ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-296/2022 от 13.07.2022 Ленинскогого районного суда (город Севастополь)

дело № 12-296/2022

РЕШЕНИЕ

г. Севастополь

Судья Ленинского районного суда города Севастополя Прохорчук О.В., с участием представителя заявителя – Микитюк М.Б., рассмотрев жалобу Игнатенко И.А. на постановление и.о. мирового судьи Ленинского судебного района города Севастополя судебного участка № 14 – мирового судьи судебного участка № 11 Ленинского судебного района города Севастополя Тесля Ю.В. от 16.05.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.63 КоАП РФ, в отношении должностного лица – начальника отдела установления социальных выплат управления установления пенсий и социальных выплат государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Севастополе Игнатенко ФИО9

установил:

постановлением и.о. мирового судьи Ленинского судебного района города Севастополя судебного участка № 14 – мирового судьи судебного участка № 11 Ленинского судебного района города Севастополя Тесля Ю.В. от 16.05.2022 должностное лицо – начальник отдела установления социальных выплат управления установления пенсий и социальных выплат государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Севастополе Игнатенко И.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.63 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 3 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, Игнатенко И.А. подала жалобу, в которой просит постановление отменить, поскольку при вынесении судебного акта суд не учел, что заявитель, как должностное лицо, несет ответственность и за необоснованное, а также нецелевое расходование денежных средств, находящихся в государственной собственности. Именно информация о судебном решении, вступившем в законную силу, подтверждающая право заявителя на получение алиментов, является обязательным документом для назначения ежемесячного пособия. Судом не учтено, что территориальному пенсионному органу в обязательном порядке необходимо сведения о том, что такое решение суда вступило в законную силу и не отменено. Отделением был направлен запрос мировому судье о предоставлении информации и согласно полученному ответу судебный акт в законную силу не вступил. Таким образом, в разрез доводам, изложенным в постановлении, право на назначение ежемесячного пособия у заявительницы на момент подачи заявления не усматривалось. Также согласно информации мирового судьи судебного участка № 3 Балаклавского судебного района города Севастополя дата вступления в законную силу решения о взыскании алиментов с ответчика ФИО5 на несовершеннолетних ФИО6 и ФИО7ДД.ММ.ГГГГ. Данный факт также свидетельствует о принятии Игнатенко И.А. правомерного и законного решения. Также заявитель отмечает, что заявление о назначении ежемесячного пособия подано ФИО8ДД.ММ.ГГГГ, судебный приказ о взыскании алиментов выдан судом ДД.ММ.ГГГГ, то есть до его вступления в законную силу. Считает, что судебный приказ вступает в законную силу на одиннадцатый рабочий день со дня получения его копии должником, если должник не представил возражения относительно его исполнения. Пятидневный срок на отправку судебного приказа и десятидневный срок на подачу возражений на судебный приказ истекал ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, в случае назначения ежемесячного пособия ФИО8 без законных на то оснований, а именно без сведений о вступлении в законную силу судебного приказа о взыскании алиментов, заявителем были бы превышены предоставленный полномочия и указанный факт привел бы к незаконному перерасходованию денежных средств Пенсионного фонда, что также предусматривает ответственность.

Представитель заявителя доводы жалобы поддержала по основаниям, в ней изложенным, просила удовлетворить.

Заслушав пояснения представителя заявителя, изучив доводы жалобы и материалы дела, прихожу к следующему.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.

Частью 1 статьи 5.63 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение должностным лицом федерального органа исполнительной власти или органа государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, работником многофункционального центра, работником иной организации, осуществляющей в соответствии с законодательством Российской Федерации функции многофункционального центра, или работником государственного учреждения, осуществляющего деятельность по предоставлению государственных услуг в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, порядка предоставления государственной услуги, предоставляемой федеральным органом исполнительной власти или государственным внебюджетным фондом Российской Федерации, повлекшее непредоставление государственной услуги заявителю либо предоставление государственной услуги заявителю с нарушением установленных сроков, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ) государственной услугой, предоставляемой федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, является деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 27.06.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги и с единым стандартом в случае, предусмотренном частью 2 статьи 14 настоящего Федерального закона.

Согласно статье 10.1 Федерального закона N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" право на ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет имеет единственный родитель такого ребенка или родитель (иной законный представитель) такого ребенка, в отношении которого предусмотрена на основании судебного решения уплата алиментов, при этом размер среднедушевого дохода такой семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя, установленную в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением указанного пособия.

В целях предоставления указанного пособия единственным родителем признается родитель ребенка, который указан в записи акта о рождении ребенка, при условии, что в этой записи отсутствуют сведения о втором родителе ребенка или сведения об отце в запись акта о рождении ребенка внесены по заявлению матери ребенка, либо в случае, если второй родитель ребенка умер, признан безвестно отсутствующим или объявлен умершим.

В случае наличия в семье нескольких детей в возрасте от восьми до семнадцати лет указанное пособие выплачивается на каждого ребенка с единственным родителем или на каждого ребенка, в отношении которого предусмотрена на основании судебного решения уплата алиментов.

В силу статьи 10.2 Федерального закона N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" лицам, указанным в статье 10.1 настоящего Федерального закона, ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет выплачивается со дня достижения ребенком возраста восьми лет, если обращение за назначением указанного пособия последовало не позднее шести месяцев со дня достижения ребенком такого возраста, но не ранее чем с 1 июля 2021 года. В остальных случаях ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет выплачивается со дня обращения за назначением указанного пособия.

Ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет устанавливается на двенадцать месяцев, но не более чем до достижения ребенком возраста семнадцати лет. Назначение указанного пособия в очередном году осуществляется по истечении двенадцати месяцев со дня предыдущего обращения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2021 года N 1037 утверждены Правила назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет в части, не определенной Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

Согласно абзацу 3 указанных Правил, заявления о назначении пособий, подаются в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации по формам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2021 г. N 1037 "Об утверждении Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет в части, не определенной Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", а также перечня документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения указанных пособий, и форм заявлений об их назначении", для соответствующего пособия.

В соответствии с пп. 3 пункта 13 Правил основанием для отказа в назначении пособий, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, является отсутствие у заявителя и (или) трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов, предусмотренных подпунктами "а", "б" (в части пенсий), "в" (в части стипендий и компенсационных выплат в период нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям), "е", "и", "л" - "н" и "п" пункта 18 настоящих Правил, за расчетный период, предусмотренный пунктом 19 настоящих Правил.

Как следует из материалов дела, Игнатенко И.А., занимая должность начальника отдела установления социальных выплат управления установления пенсий и социальных выплат государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Севастополе, ДД.ММ.ГГГГ в течение рабочего дня, в нарушение требований пункта 13 Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет в части, не определенной Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», а также перечня документов, необходимых для назначения указанных пособий, и форм заявлений об их назначении, незаконно отказала в назначении мер социальной поддержки ФИО8, что повлекло непредоставление государственной услуги в отсутствие признаков уголовно наказуемого деяния.

В связи с выявленными нарушениями заместителем прокурора Ленинского района города Севастополя 25.04.2022 в отношении Игнатенко И.А. возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 5.63 КоАП РФ.

В ходе прокурорской проверки установлено, что ФИО8ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ГУ – Отделение ПФР в г.Севастополе с заявлениями о назначении ежемесячного пособия на двоих детей в возрасте от 8 до 17 лет – ФИО7 и ФИО6, предоставив судебный приказ мирового судьи судебного участка Балаклавского судебного района города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ по делу о взыскании алиментов со ФИО5 на содержание несовершеннолетних детей.

В связи с получением на запрос, направленный в порядке межведомственного электронного взаимодействия, ответа мирового судьи о том, что вынесенный судебный приказ не вступил в законную силу, ДД.ММ.ГГГГ Игнатенко И.А. отказала в назначении мер социальной поддержки ФИО8, что повлекло непредоставление государственной услуги в отсутствие признаков уголовно наказуемого деяния.

При рассмотрении дела мировой судья пришел к выводам о том, что в действиях должностного лица Игнатенко И.А. содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.63 КоАП РФ, поскольку ФИО8 не указывала в заявлении недостоверных или неполных данных.

Факт совершения Игнатенко И.А. административного правонарушения и ее вина подтверждается доказательствами, исследованными в ходе судебного рассмотрения, проанализировав которые в их совокупности, мировой судья верно квалифицировал действия Игнатенко И.А. по части 1 статьи 5.63 КоАП РФ как нарушение должностным лицом федерального органа исполнительной власти или органа государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, работником многофункционального центра, работником иной организации, осуществляющей в соответствии с законодательством Российской Федерации функции многофункционального центра, или работником государственного учреждения, осуществляющего деятельность по предоставлению государственных услуг в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, порядка предоставления государственной услуги, предоставляемой федеральным органом исполнительной власти или государственным внебюджетным фондом Российской Федерации, повлекшее непредоставление государственной услуги заявителю.

Вина лица, в отношении которого ведется производство по делу, доказана полностью.

Нарушения норм материального и процессуального права, влекущие отмену постановления мирового судьи, по делу судом апелляционной инстанции не выявлены.

Административное наказание назначено Игнатенко И.А. в пределах санкции части 1 статьи 5.63 КоАП РФ.

Постановление о привлечении Игнатенко И.А. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Доводы жалобы не влияют на правильность постановления мирового судьи и не могут служить основанием для его отмены или изменения, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств.

Так, согласно пункту 27 Перечня документов (копий документов, сведений) необходимых для назначения ежемесячного пособия, в котором приводятся источники сведений и способы их получения, указано, что заявителем предоставляются сведения о получении алиментов (возможность проверки ФССР России (ведомственная информационная система).

Согласно пункту 53 указанного Перечня предоставляются сведения об установлении на основании судебного решения алиментов на ребенка, об отмене такого судебного решения (суд, вынесший судебное решение, посредством межведомственного взаимодействия).

При этом ни Правилами назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет в части, не определенной Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», ни Федеральным законом не указано о необходимости предоставления заявителем сведений о вступлении решения суда в законную силу.

Кроме того, в соответствии с абзацем вторым статьи 211 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда в части взыскания алиментов подлежит немедленному исполнению.

Доводы об отсутствии в действиях Игнатенко И.А. состава административного правонарушения, изложенные в жалобе, были предметом тщательного исследования мирового судьи и обоснованно признаны несостоятельными, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права. Выводы об этом подробно изложены в оспариваемом постановлении и мотивированы. Оснований не согласиться с ними не имеется.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи подлежит оставлению без изменения, а жалоба Игнатенко И.А. - без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.10, 30.7, 30.9 КоАП РФ, суд

решил:

жалобу Игнатенко ФИО11 оставить без удовлетворения, постановление и.о. мирового судьи Ленинского судебного района города Севастополя судебного участка № 14 – мирового судьи судебного участка № 11 Ленинского судебного района города Севастополя от 16.05.2022 о привлечении должностного лица – начальника отдела установления социальных выплат управления установления пенсий и социальных выплат государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Севастополе Игнатенко ФИО10 к административной ответственности по части 1 статьи 5.63 КоАП РФ - без изменений.

Решение вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья