судья Голубев В.Ю. дело №12-299/18
Решение
Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Буров А. И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ижевске Удмуртской Республики 9 января 2019 года дело по жалобе защитника Администрации г.Сарапула на постановление судьи Сарапульского городского суда Удмуртской Республики от 2 ноября 2018 года, которым Администрация города Сарапула Удмуртской Республики, юридический адрес: <адрес>, ИНН №, ОГРН № признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.18 ст.19.5 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей,
установил:
постановлением судьи Сарапульского городского суда УР от 2 ноября 2018 года Администрация города Сарапула Удмуртской Республики, юридический адрес: <адрес>, ИНН №, ОГРН № признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.18 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
В жалобе на постановление судьи районного суда, поданной в Верховный Суд Удмуртской Республики, защитник Администрации просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить. Свои требования мотивирует тем, что Администрация не бездействовала. По существу, доводы, изложенные в жалобе, совпадают с позицией Администрации при производстве по делу об административном правонарушении.
Изучив доводы жалобы, проверив дело в полном объеме, прихожу к следующим выводам.
Часть 18 статьи 19.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения Агентством по государственной охране объектов культурного наследия УР в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ внеплановой выездной проверки Администрации г.Сарапула, осуществляющей от имени муниципального образования «Город Сарапул» полномочия по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом – объектом культурного наследия регионального значения «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>, зарегистрированного в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации под реестровым номером №, установлены факты нарушения обязательных требований п.1 ст.47.3, ст.47.6 ФЗ № 73-ФЗ от 25.06.2002г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ»: при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния не исполняются обязанности по осуществлению расходов на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не исполняются обязанности, установленные охранным обязательством собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, утвержденным приказом Министерства культуры и туризма УР от 29.02.2016 года № 01/01-05/07, а именно: п.4 охранного обязательства - обязанность обеспечить финансирование и организацию проведения научно-исследовательских, изыскательских, проектных работ, консервации, ремонта, реставрации и иных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия и сохранение предмета охраны объекта культурного наследия в порядке, установленном ФЗ № 73-ФЗ от 25.06.2002г.; пп.1 п.6 охранного обязательства – обязанность при содержании и использовании объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; а также ст.49 Порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, утв. Решением ФИО1 от 31.01.2008г. №2-428 – обязанность по содержанию имущества за счет средств, выделенных из местного бюджета, путем заключения Администрацией г.Сарапула в лице уполномоченного органа договоров на эксплуатацию и обслуживание объектов муниципальной собственности.
В связи с этим Администрации г.Сарапула Агентством по государственной охране объектов культурного наследия УР выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ№ об устранении выявленных в результате проверки нарушений, согласно которому Администрации г.Сарапула предписывалось заключить договор на эксплуатацию и обслуживание объектов муниципальной собственности в отношении объекта культурного наследия в срок до 31.08.2018 года (п.1).
При проведении Агентством по государственной охране объектов культурного наследия УР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ внеплановой документарной проверки Администрации г.Сарапула установлено, что договор на эксплуатацию и обслуживание объектов муниципальной собственности в отношении объекта культурного наследия не заключен. Пункт 1 предписания от ДД.ММ.ГГГГ№ Администрацией г.Сарапула не исполнен.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Администрации г.Сарапула протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации урегулированы Федеральным законом №73-ФЗ от 25.06.2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – ФЗ №73).В силу п.1 ст.33 ФЗ №73 объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии с п.1 ст.47.3 ФЗ №73 при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
Исходя из положений п.11 ст.47.6 ФЗ №73 в случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится соответственно в федеральной собственности, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению либо не передан в безвозмездное пользование, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования охранное обязательство подлежит выполнению федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, уполномоченными на осуществление полномочий собственника соответствующего имущества.
Согласно ст.47 Устава г.Сарапул, утвержденного решением ФИО1 от 16.06.2005г. №12-605, от имени муниципального образования «город Сарапул» самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом (осуществляют права собственника) Городская дума, Глава города Сарапула и Администрация г.Сарапула, которые осуществляют права собственника муниципального имущества в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, настоящим Уставом и Положением «О муниципальной собственности города Сарапула», утверждаемым городской Думой.
В соответствии со ст.49 Порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, утвержденного решением ФИО1 от 31.01.2008г. №2-428, в период, когда имущество, составляющее муниципальную казну, не обременено договорными обязательствами, риск его случайной гибели лежит на МО «Город Сарапул». При этом на муниципальное образование «Город Сарапул» возлагается обязанность по содержанию имущества за счет средств, выделенных из местного бюджета, путем заключения Администрацией г.Сарапула в лице уполномоченного органа договоров на эксплуатацию и обслуживание объектов муниципальной собственности.
В силу ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку Администрация г.Сарапула является юридическим лицом и владеет объектом культурного наследия регионального значения «<данные изъяты>», не выполнив в установленный срок в полном объеме законное предписание органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, подлежит привлечению к административной ответственности за выявленное правонарушение.
Доводы жалобы нахожу не основанными на законе и не являющимися основанием для отмены состоявшегося по делу постановления. Указанным в жалобе доводам судьей районного суда дана надлежащая оценка, с которой следует согласиться.
Нарушений материального либо процессуального закона, которые могли бы повлиять на существо принятого решения, судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
При рассмотрении дела об административном правонарушении судьей районного суда подробно исследованы обстоятельства дела, дана правильная оценка доводам и возражениям лиц, участвующих в деле.
Оценка представленных доказательств произведена в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Поэтому постановление судьи районного суда о признании лица виновным и назначении административного наказания подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.2-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Сарапульского городского суда УР от 2 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.18 ст.19.5 КоАП РФ в отношении Администрации г.Сарапула оставить без изменения, жалобу защитника - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики А.И. Буров