Дело № 12-296/2020
УИД 21RS0023-01-2020-001417-85
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
18 июня 2020 года г.Чебоксары
Судья Ленинского районного суда г.Чебоксары Евстафьев В.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление инспектора ДПС ОБ ДПС УМВД России по адрес----- от дата (6668) о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.12.19 КоАП РФ,
у с т а н о в и л :
Постановлением инспектора ДПС ОБ ДПС УМВД России по адрес № ----- от дата ФИО1 был привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.12.19 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 5 000,00 руб. за то, что он дата в 14 час.40 мин. в адресА, управляя автомашиной ------ в нарушение требований п.1.3 ПДД РФ, совершил стоянку в зоне действия дорожного знака 6.4 и 8.17 «Инвалид», то есть на месте, предназначенном для ТС инвалидов.
Не согласившись с данным постановлением ФИО1 обжаловал его в Ленинский районный суд г.Чебоксары, просил его отменить. В обосновании жалобы указано, что ФИО1 считает наложенное взыскание необоснованным, так как согласно правилам дорожного движения (Приложение 1, раздел 3), действие некоторых запрещающих знаков не распространяется на автомобиль, если им управляет инвалид I или II группы, или если оно перевозит такого инвалида или детей-инвалидов.
дата он и его сын ФИО5, являющийся инвалидом 1 группы приехали в «МТВ-Центр». Тут сотрудник ГИБДД позвонил и сообщил им, что машина мешает, надо переставить. Он вышел из магазина и увидел, что сотрудник ГИБДД ходит вокруг машины. Его попросили представить документы. Он передал документы и пояснил, что в месте для инвалидов он поставил машину так как его сын имеет первую группу инвалидности, и он привез его в магазин. Инспектор попросил представить справку. Но справка была у сына, который был в магазине. В связи с тем, что он не смог представить справку инспектору (так как сын был внутри магазина, а дозвониться до него не смог) на него был составлен протокол и вынесено постановление о привлечении его к административной ответственности.
В судебном заседании ФИО2 поддержал свою жалобу по изложенным в ней доводам. Пояснил, что вызов сотрудников ГИБДД по его мнению был произведен таксистом, с которым незадолго до этого произошел незначительный конфликт. Знак «Инвалид» у него в машине отсутствовал, так как в это время он продлевал страховку по ОСАГО, хотя знак «Инвалид» у него есть.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы административного дела, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст.30.6 КоАП РФ, судья при рассмотрении жалобы не связан ее доводами и проверяет дело в полном объеме.
ФИО1 привлечен к административной ответственности за то, что он дата в 14 час.40 мин. в адресА, управляя автомашиной ------, в нарушение требований п.1.3 ПДД РФ, совершил стоянку в зоне действия дорожного знака 6.4 и 8.17 «Инвалид», то есть на месте, предназначенном для ТС инвалидов.
В соответствии с ч.2 ст.12.19 КоАП РФ нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов, - влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей.
В силу п. 1.3 Правил дорожного движения РФ участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.
Информационный знак 6.4 Приложения N 1 к ПДД РФ "Парковка" обозначает парковочное место. Знак 8.17 дополнительной информации "Инвалиды" указывает, что действие знака 6.4 распространяется только на мотоколяски и автомобили, на которых установлен опознавательный знак "Инвалид".
Согласно п. 8 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, на транспортных средствах по желанию водителя могут быть установлены опознавательные знаки "Инвалид" - в виде квадрата желтого цвета со стороной 150 мм и изображением символа дорожного знака 8.17 черного цвета - спереди и сзади механических транспортных средств, управляемых инвалидами I и II групп, перевозящих таких инвалидов или детей-инвалидов.
Указанный знак получается в установленном порядке («Порядок выдачи опознавательного знака "Инвалид" для индивидуального использования", утвержденный Приказом Минтруда России от 04.07.2018 N 443н).
В соответствии с п. 2.1.1 Правил дорожного движения РФ, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - ПДД РФ), водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки, в том числе документ, подтверждающий факт установления инвалидности, в случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак "Инвалид".
Установка опознавательного знака "Инвалид" на транспортное средство необходима для информирования других участников движения об управлении транспортным средством лицом с ограниченными возможностями (инвалидом) либо о перевозке данным транспортным средством инвалида I и II групп или детей-инвалидов, что накладывает определенные особенности на стиль и манеру езды.
Кроме того, ПДД РФ предусматривают определенные льготы для автомобилей, управляемых инвалидами или перевозящих пассажиров инвалидов.
Так, существуют специальные таблички, относящиеся к инвалидам, частности табличка 8.17 "Инвалид" Приложения N 1 к ПДД РФ в сочетании со знаком 6.4 означает парковку или парковочное место для инвалидов.
Таким образом, по смыслу приведенных норм в целях информирования иных участников дорожного движения об управлении транспортным средством инвалидом I или II групп, либо о перевозке водителем транспортного средства инвалида I и II групп или детей-инвалидов, а также пользования льготами, установленными ПДД РФ для данной категории граждан, на транспортном средстве должен быть установлен опознавательный знак "Инвалид" и только при управлении транспортным средством инвалидом или при перевозке пассажиров, являющихся инвалидами.
Так, в п.17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что стоянка транспортного средства в месте, оборудованном дорожным знаком 6.4 "Парковка (парковочное место)" со знаком дополнительной информации (табличкой) 8.17 "Инвалиды" с разметкой 1.24.3 или без таковой, допускается исключительно в случае, если на таком транспортном средстве установлен опознавательный знак "Инвалид". Размещение на таком парковочном месте транспортного средства, на котором не установлен опознавательный знак "Инвалид", либо транспортного средства, на котором указанный знак установлен в отсутствие законных оснований, подлежит квалификации по части 2 статьи 12.19 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, и не оспаривается самим ФИО1, на автомашине, которой управлял ФИО1, таблички 8.17 не имелось.
Таким образом, формально в действиях ФИО1 усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.12.19 КоАП РФ.
Однако, как указал Конституционный суд РФ в своем определении от 18.07.2019 N 2164-О, законодательство об административных правонарушениях позволяет должностному лицу, судье при рассмотрении соответствующего дела об административном правонарушении учесть, имеет ли право привлекаемое к административной ответственности лицо пользоваться парковочными местами для инвалидов, в том числе для разрешения вопроса о том, можно ли данное правонарушение, совершенное лицом, имеющим такое право, признать малозначительным.
Формальный подход к установлению вины лица, привлекаемого к административной ответственности, предполагает обязанность субъектов (органов, должностных лиц) административной юрисдикции выяснять все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, и позволяет признать смягчающим любое обстоятельство, не указанное в качестве такового в названном Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В данном случае, фактически ФИО1 имел право пользоваться местом для стоянки ТС инвалидов, так как его сын ФИО4 действительно является инвалидом I группы, что следует из представленной справки об инвалидности серии МСЭ-2016 -----, также суду представлен знак инвалид, который был выдан дата (на время совершения административного правонарушения отсутствовал).
То, что ФИО1 сразу стал ссылаться на то, что привез в МТВ-Центр сына инвалида, следует из рапорта ИДПС ФИО3.
Ранее ФИО1 к административной ответственности за совершение однородных правонарушений не привлекался.
В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В данном случае, нарушение допущенное ФИО1 носит формальный характер, а именно – он не мог на месте совершения правонарушения предъявить необходимые документы, хотя имел право на льготы.
В связи с чем, полагаю возможным признать допущенное ФИО1 правонарушение малозначительным.
На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ,
р е ш и л :
Постановление инспектора ДПС ОБ ДПС УМВД России по адрес----- от дата о привлечении к административной ответственности ФИО1 по ч.2 ст.12.19 КоАП РФ отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, освободить ФИО1 от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения, ограничиться устным замечанием.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение 10 дней со дня вручения или получения копии данного решения.
Судья В.В.Евстафьев
Копия верна судья: