ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-296/19 от 13.09.2019 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

№ 12-296/19

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь 13 сентября 2019 года

Судья Ленинского районного суда г. Перми Малышева Н.В.,

при секретаре Лыковой А.Д.,

с участием защитников юридического лица ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» ФИО5, ФИО6,

представителя Пермской межрайонной природоохранной прокуратуры ФИО7,

представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю ФИО8,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ – Пермской межрайонной природоохранной прокуратурой в соответствии с заданием Генеральной прокуратуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и поручения прокуратуры Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» требований законодательства, направленных на обеспечение безопасного обращения с отработанными стальными трубами нефте- и газопроводов. По результатам проверки установлено, что ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» в нарушении п.1, п.3 ст. 14, п. 4 ст. 18, ч.1, ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» осуществляет деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, а именно образующиеся отходы в виде труб, отсоединенных от действующих нефтепроводов, не отнесены к конкретному классу опасности; паспорта отходов на них не разработаны (в случае отнесения к I-IV классу опасности) и в Управление Росприроднадзора по Пермскому краю не направлены; учет данных отходов не обеспечен; проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, технические отчеты по обращению с отходами, отчетность по форме 2-ТП (отходы) Общества не содержат сведения об обращении с названными отходами. Образованные в результате деятельности ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» стальные трубы, отсоединенные от действующих нефтепроводов, обладают признаками отходов, потому что удаляются, предназначены для удаления, подлежат удалению. ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ», в лице заместителя генерального директора по правовым вопросам – начальника департамента ФИО9, обратилось в суд с жалобой об отмене вышеуказанного постановления, прекращении производства по делу об административном правонарушении. Указано, что трубы не подпадают под понятие «отходы», поскольку не удаляются, не предназначены для удаления и не подлежат удалению. При определении отходов законодательство РФ учитывает два критерия: происхождение отходов (образуются в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления); их удаляемость. В действующем законодательстве РФ, в том числе в Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах), отсутствует определение понятия «удаление отходов». Считают правомерным обратиться к определению термина «удаление отходов», приведенному в п. 6.32 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», согласно которому, удалением опасных или других отходов является сбор, сортировка, транспортирование и переработка опасных или других отходов с уничтожением и/или захоронением их способом специального хранения. При продаже отсоединенных от трубопроводов труб Общество не осуществляет операции по удалению отходов, поскольку не предполагается их последующее уничтожение или захоронение. Согласно условиям заключенных Обществом договоров купли-продажи трубы передаются в собственность покупателям для их использования по назначению (п.3.6 договоров купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ). Довод Управления о том, что исходя из формулировок ГОСТ 30772-2001 удаление не связано с операцией, приводящей исключительно к не использованию отходов (захоронение и уничтожение), основан на неверном толковании определения, приведенного в п. 6.32 данного документа. По смыслу указанного пункта, для того, чтобы быть признанной удалением, любая операция должна приводить к уничтожению и/или захоронению, в том числе сортировка и переработка. По мнению Управления, «удаляемость» характеризуется избавлением/отчуждением владельцев от отходов с последующей какой-либо операцией с ними. Однако приведенное определение не основано на нормах действующего законодательства. Базельская конвенция, на которую ссылается Управление, не содержит общего определения понятию «удаление». Согласно п. 4 ст. 2 Конвенции «удаление» означает любую операцию, определенную в Приложении IV к настоящей Конвенции. В указанном Приложении перечисляются операции, признаваемые удалением. Однако в Постановлении не приведены ссылки на конкретную операцию, под которую бы подпадала деятельность Общества по обращению с отсоединенными от действующих нефтепроводов трубами. Считают, что операции Общества с трубами не подпадают ни под одну из позиций, перечисленных в Приложении IV, а потому, не могут признаваться отходом. Чтобы соответствовать какой-либо позиции из раздела В Приложения IV, трубы должны быть юридически определены как опасные отходы или считаться таковыми. В Приложениях №№ 1, 2 к Правилам трансграничного перемещения отходов (далее - Правила) содержатся перечни опасных отходов, подпадающих под регулирование Конвенции. Трубы не указаны ни в Приложении I к Конвенции, ни в Приложениях №№ 1, 2 к Правилам. Кроме того, Конвенция не применима к рассматриваемым отношениям, поскольку Общество не занимается трансграничной перевозкой опасных грузов. Также не обоснованы ссылки Управления на ГОСТ Р 53691-2009, поскольку он не относится к законодательству об отходах, не является нормативным правовым актом, что подтверждается судебной практикой. ГОСТ Р 53691-2009 установлен для добровольного применения. Содержащиеся в ГОСТ Р 53691-2009 понятия, в том числе понятие отхода, приведены применительно к содержанию паспорта отхода. ГОСТ Р 53691-2009 в части формы и содержания паспорта отхода противоречит законодательству об отходах, а именно Постановлению от 16.08.2013 № 712, которым утверждены Правила паспортизации и форма паспорта отходов I-IV классов опасности. Таким образом, отсутствуют основания для применения ГОСТ Р 53691-2009, в том числе добровольного. Кроме того, ГОСТ Р 53691-2009 не раскрывает понятие удаления. В ГОСТ Р 53691-2009 приводятся различные определения понятию «отходы», встречающиеся в других ГОСТах. Поскольку определение отходов содержится в Законе об отходах, нет оснований обращаться к этим формулировкам. Ссылки на несоответствие труб первоначальным заводским характеристикам, установленным ГОСТ 10704-91, ГОСТ 19903, не могут служить основанием для признания труб отходом. Ссылка на указанные ГОСТы неправомерна, поскольку они применяются только к вновь изготовленной продукции, которой отсоединенные от трубопроводов трубы не являются. Наличие естественного износа и утрата первоначальных заводских характеристик автоматически не делает трубы непригодными к дальнейшему использованию. Методические основы для оценки остаточного ресурса безопасной эксплуатации нефтегазопромысловых трубопроводов и трубопроводов головных сооружений нефтяных месторождений установлены ОСТ 153-39.4-010-2002 Методика определения остаточного ресурса нефтегазопромысловых трубопроводов и трубопроводов головных сооружений, утвержденным и введенным в действие приказом Минэнерго России от 05.08.2002 № 255 (п. 1.1 ОСТ). Исходя из требований ОСТ, наличие естественного износа и утрата первоначальных заводских характеристик автоматически не делает трубы непригодными к дальнейшему использованию. Заключением экспертизы промышленной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ рег. было признано возможным продление срока эксплуатации трубопровода <данные изъяты> до ДД.ММ.ГГГГ (на четыре года с момента оформления Расчета от ДД.ММ.ГГГГ). Трубы, исходя из своих технических характеристик, соответствуют не только ОСТ, но и действующим федеральным нормам и правилам в области промышленной безопасности. Ссылка Управления на необходимость соблюдения требований Закона о техническом регулировании при реализации труб, не состоятельна. Общество не изготавливает трубы, равно как новую продукцию из труб. Таким образом, трубы, не являясь результатом деятельности Общества, не могут быть признаны продукцией. В связи с этим, на них не требуется разработки технических регламентов, технических условий, сертификатов и т.п. документов, предусмотренных Законом о техническом регулировании. Общество реализует указанные трубы как товар, не утративший свои потребительские свойства. Исходя из указанного, нормы Закона о техническом регулировании не применимы к обращению Общества со стальными трубами, отсоединенными от нефтепроводов. Рекомендации, изложенные в письме Минприроды России от 23.10.2017 № 12-47/27366 «Об обращении с отработанными трубами нефте- и газопроводов» применяются к реализации труб в качестве продукции. Эти рекомендации не препятствуют реализации труб в качестве ДХНО. Отсоединенные от трубопроводов трубы не могут быть отнесены к типу отходов «Лом и отходы черных и цветных металлов» и к соответствующим позициям, относящимся к данному типу. Исходя из качественного состояния и целесообразности дальнейшего использования, трубы не могут быть отнесены к лому в смысле Закона об отходах, поскольку они не утратили свои потребительские свойства. Наличие в ФККО группы отходов «трубы стальные нефте- и газопроводов отработанные» не свидетельствует о том, что отсоединенные от трубопроводов (а не отработанные) трубы являются отходами в смысле, определенном ст. 1 Закона об отходах. Указанный вывод подтверждается судебной практикой, в частности постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу (далее - Постановление от ДД.ММ.ГГГГ) и постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу (далее - Постановление от ДД.ММ.ГГГГ). Выводы Постановления от ДД.ММ.ГГГГ применимы к настоящему делу, поскольку в нем рассматривается тот же вопрос о возможности отнесения отсоединенных труб к отходам только исходя из наличия в ФККО группы отходов «трубы стальные нефте- и газопроводов отработанные». Считают, что постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу , на которое ссылается Управление, не применимо к настоящему делу, поскольку в данном постановлении вопросы отнесения к отходам имеют иную специфику. Также указанное постановление не влияет на юридическую силу судебных актов, приведенных Обществом в обоснование своей позиции. Доводы Управления о том, что утрата трубами потребительских свойств обусловлена нахождением их в земле и необходимостью изъятия, демонтажа, очистки и прочего перед началом использования, являются результатом вольного толкования понятия «утрата потребительских свойств» и не обоснованы. Возможность использования труб по назначению зависит исключительно от характеристик, устанавливаемых, в том числе экспертизой промышленной безопасности, и эти характеристики не утрачиваются при нахождении труб под землей. Также безосновательна ссылка Управления на «ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения». Настоящий стандарт устанавливает термины и определения основных понятий в области торговли. Общество не занимается торговой деятельностью и не относится ни к одному из типов торговых предприятий, перечисленных в ГОСТ Р 51303-2013. В своем Постановлении Управление подтверждает, что трубы не подпадают под «ГОСТ 2787-75. Металлы черные вторичные. Общие технические условия». Тем самым Управление признает безосновательность отнесения труб к лому и отходам черных металлов. С учетом вышеизложенного, отсоединенные от трубопроводов трубы: не являются вновь изготовленной продукцией; не подлежат удалению; не утратили свои потребительские свойства; не соответствуют по своим характеристикам признакам лома и техническим требованиям к лому, установленным ГОСТ 2787-75. Таким образом, отсутствуют основания для идентификации труб в качестве отходов производства и потребления, в частности, лома и отходов черных металлов либо труб стальных нефте- и газопроводов отработанных. Соответственно, законодательство об отходах не распространяется на Общество при его обращении с трубами. Общество при осуществлении операций с отсоединенными от нефтепроводов трубами не нарушает требований законодательства об отходах. Доводы о том, что трубы не могут признаваться отходом и операции Общества с ними не являются обращением с отходами производства и потребления, подтверждаются Заключением специалиста в области экологических исследований от ДД.ММ.ГГГГ, однако, Управлением не дана оценка этому доказательству. Управлением не доказано, что Общество при осуществлении операций с отсоединенными от нефтепроводов трубами допустило нарушение действующего законодательства об отходах. Считают, что отсутствует объект административного правонарушения и правовые основания для привлечения Общества к административной ответственности.

Защитники юридического лица ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» в судебном заседании настаивали на доводах жалобы, представив письменные дополнения и документы. Согласно представленным дополнениям отсеченные от действующих нефтепроводов трубы, указанные в обжалуемом постановлении, не могут быть признаны отходами, исходя из определения в п. 1 Закона об отходах. Управлением неверно истолкованы положения ГОСТ 30772-2001. К трубам не подлежат применению ГОСТЫ 10704-91, 19903. Признание труб отходом на основании их несоответствия указанным ГОСТам противоречит положениям Правил эксплуатации. Управлением не доказано, что трубы пришли в негодность либо утратили свои потребительские свойства. Факт отсечения труб не порождает отходов. Управление незаконно возлагает на Общество обязанность доказать относимость труб к той или иной позиции отходов. Постановлением 17-го Арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ представление прокурора, чьи выводы положены в основу постановления, признано недействительным. Экспертное заключение подтверждает, что спорные трубы не пришли в негодность, и обладают свойствами, позволяющими их использовать в качестве труб стальных нефтепроводов, а также по иному назначению. Отсутствие утраты своих потребительских свойств трубами подтверждается актами обследования участков <данные изъяты>. По результатам демонтажа труб, выполненного Покупателем (ООО) утраты ими своих потребительских свойств не выявлено. Отсечение труб от действующих нефтепроводов без удостоверения их негодности не является основанием для признания их отходом.

Представитель Пермской межрайонной природоохранной прокуратуры в судебном заседании с доводами жалобы не согласен, считает постановление Управления законным и обоснованным. Апелляционный суд отменил решение суда 1 инстанции, положил в основу экспертизу, признав представление прокурора незаконным. КоАП РФ преюдиция не предусмотрена, решение АС не может быть положено в основу решения по данному делу. Экспертиза делает вероятностные выводы.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю в судебном заседании с доводами жалобы не согласен, поддержал письменные возражения на жалобу. Также показал, что с решением суда не согласен, возражает против выводов экспертного заключения, экспертиза не носила технический характер. Базельская Конвенция в данном случае применима. Обследование участков проводилось в период судебных тяжб. Эти документы не могут быть применены в административном деле. Просит в удовлетворении жалобы отказать. Постановление вынесено без нарушения процессуальных норм.

Оценив доводы жалобы, выслушав защитников юридического лица, представителей прокуратуры и административного органа, исследовав материалы жалобы и представленные материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно п. 1 ст. 2 Базельской конвенции, под отходами понимаются вещества или предметы, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с положениями национального законодательства.

В силу ст. 1 Закона об отходах, под обработкой отходов понимается предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку; утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю составлен протокол об административном правонарушении в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» по ст. 8.2 КоАП РФ.

Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Административным органом установлено, что образованные в результате деятельности ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» стальные трубы, отсоединенные от действующих нефтепроводов, обладают признаками отходов, потому что удаляются, предназначены для удаления, подлежат удалению. Обществом данные трубы отчуждаются по договорам купли-продажи третьим лицам, с возложением на последних обязанности по извлечению труб из земли и использованию по назначению.

В <данные изъяты> году ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» заключено два договора купли-продажи по отчуждению неиспользуемых частей трубопроводов суммарным весом <данные изъяты> тонн, протяженностью <данные изъяты> м.

В <данные изъяты> и <данные изъяты> г.г. в связи с капитальным ремонтом промыслового нефтепровода <данные изъяты>, ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» отсоединены от данного объекта и выведены из эксплуатации участки <данные изъяты> и <данные изъяты>, эксплуатируемые с <данные изъяты> года и изготовленные из труб стальных электросварных прямошовных, диаметром <данные изъяты> мм и толщиной стенки <данные изъяты> мм (изготовлены по ГОСТ 10704-76).

По данным Расчета остаточного ресурса трубопровода от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного ООО (приложение к заключению экспертизы промышленной безопасности рег. ), минимальная возможная толщина стенки на участках <данные изъяты> составила от <данные изъяты> мм до <данные изъяты> мм; <данные изъяты> - от <данные изъяты> мм до <данные изъяты> мм. Глубина коррозии с внешней стороны труб на вышеназванных участках составила от <данные изъяты> мм до <данные изъяты> мм.

Таким образом, трубы, отсоединенные от действующих нефтепроводов, не соответствуют первоначальным заводским характеристикам, ГОСТам из-за длительной эксплуатации и естественного износа (уменьшена толщина стенок, на трубах присутствует коррозия, трубы загрязнены нефтепродуктами, на трубах есть нарушенная изоляция). Их дальнейшее использование без удаления из земли, без подготовки к последующей эксплуатации (использованию), без разработки документации, содержащей описание их фактического состояния, невозможно.

Использование указанных труб для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное их применение, в том числе повторное применение труб по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация) является утилизацией отходов (ст. 1 Закона об отходах).

ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» на данные трубы технические регламенты, технические условия, сертификаты соответствия и т.п. документы, как на продукцию, как это предусмотрено Федеральным законом от 27.12.2002 № 184- ФЗ «О техническом регулировании», не разработаны.

Отсоединенные участки промыслового нефтепровода <данные изъяты> (участки <данные изъяты> и <данные изъяты> реализуются ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ в качестве остатков материально-технических ресурсов ООО. При этом трубы реализуются без извлечения из земли, без удаления с них изоляции, остатков нефти, загрязненных грунтов и прочих загрязнений.

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, стальные трубы, отсоединенные от действующих нефтепроводов ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ», могут быть отнесены к блоку отходов 4 «Отходы потребления производственные и непроизводственные; материалы, изделия, утратившие потребительские свойства, не вошедшие в блоки 1-3, 6-9» (код ФККО 40000000000), типу отходов «Лом и отходы черных и цветных металлов» (код ФККО 46000000000), подтипу отходов «Лом и отходы, содержащие черные и цветные металлы, загрязненные» (код ФККО 46800000000), группа отходов «Лом и отходы черных металлов загрязненные» (код ФККО 46810000000), позиция отходов «лом и отходы черных металлов, загрязненные нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%)» (код ФККО 46810102204), или позиция «лом и отходы черных металлов, загрязненные нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов 15% и более)» (код ФККО 46810112203), или позиция «отходы изделий из черных металлов с битумно-полимерной изоляцией» (код ФККО 46810151204), или позиция «лом и отходы стальных изделий, загрязненных нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%)» (код ФККО 46810511514). Кроме того, данные трубы могут быть отнесены к подгруппе отходов «Трубы стальные нефте- и газопроводов отработанные» (код ФККО 46952000000), позиция отхода «трубы стальные нефтепроводов отработанные с битумной изоляцией» (код ФККО 46952212514).

Таким образом, Обществом нарушены п.1, п.3 ст. 14, п. 4 ст. 18, ч.1, ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правила проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712, Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденный приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50, Порядок учета в области обращения с отходами, утвержденный Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721.

В основу доказательств вины ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» административным органом положены следующие доказательства: копия письма Управления Росприроднадзора по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.1); копия письма Пермской межрайонной природоохранной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ с копиями материалов проверки исполнения ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» требований законодательства, направленных на обеспечение безопасного обращения с отработанными стальными трубами нефте- и газопроводов (л.д.2-125); протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» по ст. 8.2 КоАП РФ (л.д.134-137); постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» по ст. 8.2 КоАП РФ (л.д.167-173); представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.174).

На основании статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, помимо прочего, наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу ч.ч. 1, 3 и 4 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно постановлению Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ представление Пермской межрайонной природоохранной прокуратуры об устранении нарушений законодательства об отходах от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное по результатам прокурорской проверки ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ», признано недействительным.

В обоснование своего решения суд указал, что в данном случае при продаже труб, отсоединенных от трубопроводов, общество не осуществляет операции по удалению отходов, поскольку не предполагает их последующее уничтожение или захоронение.

Ссылки прокуратуры на то, что стальные трубы, отсоединенные от нефтепроводов, обладают признаками отходов в соответствии с определениями, указанными в Базельской конвенции, ратифицированной Федеральным законом РФ от 25.11.1994 № 49-ФЗ, судом апелляционной отклонены.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Конвенции «отходы» представляют собой вещества или предметы, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с положениями национального законодательства.

Согласно пункту 4 статьи 2 Конвенции, разделу А Приложения IV «удаление» означает любую из операций, которые не ведут к возможной рекуперации, рециркуляции, типизации, прямому повторному или альтернативному использованию; раздел А охватывает все такого рода операции по удалению, которые встречаются на практике (то есть приведенный в нем перечень закрытый и не подлежит расширению).

Таким образом, для того, чтобы быть признанными удалением отходов, операции Общества с трубами должны подпадать под какую-либо позицию из перечня, приведенного в разделе А Приложения IV.

В оспариваемом представлении не указано, под какую конкретно позицию данного перечня (пункты Dl - D14) подпадают рассматриваемые операции, какой из указанных позиций соответствует действия общества по обращению с трубами. Под раздел В Приложения IV указанные операции общества с трубами также не подпадают.

Не может служить основанием для признания стальных труб отходами указание на ГОСТ Р 53691-2009, поскольку данный стандарт установлен в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», не раскрывает понятие «удаление», требования настоящего стандарта в добровольном порядке учитывают при разработке документации для любых отходов при их образовании и на этапах их ликвидации, приведенные в нем определения понятию «отходы» не могут служить основанием для признания труб отходом, поскольку из указанных формулировок следует, что трубы могут признаны отходом при их несоответствии правилам эксплуатации, в связи с чем они полностью непригодны для использования в том качестве, в котором они предназначены.

Согласно ФККО разновидностью отходов «лом и отходы черных и цветных металлов (46000000000), является группа отходов «трубы стальные нефте- и газопроводов отработанные» (46952000000).

Ломом и отходами цветными и (или) черных металлов в соответствии с основными понятиями, данными в ст. 1 закона № 89-ФЗ, являются пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.

Таким образом, для того, чтобы стальные трубы были признаны отходами, им необходимо прийти в негодность или утратить свои потребительские свойства.

Доказательств того, что отсоединенные от трубопроводов трубы пришли в негодность или утратили свои потребительские свойства, поэтому должны быть отнесены в соответствии с Законом об отходах к лому и отходам черных металлов, материалы дела не содержат.

При этом само по себе наличие в ФККО группы отходов «трубы стальные нефте- и газопроводов отработанные» не свидетельствует о том, что отсоединенные от трубопроводов (а не отработанные) трубы являются отходами в смысле, определенном ст. 1 Закона об отходах.

Напротив, заключение экспертизы промышленной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ, заключение специалиста в области экологической исследований от ДД.ММ.ГГГГ указывают на качественное состояние и целесообразность дальнейшего использования спорных труб.

Так, заключением промбезопасности было признано соответствие данного трубопровода установленным нормам, а также, что он может эксплуатироваться еще <данные изъяты> года.

Ссылки прокуратуры на несоответствие труб первоначальным заводским характеристикам, установленным ГОСТ 10704-91, ГОСТ 19903, не могут служить основанием для признания труб отходом, поскольку указанные ГОСТ применяются только к вновь изготовленной продукции, которой отсоединенные от трубопроводов трубы не являются

Факт отсечения труб от действующего трубопровода не является достаточным условиям для признания их отходом (Правила безопасности эксплуатации внутрипромысловых трубопроводов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 30.11.2017 № 5125).

По результатам экспертизы, назначенной в апелляционной инстанции арбитражного суда (экспертное заключение от ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что участки стальных труб (<данные изъяты> длина <данные изъяты> м, <данные изъяты>, длина <данные изъяты> м), отсоединенные от действующего промыслового трубопровода <данные изъяты>, входящего в состав опасного производственного объекта <данные изъяты> (per. ) ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ», не являются пришедшими в негодность и/или утратившими свои потребительские свойства: возможно применение участков стальных труб в составе участков (<данные изъяты> длина <данные изъяты> м, <данные изъяты>, длина <данные изъяты> м) промыслового трубопровода <данные изъяты>, входящего в состав опасного производственного объекта <данные изъяты> (per. ) ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ», при введении их в эксплуатацию по прежнему назначению, при условии проведения испытаний и экспертизы промышленной безопасности данных участков промыслового трубопровода. Свойства стальных труб, ранее составляющих указанные выше участки промыслового трубопровода (толщина стенки, механические характеристики), определенные по результатам ЭПБ от ДД.ММ.ГГГГ per. , результатам от ДД.ММ.ГГГГ диагностического обследования промыслового трубопровода <данные изъяты>, выполненного ООО, являются допустимыми для труб в составе стальных промысловых нефтепроводов с рабочими характеристиками, не превышающими установленных; возможно применение указанных выше труб для строительства, ремонта и реконструкции объектов пониженного уровня ответственности, в том числе зданий и сооружений вспомогательного использования, связанных с осуществлением строительства или реконструкции зданий или сооружений, либо расположенных на земельных участках, предоставленных для индивидуального строительства (например, трубопроводов водоснабжения и водоотведения сезонного (временного), вспомогательного использования, либо расположенных на земельных участках, предоставленных для индивидуального строительства). Условия применения: рабочее давление не более 2,0 МПа, рабочая температура от плюс 5 - до плюс 20 °С.

Следовательно, согласно экспертизе, спорные трубы не пришли в негодность и обладают свойствами, позволяющими их использовать в качестве труб стальных нефтепроводов, а также по иному назначению, в том числе в качестве трубопроводов водоснабжения и водоотведения сезонного (временного), вспомогательного использования, либо расположенных на земельных участках, предоставленных для индивидуального строительства.

При таких условиях отсутствуют основания для признания спорных труб отходом группы «лом и отходы черных и цветных металлов» (код ФККО 4 60 ООО 00 00 0), к которой относится группа «трубы стальные нефтегазопроводов отработанные (код ФККО 4 69 520 00 00 0), поскольку объективных доказательств, свидетельствующих о том, что в результате хозяйственной и иной деятельности, обществом в указанный в представлении период были образованы отходы заявленного класса, прокуратурой не представлено.

Доводы прокуратуры и Управления о несогласии с судебным решением и результатами экспертизы судом во внимание не принимаются, поскольку состоявшееся решение вступило в законную силу; экспертное заключение, положенное в обоснование решения суда, не оспорено.

Отсутствие утраты своих потребительских свойств трубами подтверждается также представленными суду актами обследования участков <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и отчетами и ООО «О выполнении работ по диагностическому обследованию промыслового трубопровода <данные изъяты>.

Кроме того, в материалах административного дела содержится приобщенное ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» при рассмотрении дела заключение специалиста от ДД.ММ.ГГГГ в области экологических исследований (л.д. 150-163), согласно выводам которого, отсоединение стальных труб от действующих трубопроводов не является обращением с отходами производства и потребления, также как и продажа отдельных фрагментов труб. Оценка указанному заключению в материалах административного дела должностным лицом, его рассматривающим, не дана.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что достаточных и бесспорных доказательств о нарушении ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, административным органом не добыто.

Доводы представителя административного органа о направлении Обществом ДД.ММ.ГГГГ в Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю копий паспортов отходов I-IV классов опасности, включенных в ФККО, а также копий документов, подтверждающих компонентный состав отходов, и представленные суду документы, на вывод суда о недоказанности административным органом вины ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» не влияют, отношения к рассматриваемому делу не имеют.

Таким образом, постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене, производство по делу - прекращению ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Жалобу ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» удовлетворить.

Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 суток со дня его вынесения.

Судья – <данные изъяты>

<данные изъяты>