дело №
Решение
г. Красноярск 5 марта 2018 года
Судья Советского районного суда г. Красноярска Тупеко С.А.,
при секретаре Филипович Т.В.,
с участием:
директора МБУДО «Детская художественная школа № 2» ФИО1
рассмотрев жалобу начальника отдела по надзору и контролю за соблюдением законодательства министерства образования Красноярского края лицо 3 об отмене постановления мирового судьи судебного участка № в Советском районе г. Красноярска от 21.11.2017 года, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ в отношении директора муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «детская художественная школа №2» ФИО1 прекращено за отсутствием состава административного правонарушения по ч. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка № в Советском районе г. Красноярска от 21.11.2017 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ в отношении директора муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «детская художественная школа №2» ФИО1 прекращено за отсутствием состава административного правонарушения по ч. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
А именно, в отношении директора муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская художественная школа № 2» ФИО1 главным специалистом - государственным инспектором отдела по надзору и контролю за соблюдением законодательства министерства образования лицо 1 был составлен протокол об административном правонарушении от 19.10.2017г. № согласно которому, на основании Устава МБУДО «ДХШ № 2», лицензии на осуществление образовательной деятельности серии <данные изъяты>№, регистрационный № от 31.07.2014 имеет право осуществлять образовательную деятельность по реализации программ дополнительного образования детей и взрослых по адресу: <адрес> МБУДО «ДХШ № 2» реализует дополнительную общеобразовательную предпрофессиональную программу в области изобразительного искусства «Живопись» для детей 11-17 лет со сроком обучения 5 лет; дополнительную общеобразовательную программу «Изобразительное искусство» для детей 11-17 лет со сроком обучения 4 года; дополнительную общеразвивающую программу в области изобразительного искусства «Первые шаги» для детей 7-9 лет со сроком обучения 2 года; дополнительную общеразвивающую программу в области изобразительного искусства «Детство» для детей 5-6 лет со сроком обучения 2 года; дополнительную общеразвивающую программу «Изобразительное искусство» для детей старше 14 лет со сроком обучения 2 года; дополнительную общеразвивающую программу в области изобразительного искусства «Керамика» для детей 7-9 лет со сроком обучения 2 года; дополнительную общеразвиваюшую программу в области изобразительного искусства «0 класс» для детей 9- 10 лет со сроком обучения 1 год. У МБУДО «ДХШ № 2» отсутствует локальный нормативный акт, регламентирующий правила приема обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам. В соответствии с п. № Устава МБУДО «ДХШ № 2» прием детей на общеразвивающие программы в сфере искусств не требует их индивидуального отбора и осуществляется МБУДО «ДХШ № 2» самостоятельно с учетом имеющихся кадровых и материальных ресурсов. Согласно экзаменационной ведомости приемной комиссии по отбору обучающихся, 26.08.2017г. проведены экзамены для поступающих на дополнительную общеразвивающую программу в области изобразительного искусства со сроком реализации 2 года, по результатам которых приказом МБУДО «ДХШ № 2» от 06.09.2017 № были зачислены в МБУДО «ДХШ № 2» из поступающих 44 человек, были зачислены только 17 человек, получивших положительные результаты на вступительных экзаменах по предметам «Рисунок» и «Живопись». В нарушение ч. 1 ст. 55, ч. 3 ст. 75 Федерального закона от 29.12.2012 №-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», п. № Устава МБУДО «ДХШ № 2» 26.08.2017, в отношении 18 человек были нарушены и ограничены права на образование, выразившееся в незаконном отказе в приеме в образовательную организацию.
Не согласившись с указанным постановлением, начальник отдела по надзору и контролю за соблюдением законодательства министерства образования Красноярского края лицо 3 обратился в суд с жалобой об отмене постановления мирового судьи судебного участка № в Советском районе г. Красноярска от 21.11.2017 года и направлении дела на новой рассмотрение, полагая, что в постановлении не нашел отражения ряд существенных факторов, необходимых для всестороннего и объективного рассмотрения обстоятельств дела.
В судебное заседание представитель министерства образования Красноярского края, будучи уведомленным о дате, времени и месте рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, не явился, поступило письмо о проведении судебного заседания в отсутствие представителей министерства образования Красноярского края.
Директор МБУДО «Детская художественная школа № 2» ФИО1 полагала вынесенное мировым судьей постановление законным и обоснованным.
Исследовав доводы жалобы, выслушав мнение директора МБУДО «Детская художественная школа № 2» ФИО1 проверив при рассмотрении жалобы материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
При вынесении постановления мировой судья указывает, что в соответствии с ч. 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
В соответствии с ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.
Согласно п. 1.1 Устава МБУДО «ДХШ № 2» представляет собой некоммерческую организацию, созданную муниципальным образованием города Красноярска, для выполнения работ и оказания услуг в целях осуществления полномочий администрации города Красноярска по организации предоставления дополнительного образования детям на территории города.
В соответствии с ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.
У МБУДО «ДХШ № 2» отсутствует отдельный локальный нормативный акт, регламентирующий правила приема обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам, однако, согласно п. 1.9 Устава МБУДО «ДХШ № 2», настоящий устав является основным локальным актом в системе правового регулирования школы, где разделом № регламентирован порядок приема обучающихся в МБУДО «ДХШ № 2».
Из анализа п.п. 4.10.3, 4.10.4, 4.10.7 Устава следует, что устанавливаемые школе контрольные цифры контингента обучающихся (ученических мест, финансируемых за счет средств бюджета г. Красноярска), являются видом муниципального задания, и устанавливаются на начало календарного (финансового года) и начало соответствующего учебного года. Прием детей осуществляется школой самостоятельно с учетом имеющихся кадровых материальных ресурсов.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273- ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) относитсяк полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования.
В соответствии с ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и статьей 88 настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные
представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Исходя из материалов дела, отказывая в зачислении 18 человек, подавших заявление на зачисление и прошедших экзамены, учреждение руководствовалось предельной наполняемостью класса, бюджетными возможностями и имеющимися условиями для обучения, в связи с чем, мировой судья пришел к выводу об отсутствии оснований для признания отказа в зачислении 18 человек незаконным.
Кроме того, мировой судья пришел к выводу, о том, что отказ в предоставлении места для обучения именно в данное учреждение МБУДО «ДХШ №2» не нарушает право лицо 4 , лицо 5 , лицо 6 , лицо 7 , лицо 8 , лицо 9 , лицо 10, лицо 11 , лицо 12, лицо 13 , лицо 14 , лицо 15 , лицо 16 , лицо 17 , лицо 18 , лицо 19, лицо 20 , лицо 21 на получение дополнительного образования, так как они имеют право обратиться в любое образовательное учреждение имеющее дополнительные общеобразовательные программы при наличии в нем свободных мест.
При вынесении постановления мировой судья ссылается на нормы Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 29.12.2012 № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», которые относятся к регулированию деятельности образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы (образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования).
Вместе с тем, согласно п. 1 ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» МБУДО «ДХШ № 2» является образовательной организацией, реализующей дополнительные общеобразовательные программы (дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы) и к ним, помимо общих требований к образовательным организациям, применимы следующие нормы, установленные законодательством Российской Федерации об образовании.
Статья 75 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» регулирует деятельность образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы.
В соответствии с ч. 3 ст. 75 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации», к освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.
В соответствии с ч. 6 ст. 83 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» прием на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств проводится на основании результатов индивидуального отбора, проводимого в целях выявления лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы творческие способности и физические данные, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
В соответствии с ч. 5 ст. 84 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» прием на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта проводится на основании результатов индивидуального отбора, проводимого в целях выявления лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы способности в области физической культуры и спорта, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Таким образом, согласно ч. 6 ст. 83 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» проведение индивидуального отбора может быть только на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств.
МБУДО «ДХШ № 2» на основании Устава, лицензии на осуществление образовательной деятельности серии <данные изъяты>№, регистрационный № от 31.07.2014 года, осуществляет образовательную деятельность по реализации программ дополнительного образования детей и взрослых (дополнительные общеразвивающие программы в области изобразительного искусства, дополнительные предпрофессиональные программы в области изобразительного искусства).
В соответствии с ч. 5 ст. 55 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прием на обучение по дополнительным образовательным программам, а также на места с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами проводится на условиях, определяемых локальными нормативными актами таких организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 9 ст. 55 Федерального закона от 29.12.2012 № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» правила приема в конкретную организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на обучение по образовательным программам устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
У МБУДО «ДХШ № 2» отсутствует локальный нормативный акт, регламентирующий правила приема обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам.
В соответствии с п. 4.10.7 Устава МБУДО «ДХШ № 2» прием детей на дополнительные общеразвивающие программы в сфере искусств не требует их индивидуального отбора и осуществляется МБУДО «ДХШ № 2» самостоятельно с учетом имеющихся кадровых и материальных ресурсов.
В то же время, в МБУДО «ДХШ № 2» в нарушение ч. 1 ст. 55, ч. 3 ст. 75 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации», согласно экзаменационной ведомости приемной комиссии по отбору обучающихся, 26.08.2017 проведены экзамены для поступающих на дополнительную общеразвивающую программу в области изобразительного искусства со сроком реализации 2 года, по результатам которых приказом МБУДО «ДХШ № 2» от 06.09.2017 № были зачислены в МБУДО «ДХШ № 2» из поступающих 44 человек, были зачислены только 17 человек, получивших положительные результаты на вступительных экзаменах по предметам «Рисунок» и «Живопись».
При этом, исходя из толкования ст. 75, ст. 83 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» проведение экзаменов или иных видов и форм индивидуального отбора для поступающих детей на дополнительные общеразвивающие программы не предусмотрено нормами законодательства Российской Федерации об образовании, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы. А в соответствии с п. № Устава МБУДО «ДХШ № 2» прием детей на дополнительные общеразвивающие программы в сфере искусств не требует их индивидуального отбора.
Таким образом, в нарушение требований законодательства Российской Федерации об образовании и Устава МБУДО «ДХШ № 2» в МБУДО «ДХШ № 2» проведены экзамены в отношении 18 человек и в результате были нарушены и ограничены права на образование, выразившееся в незаконном отказе в приеме в образовательную организацию.
Основание отказа в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию – по причине отсутствия в ней свободных мест, применимо только к образовательным организациям, реализующим основные общеобразовательные программы и регулируется статьей 67 «Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам» Федерального закона
от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации».
Исходя из анализа норм законодательства Российской Федерации об образовании прием на обучение по дополнительным общеразвивающим программам осуществляется при наличии свободных мест в порядке живой очередности, а не на основании вступительных экзаменов, по результатам которых были зачислены на дополнительную общеразвивающую программу лица, получившие положительные результаты на вступительных экзаменах, а не все желающие.
Таким образом, в нарушение ст.24.1 КоАП РФ, в постановлении мирового судьи не нашел отражение ряд существенных фактов, необходимых для всестороннего и объективного рассмотрения обстоятельств дела.
При таких обстоятельствах, постановление мирового судьи судебного участка № в Советском районе г. Красноярска от 21.11.2017 года, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ в отношении директора муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «детская художественная школа №2» ФИО1 прекращено за отсутствием состава административного правонарушения по ч. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, подлежит отмене, дело подлежит направлению на новое рассмотрение, однако, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,
решил:
Жалобу начальника отдела по надзору и контролю за соблюдением законодательства министерства образования Красноярского края лицо 3 об отмене постановления мирового судьи судебного участка № в Советском районе г. Красноярска от 21.11.2017 года, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ в отношении директора муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «детская художественная школа №2» ФИО1 прекращено за отсутствием состава административного правонарушения по ч. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, - удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № в Советском районе г. Красноярска от 21.11.2017 года, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ в отношении директора муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «детская художественная школа №2» ФИО1 прекращено за отсутствием состава административного правонарушения по ч. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, - отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Судья С.А. Тупеко