ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-295/2014 от 03.07.2014 Калининградского областного суда (Калининградская область)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯКАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 Судья: Гусева Н.А. Дело № 12-295/2014

Р Е Ш Е Н И Е

 03 июля 2014 г. г. Калининград

 Судья Калининградского областного суда

 ФИО1

 при секретаре Ульяновой В.В.

 рассмотрел в открытом судебном заседании дело по жалобе ООО «АРВИ НПК» на постановление судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 23 апреля 2014 г., которым ООО «АРВИ НПК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.19 ч. 2 КоАП РФ ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

 Заслушав объяснения защитника ООО «АРВИ НПК» - Цирита В.А., поддержавшего жалобу, пояснения представителя Калининградской областной таможни – ФИО2, возражавшего против доводов, изложенных в жалобе, а также исследовав материалы дела, суд

У С Т А Н О В И Л :

 06 ноября 2012 года на железнодорожную станцию «Черняховск» Калининградской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» (г. Черняховск, Калининградской области) произведено оформление международной перевозки грузов на основании железнодорожной ведомости № с использованием в качестве транспортного средства международной перевозки железнодорожного вагона №. Согласно служебной записке таможенного поста ЖДПП Нестеров Калининградской областной таможни от 27 декабря 2013 года № вышеуказанный вагон покинул территорию Калининградской области – 13 ноября 2012 года. 18 декабря 2012 года на железнодорожную станцию «Черняховск» Калининградской железной дороги с остальной части территории Российской Федерации (г. Березняки, Пермский край, Россия; станция «Березники-Сортировочная» Свердловской железной дороги) по дорожной ведомости № с грузом «<данные изъяты> в количестве 69100 кг» прибыл железнодорожный вагон №. Перевозка указанного груза в вагоне № осуществлялась по маршруту: Березники – Черняховск через территории государства – члена Таможенного союза (Республика Беларусь» и иностранного государства (Литва). Пересечение груженным вагоном № пограничной станции перехода «Нестеров» Калининградской железной дороги при его прибытии в Калининградскую область по дорожной ведомости № осуществлено 18 декабря 2012 года. Согласно дорожной ведомости № отправителем груза «<данные изъяты>» значится ОАО «Д.» (г. Березники, Пермский край), получателем – ООО «АРВИ НПК», станцией отправления является «Березники-Сортировочная» Свердловской железной дороги Российской Федерации, станцией назначения – «Черняховск» Калининградской железной дороги, пограничными станциями перехода на территории Российской Федерации являются «Красное» Московской железной дороги и «Нестеров» Калининградской железной дороги. В соответствии со сведениями, указанными в дорожной ведомости №, плательщиком за перевозку насыпного груза по российским железным дорогам является ООО «АРВИ НПК». Таким образом, железнодорожный вагон № был ввезен по накладной № на территории ОЭЗ в Калининградской области и помещен ООО «АРВИ НПК» под таможенную процедуру свободной таможенной зоны без уплаты таможенных пошлин, налогов по ДТ №. Ввоз указанного вагона был осуществлен в рамках договора об аренде вагонов №, заключенного 02 марта 2009 года в г. Л. между арендодателем ЗАО «Б.» (Литовская Республика) и арендатором ООО «АРВИ НПК».

 По данному факту 12 декабря 2013 года Калининградской областной таможней в отношении ООО «АРВИ НПК» возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования.

 12 февраля 2014 года Калининградской областной таможней составлен протокол об административном правонарушении, действия ООО «АРВИ НПК» квалифицированы по части 2 ст. 16.19 КоАП РФ. Дело передано для рассмотрения по существу в Ленинградский районный суд г.Калининграда.

 Рассмотрев данное дело, судья вынес изложенное выше постановление.

 В жалобе на приведенное выше постановление ООО «АРВИ НПК» просит постановление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

 Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, суд считает, что постановление судьи подлежит оставлению без изменения.

 В соответствии с частью 3 статьи 9 Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 01.07.2011) иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, могут размещаться и использоваться только на территории Особой экономической зоны, за исключением случаев, установленных Соглашением о СЭЗ в отношении Особой экономической зоны.

 Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 01.07.2011), установлено, что моторные транспортные средства для перевозки грузов, тягачи, прицепы, полуприцепы, тракторы, автобусы, морские и воздушные суда, железнодорожный подвижной состав, имеющие для таможенных целей статус иностранных товаров, ввезенные на территорию Калининградской области и помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, рассматриваются как транспортные средства для таможенных целей при осуществлении международных перевозок между территорией Калининградской области и территориями иностранных государств, а также перевозок товаров и пассажиров между территорией Калининградской области и остальной частью таможенной территории Российской Федерации при выполнении следующих условий:

 1) транспортные средства зарегистрированы на территории Калининградской области;

 2) транспортные средства принадлежат юридическим лицам, указанным в части 2 статьи 9 данного Федерального закона.

 С 07.12.2011 года вышеуказанная статья 15 Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 409-ФЗ, была признана утратившей силу, и Федеральный закон от 10.01.2006 N 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» дополнен статьей 12.2, в соответствии с частью 1 которой, транспортные средства для перевозки грузов, тягачи, прицепы, полуприцепы, тракторы, автобусы, воздушные суда, водные суда, железнодорожный подвижной состав (включая порожние транспортные средства), помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны, рассматриваются для таможенных целей как транспортные средства международной перевозки при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа между территорией Калининградской области и территориями иностранных государств и перевозок товаров, пассажиров и багажа между Калининградской областью и остальной частью территории Российской Федерации через территорию иностранного государства, в том числе через территорию государства - члена Таможенного союза, при соблюдении следующих условий:

 1) транспортное средство зарегистрировано на территории Калининградской области;

 2) транспортное средство принадлежит юридическому лицу, государственная регистрация которого осуществлена в Калининградской области.

 Из положений вышеизложенных нормативных актов следует, что общей нормой права установлено ограничение в использовании иностранных товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны в Калининградской области, заключающееся в том, что данные товары могут использоваться только на территории Калининградской области, а также установлено исключение для транспортных средств, согласно которому допускается осуществление перевозки между Калининградской областью и иностранным государством, но лишь при соблюдении двух каждого из двух вышеуказанных условий.

 Условие о регистрации транспортного средства на территории Калининградской области нельзя признать соблюденным, поскольку из материалов дела очевидно, что данный вагон не приписан, ни к одной из станций, расположенных в Калининградской области.

 Государственный учет ж/д вагонов производится путем приписки их к ж/д станции, что является по своей сути особенностью регистрационного учета транспортных средств в зависимости от вида транспорта. Так, автотранспортные средства, используемые на дорогах общего пользования, имеющих широкую разветвленную сеть, ставятся на регистрационный учет по месту жительства (нахождения) лица; средства речного (морского) транспорта приписываются к определенному порту. Вместе с тем, общим принципом всех указанных видов учета транспортных средств является принцип их учета по месту нахождения их владельца (ближайшего к месту нахождения владельца объекта соответствующей транспортной инфраструктуры).

 Таким образом, в части соблюдения требований закона о регистрации транспортного средства на территории Калининградской области таможенный орган обоснованно указывает на то, что регистрацией в данном случае будет являть приписка вагона к станции на территории Калининградской области.

 При этом суд отвергает ссылку ООО «АРВИ НПК» на то, что регистрация ж/д вагонов законом не предусмотрена, поскольку указанная регистрация, как было указано выше, не является регистраций права собственности владельца транспортного средства, в том смысле, в котором это указано в статье 130 ГК РФ.

 По смыслу Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», с учетом того, что данный закон был принят в целях ускорения социально-экономического развития Калининградской области (статья 1 Закона), требование о регистрации транспортных средств на территории Калининградской области введено с целью обеспечения локализации субъектов предпринимательства на территории ОЭЗ, и препятствования использованию предоставленных данным законом льгот, лицами, имеющими формальную регистрацию на территории ОЭЗ, однако осуществляющими деятельность за ее пределами.

 Ссылка на то, что приписка вагона в станции в РФ не требуется, поскольку вагон приписан к станции в Литовской Республике, является несущественной, поскольку ООО «АРВИ НПК» привлекается к ответственности не за нарушения правил приписки вагона, а за несоблюдение таможенной процедуры, одним из условий которой является требование о приписке вагона к ряду определенных станций. При этом у лица имелась возможность поместить вагон под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, не предусматривающую ограничений по использованию товара после выпуска. Избрав же процедуру, которая давая определенные льготы по уплате платежей, требует соблюдения ряда условий, лицо обязано неукоснительно соблюдать данные условия.

 Ссылка в жалобе на то, что п.3 ст.24 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года не устанавливает каких – либо ограничений в использовании транспортных средств, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в международных перевозках, не может служить основанием к отмене постановления, т.к. указанная норма устанавливает общее правило, которое детализировано приведенными выше положениями закона и между ними нет противоречий, использование допускается, но при соблюдении определенных условий.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.   30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

   РЕШИЛ:

 Постановление судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 23 апреля 2014 года оставить без изменения, жалобу ООО «АРВИ НПК» - без удовлетворения.

 Судья

 Калининградского областного суда ФИО1