Дело № 12-299/2020
11RS0005-01-2020-004649-32
РЕШЕНИЕ
Судья Ухтинского городского суда Республики Коми Берникова Е.Г., при секретаре Говязовой Е.Д., рассмотрев в городе Ухте Республики Коми 25.09.2020 жалобу должностного лица ФИО1 на постановление руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Коми № 62ВН от 02.07.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.10.6 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях (далее КоАП РФ), в отношении должностного лица:
ФИО1, <...> г. рождения, уроженки г.У., зарегистрированной по адресу: ...., проживающей по адресу: ...., место работы: "..", "...",
установил:
Постановлением руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Коми № 62/ВН от 02.07.2020 ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.10.6 КоАП РФ, выразившегося в том, что она, являясь должностным лицом – "...""..", 29.05.2020 в период с 08 часов 36 минут по 08 часов 41 минута в связи с ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей оформила в ФГИС «Меркурий» справку о ветеринарно – санитарном благополучии на молочных фермах поставщиков № 5514805983 на молоко сырое с датой выработки 15.05.2020 – 14.06.2020, в количестве 62847 литров, производитель "..." и справку о ветеринарно-санитарном благополучии на молочных фермах поставщиков №5514757961 на молоко сырое коровье с датой выработки 15.05.2020 – 14.06.2020 в количестве 79753 литров, производитель "...", указав в графе «Лабораторные исследования» информацию о проведенных обязательных лабораторных исследованиях, требуемых в соответствии с ТР ТС 021/2011, ТР ТС 033/2013 ветеринарно-санитарными правилами, протоколы испытаний ГБУ РК «Республиканская ветеринарная лаборатория» № 369/1 от 27.03.2020 и № 370/01 от 27.03.2020 на микробиологические показатели (КМАФАнМ, патогенные, в том числе сальмонеллы, соматические клетки), показатели качества (аммиак, перекись водорода, точка замерзания), физико-химические показатели (группа чистоты, сода, кислотность, массовая доля жира, массовая белка, СОМО, плотность, термоустойчивость), антибиотики (левомицетин, тетрациклиновая группа), токсичные элементы (массовая доля ртути, мышьяка, свинца, кадмия), микотоксины, радионуклиды (удельная активность стронция, цезия), пестициды (ГХЦГ, ДДТ), органолептика (запах, вкус), при том что действие аккредитации этой лаборатории приостановлено с 14.02.2020 по всей области аккредитации, чем нарушила требования п.4 ст.2.3, ст.21 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» (далее Закон о ветеринарии), п.1, 2, 3, 7, Приложения № 1, п.40 Приложения № 2 к Приказу Минсельхоза России от 27.12.2016 № 589 «Об утверждении ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях», п.п.1. 2. 3, 4 ст.7 гл.2, п.1 ст.21 гл.4, ст.30 Технического Регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», ст.31 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», ст.11, ст.12 раздела IV, ст.16, ст.17 раздела V, п. г ст.99, ст.104 раздела XIV «ТР ТС 033/2013, Технический регламент Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции», утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 № 67. В результате выдача справок не является надлежащим доказательством проведения в полном объеме ветеринарно – санитарной экспертизы, продукция не является должным образом исследованной и может представлять угрозу жизни и здоровью граждан. Ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
ФИО1 с постановлением не согласна, подала жалобу, в обоснование указав, что была нарушена процедура рассмотрения административного дела, поскольку протокол об административном правонарушении составлен 17.06.2020, постановление по делу вынесено 02.07.2020, а получено 06.08.2020, тем самым нарушены сроки рассмотрения дела об административном правонарушении, к 29.07.2020 срок давности привлечения к административной ответственности истек. При оформлении ветеринарно – сопроводительных документов (далее также ВСД) отсутствует обязанность предоставлять иные документы, кроме заявления, вина заявителя отсутствует, должностные обязанности исполнены в полном объеме, просит постановление об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании ФИО1 доводы жалобы поддержала, представила письменные дополнения к ней, в которых указала, что результаты лабораторных исследований не должны были отражаться в ветеринарных справках, аккредитация лаборатории не является обязательной, все необходимые исследования указаны ею в справках, противоправность действий заявителя не доказана, использование протоколов испытаний при проведении ветеринарно – санитарной экспертизы не является обязательным, поскольку была проведена ветеринарно – санитарная экспертиза без необходимости в проведении лабораторных исследований.
Защитники лица, в отношении которого ведется производство по делу, участвовавшие в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, ФИО2, ФИО3, позицию доверителя поддержали.
Должностные лица, уполномоченные составлять протокол об административном правонарушении ФИО4, ФИО5, участие в судебном заседании которых обеспечено путем использования систем видеоконференц-связи, полагали постановление законным и обоснованным, соответствующие доводы письменного отзыва поддержали.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы, прихожу к следующему выводу.
Часть 1 ст.10.6 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии со ст.2.1 Закона о ветеринарии ветеринарные правила (правила в области ветеринарии) (далее - ветеринарные правила) являются нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные для исполнения физическими лицами и юридическими лицами требования, в том числе при оформлении ветеринарных сопроводительных документов, назначении и проведении ветеринарно-санитарной экспертизы. Ветеринарные правила разрабатывает и утверждает федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии.
Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
На основании приказа руководителя ГБУ РК «...» от 23.03.2020 № 226лс ФИО1 с 23.02.2020 является ведущим "...""..", в ее должностные обязанности входит, в том числе выполнение мероприятий по ветеринарно – санитарному контролю сырья и продуктов животного и растительного происхождения, в том числе проведение ветеринарно – санитарной экспертизы, оформление заключений на продукцию животного и растительного происхождения по результатам ветеринарно – санитарной экспертизы (п.2.3, п.7 п.3.14 Должностной инструкции "...""..", утвержденной руководителем – "..." ГБУ РК «...»).
Таким образом, ФИО1 в силу п.4 ст.2.3 Закона о ветеринарии является лицом, которое может проводить оформление ветеринарных сопроводительных документов на любые подконтрольные товары, то есть должностным лицом.
На основании ст.2.3 Закона о ветеринарии форма и порядок оформления ветеринарных сопроводительных документов, за исключением формы и порядка оформления, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, устанавливаются ветеринарными правилами организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов. Оформление ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме осуществляется с использованием федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии.
В силу п.2 ст.4 Федерального закона от 13.07.2015 № 234 – ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О ветеринарии" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 июля 2018 года оформление ветеринарных сопроводительных документов производится по общему правилу в электронной форме.
На основании п.3 - п.6 Ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 № 589, оформление ветеринарных сопроводительных документов (ВСД) осуществляется на подконтрольные товары (в том числе молоко сырое), в том числе, при производстве партии подконтрольного товара. Оформление ВСД в электронной форме осуществляется с использованием федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии (далее - ФГИС). ВСД оформляются и (или) выдаются в течение 1 рабочего дня при отсутствии необходимости проведения лабораторных исследований.
В силу п.7 указанных Ветеринарных правил при производстве подконтрольных товаров на территории Российской Федерации, их перемещении по территории Российской Федерации и переходе права собственности на них на территории Российской Федерации ВСД оформляются на основании, в том числе, результатов ветеринарно-санитарной экспертизы данной продукции или сырья, из которого она изготовлена, если ее проведение в отношении указанного подконтрольного товара или сырья для его производства требуется законодательством Российской Федерации; лабораторных исследований, проведенных в лабораториях (испытательных центрах), входящих в систему органов и организаций Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, или иных лабораториях (испытательных центрах), аккредитованных в национальной системе аккредитации, если их проведение в отношении указанного подконтрольного товара требуется законодательством Российской Федерации; справки о ветеринарно-санитарном благополучии на молочных фермах поставщиков, выданной уполномоченным лицом органа или организации, входящей в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации на срок не более 1 месяца (при перемещении молока сырого, сливок сырых, сырого обезжиренного молока (обрата сырого) с молочных ферм поставщиков на молокоперерабатывающие предприятия);
Согласно ст.21 Закона о ветеринарии мясо, мясные и другие продукты убоя (промысла) животных, молоко, молочные продукты, яйца, иная продукция животного происхождения подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе в целях определения их пригодности к использованию для пищевых целей.
Пунктами 1, 2 ст.7 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции», принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011, пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной. Показатели безопасности пищевой продукции установлены в Приложениях 1, 2, 3, 4 и 6 к настоящему техническому регламенту.
Согласно п. Технического регламента Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции», принятого Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 67, оценка (подтверждение) соответствия молока и молочной продукции требованиям настоящего технического регламента осуществляется, в том числе в форме ветеринарно-санитарной экспертизы сырого молока, сырого обезжиренного молока и сырых сливок, поставляемых на предприятие для дальнейшей переработки. Оценка (подтверждение) соответствия сырого молока, сырого обезжиренного молока и сырых сливок осуществляется в форме ветеринарно-санитарной экспертизы в соответствии с требованиями настоящего технического регламента и технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011) (п.102, п.104).
Таким образом, ветеринарно – санитарная экспертиза молока сырого считается произведенной в полном объеме при проверке всех показателей безопасности пищевой продукции, установленных в Приложениях 1, 2, 3, 4 и 6 к Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции», для этого вида продукции.
Следует из материалов дела, и не оспаривается лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, что ею в полном объеме безопасность молока сырого при проведении ветеринарно – санитарной экспертизы молока сырого с датой выработки 15.05.2020 – 14.06.2020, в количестве 62847 литров, производитель "...", молока сырого коровьего с датой выработки 15.05.2020 – 14.06.2020 в количестве 79753 литров, производитель "...", не устанавливалась.
При этом ФИО1 также не оспаривается, что 29.05.2020 в период времени с 08 часов 36 минут по 08 часов 41 минута по адресу: ...., ".." ею оформлены в ФГИС «Меркурий» справка о ветеринарно – санитарном благополучии на молочных фермах поставщиков № 5514805983 на молоко сырое с датой выработки 15.05.2020 – 14.06.2020, в количестве 62847 литров, производитель "..." и справка о ветеринарно-санитарном благополучии на молочных фермах поставщиков №5514757961 на молоко сырое коровье с датой выработки 15.05.2020 – 14.06.2020 в количестве 79753 литров, производитель "...", являющиеся основанием для оформления последующих ВСД.
В качестве оснований для выводов о безопасности пищевой продукции в ФГИС «Меркурий» ею указано, что ветеринарно – санитарная экспертиза проведена в полном объеме, в том числе проведены лабораторные исследования сырого молока - протоколы испытаний ГБУ РК «...» № 369/1 от 27.03.2020 и № 370/01 от 27.03.2020 на микробиологические показатели (КМАФАнМ, патогенные, в том числе сальмонеллы, соматические клетки), показатели качества (аммиак, перекись водорода, точка замерзания), физико-химические показатели (группа чистоты, сода, кислотность, массовая доля жира, массовая белка, СОМО, плотность, термоустойчивость), антибиотики (левомицетин, тетрациклиновая группа), токсичные элементы (массовая доля ртути, мышьяка, свинца, кадмия), микотоксины, радионуклиды (удельная активность стронция, цезия), пестициды (ГХЦГ, ДДТ), органолептика (запах, вкус), при том что действие аккредитации этой лаборатории приостановлено с 14.02.2020 по всей области аккредитации.
Доводы лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, что для исследований для целей проведения ветеринарно – санитарной экспертизы не требуется аккредитации, не основаны на положениях Федерального закона «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», не предусматривающего таких исключений.
Каких – либо обстоятельств, препятствующих получению ФИО1 общедоступных сведений об аккредитации ГБУ РК «Республиканская ветеринарная лаборатория» на момент проведения испытаний, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не сообщила, ограничившись указанием, что это не входит в ее должностные обязанности.
При таких обстоятельствах должностное лицо, вынесшее оспариваемое постановление, оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, обосновано пришло к выводу о виновном совершении ФИО1 нарушения ветеринарно – санитарных правил по обстоятельствам, указанным в оспариваемом постановлении, и с учетом всех обстоятельств дела, правил ст.4.1 КоАП РФ правомерно назначило административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией.
При рассмотрении дела нарушений процессуальных норм не допущено, доводы об истечении срока давности привлечения к административной ответственности к моменту получения ФИО1 копии оспариваемого постановления правового значения не имеют.
Таким образом, оснований к отмене, изменению постановления не имеется.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Коми № 62ВН от 02.07.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.10.6 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях, в отношении должностного лица ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Е.Г.Берникова