ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-296/16 от 28.07.2016 Таганрогского городского суда (Ростовская область)

12-296/16

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

28 июля 2016 г. г.Таганрог

Судья Таганрогского городского суда Ростовской области Фатыхова Е.М.,

рассмотрев в судебном заседании ОАО "Таганрогский морской порт" на постановление от 04.05.2016 г. № 0036/02/5208/0077/ПР/2016 Черноморо-Азовского Морского Управления Федеральной Службы по Надзору в сфере природопользования по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.4 ч.1 КоАП РФ в отношении ОАО "Таганрогский морской порт" (статус лица: Юридическое лицо),

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовское Морское Управление Федеральной Службы по Надзору в сфере природопользования от <дата> ОАО "Таганрогский морской порт" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.4 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

В постановлении указывается, на, что в период с <дата> по <дата>, на основании приказа Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от <дата>, была проведена внеплановая документарная проверка выполнения ранее выданного ОАО «ТМТП» предписания от <дата>, согласно которому предприятию предписано «осуществлять хозяйственную деятельность по перевалке грузов во внутренних морских водах Таганрогского залива Азовского моря только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы». Срок исполнения предписания - <дата> В результате поверки установлено, что предписание не выполнено, нарушение не устранено. Таким образом, в нарушение действующего законодательства в период с <дата> по <дата> ОАО «ТМТП» осуществляло деятельность по перевалке насыпных, генеральных грузов и грузов в контейнерах во внутренних морских водах при отсутствии положительного заключения государственной экологической экспертизы, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ.

ОАО "Таганрогский морской порт" обратилось в Таганрогский городской суд с жалобой на указанное постановление, в которой просит суд отменить постановление.

В судебном заседании представитель ОАО "Таганрогский морской порт" Репях Е.С., действующий на основании доверенности, доводы жалобы поддержал. Полагал, что виды деятельности в ОАО "Таганрогский морской порт" не менялись с момента создания – это погрузочно-разгрузочная деятельность и поэтому получение положительного заключения государственной экологической экспертизы не требуется. Действительно, ОАО "Таганрогский морской порт" осуществляет перевалку нефтепродуктов, в связи с чем составляется план ликвидации аварийных разливов нефти, в связи с чем прохождение экспертизы необязательно. Просил постановление отменить и производство прекратить.

В судебном заседании представитель Черноморо-Азовское Морское Управление Федеральной Службы по Надзору в сфере природопользования Шевченко Е.А., действующая на основании доверенности, возражала протии доводов жалобы. Указала на требования ст.34 Закона №155-ФЗ, где указано, что при осуществлении деятельности во внутренних морских водах, к которым относится Таганрогский залив, без положительного заключения государственной экологической экспертизы является нарушением и не зависит от того, когда юридическое лицо начало заниматься хозяйственной деятельностью. Полагал постановление законным, в удовлетворении жалобы просила отказать.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы административного дела, выслушав стороны, оснований для отмены постановления не нахожу.

В соответствие с частью 1 статьи 8.4 КоАП Российской Федерации невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в области обеспечения экологического правопорядка, законности и экологической безопасности

Предметом правонарушения является порядок проведения экологической экспертизы. Указанный порядок регламентирован Федеральным законом от 23.11.1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".

Объективная сторона правонарушения (ч. 1 комментируемой статьи) выражается в невыполнении требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансировании или реализации проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Как следует из материалов дела, в период с <дата> по <дата>, на основании приказа Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от <дата>, была проведена внеплановая документарная проверка выполнения ранее выданного ОАО «ТМТП» предписания от <дата>, согласно которому предприятию предписано «осуществлять хозяйственную деятельность по перевалке грузов во внутренних морских водах Таганрогского залива Азовского моря только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы». Срок исполнения предписания - <дата>.

В результате поверки установлено, что предписание не выполнено, нарушение не устранено.

ОАО «ТМТП» поставлено на учет в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации 01.06.1998г. за основным государственным регистрационным номером 1026102571186 (Свидетельство серии 61 от 19.10.1993г.)."

Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, серия 61 от 04.04.2012г.

ОАО «ТМТП» имеет лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах (лицензия от 14.02.2013г., серия МР-4 ), а также лицензию на осуществление погрузочно- разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте (лицензия от 06.08.2013г., серия ДА ).

Основными видами (предметами) деятельности Общества согласно Уставу являются: Погрузочно-разгрузочная деятельность в морских портах, на внутреннем водном транспорте, на ж/д транспорте; Перевозка грузов и пассажиров всеми видами транспорта; Фрахтование транспортных средств; Деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом; Организация и эксплуатация складов и оказание всех видов складских услуг.

Обществом представлено положительное заключение от <дата> государственной экологической экспертизы документации «План по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов комплекса ОАО «ТМТП» по перегрузке мазута на судно».

Одновременно ОАО «ТМТП» представлена справка о грузообороте за период с <дата> по <дата>, согласно которой количество переваленных грузов составило 1307,8 тыс.т., в т.ч. генеральные грузы (трубы, различные виды стали, металлы черные, грузы в «биг-бегах», химикаты, руда, цемент, стекло)" грузы в контейнерах, навалочные грузы (руда, уголь, кокс, зерновые отруби) и наливные - мазут.

В соответствии со ст. 16.1 ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» эксплуатация, использование искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведение буровых работ при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах и в территориальной море допускаются только при наличии плана, который утвержден в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и в соответствии с которым планируются и осуществляются мероприятия по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морской среде (далее - план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов).

План предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов утверждается организацией, осуществляющей эксплуатацию, использование искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведение буровых работ при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах и в территориальном море (далее - эксплуатирующая организация), при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов с последующим уведомлением в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти определяемых соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации.

В случае, если план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов является составной частью проектной документации, и положительное заключение государственной экологической экспертизы которой имеется, наличие отдельного положительного заключения государственной экологической экспертизы указанного плана не требуется.

Таким образом, действующее законодательство РФ разделяет положительное заключение государственной экологической экспертизы на план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и положительное заключение государственной экологической экспертизы на деятельность во внутренних морских водах в целом.

Положительное заключение государственной экологической экспертизы документации обосновывающей деятельность во внутренних морских водах, имеющей в составе план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, ОАО «ТМТП» не имеет.

Из содержания ч. 1. ст. 2 ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.

Частями 1, 2 ст. 33 ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено, что экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды. Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается Федеральным законом об экологической экспертизе.

В силу статьи 34 Федерального закона от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море. Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об экологической экспертизе» под экологической экспертизой снимается установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих замечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленными техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного бездействия такой деятельности на окружающую среду.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, актом проверки 0010/02/0077/2016 от 15.04.2016г., протоколом об административном правонарушении /ПР/2016 от <дата>, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности.

Административное наказание назначено ОАО «ТМТП» в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, оснований для отмены постановления от 04.05.2016 г. № 0036/02/5208/0077/ПР/2016 государственного инспектора Черноморо-Азовского Морского Управления Федеральной Службы по Надзору в сфере природопользования.

Руководствуясь ст.ст. 29.10, 30.6-30.8 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление № 0036/02/5208/0077/ПР/2016 от 04.05.2016 года государственного инспектора в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовское Морское Управление Федеральной Службы по Надзору в сфере природопользования по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.4 КоАП РФ, в отношении ОАО "Таганрогский морской порт" оставить без изменения, а жалобу ОАО "Таганрогский морской порт" - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение десяти суток со дня получения копии решения.

Федеральный судья Фатыхова Е.М.