статьи 98 Закона № 248-ФЗ определено, что он вступает в силу с 1 июля 2021 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

Пунктом 3 части 2 статьи 3 Федерального закона № 248-ФЗ от 31 июля 2020 установлено, что порядок организации и осуществления регионального (государственного) контроля устанавливается положением о виде регионального государственного контроля (надзора), утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

В силу части 4 статьи 98 Закона № 248-ФЗ положения о видах регионального (государственного) контроля подлежат утверждению до 1 января 2022 года. До утверждения указанных положений о видах контроля, но не позднее 1 января 2022 года применяется Закон № 294-ФЗ.

Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области государственного регулирования цен (тарифов) утверждено постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 сентября 2021 года № 921.

Таким образом, к отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами по данному делу применяются положения Закона № 294-ФЗ с учетом особенностей организации контроля, установленных статьей 24.12 Закона № 89-ФЗ, согласно положениям которой при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

Правительство Российской Федерации устанавливает общие требования к осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, согласно которым наблюдение за соблюдением обязательных требований проводится на постоянной основе без взаимодействия с контролируемыми лицами путем сбора, анализа данных об объектах регионального государственного контроля (надзора), имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», иных общедоступных данных, а также данных, полученных с использованием работающих в автоматическом режиме технических средств фиксаций правонарушений, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи.

Административное правонарушение выявлено компетентным должностным лицом в результате изучения представленной ООО «Чистый город» информации об оказанных ООО «Экомир-Казань» услугах по транспортировке ТКО, на что прямо указано в оспариваемом постановлении.

Указание Садриева З.З. на возможность прекращения производства по делу в связи с малозначительностью, не принимается судом.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 КоАП РФ).

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 5 ноября 2003 года № 349-О указал, что нормы статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не препятствуют судам общей и арбитражной юрисдикции избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния. При этом, руководствуясь положениями статьи 2.9 Кодекса, суд вправе при малозначительности административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности.

В свою очередь, пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 21 Постановления от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснил, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.

Изложенное означает, что малозначительность административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судьей в каждом конкретном случае, применительно ко всем обстоятельствам дела. В данном же случае оснований для применения указанной правовой нормы не усматривается.

Вопреки доводам жалобы дело рассмотрено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности. Из системного толкования части 1 статьи 4.5 и части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ в их взаимосвязи с положениями Стандартов раскрытия информации следует, что срок давности привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ составляет один год и на момент рассмотрения дела не истек.

При этом, срок обжалования постановления не включается в срок привлечения к административной ответственности.

При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, не установлено.

Обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

решение судьи Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 25 августа 2022 года, вынесенное в отношении Садриева Загита Загреевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Садриева З.З. - без удовлетворения.

Судья:

Определение26.10.2022