Дело №12-2970/2019
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном
правонарушении
20 августа 2019 года город Тверь
Судья Центрального районного суда г. Твери Сельхова О.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Кокошко А.Г. на постановление и.о. Министра Тверской области по обеспечению контрольных функций Беленко А.Ю. от 03 июня 2019 года № 02-22/53 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – директора государственного бюджетного учреждения культуры Тверской области «Тверской государственный театр кукол» Кокошко А.Г.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением и.о. Министра Тверской области по обеспечению контрольных функций Беленко А.Ю. от 03 июня 2019 года № 02-22/53 должностное лицо - директор государственного бюджетного учреждения культуры Тверской области «Тверской государственный театр кукол» Кокошко А.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, Кокошко А.Г. обратился в суд с жалобой, в которой просит указанное постановление отменить, прекратив производство по делу, полагая, что оно является незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм действующего законодательства.
В обоснование доводов жалобы указал, что он как директор Учреждения не является субъектом административной ответственности, установленной ст. 15.15.15 КоАП РФ, поскольку в соответствии с ч. 3 ст.9.2 ФЗ от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» государственные задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Полагает, что должностное лицо бюджетного учреждения, в отношении которого учредителем сформировано государственное задание, не может рассматриваться в качестве субъекта административной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение полномочий органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.
Исходя из положений ст.69.2 БК РФ, п. 53 Порядка № 380-пп, установлены требования к структуре и наличию соответствующей информации в отчете о выполнении государственного задания, предоставляемого учредителем в целям осуществления контроля.
Кроме того, согласно п. 3.3.5 Устава, директор Учреждения обязан обеспечивать выполнение Учреждением государственного задания в соответствии со своими обязанностями. Вместе с тем, невыполнение Учреждением государственного задания является составом административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.5-1 КоАП РФ.
Согласно п.п. 3,4 Постановления в Отчете о выполнении государственного задания за 2018 год отсутствует показатель «Количество публичных выступлений». Отсутствие указанного показателя в отчете о выполнении государственного задания за 2018 год может свидетельствовать о не достижении Учреждением в 2018году соответствующего объемного показателя указанной государственной услуги, но не является доказательством нарушения Учреждением требований п. 53 Порядка № 380-пп.
В судебном заседании Кокошко А.Г. доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Защитник Кокошко А.Г. –Шершнева А.А. поддержала доводы жалобы в полном объеме, полагая, что Кокошко А.Г. не является субъектом вмененного ему правонарушения. Формулировки, которые содержатся в акте контрольного мероприятия, однозначно не свидетельствуют, что административное правонарушение квалифицировано в отношении учреждения. Документами, в которых должны быть зафиксированы выявленные правонарушения, являются представления и предписания, вынесенные в порядке 269.2 БК РФ. По результатам контрольного мероприятия в адрес учреждения в соответствии со ст. 270.2 БК РФ направлено представление, в котором содержатся все нарушения. При этом представление является официальным документом, который направляется по результатам реализации контрольных мероприятий. В акте содержатся только субъективные выводы отдельных должностных лиц. Результаты контрольного мероприятия оформляются в соответствии с БК РФ конкретными нормативными документами, содержащими описание и квалификацию вменяемого правонарушения. Те выводы, которые содержатся в акте, направлены на деятельность учредителя. Сам по себе акт нормативным документом не является. Для того чтобы зафиксировать нарушение, недостаточно тех выводов, которые содержатся в акте. Все нарушения обобщаются в представление и предписание, которые в соответствии со ст.270.2 БК РФ направляются объекту контроля. В этих документах действия учреждения по не указанию отдельных показателей в отчетности о госзадании не были квалифицированы в качестве нарушения.
У любого контрольного органа в соответствии со ст.269.2 БК РФ на уровне муниципальных образований утверждаются стандарты контроля и классификатор нарушений. Доказательств того, что действия учреждения действительно являются правонарушением в соответствии со стандартом нет. Протокол об административном правонарушении составлен значительно позднее акта контрольного мероприятия.
Представитель Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций Малышева А.Ю. полагала, что постановление законно и обоснованно вынесено в отношении Кокошко А.Г., он является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.15 КоАП РФ, в его действиях содержится состав вмененного административного правонарушения. Проверка проведена с в соответствии со ст.269.2 БК РФ и Постановлением Правительства Тверской области от 01.07.2014 N 321-пп. По итогам проверки составлен акт проверки от 04.03.2018.
Заслушав Кокошко А.Г., Шершневу А.А., Малышеву А.Ю., исследовав материалы дела в полном объеме, судья приходит к следующим выводам.
Порядок формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями Тверской области установлен положениями статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и постановлением Правительства Тверской области от 11.08.2015 № 380-пп «О реализации отдельных положений федерального законодательства, регулирующего деятельность государственных учреждений, внесении изменений в постановление Администрации Тверской области от 25.02.2011 № 82-па и признании утратившими силу отдельных постановлений Администрации Тверской области и Правительства Тверской области и отдельных положений постановлений Правительства Тверской области».
В соответствии с пунктом 53 Порядка формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями Тверской области, за исключением государственных учреждений здравоохранения Тверской области, являющегося Приложением 2 к постановлению Правительства Тверской области от 11.08.2015 № 380-пп (далее - Порядок № 380-пп), отчет о выполнении государственного задания включает в себя, в том числе информацию о достижении показателей объема государственных услуг (работ) в рамках государственного задания по итогам отчетного периода (подпункт «б» пункта 53).
В соответствии со ст.15.15.15 КоАП РФ нарушение порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.15 КоАП РФ, заключается в совершении деяния, повлекшего нарушение порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания.
Из представленных материалов дела следует, что при проведении плановой выездной проверки по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности государственного бюджетного учреждения культуры Тверской области «Тверской государственный театр кукол» на основании приказа Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций от 09.01.2019 №4 «О проведении плановой выездной проверки» в период с 09.01.2019 по 18.02.2019 было выявлено нарушение директором государственного бюджетного учреждения культуры Тверской области «Тверской государственный театр кукол» Кокошко А.Г. порядка формирования государственного задания Учреждения на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 49 Порядка 380-пп государственное учреждение формирует и предоставляет учредителю отчет о выполнении государственного задания по форме согласно приложению 4 к Порядку 380-пп за отчетный финансовый год в срок до 1 марта года, следующего за отчетным.
Отчет о выполнении государственного задания за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 не содержит информацию о достижении показателей объема государственных услуг (работ) в рамках государственного задания по итогам отчетного периода. Отчет согласован председателем комитета по делам культуры Тверской области Репиной И.А. 07.03.2019
По результатам проверки был составлен акт от 04 марта 2019 года, из которого следует:
1. Государственным заданием Учреждения на 2018 год предусмотрены следующие показатели, характеризующие объем государственной услуги «Показ (организация показа) спектаклей (театральных постановок) на стационаре платно» (далее - государственная услуга 1):
- число зрителей - 36 771 человек;
- количество публичных выступлений - 180.
По данным Отчета за 2018 год выполнение показателей, характеризующих объем государственной услуги 1, составляет:
- число зрителей - 40 371 человек.
В нарушение пункта 53 Порядка № 380-пп отчетные данные в отношении показателя «Количество публичных выступлений» отсутствуют.
2. Государственным заданием Учреждения на 2018 год предусмотрены следующие показатели, характеризующие объем государственной услуги «Показ (организация показа) спектаклей (театральных постановок) на гастролях платно» (далее - государственная услуга 2):
- число зрителей – 16 143 человек;
- количество публичных выступлений – 131.
По данным Отчета за 2018 год выполнение показателей, характеризующих объем государственной услуги 2, составляет:
- число зрителей - 16 194 человек.
В нарушение пункта 53 Порядка № 380-пп отчетные данные в отношении показателя «Количество публичных выступлений» отсутствуют.
3. Государственным заданием Учреждения на 2018 год предусмотрены следующие показатели, характеризующие объем государственной услуги «Показ (организация показа) спектаклей (театральных постановок) на выезде бесплатно» (далее - государственная услуга 3):
- число зрителей - 729 человек;
- количество публичных выступлений - 4.
По данным Отчета за 2018 год выполнение показателей, характеризующих объем государственной услуги 3, составляет:
- число зрителей – 1 438 человек.
В нарушение пункта 53 Порядка № 380-пп отчетные данные в отношении показателя «Количество публичных выступлений» отсутствуют.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении директора государственного бюджетного учреждения культуры Тверской области «Тверской государственный театр кукол» Кокошко А.Г. протокола об административном правонарушении от 21.05.2019 № 02-22/53 и вынесения постановления о привлечении его к административной ответственности по ст.15.15.15 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность директора государственного бюджетного учреждения культуры Тверской области «Тверской государственный театр кукол» Кокошко А.Г. подтверждены совокупностью собранных по делу доказательств: протоколом об административном правонарушении от 21.05.2019 № 02-22/53; копией акта плановой выездной проверки от 04.03.2019; копией государственного задания на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов, утвержденного 14.12.2018; копией отчета о выполнении государственного задания за отчетный период с 01.01.2018 по 31.12.2018; копией Устава государственного бюджетного учреждения культуры Тверской области «Тверской государственный театр кукол» с изменениями; копией приказа (распоряжение) о приеме работника на работу Кокошко А.Г. на должность директора от 11.09.2012; копией распоряжения Министра имущественных и земельных отношений Тверской области от 27.12.2017; копией распоряжения Губернатора Тверской области от 11.12.2018; копией распоряжения Губернатора Тверской области от 11.12.2018; а также иными материалами дела.
Данные доказательства получены в соответствии с требованиями закона, уполномоченным на то должностным лицом, в рамках выполнения им служебных обязанностей, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ.
Вина директора государственного бюджетного учреждения культуры Тверской области «Тверской государственный театр кукол» Кокошко А.Г. во вмененном ему административном правонарушении доказана совокупностью представленных доказательств, оснований не доверять которым не имеется, и которые свидетельствуют о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.15 КоАП РФ.
В соответствии с ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Приказом (распоряжение) от 11.09.2012 Кокошко А.Г. принят на работу в ГБУК «Театр кукол» на должность директора.
Распоряжением Министра имущественных и земельных отношений Тверской области от 27.12.2017 Кокошко А.Г. назначен на должность директора государственного бюджетного учреждения культуры Тверской области «Тверской государственный театр кукол».
Распоряжением Губернатора Тверской области от 11.12.2018 Кокошко А.Г. назначен на должность директора государственного бюджетного учреждения культуры Тверской области «Тверской государственный театр кукол».
В соответствии с Уставом Учреждения, утвержденного Приказом Комитета по делам культуры Тверской области от 27.12.2011 № 139, согласованного Министром Правительства Тверской области Задорожной Н.А. 27.12.2011 (с изменениями, утвержденными Приказом Председателя Комитета по делам культуры Тверской области от 09.10.2017 № 195, согласованными Заместителем Министра имущественных и земельных отношений Тверской области Артюковой О.А.) Учреждение возглавляют на основе разделения сфер ведения - директор и художественный руководитель Учреждения (пункт 3.3 Устава).
Директор Учреждения без доверенности действует от имени Учреждения (пункт 3.3.2 Устава).
К компетенции директора Учреждения относятся, в том числе следующие вопросы: организация производственной, хозяйственной и экономической деятельности; утверждение плана финансово- хозяйственной деятельности, годовой и бухгалтерской отчетности (пункт 3.3.4 Устава).
Директор Учреждения обязан обеспечивать выполнение государственного задания в соответствии со своими функциональными обязанностями (пункт 3.3.5 Устава).
Вопреки доводам жалобы Кокошко А.Г. как директор государственного бюджетного учреждения культуры Тверской области «Тверской государственный театр кукол» является субъектом административной ответственности, установленной ст.15.15.15 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 1 БК РФ государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).
Порядок формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями Тверской области установлен положениями статьи 69.2 БК РФ и Порядка № 380-пп.
Согласно подп.1 п.5 ст.69.2 БК РФ порядок формирования государственного задания и финансового обеспечения выполнения государственного задания, должен определять в том числе отчет о его выполнении.
На основании п.49 Порядка № 380-пп государственное учреждение формирует и предоставляет учредителю отчет о выполнении государственного задания по форме согласно приложению 4 к Порядку №380-пп.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 53 Порядка № 380-пп отчет о выполнении государственного задания включает в себя информацию о достижении показателей объема государственных услуг (работ) в рамках государственного задания по итогам отчетного периода.
В нарушение пункта 53 Порядка № 380-пп отчетные данные в отношении показателей «Количество публичных выступлений» государственных услуг 1,2,3 отсутствуют.
Таким образом, с учетом положений п. 5 ст. 69.2 БК РФ, ст. 2.4 КоАП РФ и примечания к ней, должностным лицом, ответственным за нарушение порядка формирования государственного задания является Кокошко А.Г.
Действия директора государственного бюджетного учреждения культуры Тверской области «Тверской государственный театр кукол» Кокошко А.Г. правильно квалифицированы по ст. 15.15.15 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения лица к административной ответственности не имеется.
Нарушения вывлены в ходе проведения выездной проверки на основании приказа Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций от 09.01.2019 №4 «О проведении плановой выездной проверки». По результатам проверки составлен акт от 04.03.2019 года, в котором отражены выявленные нарушения. Нарушений требований действующего законодательства при проведении проверки не установлено.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом и соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, предъявляемым к его содержанию и порядку составления. Все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены, событие правонарушения должным образом описано, а потому данный протокол является допустимым доказательством по делу. Нарушение срока составления протокола, установленного ч.1 ст.28.5 КоАП РФ не является существенным нарушением, влияющим на результат рассмотрения дела, так как данный срок не является пресекательным.
Процессуальных нарушений при возбуждении и рассмотрении дела об административном правонарушении, которые могли бы повлечь незаконность оспариваемого постановления, в ходе рассмотрения жалобы не установлено.
Порядок и срок давности привлечения директора государственного бюджетного учреждения культуры Тверской области «Тверской государственный театр кукол» Кокошко А.Г. к административной ответственности не нарушен, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, в судебном заседании не установлено.
Административное наказание Кокошко А.Г. назначено в минимальном размере санкции статьи.
Оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ не имеется.
Принимая во внимание установленные в ходе рассмотрения жалобы обстоятельства, судья не находит оснований для отмены либо изменения постановления и.о. Министра Тверской области по обеспечению контрольных функций Беленко А.Ю. от 03 июня 2019 года № 02-22/53.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
РЕШИЛ:
постановление и.о. Министра Тверской области по обеспечению контрольных функций Беленко А.Ю. от 03 июня 2019 года № 02-22/53 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – директора государственного бюджетного учреждения культуры Тверской области «Тверской государственный театр кукол» Кокошко А.Г. оставить без изменения, жалобу Кокошко А.Г. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья О.Е. Сельхова