дело №
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
09 сентября 2022 года <адрес>
Судья Октябрьского районного суда <адрес> края ФИО7, с участием представителя ФИО2 по доверенности ФИО5, представителя Межрайонной ИФНС России № по <адрес>ФИО3, рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление начальника Межрайонной ИФНС России № по СК ФИО4№ от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении вотношении ФИО1 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.25 Кодекса РФ об АП,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением начальника Межрайонной ИФНС России № по <адрес> от ФИО4№ от ДД.ММ.ГГГГФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс РФ об АП), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
В жалобе, поданной в Октябрьский районный суд <адрес>, ФИО1 указал, что с постановлением не согласен по следующим основаниям. Постановление было направлено в адрес должностного лица юридического лица, которое на момент такого направления не существовало уже несколько месяцев.
Указанное почтовое отправление было направлено в адрес Руководителя ООО Фирма «Орбита» ФИО1ДД.ММ.ГГГГ.
Действительно, ранее он являлся руководителем - директором ООО Фирма «Орбита» (№).
Однако ООО Фирма «Орбита» была ликвидирована ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается данными, содержащимися в выписке ЕГРЮЛ, являющейся приложением к настоящей Жалобе.
Таким образом, почтовое отправление было отправлено лицу, которое уже не являлось должностным и не могло получить такое отправление, поскольку по адресу местонахождения организации уже не находилось ввиду ее ликвидации. О наличии такого Постановления ФИО1 не знал и не мог знать.
У лица, привлекаемого к ответственности, отсутствовала возможность представления документов в подтверждение своей позиции, поскольку оно не было извещено о дате, времени и месте рассмотрения Протокола о совершении административного правонарушения по существу.
В Постановлении не указано об извещении лица, привлекаемого к ответственности о составлении соответствующего протокола об административном правонарушении, а также о дате, времени и месте его рассмотрения.
Невозможно определить, какое именно почтовое отправление было совершено налоговым органом Списком № внутренних почтовых отправлений от ДД.ММ.ГГГГ. Соответствующий Протокол о совершении административного правонарушения ФИО1 получен не был.
В Постановлении однозначно не установлено, был ли ФИО1 извещен о дате, времени и месте рассмотрения Протокола о совершении административного правонарушения по существу.
Соответствующие уведомления в адрес ФИО1 не поступали.
Учитывая факт отсутствия уведомлений привлекаемого лица к ответственности о рассмотрении административного дела, необходимо констатировать нарушение его процессуальных прав.
Таким образом, рассмотрение дела об административном правонарушении в отсутствие достоверного подтверждения надлежащего уведомления лица, привлекаемого к ответственности, о дате, времени и месте рассмотрения дела является нарушением норм действующего законодательства Российской Федерации.
Вина лица, привлекаемого к ответственности, не доказана, а Постановление вынесено в отсутствие каких-либо доказательств виновности ФИО1 в совершении правонарушения.
Как указано в Постановлении, регистрирующий орган располагает сведениями о том, что определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №А63-7936/2021 принято к производству исковое заявление по требованиям, предъявляемым к ООО Фирма «Орбита». Судебный акт, которым завершается производство по делу до настоящего времени еще не принят.
Информация о том, что на ДД.ММ.ГГГГ (дата вынесения Постановления) судебный акт по делу №№ еще не принят, недостоверна.
ДД.ММ.ГГГГ Определением Арбитражного суда <адрес> производство по делу №№ прекращено.
То есть судебный акт по указанному делу был принят больше, чем за 4 месяца до вынесения Постановления.
Аналогичная информация относится и к делу №№
ДД.ММ.ГГГГ - то есть также задолго до вынесения Постановления - Определением Арбитражного суда <адрес> производство по делу № А63-8170/2021 прекращено.
Необходимо обратить внимание на то, что документы по форме Р15016 были направлены ДД.ММ.ГГГГ, то есть в первом случае спустя 9 рабочих дней, во втором - спустя 2 рабочих дня после получения исковых материалов арбитражным судом. При таких обстоятельствах невозможно говорить об однозначной осведомленности должностного лица о наличии в отношении юридического лица возбужденного производства в Арбитражном суде <адрес>, однако данные обстоятельства не были приняты во внимание налоговым органом.
Сведения о непризнанной задолженности не должны быть включены в ликвидационный баланс.
Учитывая, что Фирмой указанные финансовые требования признаны не были, такие требования не могут входить в состав кредиторской задолженности ликвидируемой организации до признания их таковыми в судебном порядке.
Учитывая, что требования находились на рассмотрении в суде, очевидно наличие спора относительно законности таких требований, а, значит, в силу ст. 64.1 ГК РФ такие требования подлежали бы включению в ликвидационный баланс либо в случае признания их ликвидируемым лицом, либо в случаевступления соответствующего решения суда в законную силу.
Ни первое, ни второе обстоятельство на ДД.ММ.ГГГГ - на дату соответствующих сведений в налоговый орган — не имело места.
В судебное заседание заявитель ФИО1 не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, его представитель по доверенности ФИО5 в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объёме, просила удовлетворить, в дополнение пояснила, что не была предоставлена информация о наличии задолженности.
В судебном заседании представитель Межрайонной ИФНС России № по <адрес>ФИО3 просила в удовлетворении жалобы ФИО1 отказать. Представила письменные возражения на жалобу, в дополнение указала, что все сведения вносятся в вестник о признании банкротом, чего сделано не было.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ст. 24.1 Кодекса РФ об АП задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.2 Кодекса РФ об АП доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу ст. 26.11 Кодекса РФ об АП судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии с частью 4 статьи 14.25 Кодекса РФ об АП непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Из материалов дела усматривается, что в регистрирующий орган представлен комплект документов в отношении ООО ФИРМА "ОРБИТА" ОГРН № для государственной регистрации ликвидации юридического лица. В комплекте документов представлен ликвидационный баланс, отражающий завершение расчетов со всеми кредиторами, а также заявление по форме Р15016.
На момент подачи заявления по форме Р15016 от ДД.ММ.ГГГГ Арбитражным судом <адрес> вынесено определение от ДД.ММ.ГГГГ по делу №№ о принятии к производству искового заявления по требованию ФИО6 к ООО ФИРМА "ОРБИТА о включении требований в промежуточный ликвидационный баланс юридического лица. Судебный акт, которым завершается производство по делу на момент совершения правонарушения, не был принят. Так же Определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №№ принято к производству заявление о признании несостоятельным (банкротом) ООО ФИРМА "ОРБИТА", возбуждено производство по делу №№
По факту выявленного правонарушения, в отсутствие руководителя общества, извещенного надлежащим образом, был составлен протокол № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.25 Кодекса РФ об АП.
Руководитель юридического лица должным образом извещен о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, что подтверждается списком № внутренних почтовых отправлений от ДД.ММ.ГГГГ, распечаткой с официального сайта АО «Почта России» (согласно почтовому идентификатору № - ДД.ММ.ГГГГ является датой вручения отправления адресатом).
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении руководителем Межрайонной инспекции в отсутствие ФИО1 вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ№, которым ФИО1 признан виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст. 14.25 Кодекса РФ об АП.
Постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, направлено ФИО1ДД.ММ.ГГГГ (согласно почтовому идентификатору № - ДД.ММ.ГГГГ является датой возврата отправителю из-за истечения срока хранения).
При осуществлении полномочий, связанных с государственной регистрацией юридических лиц, регистрирующие органы руководствуются законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, которое в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, указанного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно ст. 4 Закона №129-ФЗ Единый государственный реестр юридических лиц является федеральным информационным ресурсом.
Согласно пп. «в» п. 1 ст. 5 Закона № 129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
Адрес юридического лица определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия, постоянно действующего и исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (пункт 2 статьи 54 ГК РФ).
Основания, условия и способы проверки в соответствии с п. 4.3 ст. 9 Закона №- ФЗ, определены Приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ N ММВ-7-14/72@ "Об утверждении оснований, условий и способов проведения, указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц" (далее - Приказ).
Относительно доводов жалобы о том, что ФИО1 не был надлежащим образом уведомлен налоговой инспекцией, суд приходит к следующему.
Исходя из сути положения ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении ФИО1 является должностным лицом ООО ФИРМА "ОРБИТА", так как под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Участники или учредители юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица.
Регистрирующий орган, возбудивший дело об административном правонарушении, выполнил обязанность, предусмотренную ст. 28.2 Кодекса РФ об АП, обеспечив извещение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о составлении протокола об административном правонарушении, о рассмотрении дела об административном правонарушении. Кодекса РФ об АП не содержит каких- либо ограничений, связанных с избранием способов такого извещения, в связи с этим ономожет быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.
В целях надлежащего извещения лица, участвующего в производстве по делу об административном правонарушении, Межрайонная инспекция пользовалась услугами оператора связи АО «Почта России»: вся корреспонденция, направлялась по адресу регистрации места жительства ФИО1
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N5 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения.
Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ по делу N. № если заказному письму, отправленному в адрес руководителя общества, присвоен идентификационный номер, и имеется возможность отследить его вручение адресату, воспользовавшись услугой отслеживания почтовых отправлений на официальном сайте АО "Почта России". Данная услуга предполагает внесение информации почтового идентификатора на каждом этапе пересылки в единую систему учета и контроля, благодаря чему через Интернет можно отследить прохождение почтового отправления.
Следовательно суд приходит к выводу о том, что руководитель юридического лица должным образом извещен о месте и времени составления протокола, что подтверждается списком № внутренних почтовых отправлений от ДД.ММ.ГГГГ, распечаткой с официального сайта АО «Почта России».
Согласно пи. «а» п. 1 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены, произведены все выплаты, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации для работников, увольняемых в связи с ликвидацией юридического лица, и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях.
В соответствии с п. 1 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица («Вестник государственной регистрации»), публикацию о ликвидации юридического лица, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации.
В соответствии с п.6 ст.63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Согласно и. 3 ст. 51 ГК РФ до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.
Порядок ликвидации юридического лица предусмотрен ст. 63 ГК РФ, согласно которой ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами: принимает меры к выявлению кредиторов, а также письменно уведомляет их о ликвидации юридического лица; после окончания срока для предъявления требований кредиторов составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов q. ликвидации юридического лица.
Процедура ликвидации и порядок удовлетворения требований кредиторов предусматривают обращение кредитора в установленный срок с требованием к ликвидационной комиссии (ликвидатору) ликвидируемого юридического лица.
Согласно п.4 ст.64 ГК РФ в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.
Таким образом, реализация прав кредитора ликвидируемого юридического лица обеспечивается возможностью предъявления им соответствующих требований к ликвидационной комиссии для включения их в промежуточный ликвидационный баланс, а также гарантией, предоставленной положениями п.1 ст.64.1 ГК РФ, на обращение кредитора в суд до утверждения ликвидационного баланса в случае отказа ликвидационной комиссии удовлетворить требование кредитора или уклонения от рассмотрения требования такого кредитора.
Согласно пп.«б» п.4 ст.20 Закона № 129-ФЗ уведомление о составлениипромежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган до вступления в законную силу того решения суда или арбитражного суда либо иного касающегося завершения производства по делу акта, по которому суд или арбитражный суд принял к производству исковое заявление, содержащее требования к ликвидируемому обществу.
Пунктом 5 статьи 20 Закона № 129-ФЗ предусмотрено, что в случае поступления в регистрирующий орган из суда или арбитражного суда судебного акта о принятии к производству искового заявления, содержащего требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации, государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией не осуществляется до момента поступления в регистрирующий орган решения (иного судебного акта, которым завершается производство по делу) по такому исковому заявлению.
На момент подачи заявления по форме Р15016 от ДД.ММ.ГГГГ Арбитражным судом <адрес> вынесено определение от ДД.ММ.ГГГГ по делу №№ о принятии к производству искового заявления по требованию ФИО6 к ООО ФИРМА "ОРБИТА о включении требований в промежуточный ликвидационный баланс юридического лица. Судебный акт, которым завершается производство по делу на момент совершения правонарушения, не был принят.
Так же Определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №№ принято к производству заявление о признании несостоятельным (банкротом) ООО ФИРМА "ОРБИТА", возбуждено производство по делу №№
ФИО1, действуя разумно и осмотрительно, не должен был совершать действия, которые могли бы повлечь за собой неблагоприятные последствия, как для самого налогоплательщика, так и для его кредиторов, в том числе не утверждать ликвидационный баланс до получения результатов проверки.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В связи с чем, суд приходит к выводу, что действия ФИО1 правильно квалифицированы по части 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом, постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, административное наказание назначено ФИО1 в пределах, установленных санкцией части 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы о том, что в действиях заявителя отсутствует состав административного правонарушения, считаю не состоятельным, поскольку в материалах дела имеется достаточно доказательств, подтверждающих вину ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Существенных нарушений процессуальных требований административного законодательства, влекущих обжалуемого постановления, не допущено.
Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что налоговым органом допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Иных доводов, которые могли бы опровергнуть выводы о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.25 Кодекса РФ об АП, и поставить под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления, жалоба не содержит.
Кроме того, заявителем жалобы пропущен процессуальный срок обращения в суд, поскольку как следует из материалов жалобы, следует, что о наличии оспариваемого постановления ему стало известно ДД.ММ.ГГГГ, с жалобой в суд ФИО1 обратился ДД.ММ.ГГГГ, т.е. практически спустя месяц после того, как ему стало известно о наличии, следовательно, проявляя должную осмотрительность имел возможность предпринять все законные меры для получения копии оспариваемого постановления и подачи жалобы в установленный законом 10-ти дневный срок.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.2. - 30.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,
Р Е Ш И Л :
постановление начальника Межрайонной ИФНС России № по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 - оставить без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> края в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья подпись ФИО7