Судья Никулин М.О. дело № 21-622/2020
(№ 12-295/2020)
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Колесникова Д.А.,
рассмотрев 11 ноября 2020 года в городе Сыктывкаре Республики Коми в открытом судебном заседании жалобу защитника юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, администрации муниципального образования городского округа «Ухта» Зайковой Ю.М. на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 17 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального образования городского округа «Ухта»,
установил:
постановлением № 212/01 заместителя начальника отдела судебных приставов по городу Ухте УФССП России по Республике Коми от 6 августа 2020 года администрации муниципального образования городского округа «Ухта» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в неисполнении после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора до 18 июня 2020 года содержащихся в решении Ухтинского городского суда Республики Коми по делу <Номер> от 21 сентября 2018 года требований неимущественного характера, в связи с чем, подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении, Зайкова Ю.М., защищающая интересы юридического лица, в отношении которого велось производство по делу об административном правонарушении, администрации муниципального образования городского округа «Ухта», обратилась в Ухтинский городской суд Республики Коми с жалобой, в обоснование доводов которой указала на отсутствие вины и недостаточное целевое финансирование расходных обязательств муниципального образования, возникших при выполнении государственных полномочий субъекта Российской Федерации. Кроме того, податель жалобы обращал внимание на то, что взыскатель К. числится под номером 26 в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых имеются судебные акты о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, который, в свою очередь, формируется путем приобретения жилых помещений за счет субвенций.
По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении по жалобе на постановление № 212/01 заместителя начальника отдела судебных приставов по городу Ухте УФССП России по Республике Коми от 6 августа 2020 года решением Ухтинского городского суда Республики Коми от 17 сентября 2020 года постановление оставлено без изменения, жалоба защитника – без удовлетворения.
Не соглашаясь с решением судьи городского суда, уполномоченный соответствующей доверенностью защитник администрации муниципального образования городского округа «Ухта» Зайкова Ю.М. обратилась в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой просит об отмене решения и прекращении производства по делу за отсутствием в действиях администрации состава административного правонарушения. В обоснование доводов жалобы защитником лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, указано на предпринятые органом местного самоуправления все возможные меры по исполнению судебного решения, однако расходные обязательства по обеспечению детей-сирот и лиц, приравненных к ним, жилыми помещениями в соответствии с действующим законодательством относится к государственным полномочиям и является расходным обязательством субъекта, а равно исполняются за счет субвенций, предоставленных из бюджета субъекта РФ, которых недостаточно для обеспечения исполнения всех обязательств. По существу доводы жалобы аналогичны изложенным ранее в жалобе на постановление по делу об административном правонарушении.
Лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, администрация муниципального образования городского округа «Ухта», ходатайствовавшее о рассмотрении жалобы в отсутствие законного представителя и (или) защитника, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем, на основании статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полагаю возможным рассмотреть дело в их отсутствие, явку которых обязательной не признаю.
Изучив материалы рассматриваемого дела об административном правонарушении, материалы дела об административном правонарушении №212/01, проверив доводы жалобы, не усматриваю оснований для отмены решения суда в силу следующего.
Ответственность по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Ухтинского городского суда Республики Коми от 21 сентября 2018 года по делу <Номер> на администрацию муниципального образования городского округа «Ухта» возложена обязанность предоставить К., жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, на состав семьи 1 человек, размером не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления муниципального образования городского округа «Ухта», на условиях договора найма специализированного жилого помещения, в пределах территории муниципального образования городского округа «Ухта».
На основании исполнительного листа, предъявленного на принудительное исполнение, постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по городу Ухте УФССП России по Республике Коми от 24 декабря 2018 года возбуждено исполнительное производство <Номер>, в рамках которого 28 января 2019 года судебный пристав-исполнитель названного отдела судебных приставов принял постановление о взыскании с администрации муниципального образования городского округа «Ухта» исполнительского сбора ввиду неисполнения решения суда в срок, установленный для добровольного исполнения.
Требованием от 23 мая 2020 года судебный пристав-исполнитель отдела судебных приставов по городу Ухте УФССП России по Республике Коми установил должнику администрации муниципального образования городского округа «Ухта» новый срок исполнения решения суда, определив его до 16 июня 2020 года с предоставлением подтверждающих документов об исполнении до 18 июня 2020 года.
Должником указанное требование получено 25 мая 2020 года и 16 июня 2020 года письмом №01-27-2950 до судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по городу Ухте УФССП России по Республике Коми доведена информация об общем объеме средств субвенций, предусмотренных в 2020 году на обеспечение жильем рассматриваемой категории лиц, количестве планируемых к приобретению жилых помещений. С учетом имеющейся очерёдности среди лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которой К. значится под номером 55 и недостаточности субвенций, последнему в 2020 году не будет предложено к осмотру жилое помещение.
Установив, что исполнительный документ в установленный срок должником не исполнен, равно как предоставленные должником в своем ответе от 16 июня 2020 года сведения не свидетельствуют об уважительных причинах неисполнения исполнительного документа, судебный пристав-исполнитель отдела судебных приставов по городу Ухте Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми 23 июля 2020 года составил в отношении администрации муниципального образования городского округа «Ухта» протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Руководствуясь положениями статьи 6 Федерального Конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», требованиями Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах», регламентирующих обязательность исполнения вступивших в законную силу постановлений федеральных судов, мировых судей и судов субъектов РФ, а также законных требований судебного пристава-исполнителя, суд нижестоящей инстанции пришел к выводу, что факт совершения административного правонарушения и виновность администрации муниципального образования городского округа «Ухта» подтверждается письменными доказательствами, имеющимися в материалах дела.
Учитывая, что доказательств, свидетельствующих о принятии всех зависящих от должника мер по исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, не представлено, судья городского суда обоснованно не усмотрел оснований для удовлетворения доводов лица, в отношении которого велось производство по делу, и исходил из того, что должник в лице администрации муниципального образования городского округа «Ухта» не исполнил требования неимущественного характера в установленный судебным приставом-исполнителем срок.
При рассмотрении жалобы на принятое судом решение нахожу выводы судьи городского суда соответствующими имеющимся в материалах дела доказательствам.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории РФ. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов влекут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.
Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в пункте 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах».
В силу статьи 105 Закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
Совершенное администрацией муниципального образования городского округа «Ухта» правонарушение посягает на институт судебной власти, принципы обеспечения эффективности судебного решения, реального и своевременного восстановления нарушенных прав граждан.
Решение суда, на основании которого выдан исполнительный документ, вступило в законную силу 29 октября 2018 года, не отменено, в связи с чем, в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» подлежит неукоснительному исполнению.
Доказательств того, что должником были предприняты все зависящие от него меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа, материалы дела не содержат и в жалобе не приведено.
Положения статьи 2, части 3 статьи 17, статьи 18, части 1 статьи 45 и статьи 46 Конституции Российской Федерации гарантируют каждому государственную, в том числе судебную защиту прав и свобод. При этом защита прав и свобод человека и гражданина составляет обязанность государства.
Неисполнение содержащихся в решении суда требований, в том числе сроков исполнения, является нарушением конституционных прав граждан на судебную защиту.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, высказанной в пункте 2 Постановления от 30 июля 2001 года № 13-П, защита прав и свобод человека и гражданина составляет обязанность государства, и такая защита не может быть признана действенной, если судебный акт не исполняется.
Таким образом, отсутствие денежных средств и недостаточное финансирование из бюджета для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот не является основанием для неисполнения решения суда и не свидетельствует о совершении должником всех зависящих от него мер по исполнению судебного акта.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно статье 140 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Кодекса, между всеми муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям и с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в муниципальных образованиях.
Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.
Статьей 158 Бюджетного кодекса РФ установлено, что главный распорядитель бюджетных средств осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований.
Пунктом 2 статьи 1 Закона Республики Коми от 21 декабря 2015 года № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республики Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» определено, что государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 2006 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», наделены органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми.
Согласно статье 7 указанного закона финансирование расходов по осуществлению органами местного самоуправления государственных полномочий производится за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, предусматриваемых в форме субвенций на осуществление государственных полномочий.
Распределение субвенций соответствующим местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий реализуется в части государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с Методикой расчета размера субвенции, выделяемой из республиканского бюджета Республики Коми бюджету муниципального района (городского округа) на осуществление государственного полномочия Республики Коми, предусмотренного пунктом 7 статьи 1 Закона Республики Коми «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми», согласно приложению 11 к названному Закону.
По смыслу Методики (введена Законом Республики Коми от 28 декабря 2015 года № 140-РЗ) объем субвенции, предоставляемой бюджету муниципального района (городского округа) на строительство, приобретение, реконструкцию, ремонт жилых помещений для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - граждане), жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, определяется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке в сводной бюджетной росписи республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год и плановый период.
Формирование размера субвенций бюджету соответствующего муниципального образования возложено на главного распорядителя бюджетных средств по данной статье расходов.
На основании статьи 10 Закона Республики Коми от 25 декабря 2015 года № 134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан» финансирование расходов по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) граждан осуществляется путем предоставления бюджетам муниципальных районов (городских округов) субвенций за счет средств республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год и плановый период.
Таким образом, с учетом даты вступления в законную силу решения Ухтинского городского суда Республики Коми от 21 сентября 2018 о возложении на администрацию муниципального образования городского округа «Ухта» обязанности предоставить К. жилое помещение, и исходя из Методики расчета размера субвенции финансирование государственных полномочий в рамках исполнения указанного решения должно было осуществляться в 2020 финансовом году.
Приведенные в рассматриваемой жалобе доводы о том, что предоставление жилого помещения должно осуществляться за счет средств бюджета субъекта, которые являются недостаточными для обеспечения всех граждан рассматриваемой категории, а потому вина должника отсутствует, повторяют доводы лица, в отношении которого велось производство по делу об административном правонарушении, изложенные им в жалобе на постановление по делу об административном правонарушении.
В подтверждение отсутствие вины администрацией муниципального образования городского округа «Ухта» предоставлено заключенное 19 апреля 2019 года между ней и Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Коми соглашение № 18 о предоставлении бюджету администрации муниципального образования городского округа «Ухта» в 2019 году субвенций из республиканского бюджета Республики Коми на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. На основании указанного соглашения должником планируется приобретение 29 жилых помещений для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Кроме того, 17 января 2020 года между Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Коми и администрацией муниципального образования городского округа «Ухта» заключено соглашение №17 о предоставлении бюджету муниципального образования городского округа «Ухта» из республиканского бюджета Республики Коми в 2020 году субвенций на строительство, приобретение, реконструкцию, ремонт жилых помещений для обеспечения детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда в размерах ... рубля и ... рублей.
Как следует из жалобы администрации, на средства субвенций, предусмотренных в 2020 году планировалось приобрести 32 жилых помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По состоянию на 3 августа 2020 года заключено 36 муниципальных контрактов на приобретение недвижимого имущества – жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На момент обращения с жалобой предоставлено 17 жилых помещений, приобретенных в 2020 году.
Обстоятельства, на которые в обоснование доводов жалобы ссылается ее податель, при которых К. числится под номером 26 в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда и под номером 38 в очереди среди граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых имеются судебные акты о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, а также данных о приобретенных за период с 2019 по 2020 год жилых помещений для указанной категории лиц, обоснованно не приняты судом первой инстанции в качестве доказательств, свидетельствующих о недостаточности финансирования на указанные цели и предпринятых должником фактических мер, либо использование иных организационно-правовые механизмов, направленных на исполнение решения суда.
Ссылка защитника администрации муниципального образования городского округа «Ухта» на законодательно установленный порядок финансового обеспечения за счет субвенций (субсидий), предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации, на обязанность соблюдения очередности удовлетворения требований взыскателей о предоставлении жилых помещений по исполнительным производствам, возбужденным ранее, не может повлечь отмену постановления должностного лица административного органа и решения судьи первой инстанции, поскольку не исключает состава вмененного административного правонарушения.
Администрация не была лишена возможности обратиться с ходатайством об увеличении финансирования, либо в суд с заявлением в порядке части 6 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», а также статьи 434 Гражданского процессуального кодекса РФ об отсрочке исполнения судебного постановления, изменении способа и порядка его исполнения.
Длительное неисполнение судебного решения противоречит интересам взыскателя и приводит к нарушению его права на эффективную судебную защиту и судопроизводство в разумные сроки, что с учетом социальной значимости защищаемых в судебном порядке прав лиц, которые относятся к наиболее уязвимому слою населения, является достаточным основанием для привлечения органа местного самоуправления в лице администрации городского округа «Ухта» к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы, изложенные подателем жалобы, не являются основанием к отмене решения судьи и постановления должностного лица, поскольку основаны на ином толковании норм права и установленных судом обстоятельств, направлены на переоценку исследованных и судьей, и должностным лицом доказательств и не свидетельствуют о невиновности администрации муниципального образования городского округа «Ухта» в совершении административного правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения дела должностным лицом и судьей правильно определены юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, исследованы все представленные по делу доказательства, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Мера наказания администрации города определена в минимальных пределах санкции части 1 статьи 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении юридических лиц и с учетом положений статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, по делу не допущено.
Принимая во внимание изложенное, оспариваемые решение Ухтинского городского суда Республики Коми отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 17 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального образования городского округа «Ухта» оставить без изменения, жалобу представителя администрации муниципального образования городского округа «Ухта» Зайковой Ю.М. - без удовлетворения.
Судья Д.А. Колесникова