Дело №
УИД: 0
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
12 июля 2023 года <адрес>
Судья Мытищинского городского суда <адрес> Дементьева И.В., с участием ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № Мытищинского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о признании должностного лица – главного бухгалтера Муниципального бюджетного учреждения «Управление градостроительного и имущественного обеспечения» (МБУ «УГИО») ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданки РФ, зарегистрированной по адресу: <адрес>, виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.15.15.6 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № Мытищинского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо - главный бухгалтер Муниципального бюджетного учреждения «Управление градостроительного и имущественного обеспечения» (МБУ «УГИО») ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.15.15.6 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей. Из постановления следует, что административное правонарушение совершено должностным лицом – главным бухгалтером Муниципального бюджетного учреждения «Управление градостроительного и имущественного обеспечения» (МБУ «УГИО») ФИО1 при следующих обстоятельствах:
При проведении контрольного мероприятия в соответствии с пунктом 2.9 раздела 2 Плана работы Контрольно - счётной палаты городского округа Мытищи на 2022 год «Проверка законности и результативности расходования средств бюджета городского округа Мытищи на финансовое обеспечение муниципального бюджетного учреждения «Управление градостроительного и имущественного обеспечения» и распоряжения Контрольно-счётной палаты городского округа Мытищи №-Р от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ№- Р) было установлено, что должностное лицо - главный бухгалтер МБУ «УГИО» ФИО1 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ совершила искажение показателя бюджетной отчётности, выразившееся в занижении её показателя на сумму 563 921,54 руб.
Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 подала жалобу в суд, в которой просит признать незаконным и отменить постановление мирового судьи, производство по делу прекратить.
ФИО1 в судебном заседании, поддержала доводы жалобы, и просила жалобу удовлетворить по изложенным в ней основаниям. Считает, что финансовый результат бухгалтерской отчетности, по которой была проведена проверка, не был искажен, сумма налогов не была занижена и бюджету городского округа Мытищи ее действия, которые проверяющие посчитали ошибочными, не причинили никакого вреда, в том числе финансового.
Представитель Контрольно-счётной палаты городского округа <адрес> в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом. В суд представлено ходатайство с просьбой рассмотреть жалобу ФИО1 в отсутствие представителя Контрольно – счетной палаты г.о. Мытищи.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, заслушав ФИО1, суд приходит к выводу, что жалоба подлежит отклонению, постановление мирового судьи судебного участка № Мытищинского судебного района <адрес> оставить без изменения, в виду следующего.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 162, части 1 статьи 264.1 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных денежных средств формирует бюджетную отчётность (обеспечивает формирование бюджетной отчётности) и представляет бюджетную отчётность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств.
Бюджетная отчётность составляется в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчётности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждённой приказом Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N191h (далее - Инструкция N191h), предусматривающей оформление в составе Пояснительной записки (ф.0503160) сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф.0503169).
Согласно пункту 7 Инструкции N191h бюджетная отчётность составляется на основании показателей форм бюджетной отчётности, представленных получателями, распорядителями, администраторами бюджетных средств, обобщенных путём суммирования одноименных показателей по соответствующим строкам и графам с исключением в установленном порядке взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям форм бюджетной отчётности.
Согласно статье 264.2 Бюджетного кодекса главные распорядители бюджетных средств, главные администраторы доходов бюджета, главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета составляют сводную бюджетную отчётность на основании представленной им бюджетной отчётности подведомственными получателями (распорядителями) бюджетных средств, администраторами доходов бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета.
Ответственность за достоверность данных бюджетной отчётности, представляемой получателями бюджетных средств для формирования сводной бюджетной отчётности главного распорядителя бюджетных средств, несут получатели бюджетных средств, сформировавшие указанную отчётность.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» (далее - Федеральный закон №402-ФЗ) экономический субъект обязан вести бухгалтерский учёт в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом, если данным Федеральным законом не установлено иное.
Исходя из положений части 1 статьи 13 Федерального закона №402-ФЗ, бухгалтерская (финансовая) отчётность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчётную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчётный период, необходимое пользователям этой отчётности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчётность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учёта, а также информации, определённой федеральными и отраслевыми стандартами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «О бухгалтерском учёте» своевременное и качественное оформление первичных учётных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, ответственные за оформление факта хозяйственной жизни и (или) подписавшие эти документы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса РФ Бюджет га представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации - денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства. Бюджетный учёт осуществляется в соответствии с планом счетов, включающих в себя бюджетную классификацию Российской Федерации. План счетов бюджетного учёта и инструкция по его применению утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно пунктов 3, 4 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Бюджетная отчётность включает: 1) отчёт об исполнении бюджета; 2) баланс исполнения бюджета; 3) отчёт о финансовых результатах деятельности; 4) отчёт о движении денежных средств; 5) пояснительную записку. Отчёт об исполнении бюджета содержит данные об исполнении бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
Согласно пункта 302 Инструкции по применение Единого плана счетов бухгалтерского учёта для органов государственной власти (государственных органов) органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утверждённых приказом Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учёта для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению (далее Инструкция от ДД.ММ.ГГГГ№Н) учёт сумм расходов, начисленных учреждением в отчётном периоде, но относящихся к будущим отчётным периодам, включая страхование гражданской ответственности, приобретение неисключительного права пользования нематериальными активами в течение нескольких отчётных периодов, осуществляется на счете 040150000 «Расходы будущих периодов».
Согласно пункту 159 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учёта бюджетных учреждений, утверждённой приказом Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учёта бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» (далее Инструкция от ДД.ММ.ГГГГ№-н) для отражения расходов учреждения, относящихся к будущим периодам, и в целях обеспечения формирования финансового результата деятельности бюджетного учреждения в очередных финансовых периодах применяются счета аналитического учёта в соответствии с объектом учёта и экономическим содержанием хозяйственной операции по расходам учреждения используется счёт 040150000 ««Расходы будущих периодов».
Согласно пункта 17 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчётности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утверждённой приказом Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчётности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» (далее - Инструкция от ДД.ММ.ГГГГ№н) в разделе «нефинансовые активы» отражаются показатели нефинансовых активов учреждения в размере счетов бухгалтерского учёта по строке 160 — остаток по счёту 040150000 «Расходы будущих периодов» (ф.0503730).
Согласно пункта 53 Инструкции от ДД.ММ.ГГГГ№н в «Отчёте о финансовых результатах деятельности учреждения» отражаются по соответствующим показателям доходов, расходов, изменений активов, обязательств по строке 400 - разность между дебетовыми и кредитовыми оборотами по счёту 040150000 «Расходы будущих периодов», сложившимися за отчётный период (ф.0503721).
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в оборотносальдовой ведомости по счёту 040150000 «Расходы будущих периодов» за 2021 год МБУ «УГИО» указанные обороты по дебету составляют 646 205,58 рублей, обороты по кредиту равны 95 386,18 рублей, остаток на конец отчётного периода равен 550 819,40 рублей.
Вместе с тем, в ходе анализа бухгалтерской отчётности МБУ «УГИО» за 2021 года в части учёта суммы расходов будущих периодов установлены следующие нарушения:
в нарушение пункта 17 Инструкции от ДД.ММ.ГГГГ№н в представленной бухгалтерской отчётности за 2021 год не отражён остаток по счёту 040150000 в строке 160 «Расходы будущих периодов» (ф.0503730);
в нарушение пункта 53 Инструкции от ДД.ММ.ГГГГ№н в бухгалтерской отчётности за 2021 год не отражена разность между дебетовым и кредитовым оборотами по счёту 040150000 по строке 400 «Чистое изменение расходов будущих периодов» (ф.0503721).
Данные нарушения являются искажением бюджетной отчётности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, выразившимся в занижении показателей:
строки 160 «Расходы будущих периодов» (040150000) графы 8 на конец отчётного периода «Деятельность по государственному заданию» баланса (ф.0503730) на сумму 550 819,40 рублей;
строки 400 «Чистое изменение расходов будущих периодов» графы 5 «Деятельность по государственному заданию» отчёта (ф.0503721) на сумму 550 819,40 рублей.
В соответствии с имеющимся в материалах дела реестром контрактов в течении 2021 года МБУ «УГИО» заключены два контракта с АО «Группа страховых компаний «Югория» от ДД.ММ.ГГГГ№ на сумму 6 477,46 руб. и от ДД.ММ.ГГГГ№ на сумму 8 244,03 руб. на услуги по страхованию обязательной автогражданской ответственности (ОСАГО).
Согласно пункту 302 Инструкции от ДД.ММ.ГГГГ№н МБУ «УГИО» должно было учесть расходы по ОСАГО, как расходы будущих периодов на ДД.ММ.ГГГГ по счёту, распределив расходы, пропорционально количеству календарных дней действия договора от ДД.ММ.ГГГГ№ на сумму 4 858,11 руб. и договора от ДД.ММ.ГГГГ№ на сумму 8 244,03 руб., на общую сумму 13 102,14 рублей.
В нарушение пункта 302 Инструкции от ДД.ММ.ГГГГ№н МБУ «УГИО» учитывало расходы по ОСАГО на счёте 040120000 «Расходы текущего финансового года», не отнеся к расходам будущих периодов по счёту 040150000, не распределив расходы пропорционально количеству календарных дней действия договора.
Данное нарушение является искажением бюджетной отчётности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, выразившимся в занижении показателей:
строки 400 «Чистое изменение расходов будущих периодов» графы 5 «Деятельность по государственному заданию» отчёта (ф.0503721) на 13 102,12 руб.;
строки 160 «Расходы будущих периодов» (040150000) графы 8 на конец отчё1тного периода «Деятельность по государственному заданию» баланса (ф.0503730) на сумму 13 102,12 руб.
В связи с чем, общая сумма искажённой отчётности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила 563 921,54 руб. (550 819,40 руб. + 13 102,14 руб.), что составило 100% от показателей:
по строке 400 «Чистое изменение расходов будущих периодов» (ф.0503721) (в отчётной форме указано 0,00 рублей);
по строке 160 «Расходы будущих периодов» (ф.0503730) (в отчётной форме указано 0,00 рублей).
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ, выражается в грубом нарушении требований к бюджетному (бухгалтерскому) учёту, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчётности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчётности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
В силу подпункта 1 пункта 4 примечания к статье 15.15.6 КоАП РФ под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учёту, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчётности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной отчётности понимается помимо прочего искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчётности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате более чем на 10 процентов.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности за данное нарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу пункта 6 Инструкции 191н бухгалтерская отчётность подписывается руководителем и главным бухгалтером субъекта отчётности.
Как установлено должностной инструкцией главного бухгалтера муниципального бюджетного учреждения, утверждённой директором МБУ «УГИО» ДД.ММ.ГГГГ, в должностные обязанности главного бухгалтера входит ведение бухгалтерского учёта Учреждения в целях получения заинтересованными внутренними и внешними пользователями полной и достоверной информации о её финансово-хозяйственной деятельности и финансовом положении, составление бухгалтерской (финансовой) отчётности.
Пунктом 2.6 должностной инструкции предусмотрено, что главный бухгалтер обеспечивает своевременное и точное отражение на счетах бухгалтерского учёта хозяйственных операций, движения активов, формирования доходов и расходов, выполнения обязательств.
В соответствии с п. 2.12 должностной инструкции главный бухгалтер обеспечивает составление отчёта об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности, подготовку необходимой бухгалтерской и статистической отчётности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы.
В силу пунктов 4.1, 4.3 должностной инструкции главный бухгалтер несёт ответственность за несоблюдение законодательства в области бухгалтерского и налогового учёта и отчётности, а также за неполный, недостоверный и несвоевременный учёт всех хозяйственных операций Учреждения.
Вывод мирового судьи о виновности должностного лица - главного бухгалтера Муниципального бюджетного учреждения «Управление градостроительного и имущественного обеспечения» (МБУ «УГИО») ФИО1 подтверждается совокупностью исследованных доказательств, которые надлежаще проверены и оценены в постановлении мирового судьи, а именно:
протоколом № об административном правонарушении, составленном ДД.ММ.ГГГГ в отношении главного бухгалтера муниципального бюджетного учреждения «Управление градостроительного и имущественного обеспечения» ФИО1, в котором указаны обстоятельства совершения ею административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП (л.д. 1-8);
уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГФИО1 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (л.д. 9);
копией Распоряжения Контрольно-счётной палаты городского округа <адрес>№-Р от ДД.ММ.ГГГГ о проведении контрольного мероприятия «Проверка законности и результативности расходования средств бюджета городского округа Мытищи на финансовое обеспечение муниципального бюджетного учреждения «Управление градостроительного и имущественного обеспечения» (л.д. 11-12);
копией распоряжения Контрольно-счётной палаты городского округа <адрес>№-Р от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ года№-Р (л.д. 13);
актом по результатам контрольного мероприятия «Проверка законности и результативности расходования средств бюджета городского округа Мытищи на финансовое
обеспечение муниципального бюджетного учреждения «Управление градостроительного и имущественного обеспечения» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14-53);
копией приказа МБУ «УГИО» № «Д» от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в учётную политику» (л.д. 56);
копией приказа МБУ «УГИО» № «Д» от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнении в учётную политику» (л.д. 57-58);
копией приказа МБУ «УГИО» № от ДД.ММ.ГГГГ «Об учётной политике» с Приложениями (л.д. 59-94);
копией приказа (распоряжения) о приёме ФИО1 на должность главного бухгалтера МБУ «УГИО» № «К» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 95);
копией трудового договора ФИО1№ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 96-100);
копией должностной инструкции главного бухгалтера МБУ «УГИО» (л.д. 101-103);
копией оборотно-сальдовой ведомости МБУ «УГИО» по счёту 401.50 за2021 год (л.д.
;
копией оборотно-сальдовой ведомости МБУ «УГИО» по счёту 401.ДД.ММ.ГГГГ год (л.д.
;
копией отчёта офинансовых результатах деятельности учреждения на ДД.ММ.ГГГГ по форме (0503721) (л.д. 106-111);
копией баланса учреждения на ДД.ММ.ГГГГ по форме (0503730) (л.д. 112-118);
копией значений натуральных норм (показателей), необходимых для определения базовых нормативов затрат на оказание муниципальных услуг (работ), утверждённых главой городского округа Мытищи ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 119-122);
копией реестра контрактов на 2021 год (л.д. 123-124);
копией контракта № от ДД.ММ.ГГГГ по услуге ОСАГО (л.д. 125-136);
копией контракта № от ДД.ММ.ГГГГ по услуге ОСАГО (л.д. 137-148);
копией платёжного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 1ё49);
копией акта о выполнении работ по контракту № по услуге ОСАГО от
года (л.д. 150-152);
копией платёжного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 153);
копией акта о выполнении работ по контракту № по услуге ОСАГО от
года (л.д. 154-156);
копией акта инвентаризации расходов будущих периодов МБУ «УГИО» (л.д. 159- 160) и другими имеющимися в деле доказательствами.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно и объективно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
С учетом изложенного, мировой судья обоснованно пришел выводу, что именно ФИО1 является лицом, подлежащим привлечению к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ.
Доводы поданной в Мытищинский городской суд <адрес> жалобы, имеющие правовое значение, были предметом проверки в ходе производства по делу, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат имеющимся в деле доказательствам и не ставят под сомнение наличие в действиях ФИО1 объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
К доводам ФИО1, отрицающей свою вину в совершении инкриминируемого административного правонарушения, суд относится критически, расценивает их как способ защиты и желание избежать административной ответственности.
Нарушений требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении не допущено. Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям ст.28.2 КоАП РФ, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в нем отражены, событие административного правонарушения должным образом описано.
Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 названного Кодекса для данной категории дел.
Довод жалобы о том, что финансовый результат бухгалтерской отчетности, по которой проведена проверка, не искажен, сумма налогов не занижена, в связи с чем, бюджету г.о. Мытищи не причинен какой – либо вред, суд оценивает критически, расценивая их как способ защиты с целью избежания административной ответственности за совершение административного правонарушения.
Таким образом, ФИО1 обоснованно привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.15.15.6 КоАП РФ. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого по делу акта, при рассмотрении дела не допущено.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что постановление мирового судьи судебного участка № Мытищинского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным, а доводы, изложенные в жалобе, не содержат оснований для его отмены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л :
Жалобу ФИО1 – отклонить.
Постановление мирового судьи судебного участка № Мытищинского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о признании должностного лица - главного бухгалтера Муниципального бюджетного учреждения «Управление градостроительного и имущественного обеспечения» (МБУ «УГИО») ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.15.15.6 КоАП РФ - оставить без изменения.
Вступившее в законную силу решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. 30.12 КоАП РФ.
Судья: И.В. Дементьева