ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-297/18 от 25.09.2018 Горно-алтайского городского суда (Республика Алтай)

Дело № 12-297/2018

РЕШЕНИЕ

Судья Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай Сумачаков И.Н., рассмотрев в судебном заседании жалобу Шефера А.С. на постановление инспектора ДПС ОРДПС ГИБДД МВД по Республике Алтай Сергеева Е.А. от 30 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 12.16 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением инспектора ДПС ОРДПС ГИБДД МВД по Республике Алтай Сергеева Е.А. от 30 августа 2018 г. Шефер А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.16 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1 500 рублей.

Не согласившись с указанными постановлением, Шефером А.С. подана жалоба о его отмене по тем основаниям, что он административное законодательство не нарушал, поскольку им была осуществлена остановка транспортного средства в зоне действия знака 3.27 для посадки пассажира, а не стоянка автомобиля, инспектору ДПС ОРДПС ГИБДД МВД по Республике Алтай было предоставлено для обозрения служебное удостоверение сотрудника прокуратуры, несмотря на это в отношении Шефера А.С. инспектором ДПС ОРДПС ГИБДД МВД по Республике Алтай Сергеевым Е.А. было вынесено постановление по делу об административном правонарушении, при этом постановление содержит сведения о должности и месте работе Шефера А.С.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Шефер А.С. в судебное заседание не явился, о времени о месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом.

Судья, изучив доводы жалобы и материалы дела об административном правонарушении, считает обжалуемое постановление подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Частью 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание должностными лицами, судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.

В соответствии с ч. 4 ст. 12.16 КоАП РФ несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.

Согласно п. 1.3 ПДД РФ, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

Дорожный знак 3.27 «Остановка запрещена» запрещает остановку и стоянку транспортных средств.

В соответствии с положениями ч. 1, 2 ст. 28.6 КоАП РФ в случае, если непосредственно на месте совершения физическим лицом административного правонарушения уполномоченным на то должностным лицом назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется, а выносится постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном ст. 29.10 КоАП РФ. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено.

В случае, если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание, составляется протокол об административном правонарушении, который приобщается к вынесенному в соответствии с ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ постановлению.

В соответствии с ч. 2 ст. 1.4 КоАП РФ особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации и иных лиц), устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

В силу п. 1 ст. 42 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором, является исключительной компетенцией органов прокуратуры.

Пунктом 232 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного Приказом МВД России от 02.03.2009 № 185 установлено, что к должностным лицам, выполняющим определенные государственные функции, в отношении которых действуют особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности, относятся в том числе, прокуроры.

Согласно пункта 227 указанного Административного регламента в случае выявления сотрудником достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, совершенного лицом, предъявившим документы, подтверждающие выполнение им определенных государственных функций (депутата, судьи, прокурора и иного лица), к указанному лицу согласно статье 1.4 Кодекса применяются меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении и осуществляется привлечение к административной ответственности в соответствии с особыми условиями, установленными Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

В случае выявления достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, совершенного судьей или прокурором, сотрудник составляет об этом рапорт, который с другими материалами незамедлительно передается руководителю подразделения для последующего направления в органы прокуратуры (пункт 235 Административного регламента).

Из материалов дела следует, что 30 августа 2018 года в 05 часов 20 минут в г. Горно-Алтайске по пр. Коммунистическому, д.53/2 помощник прокурора <данные изъяты> района Республики Алтай Шефер А.С., управляя автомобилем «<данные изъяты>, совершил остановку транспортного средства в зоне действия дорожного знака 3.27 «Остановка запрещена», чем нарушил п. 1.3 ПДД РФ.

В отношении помощника прокурора <данные изъяты> района Республики Алтай Шефера А.С. инспектором ДПС ОРДПС ГИБДД МВД по Республике Алтай Сергеевым Е.А. возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 4 ст. 12.16 КоАП РФ и вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 1 500 рублей. При этом Шефер А.С. оспаривал событие административного правонарушения, отказавшись подписывать указанное постановление.

Указанное обстоятельство изложено инспектором ДПС ОРДПС ГИБДД МВД по Республике Алтай Сергеевым Е.А. в рапорте на имя командира ОРДПС ГИБДД МВД по Республике Алтай Корсуна Г.А. от 30.08.2018 г.

В нарушение норм действующего законодательства по факту нарушения прокурорским работником <данные изъяты> прокуратуры Республики Алтай ПДД РФ командир ОРДПС ГИБДД МВД по Республике Алтай Корсун Г.А. немедленное информирование органов прокуратуры не произвел.

Материал по факту нарушения помощником прокуратуры <данные изъяты> района Республики Алтай Шефером А.С. ПДД РФ был направлен в прокуратуру Майминского района 07.09.2018 г., перенаправлен в прокуратуру Республики Алтай 10.09.2018 г.

Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что процедура привлечения к административной ответственности Шефера А.С. как прокурорского работника прокуратуры не соблюдена, поскольку привлечение прокурорского работника к административной ответственности является прерогативой самой прокуратуры, поэтому состоявшиеся по делу постановление от 30.08.2018 г. нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.

Кроме того, в соответствии с положениями ст. 28.6 КоАП РФ при назначении физическому лицу административного наказания в виде предупреждения или штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется лишь в случае, если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, не оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему наказание.

Составление протокола об административном правонарушении в случае, если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему наказание, не предполагает отмену ранее вынесенного постановления по делу об административном правонарушении, в силу чего не требует далее проведения соответствующих процессуальных действий, связанных с направлением протокола на рассмотрение иному должностному лицу, а имеет своей целью формирование, как это требует ст. 26.2 КоАП РФ, доказательственной базы, необходимой для всестороннего, полного и объективного рассмотрения.

Согласно п. 157Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, утвержденного приказом МВД России от 23.08.2017 г. № 664, в случае, если физическое лицо непосредственно на месте совершения административного правонарушения после возбуждения дела об административном правонарушении оспаривает наличие события административного правонарушения или назначенное ему административное наказание, в том числе отказываясь от соответствующей подписи в постановлении, составляется протокол об административном правонарушении, который приобщается к постановлению по делу об административном правонарушении, вынесенному в соответствии с частью 1 статьи 28.6 Кодекса.

Поскольку Шефер А.С. оспаривал факт совершения административного правонарушения и высказал несогласие с постановлением по делу об административном правонарушении после его вынесения, что подтверждено материалами дела, должностное лицо в силу вышеуказанных требований КоАП РФ и Административного регламента обязан был составить в отношении Шефера А.С. протокол об административном правонарушении, чего сделано не было.

Пунктом 1 ст. 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В рассматриваемом случае должностным лицом был нарушен порядок привлечения Шефера А.С. к административной ответственности.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Таким образом, на основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ постановление инспектора ДПС ОРДПС ГИБДД МВД по Республике Алтай Сергеева Е.А. от 30.08.2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 12.16 КоАП РФ, в отношении помощника прокурора <данные изъяты> района Республики Алтай Шефера А.С. подлежат отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Жалобу Шефера А.С. удовлетворить.

Постановление инспектора ДПС ОРДПС ГИБДД МВД по Республике Алтай Сергеева Е.А. от 30 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 12.16 КоАП РФ, в отношении Шефера А.С. отменить, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 12.16 КоАП РФ, в отношении Шефера А.С. возвратить на новое рассмотрение инспектору ДПС ОРДПС ГИБДД МВД по Республике Алтай Сергееву Е.А.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья И.Н. Сумачаков