Дело №12-298/2019 Р Е Ш Е Н И Е по делу об административном правонарушении 13 августа 2019 г. г. Ярославль Судья Фрунзенского районного суда г.Ярославля Демьянов А.Е., при секретаре Бобровой Н.А., с участием: защитника Новожиловой Ю.В., действующей по доверенности от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО7 на постановление №493 от 14.06.2019 г. начальника ОЛРР (по г.Ярославлю, Ярославскому и Некрасовскому районам) Управления Росгвардии по Ярославской области ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.8 КоАП РФ, УСТАНОВИЛ: Указанным постановлением должностного лица Управления Росгвардии ФИО7 как должностное лицо – временно исполняющий обязанности руководителя ФГКУ комбинат «Октябрьский» Росрезерва был привлечен к административной ответственности – административному штрафу в размере 50 000 рублей за то, что, как указано в постановлении, в соответствии с распоряжением Управления Росгвардии по Ярославской области 01.04.2019 №353 в период времени с 14:00 до 16:30 час. 23.05.2019 г. проведена проверка наличия, организации хранения, учета и технического состояния оружия и патронов в ФГКУ комбинат «Октябрьский» по адресу: г.Ярославль, п.Великий, д.17. Установлено, что на сейфах комнаты хранения оружия прикреплены бирки ненадлежащего содержания: указаны фамилия и инициалы ответственного, который уволен из данного Учреждения. Опись оружия, находящегося в сейфе №2 комнаты хранения оружия ведется с нарушением формы, установленной Приложением № 64 к Инструкции: подписана лицом, ответственным за сохранность оружия в организации, уволенным из Учреждения. В приказе «О порядке хранения и использования комплектов ключей от комнаты хранения оружия и боеприпасов, сейфа, шкафов» №37 от 01.03.2019 обязанности за хранение первого комплекта ключей возложены на ФИО2, уволенного из Учреждения. Инвентаризация оружия и патронов в связи со сменой лица, ответственного за сохранность оружия и патронов, в Учреждении не проводилась. Список закрепления оружия, размещенного на сейфах, шкафах, пирамидах ведется с нарушением формы, установленной Приложением № 66 к Инструкции: подписана лицом, ответственным за сохранность оружия в организации, уволенным из указанного Учреждения – ФГКУ комбинат «Октябрьский» Росрезерва. Чем фактически были нарушены ст.9 Федерального закона от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране», ст.25 Федерального закона от 13.12.1996 №150-ФЗ «Об оружии», п.51 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 № 814, подпункты «д», «е» п.127, п.148, п.168, п.178 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12.04.1999 г. № 288. Данное дело об административном правонарушении было возбуждено 03 июня 2019 г. при составлении старшим инспектором ОЛРР ФИО3 соответствующего протокола об административном правонарушении в отношении ФИО7 по ч.1 ст.20.8 КоАП РФ. В жалобе ФИО7 просит отменить постановление о привлечении его к административной ответственности как незаконное, при этом со ссылкой на положения в том числе и ст.1.5, ч.1 ст.1.6, ст.24.1, ст.26.2, ч.1 и ч.2 ст.28.2 КоАП РФ, пунктов 25, 80, 88, 90 Административного регламента, утвержденного Приказом МВД России от 29.06.2012 г. №646 указывает, что проверка на их комбинате должностными лицами ОЛРР была проведена 23.05.2019 г. с 15:40 по 17:00 час., а не с 14:00 до 16:00 час. как указано в протоколе об административном правонарушении, и не 24.05.2019 г. как указано в Акте проверки, с грубыми нарушениями: без предъявления письменного предписания, проверку в том числе проводила неуполномоченное распоряжением от 01.04.2019 г. на это лицо – ФИО4, прибывшая вместе с ФИО3; Акт по результатам проверки от 23.05.2019 г. фактически не составлялся и ему не был вручен; заместитель начальника отдельной команды ВО ФИО5, принятый на работу в этой должности 08.04.2019 г., не являющийся ответственным за сохранность оружия и патронов, на участие от имени комбината при проведении проверки им (ФИО7) уполномочен не был, необходимые для проверки документы, информацию он предоставить не мог; о проведении проверки он (заявитель) узнал лишь по окончании ее проведения 23.05.2019 г. после 17:00 час. из распоряжения от 01.04.2019 г. №353. При составлении протокола об административном правонарушении 27.05.2019 г. он предоставил копии документов, но их принять в ОЛРР отказались. Хотя по пунктам 1 и 5 Акта от 24.05.2019 г. ответственным за сохранность оружия и патронов, ответственным за хранение первого комплекта ключей является ФИО6 согласно приказам № 47 и 47а от 29.03.2019 г. О наличии такого приказа поверяющим должностным лицам OЛPP было известно на момент проверки, что подтверждается пунктом 2 Акта, в котором указано, что ответственным лицом является ФИО6 По пункту 4 указанного Акта нарушения допущено не было, т.к. инвентаризация оружия и патронов в связи со сменой ответственного лица проводилась 29.03.2019 г. согласно распоряжения об инвентаризации №7 от 29.03.2019 г., акта от 29.03.2019 г., инвентаризационной описи от 29.03.2019 г. По пунктам 2,3,6 Акта от 24.05.2019 г. нарушения устранены еще 27.05.2019 г., то есть, до составления протокола об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении 03.06.2019 г. составлен с грубыми нарушениями КоАП РФ: содержит не соответствующую действительности информацию о времени совершения правонарушения, дате и времени его обнаружения как «период с 27.03.2019 г. по настоящее время», как «23.05.2019 (14 час. 00 мин. по 16 час.30 мин)». Постановление №493 от 14.06.2019 г. вынесено на основании недопустимых и недостоверных доказательств: на основании Акта от 24.05.2019 г. и протокола об административном правонарушении от 03.06.2019 г. По мнению заявителя, свою обязанность, как руководителя комбината, по соблюдению законодательства в части надлежащего хранения оружия в их организации он выполняет. К жалобе в подтверждение ее доводов заявитель приобщил соответствующие копии документов по ФГКУ комбинат «Октябрьский» Росрезерва, на которые ссылается. В суде защитник Новожилова Ю.В. жалобу поддержала по изложенным доводам. Просила прекратить производство по делу за отсутствием надлежащих доказательств вины ФИО7 как должностного лица – руководителя их Учреждения. Дополнила, что надпись на Распоряжении №353 от 01.04.2019 г. начальника Управления ФС войск национальной гвардии РФ по Ярославской области «о проведении проверки в ФГКУ комбинат «Октябрьский» Росрезерва» была произведена ФИО7 фактически 23.05.2019 г. в конце рабочего дня уже после проведения проверки, и эта надпись не давала права ФИО5 быть представителем их юридического лица при этой проверке. В подтверждение достоверности вышеуказанных приказов в отношении ФИО6 и факта фактической проведенной инвентаризации оружия и патронов от 27, 29.03.2019 г. защитник в суде для обозрения представила подлинный журнал «Регистрации и контроля распорядительных документов по основной (профильной) деятельности 2019 год», начатый 09.01.2019 г. В судебное заседание заявитель ФИО7 не явился, данные о надлежащем его извещении о месте и времени рассмотрения жалобы у суда имеются, об отложении рассмотрения жалобы он не ходатайствовал. Суд с учетом положительного мнения его защитника определил рассмотреть жалобу без указанного лица, оснований для его обязательного участия при рассмотрении жалобы, не имеется. Исходя из представленных суду письменных возражений (пояснений) начальника ОЛРР (по г.Ярославлю, Ярославскому и Некрасовскому районам) Управления Росгвардии по Ярославской области ФИО1, она возражала против жалобы, считая, что вина ФИО7 в правонарушении доказана. Проверив доводы жалобы, исследовав материалы административного производства, в том числе представленного административным органом как дело об административном правонарушении, нахожу, что обжалуемое постановление начальника ОЛРР (по г.Ярославлю, Ярославскому и Некрасовскому районам) подлежит отмене на основании п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ в связи с существенными нарушениями процессуальных требований, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях РФ по следующим основаниям. В соответствии с ч.2 ст.118 и ч.3 ст.123 Конституции РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности. В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность. Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 КоАП РФ). В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: событие административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения. Согласно статье 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Требования, предъявляемые к содержанию постановления по делу об административном правонарушении, установлены статьей 29.10 КоАП РФ, согласно которой в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, вынесено мотивированное решение по делу. Установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение. В силу ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме. Однако, при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ФИО7 со стороны должностного лица административного органа указанные требования административного Закона не выполнены. Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст.20.8 КоАП РФ является и нарушение правил хранения, учета оружия и патронов к нему, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Субъектом ответственности по санкции статьи могут быть как юридическое, так и должностное лица. Правовыми основаниями для проведения в отношении ФГКУ комбинат «Октябрьский» Росрезерва проверки наличия, организации хранения, учета и технического состояния оружия и патронов, являлись положения Федерального закона от 14.04.1999 №77-ФЗ «О ведомственной охране», Федерального закона от 13.12.1996 №150-ФЗ «Об оружии», Федерального закона от 03.07.2016 г. №226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 № 814, Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 12.04.1999 г. № 288, Административного регламента Исполнения Министерством внутренних дел РФ государственной функции по контролю за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также за соблюдением гражданами и организациями законодательства РФ в области оборота оружия, утвержденного Приказом МВД России от 29.06.2012 г. №646. В соответствии с п.76 указанного Административного регламента №646 основанием для начала административной процедуры «проверка наличия, организации хранения, учета и технического состояния оружия и патронов, находящихся у физических и юридических лиц» (п.28.6) является в том числе наступление установленного в п.24.2 Регламента срока проведения проверки, который, в свою очередь, предписывает проведение проверки в отношении юридических лиц, осуществляющих хранение или хранение и использование оружия и патронов, не реже 1 раза в полугодие по месту хранения и (или) использования. График проверок наличия оружия и патронов, организации их хранения и учета у юридических лиц должен размещаться на официальных сайтах территориальных органов МВД России и информационных стендах в помещениях подразделений лицензионно-разрешительной работы (п.77 Регламента). Руководитель территориального органа МВД России по месту хранения, использования или торговли оружием и патронами направляет уполномоченных должностных лиц для проведения проверки (п.79). Должностные лица при осуществлении проверки обязаны представиться, проинформировать о цели прибытия, предъявить служебное удостоверение. При себе должностные лица должны иметь письменное предписание о проведении проверки (приложение №7 к Административному регламенту) (п.80). По результатам проведения проверки составляется акт проверки, копия которого вручается руководителю юридического лица под расписку (п.88). Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют данные (доказательства), указывающие на то, что ФГКУ комбинат «Октябрьский» Росрезерва» на момент проведенной проверки входило в График проверок и этот График был размещен на официальном сайте территориального органа МВД России (Войск национальной гвардии) и информационном стенде в помещении подразделения лицензионно-разрешительной работы. То есть, была ли проведена проверка указанного Учреждения (комбината) в соответствии с графиком проверок, когда проводилась последняя проверка этого юридического лица, из материалов дела не ясно. Перед началом проведения проверки – фактически 23.05.2019 г. должностными лицами, участвующими в ее проведении, письменного предписания о проведении проверки (приложение № 7) представлено не было. Распоряжение о проведении проверки от 01.04.2019 г. №353 само по себе не является таким письменным предписанием. Исходя из Акта проверки ФГКУ комбинат «Октябрьский» Росрезерва», составленного проверяющим лицом 24.05.2019 г. невозможно сделать однозначный вывод о том, что этот акт составлялся по итогом проверки, проведенной у этого юридического лица именно 23.05.2019 г. Сведений о вручении этого Акта именно ФИО7 как руководителю проверяемого юридического лица в деле нет. Кроме того, в нарушении ст.29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении не указаны данные лица, дата его увольнения, сведения о котором имеются в бирках на сейфах комнаты хранения оружия, в описи оружия, находящегося в сейфе №2, в списке закрепления оружия, размещенного на сейфах, шкафах, пирамидах; не указана дата увольнения ФИО2, на которого в приказе «О порядке хранения и использования комплектов ключей от комнаты хранения оружия и боеприпасов, сейфа, шкафов» №37 от 01.03.2019 г. были возложены обязанности по хранению первого комплекта ключей. Не указаны данные нового лица, ответственного за сохранность оружия и патронов, даты наложения на него такой ответственности, при которой должна была быть проведена Инвентаризация оружия и патронов. Из постановления с необходимой очевидностью не ясно, речь в нем идет об одном и том же лице - ФИО2, или разных лицах. В постановлении не приведено ни каких суждений по поводу представленных к материалам дела, и имеющихся на момент рассмотрения дела 14.06.2019 г. данных (фототаблица), свидетельствующих о том, что ФГКУ комбинат «Октябрьский» Росрезерва своевременно наложена обязанность быть ответственным за хранение первого комплекта ключей на ФИО6 и что инвентаризация оружия и патронов в связи со сменой ответственного лица проводилась на комбинате так же своевременно – 29.03.2019 г. Кроме того, в силу примечания к статье 2.4 КоАП РФ совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица. Следовательно, должностные лица отнесены к категории лиц, вина которых определяется как вина физических лиц. Особенность вины должностных лиц характеризуется КоАП РФ иными критериями, чем вина юридических лиц. Вина должностного лица как физического лица в форме умысла или неосторожности должна быть установлена и доказана административным органом в соответствии со статьей 2.2 КоАП РФ. Между тем, в постановлении о привлечении ФИО7 к административной ответственности не отражено, в чем конкретно выражается неисполнение либо ненадлежащее исполнение им как должностным лицом организационно-распорядительных или административных функций, то есть своих должностных обязанностей, применительно к составу правонарушения, инкриминируемого ему в вину. То есть, в нарушении ст.29.10 КоАП РФ в постановлении не отражено, какие именно служебные (должностные) обязанности ФИО7, как руководителя ФГКУ комбинат «Октябрьский» Росрезерва, не были им исполнены (или исполнены ненадлежащим образом), не указано на наличие причинной связи между названными нарушениями, и наступившим событием вменяемого административного правонарушения. Должностная инструкция директора указанного комбината к делу не приобщена, должностным лицом административного органа при рассмотрении дела не исследовалась. Фактически, как следует из содержания оспариваемого постановления вина ФИО7 в совершении правонарушения по ч.1 ст.20.8 КоАП РФ лишь в том, что он является Врио директора ФГКУ комбинат «Октябрьский» Росрезерва, что недопустимо. Указанные нарушения процессуальных требований по делу, носят существенный характер, они не позволили начальнику ОЛРР 14.06.2019 г. всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Возможность устранения в судебном заседании при рассмотрении жалобы этих недостатков, допущенных при рассмотрении дела, отсутствует. Установление и конкретизация противоправных и виновных действий либо бездействия на стадии обжалования постановления о привлечении к административной ответственности, является недопустимым, поскольку это противоречит принципам административного производства. Вопросы, связанные с установлением данных, сбором доказательств, на основании которых устанавливаются событие правонарушения и виновность лица, привлекаемого к ответственности, должны быть разрешены административным органом на момент вынесения постановления, что обусловлено требованиями ст.ст.1.6, 2.1, 4.1 - 4.3, 24.1, 26.1 - 26.3, 28.2, 29.10 КоАП РФ. В связи с чем, обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении в отношении ФИО7 законным и обоснованным назвать ни как нельзя, а потому, оно подлежит отмене. Вместе с тем, в настоящее время двухмесячный предусмотренный общей нормой – частями 1 и 2 ст.4.5 КоАП РФ (с момента обнаружения правонарушения) срок привлечения ФИО7 к административной ответственности истек, в связи с чем, возможность устранения административным органом допущенных по делу процессуальных нарушений утрачена. С учетом этого, производство по данному делу подлежит прекращению на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ – в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. Исходя из изложенного и руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, суд Р Е Ш И Л: Постановление №493 от 14.06.2019 г. начальника ОЛРР (по г.Ярославлю, Ярославскому и Некрасовскому районам) Управления Росгвардии по Ярославской области ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.8 КоАП РФ, в отношении ФИО7 – отменить, производство по делу прекратить на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ – в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Фрунзенский районный суд г.Ярославля в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения. Судья_____________________Демьянов А.Е. (подпись) |