Дело № 12-295/2020
22RS0011-02-2020-002700-95
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
15 октября 2020 года г. Рубцовск
Судья Рубцовского городского суда Алтайского края Яркович Н.Г., рассмотрев жалобу защитника Администрации города Рубцовска Алтайского края на постановление врио начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП г. Рубцовска, Егорьевского и Рубцовского районов УФССП России по Алтайскому краю от *** по делу об административном правонарушении в отношении Администрации города Рубцовска Алтайского края по ч.2 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Врио начальника отдела - старшего судебного пристава от *** Администрация города Рубцовска Алтайского края признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник Администрации города Рубцовска обратился в суд с жалобой, в которой просил данное постановление отменить, производство по делу прекратить, по следующим основаниям. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту - ФЗ №229), задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - исполнение иных документов в целях защиты нарушенных паав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Согласно части 2 статьи 2.1. ФЗ № 229, юридическое лицо признается виновным в совернюнии административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субьекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры но их соблюдению. Управлением Администрации города Рубцовска по жилищно-коммунальному, дорожному хозяйству и экологии была сформирована и направлена заявка на бюджетное финансирование на 2020 год управления Администрации города Рубцовска по жилищно-коммунальному хозяйству и экологии в бюджетную комиссию Администрации города на бюджетное финансирование в размере56758,55 руб. на выполнение работ по организации наружного освещения. Решением Рубцовского городского Совета депутатов Алтайского края от *** «О бюджете муниципального образования город Рубцовск Алтайского края на 2020 год» финансирование работ по модернизации сетей наружного освещения по исполнительным листам не предусмотрено. В связи с низким уровнем собственных доходов муниципального образования город Рубцовск Алтайского края, финансирование работ по муниципальной программе «Развитие дорожного хозяйства, благоустройства и экологии в городе Рубцовске» на 2018-2020 годы» (с изменениями) на 2020 год Рубцовским городским Советом депутатов Алтайского края утверждено <данные изъяты> тыс. руб., что недостаточно для исполнения, в том числе требований исполнительных документов. В рамках муниципального контракта от *** № выполнены работы по восстановлению линий наружного освещения по ... В рамках энергосервисного контракта от *** № были выполнены работы по установке светодиодных светильников наружного освещения по ... в количестве штук, а также ... на следующих участках: от ... – 14 шт.; от ... – 6 шт.; от ... – 11 шт.; от ... – 9 шт. Для исполнения требований исполнительных документов, вынесенных в отношении Администрации города, всего необходимо 2 <данные изъяты> тыс. рублей, что превышает годовую сумму собственных доходов (с дотацией) в 2,6 раза, а действующее экономические условия не дают возможности исполнять вынесенные решения в связи со значительным сокращением доходных источников бюджета города в результате влияния кризиса. В связи с ухудшением экономической ситуации в стране, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на *** в бюджет города поступило <данные изъяты> тыс. руб. налоговых и неналоговых доходов, что составило 94,5% от плана, то есть сумма выпадающих доходов составила <данные изъяты> тыс. руб. По сравнению с аналогичным периодом 2019 снижение налоговых и неналоговых доходов составила <данные изъяты> тыс. руб. или 5,4%. Бюджет муниципального образования город Рубцовск Алтайского края на 2020 год формировался и утверждался в условиях экономической нестабильности и утвержден соответственно в пределах прогнозируемых доходов и с максимально допустимым размером дефицита бюджета. Согласно ч.4 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом органа местного самоуправления, руководителем муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления, выполнение муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные средства на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и муниципальных учреждений подлежит прекращению. Из года в год дотация г.Рубцовску из фонда финансовой поддержки муниципальных образований на выравнивание бюджетной обеспеченности определяется в размере 60-70% от необходимой потребности. Собственные доходы не обеспечивают потребность в финансовых средствах в полном объеме, соответственно расходы бюджета г.Рубцовска из года в год планируются исходя из налоговой базы в объеме 35-40% от реальной потребности. Основные социально-значимые мероприятия города на протяжении многих лет находятся в сложном финансово-экономическом состоянии, снижают налоговую базу и сокращают поступления в бюджет. Низкий уровень собственных доходов и дотации не позволяет в полном объеме финансировать потребности городского хозяйства. Формирование расходов бюджета г. Рубцовска осуществляется в соответствии со ст. 65 Бюджетного кодекса РФ на основании принятых расходов обязательств и в первую очередь обеспечиваются расходы на выплату заработной платы на развернутую сеть учреждений бюджетной сферы, оплату коммунальных услуг и уплату налогов во все уровни бюджетной системы. Оставшихся средств объективно явно недостаточно на решение в полном объеме вопросов местного значения городского округа в соответствии со ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Более того, с учетом существующего механизма заключения контрактов для муниципальных нужд, объема предстоящих работ, исполнение многих решений судов в установленные этими же решениями сроки изначально было невыполнимым. В соответствии с требованиями действующего законодательства Администрация города как орган местного самоуправления при выполнении любого вида работ, связанного с использованием бюджетных средств и муниципального имущества обязана руководствоваться положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В свою очередь системный анализ вышеприведенного федерального закона объективно свидетельствует о том, что для осуществления необходимых мероприятий в рамках действующего законодательства муниципальному заказчику требуется гораздо больший срок. Это обусловлено особенностями формирования соответствующей заявки, порядка и сроков размещения соответствующей информации на официальном сайте государственных закупок, порядка проведения самого конкурса, порядка и сроков заключения договора по результатам его проведения, а равно предоставления необходимого времени победителю конкурса на выполнение непосредственно самих работ. Заключение же договора (контракта) вне рамок существующей конкурсной процедуры является безусловным нарушением действующего законодательства и влечет наступление соответствующей ответственности как по отношению к муниципальному заказчику, так и к подрядчику.
Законный представитель Администрации города Рубцовска Алтайского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом.
Защитник Администрации города Рубцовска Алтайского края ФИО1 в судебном заседании отсутствовал, был надлежаще извещен.
Врио начальника отдела-старшего судебного пристава ОСП г. Рубцовска, Егорьевского и Рубцовского районов Алтайского края ФИО2 в судебное заседание не явилась, надлежаще извещена о времени и месте судебного заседания.
Исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении, изучив позицию сторон, проверив дело в полном объеме в соответствии с ч.3 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья приходит к следующим выводам.
В силу частей 1 и 2 статьи 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель применяет к должнику штраф, предусмотренный статьей 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и устанавливает новый срок для исполнения.
Статьей 5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов. В силу ст.6 указанного Федерального закона законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
Диспозиция ч.2 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Как установлено судом, на основании заявления заместителя прокурора г. Рубцовска Берсеневой Т.В., зарегистрированного службой судебных приставов ***, с приложением исполнительного документа - исполнительного листа ФС , выданного Рубцовским городским судом Алтайского края *** по решению от *** по делу по иску прокурора города Рубцовска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Рубцовска Алтайского края о понуждении организовать улично-дорожное освещение, выполнить работы по обустройству тротуаров, вступившего в законную силу ***, *** возбуждено исполнительное производство в отношении Администрации города Рубцовска Алтайского края. Взыскатель: прокуратура г. Рубцовска. Предмет исполнения: обязать Администрацию г. Рубцовска Алтайского края организовать улично-дорожное освещение на ... в срок до ***; обязать Администрацию г. Рубцовска Алтайского края выполнить работы по обустройству тротуаров по ... в срок до ***.
Пунктом 2 постановления о возбуждении исполнительного производства должнику установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, в соответствии с ч. 13 ст. 30 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительно производстве».
При совершении исполнительных действий судебным приставом было установлено, что требования исполнительного документа должником в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнены. В связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения требований, *** судебным приставом-исполнителем ФИО3 было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб., и постановлением от *** установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа, до ***.
В связи с неисполнением должником содержащихся в исполнительном документе требований в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, постановлением начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП г. Рубцовска и Рубцовского районов УФССП России по Алтайскому краю ФИО4 от *** -АП Администрация города Рубцовска была привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере <данные изъяты> руб., копия указанного постановления была получена должником ***, и постановлением от *** установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа, до ***.
В связи с неисполнением должником содержащихся в исполнительном документе требований в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, постановлением начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП г. Рубцовска и Рубцовского районов УФССП России по Алтайскому краю ФИО4 от *** -АП Администрация города Рубцовска была привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере <данные изъяты> руб., копия указанного постановления была получена должником ***, и постановлением от *** установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа, до ***.
Впоследствии судебным приставом-исполнителем должнику неоднократно предоставлялся новый срок для исполнения решения суда от ***, в связи с неисполнением которого Администрация г. Рубцовска неоднократно привлекалась к административной ответственности по ч.2 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением от *** должнику был установлен новый срок для исполнения решения суда. Определением от *** срок был продлен до ***.
В ходе проведения исполнительных действий судебным приставом было установлено, что должником требования, содержащиеся в исполнительном документе, не исполнены, что подтверждается актом от ***.
*** был составлен протокол об административном правонарушении по ч.2 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое выразилось в не исполнении должником содержащихся в исполнительном документе требований в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа. Администрация г. Рубцовска надлежащим образом была уведомлена о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении ***. Копия протокола получена ***. О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении должник был уведомлен ***.
*** постановлением -АП врио начальника отдела - старшего судебного пристава Отдела судебных приставов г. Рубцовска, Егорьевского и Рубцовского районов УФССП России по Алтайскому краю ФИО2 в связи с неисполнением требований исполнительного документа на основании решения суда от ***, Администрация города Рубцовска Алтайского края была привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.17.15 КоАП Российской Федерации, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей. Копия обжалуемого постановления была получена защитником Администрации города Рубцовска ФИО1 ***.
Администрации города Рубцовска неоднократно объявлялись предупреждения о привлечении к уголовной ответственности по ст.315 УК РФ в случае неисполнения требований исполнительного документа, которые были объявлены Администрации города Рубцовска.
Представлением -АП от *** начальником отдела - старшим судебным приставом ОСП г. Рубцовска, Егорьевского и Рубцовского районов УФССП России по Алтайскому краю Главе Администрации г. Рубцовска Алтайского края предложено принять меры по устранению выявленных причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, и в месячный срок сообщить о принятых мерах.
Таким образом, факт совершения административного правонарушения и вина Администрации г. Рубцовска Алтайского края подтверждается исследованными материалами исполнительного производства, а также:
- постановлением о взыскании исполнительского сбора от ***;
- постановлением судебного пристава-исполнителя о назначении нового срока исполнения от ***;
-постановлением по делу об административном правонарушении от *** по ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ о наложении административного штрафа;
- постановлением судебного пристава-исполнителя о назначении нового срока исполнения от ***;
-постановлением судебного пристава-исполнителя о назначении нового срока исполнения от ***;
-постановление о продлении срока от ***;
- актом о совершении исполнительных действий от ***;
- актом об обнаружении правонарушения от ***;
- протоколом об административном правонарушении от ***, который составлен с соблюдением требований ст.28.2 КоАП РФ.
В соответствии с ч.1 ст.1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч.2 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Под уважительными причинами необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 №13-П).
В силу ч.4 ст.24.5 КоАП РФ в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом органа местного самоуправления, руководителем муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления, выполнение муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные средства на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и муниципальных учреждений подлежит прекращению.
Вместе с тем, указанные в жалобе обстоятельства не подтверждают, что юридическим лицом на протяжении длительного времени предпринимались реальные меры, направленные на исполнение решения суда в установленный законом срок, с учетом порядка и сроков составления проекта соответствующего местного бюджета, которые определены в соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации.
Довод жалобы о том, что у администрации города Рубцовска недостаточно денежных средств для исполнения решения суда не свидетельствует о принятии надлежащих и своевременных мер по исполнению решения суда.
Отсутствие необходимых средств финансирования администрации города Рубцовска не освобождает от административной ответственности, поскольку какие-либо доказательства принятия должником в течение длительного периода времени мер к получению необходимых финансовых ресурсов, не представлены ни судебному приставу – исполнителю, ни судье, в том числе, отсутствуют доказательства принятия мер, направленных на получение бюджетный ассигнований, необходимых для исполнения судебного акта, после установления нового срока исполнения судебного решения.
Таких чрезвычайных, объективно непредотвратимых и непредвиденных обстоятельств, а также непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, не позволивших должнику исполнить на протяжении длительного времени решение суда, вступившее в законную силу, по делу не установлено. Иных доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, либо о наличии непреодолимых препятствий, чрезвычайных обстоятельств, объективно препятствующих Администрации г. Рубцовска Алтайского края исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе, ни в службу судебных приставов, ни суду не представлено.
Данное правонарушение посягает на институт судебной власти, принципы обеспечения эффективности судебного решения, реального и своевременного восстановления нарушенных прав граждан, создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в виде пренебрежительного отношения должника к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Таким образом, установленные в ходе производства по делу обстоятельства указывают на то, что Администрацией г. Рубцовска Алтайского края не были приняты достаточные и все зависящие от нее меры для исполнения решения суда, а также требований судебного пристава-исполнителя в установленный срок, и привлечения необходимых для исполнения денежных средств. Недостаточное бюджетное финансирование не является основанием для освобождения администрации от исполнения указанных обязанностей, в том числе с учетом сферы охраняемых прав граждан, длительности периода неисполнения исполнительного документа, характера и степени общественной опасности вменение административного правонарушения, и, соответственно, положения ч.4 ст.24.5 КоАП РФ к обстоятельствам по настоящему делу неприменимы.
Обжалуемое постановление вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел; наказание избрано в пределах санкции статьи, с учетом фактических обстоятельств совершенного правонарушения.
Таким образом, обоснованность привлечения Администрации города Рубцовска Алтайского края к административной ответственности по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ сомнений не вызывает, процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления, не установлено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены, изменения или прекращения постановления, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь п.1. ч.1. ст. 30.7, ст. 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление врио начальника отдела – старшего судебного пристава Отдела судебных приставов г.Рубцовска, Егорьевского и Рубцовского районов УФССП России по Алтайскому краю от *** -АП по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении администрации города Рубцовска Алтайского края оставить без изменения, жалобу защитника Администрации города Рубцовска Алтайского края – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 суток с момента вручения или получения копии решения.
Судья Н.Г. Яркович