№ 12-296/2021
.
РЕШЕНИЕ
06 июля 2021 года город Оренбург
Центральный районный суд города Оренбурга в составе:
председательствующего, судьи Гречишниковой М.А.,
при секретаре Чудиной К.А.,
с участием:
старшего помощника прокурора Центрального района г. Оренбурга Кужман Д.В.,
представителей лица, в отношении которого ведется производство по делу ФИО1, ФИО2, ФИО3, действующих на основании доверенностей,
представителя Оренбургского УФАС России специалиста - эксперта отдела монопольного и рекламного контроля, общественных связей ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Центрального района г.Оренбурга Манаева Д.А. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области ФИО5 <данные изъяты> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 7.32.3 КоАП РФ в отношении должностного лица – руководителя МАУ «Оренбургский театр кукол «Пьеро» ФИО6
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области ФИО5 <данные изъяты> производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – руководителя МАУ «Оренбургский театр кукол «Пьеро» ФИО6 прекращено, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с указанным постановлением, прокурор Центрального района г.Оренбурга Манаев Д.А. обратился с протестом в Центральный районный суд г. Оренбурга, в котором постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области ФИО5 <данные изъяты> просил отменить и направить дело на новое рассмотрение в УФАС по Оренбургской области в связи с существенным нарушением процессуальных требований.
В обоснование указывает, что между МАУ «Оренбургский театр кукол «Пьеро» и ООО «<данные изъяты> заключен гражданско-правовой договор № <данные изъяты> на проведение капитального ремонта муниципального учреждения. Стоимость работ по договору составляет 74 293 786,54 рублей. Предметом договора от <данные изъяты> является капитальный ремонт MAУ «Оренбургский театр кукол «Пьеро» по адресу: <данные изъяты> (п. 1.1. договора). Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов MAУ «Оренбургский театр кукол «Пьеро» является, в том числе, бюджетные поступление в виде субсидий (п. 8.7 Устава). Вместе с тем, при осуществлении вышеуказанной закупки в форме запроса предложений в электронной форме, МАУ «Оренбургский театр кукол «Пьеро» руководствовалось положениями Федерального закона РФ от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также разделом 2.5 Положения о закупке товаров, работ, услуг МАУ «Оренбургский театр кукол «Пьеро», утвержденного протоколом наблюдательного совета МАУ «Оренбургский театр кукол «Пьеро» № 16 от <данные изъяты> Учитывая, что здание МАУ «Оренбургский театр кукол «Пьеро» является муниципальной собственностью муниципального образования «Город Оренбург», которое подлежит модернизации путем его реконструкции (или) капитального ремонта, а также тот факт, что средства федерального областного бюджета предоставлены администрации города Оренбурга и МАУ«Оренбургский театр кукол «Пьеро» в качестве субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, МАУ «Оренбургский театр кукол «Пьеро» при планировании и проведении закупок на выполнение работ по капитальному ремонту МАУ «Оренбургский театр кукол «Пьеро», определении поставщиков и заключении договора № <данные изъяты> выполнение указанных работ на сумму 74 293 786,54 рублей должно было руководствоваться положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-Ф «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечении государственных и муниципальных нужд», предусматривающего конкурентные способы проведения закупок. Выводы УФАС по Оренбургской области о том, что работы по капитальному ремонту здания МАУ «Оренбургский театр кукол «Пьеро» не относятся к работам по переустройству и реконструкции не обоснованы по следующим основаниям.
Согласно ответу специалистов в области строительства Научно -исследовательского центра мониторинга зданий и сооружений <данные изъяты> проектом капитального ремонта здания МАУ «Оренбургский театр кукол «Пьеро» (шифр <данные изъяты> который является неотъемлемой частью технического задания, в том числе предусматривается выполнение следующие видов работ: замена всей конструкции крыши и чердачного перекрытия в осях7-12; демонтаж деревянных и устройство кирпичных фронтонов; демонтаж старой и устройство новой лестниц в подвал; демонтаж старого и устройство нового перекрытия над подвалом. Поскольку проектом предусматривается полная замена несущих элементов строительных конструкций, то данные виды работ относятся к реконструкции. Согласно выводам специалистов комплексное рассмотрение проектно- сметной документации, заложенной в гражданско-правовой договор <данные изъяты> позволяет рассматривать представленный проект «Проект реконструкции МАУ «Оренбургский театр кукол «Пьеро» по адресу: <данные изъяты> При рассмотрении дела об административном правонарушении должностное лицо УФАС по Оренбургской области не обладая специальными познаниями в области строительства, не привлекло эксперта, обладающего специальными познаниями, дополнительные доказательства из прокуратуры Центрального района г. Оренбурга не истребовались. Не привлечение эксперта повлекло ограничение, стеснение гарантированных законом прав участников производства по делу об административном правонарушении, которые не позволили должностному лицу всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, что является существенным нарушением процессуальных требований, ввиду чего постановление подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО6, в судебное заседание не явился, надлежаще извещен.
В судебном заседании представители лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, возражали против протеста прокурора Центрального района г. Оренбурга и просили постановление <данные изъяты> оставить без изменения.
Представитель должностного лица, вынесшего постановления в судебном заседании возражал против удовлетворения протеста, указав, что оснований для привлечения специалиста не имелось, так как в материалы дела было представлено достаточно доказательств, для вынесения постановления. Так как субсидия предоставлялась не на осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, то в данном случае применение закона о контрактной системе не требовалось.
В судебном заседании старший помощник прокурора Центрального района г.Оренбурга, поддержал доводы протеста, просил постановление отменить и дело направить на новое рассмотрение.
Выслушав представителей должностного лица, заключение прокурора, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
Частью 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в ином порядке, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области ФИО5 <данные изъяты> производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица –руководителя МАУ «Оренбургский театр кукол «Пьеро» ФИО6 прекращено, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЭ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) данный Закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг бюджетным учреждением при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с ч.3 ст.2 настоящего Федерального закона и размещенного до начала года в единый информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг в соответствии с ч.1 ст. 4 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке товаров, работ, услуг МАУ «Оренбургский театр кукол «Пьеро» утверждено протоколом НС № 16 и размещено в ЕИС <данные изъяты>
<данные изъяты> между министерством культуры Оренбургской области и Администрацией города Оренбурга заключено соглашение <данные изъяты> о предоставлении в <данные изъяты> субсидии из областного бюджета бюджету города Оренбург Оренбургской области на модернизацию муниципальных театров юного зрителя и театров кукол путем их капитального ремонта, источником финансового обеспечения которых в том числе является субсидия из федерального бюджета.
Согласно п.1.1 соглашения, предметом соглашения является предоставление из бюджета Оренбургской области в <данные изъяты> бюджету города Оренбурга субсидии по виду кода 521.
Согласно п. 48.5.2.1 Приказа Минфина России от 06.06.2019 N 85н "О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения" по элементу вида расходов «521 Субсидии, за исключением субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности" подлежат отражению расходы на предоставление субсидий бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, за исключением субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности.
Таким образом, судом установлено, что субсидия предоставлялась не на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности.
<данные изъяты> между Управлением по культуре и искусству Администрации города Оренбурга и муниципальным автономным учреждением «Оренбургский театр кукол «Пьеро» заключено соглашение <данные изъяты> о предоставлении <данные изъяты> субсидии на модернизацию муниципальных театров юного зрителя и театров кукол путем капитального ремонта, источником финансового обеспечения которых в том числе является субсидия из федерального бюджета.
<данные изъяты> на сайте http://www.zakupki.gov.ru МАУ «Оренбургский театр кукол «Пьеро» размещено извещение <данные изъяты> на проведение закупки в форме запроса предложений в электронной форме на право заключения гражданско- правового договора на выполнение работ по капитальному ремонту МАУ «Оренбургский театр кукол «Пьеро» по адресу: <данные изъяты>
Документация о проведении запроса предложений в электронной форме утверждена <данные изъяты> директором МАУ «Оренбургский театр кукол «Пьеро» ФИО6 и размещена в Единой информационной системе в сфере закупок. Начальная (максимальная) цена договора составляет 75 425 164 рублей.
Настоящая документация разработана в соответствии с Федеральным законом РФ от 18.07.2011 № 223-ФЭ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Положением о закупке товаров, работ, услуг МАУ «Оренбургский театр кукол «Пьеро».
По результатам проведения закупки <данные изъяты> был составлен итоговый протокол рассмотрения, оценки и сопоставления заявок по запросу предложений в электронной форме <данные изъяты>. Решением комиссии по рассмотрению заявок на основании результатов оценки предложений победителем закупки признано ООО «УНИ-СТРОЙ» с предложением на сумму в размере 74 293 786,54 руб.
Согласно ч. 4 ст. 15 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Согласно позиции, изложенной в Письме Министерства экономического развития РФ от 9 января 2017 г. N Д28и-45 «О рассмотрении обращения», в соответствии с положениями БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии автономным учреждениям: на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания на оказание услуг (выполнение работ) (абзац 1 пункта 1 статьи 78.1 БК РФ); на иные цели, за исключением субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность (абзац 2 пункта 1 статьи 78.1 БК РФ; на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность (статья 78.2 БК РФ).
В соответствии с п.1 ст.78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Под капитальными вложениями в объекты государственной (муниципальной) собственности для целей применения части 4 статьи 15 Закона № 44-ФЗ следует понимать операции, осуществляемые автономным учреждением в целях строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или с приобретением объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность за счет субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с письмом Министерства финансов РФ от 22 марта 2017 г. № 03-03-06/J/16312, к работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.
К реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико- экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции. Реконструкция - это целенаправленная деятельность по изменению параметров строений и сооружений, отдельных элементов объектов, а модернизация - это обновление объекта для приведения в соответствие современным нормам, критериям, требованиям, т.е. обновление сооружения в связи с его моральным старением.
Субсидия в графике перечисления субсидии отражена по виду расходов 622.
Согласно п. 48.6.2.2 Приказа Минфина России от 06.06.2019 N 85н "О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения" по элементу вида расходов "622 Субсидии автономным учреждениям на иные цели" отражаются расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на предоставление субсидий автономным учреждениям на иные цели, за исключением субсидий на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ).
В соответствии с приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н «О порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения» расходы на предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений отражается по группе видов расходов 400 «Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности».
Проанализировав представленные материалы дела, суд приходит к выводу, что субсидия МАУ «Оренбургский театр кукол «Пьеро» предоставлена в порядке, предусмотренном абзацем 2 п.1 ст.78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а именно в виде субсидии на иные цели.
В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) это замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Также следует отметить, что отнесение работ к одному из указанных направлений осуществляется на стадии проектирования и проведения государственной экспертизы проектной документации.
Согласно проетно -сметной документации на капитальный ремонт МАУ «Оренбургский театр кукол «Пьеро» по адресу: <данные изъяты>, вид работ - капитальный ремонт.
В соответствии с порядком организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145 ГАУ «Государственнная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий Оренбургской области» от 30.06.2020 <данные изъяты> на проектно- сметную документацию на капитальный ремонт МАУ «Оренбургский театр кукол «Пьеро» по адресу: <данные изъяты> Вид работ - капитальный ремонт.
Таким образом, суд приходит к выводу, что представленных на рассмотрение должностному лицу УФАС по Оренбургской области материалов, было достаточно для принятия решения по делу. Оснований для применения Закона «О контрактной системе» в указанном случае не требовалось, в вязи с тем, что субсидия предоставлялась на иные цели.
Существенных нарушений процессуальных требований при вынесении постановления, судом не установлено.
Суд не усматривает оснований для отмены постановления должностного лица в соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах оснований для отмены либо изменения постановления <данные изъяты> заместителя руководителя–начальника отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области ФИО7 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.7.32.3 КоАП РФ в отношении руководителя МАУ «Оренбургский театр кукол «Пьеро» ФИО6 не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
постановление <данные изъяты> заместителя руководителя–начальника отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области ФИО7 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.7.32.3 КоАП РФ в отношении руководителя МАУ «Оренбургский театр кукол «Пьеро» ФИО6 –оставить без изменения, протест прокурора Центрального района г.Оренбурга Манаева Д.А. без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение 10 дней с момента получения или вручения копии постановления.
Судья М.А.Гречишникова