Судья Мальцева О.А. Дело № 21-385-2020
УИД 22RS0068-01-2020-001400-54
№ 12-298/2020
РЕШЕНИЕ
23 июня 2020 года <...>
Судья Алтайского краевого суда Титова В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Ч. на решение судьи Центрального районного суда г. Барнаула от 27 апреля 2020 года по делу по жалобе Ч. на постановление начальника юридического отдела Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю от 12 февраля 2020 года ***, которым
должностное лицо - начальник финансово-экономического отдела федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Барнаульский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» Ч., ДД.ММ.ГГ года рождения, уроженец <адрес>, зарегистрированный по адресу: <адрес>, проживающий по адресу: <адрес>,
признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей,
установил:
согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ, составленному главным контролером-ревизором Контрольно-ревизионного отдела в социально-экономической сфере УФК по Алтайскому краю В., при рассмотрении материалов выездной ревизии финансово-хозяйственной деятельности БЮИ МВД России, проведенной на основании приказа УФК по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ***, установлено, что начальником финансово-экономического отдела БЮИ МВД России Ч. допущено нарушение требований к составлению бюджетной отчетности, а именно по строке 900 «Обязательства финансовых годов, следующих за текущим (отчетным) финансовым годом, всего» Отчета о бюджетных обязательствах (формы 0503128) на ДД.ММ.ГГ в графе 6 «Принимаемые обязательства», не отражены принимаемые обязательства в сумме <данные изъяты> рублей, тем самым нарушены пункт 1 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункт 72.1 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 года № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (искажение показателя бюджетной отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об обязательствах более чем на 10 процентов и на сумму, превышающую один миллион рублей). Действия начальника финансово-экономического отдела БЮИ МВД России Ч. квалифицированы по статье 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения дела вынесено вышеуказанное постановление.
Ч. обратился в суд с жалобой, в которой просил постановление отменить. В обоснование указано, что вмененное правонарушение является малозначительным, так как неотражение принимаемых обязательств не повлияло и не могло повлиять на какие-либо экономические решения учредителя МВД России. До момента представления отчетности за 2018 год БЮИ МВД России уже были доведены лимиты бюджетных обязательств на сумму 114 275 300 рублей в целях проведения закупок на нужды учреждения в 2019 году. В пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств БЮИ МВД России и были размещены извещения о проведении закупок в 2019 году на сумму 11 355 732,34 рублей, которая не была отражена в отчете. Бюджетная отчетность БЮИ МВД России за 2018 год признана учредителем достоверной. Кроме того, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ № 113-ФЗ административная ответственность за указанное правонарушение отменена. Умысел на совершение правонарушения у Ч. отсутствует.
Решением судьи Центрального районного суда г. Барнаула от 27 апреля 2020 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба Ч. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, Ч. просит отменить постановление должностного лица и решение судьи. В обоснование ссылается на доводы, изложенные при обращении в районный суд, полагая, что им не дана надлежащая оценка.
Ч. в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.
Проверив дело в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, проанализировав доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения судьи и постановления должностного лица.
В соответствии со статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности, либо формирование и представление с нарушением установленных требований сведений (документов), необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно пункту 1 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (здесь и далее все правовые нормы приведены в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) единая методология и стандарты бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с положениями настоящего Кодекса.
Бюджетная отчетность включает: отчет об исполнении бюджета; баланс исполнения бюджета; отчет о финансовых результатах деятельности; отчет о движении денежных средств; пояснительную записку (пункт 3 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 13 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
Экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный год (части 2 и 3 статьи 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете»).
Приказом Минфина России от 28 декабря 2010 года № 191н утверждена Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Пунктом 72.1. Инструкции № 191н предусмотрено, что формирование раздела «Обязательства финансовых годов, следующих за текущим (отчетным) финансовым годом» осуществляется на основании показателей соответствующих счетов аналитического учета счета 150000000 «Санкционирование расходов», сформированных по следующим финансовым периодам:
20 «Санкционирование по первому году, следующему за текущим (очередным финансовым годом)»;
30 «Санкционирование по второму году, следующему за текущим (первым годом, следующим за очередным)»;
40 «Санкционирование по второму году, следующему за очередным»;
90 «Санкционирование на иные очередные годы (за пределами планового периода)».
Показатели строки 900 граф 4 - 9 формируются в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктами 70 - 72 настоящей Инструкции, в общей сумме без детализации по кодам расходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета по бюджетной классификации Российской Федерации соответственно.
Как усматривается из материалов дела, БЮИ МВД России является юридическим лицом, находится в ведомственном подчинении МВД России и имеет организационно-правовую форму федерального государственного казенного учреждения. Учредителем и собственником имущества БЮИ МВД России является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство внутренних дел Российской Федерации, которое является главным распорядителем средств федерального бюджета в отношении учреждения.
На основании приказа Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ*** проведена плановая выездная ревизия финансово-хозяйственной деятельности за 2018 год БЮИ МВД РФ в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, по результатам которой составлен акт выездной ревизии от ДД.ММ.ГГ.
Согласно данному акту ДД.ММ.ГГ начальнику Департамента по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий МВД России представлен отчет о бюджетных обязательствах (формы 0503128) на ДД.ММ.ГГ, подписанный начальником финансово-экономического отдела БЮИ МВД России Ч., согласно которому по строке 900 «Обязательства финансовых годов, следующих за текущим (отчетным) финансовым годом, всего» в графе 6 «принимаемые обязательства» не отражены принимаемые обязательства в сумме <данные изъяты> рублей, что привело к формированию неполной и недостоверной информации о деятельности учреждения представлению главному распорядителю средств федерального бюджета недостоверной бюджетной отчетности, необходимой для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Неотражение в формах бюджетной отчетности соответствующих показателей при их наличии у субъекта бюджетной отчетности свидетельствует о предоставлении заведомо недостоверной бюджетной отчетности.
В соответствии с пунктами 1.7, 1.8, 1.9 Положения об учетной политике БЮИ МВД России для целей бюджетного учета, утвержденного приказом БЮИ МВД России от ДД.ММ.ГГ***, бюджетный учет ведется финансово-экономическим отделом, возглавляемым начальником финансово-экономического отдела. В обязанности работников данного отдела входит составление и представление в предусмотренные сроки бюджетной отчетности. Начальник финансово-экономического отдела несет ответственность за ведение бюджетного учета, своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской (бюджетной) отчетности.
Согласно должностному регламенту начальник финансово-экономического отдела БЮИ МВД России Ч. формирует учетную политику института, контролирует ее исполнение; организовывает в институте работу по ведению бюджетного и налогового учета, составлению и предоставлению бюджетной отчетности, руководствуясь нормативными правовыми актами о бюджетном и налоговом учете.
Факт совершения правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ; копиями акта выездной ревизии от ДД.ММ.ГГ; отчета (форма 0503128); документации о проведении электронных аукционов; приказа БЮИ МВД России по личному составу от ДД.ММ.ГГ*** о назначении Ч. на должность начальника финансово-экономического отдела; должностного регламента начальника финансово-экономического отдела Ч. от ДД.ММ.ГГ, с которым Ч. ознакомлен в указанный день; положения об учетной политике БЮИ МВД России для целей бюджетного учета; информацией о принимаемых обязательствах БЮИ МВД России по состоянию на ДД.ММ.ГГ; пояснениями Ч. и другими материалами дела.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо административного органа, а затем судья районного суда пришли к правильному выводу о наличии в действиях Ч. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Наказание назначено в соответствии с санкцией названной статьи в минимальном размере.
Жалоба не содержит в себе доводов, которые ставили бы под сомнение законность вынесенных постановления и решения и не получили оценку в решении судьи.
Доводы жалобы о том, что статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в редакции Федерального закона от 29 мая 2019 года № 113-ФЗ административная ответственность за вмененное нарушение устранена, признаются несостоятельными. Названным Федеральным законом статья 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности» изложена в новой редакции, и предусматривает административную ответственность за нарушения, допущенные Ч. при представлении бюджетной отчетности. При таких обстоятельствах оснований для прекращения производства по делу не имеется.
Как установлено по делу, вмененное Ч. нарушение, заключающееся в искажении показателя бюджетной отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об обязательствах более чем на 10 процентов, имеет признаки объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, санкция которой предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Поскольку в настоящем случае редакция статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях положение Ч. не улучшает, так как предусматривает более строгое наказание, должностным лицом, а затем судьей районного суда совершенное Ч. деяние обоснованно квалифицировано по статье 15.15.6 Кодекса в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения.
Ссылки в жалобе на отсутствие умысла на совершение правонарушение не влекут отмену решения, так как субъективная сторона указанного правонарушения состоит как в наличии умысла, так и в возможном совершении правонарушения по неосторожности.
Указание в жалобе на малозначительность совершенного административного правонарушения, также является необоснованным.
В соответствии с положениями статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и разъяснениями, содержащимися в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Исходя из изложенного, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству, относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения, и может иметь место только при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В данном случае с учетом обстоятельств и характера совершенного правонарушения оснований для признания его малозначительным и освобождения Ч. от ответственности не имеется.
При рассмотрении дела об административном правонарушении нарушений процессуальных требований, влекущих за собой отмену либо изменение постановления и решения, не допущено.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление начальника юридического отдела Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю от 12 февраля 2020 года ***, решение судьи Центрального районного суда г. Барнаула от 27 апреля 2020 года оставить без изменения, жалобу Ч. – без удовлетворения.
Судья Алтайского краевого суда В.В. Титова