УИД 38MS0044-01-2021-002432-54
РЕШЕНИЕ
г. Братск 03 декабря 2021 года
Судья Братского городского суда Иркутской области Павлова Т.А. (665717, <...>, кабинет 207,
с участием защитника заявителя жалобы – председателя правления садоводческого некоммерческого товарищества «ДУНАЙКА БРАЗА» ФИО1 – ФИО2,
рассмотрев дело № 12-299/2021 по жалобе председателя правления садоводческого некоммерческого товарищества «ДУНАЙКА БРАЗА» ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 39 Центрального района г. Братска Иркутской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 44 Центрального района г. Братска Иркутской области, от 30.09.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении председателя правления садоводческого некоммерческого товарищества «ДУНАЙКА БРАЗА» ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка № 39 Центрального района г. Братска Иркутской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 44 Центрального района г. Братска Иркутской области, от 30.09.2021 председатель правления садоводческого некоммерческого товарищества «ДУНАЙКА БРАЗА» (далее СНТ «ДУНАЙКА БРАЗА») ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 3000 руб.
Не согласившись с постановлением мирового судьи, председатель СНТ «ДУНАЙКА БРАЗА» ФИО1 обратилась с жалобой, указав в обоснование, что с постановлением мирового судьи не согласна, поскольку у мирового судьи не было оснований для привлечения ее к административной ответственности, в связи с отсутствием в действиях состава административного правонарушения.
В период с 19.08.2021 по 20.08.2021 при проведении внеплановой выездной проверки в СНТ «ДУНАЙКА БРАЗА» на объекте, расположенном по адресу: Иркутская область, г. Братск, жилой район Центральный, д.п. Дунайка, по исполнению ранее выданного предписания № 131/1/1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 31.08.2020, было установлено, что указанное предписание не было выполнено в установленный срок - до 01.07.2021, а именно: на территории СНТ «ДУНАЙКА БРАЗА» (с числом участников - 820) для обеспечения пожаротушения не предусмотрены противопожарные водоемы или резервуары в количестве не менее двух общей вместимостью не менее 60 куб.м. (каждый с площадками для установки пожарной техники, с возможностью забора воды насосами и организацией подъезда не менее двух пожарных автомобилей), обеспечивающими расход воды для пожаротушения 5 л/с, защищенными от замерзания воды.
Согласно предписания, СНТ должно было установить на своей территории 2 емкости под воду, объемом не менее 60 м3 каждая (с площадками для установки пожарной техники, с возможностью забора воды насосами и организацией подъезда не менее двух пожарных автомобилей), обеспечивающими расход воды для пожаротушения 5 л/с, защищенными от замерзания воды. Вместе с тем, должностными лицами, осуществляющими пожарный надзор, не определены места установки емкостей, их площади. Кроме того, установка указанных емкостей и оборудование площадок должна быть согласованна с собственником земельного участка - администрацией муниципального образования г. Братска. СНТ не имеет возможности установить требуемые емкости с площадками без проведения земельных, строительных работ, на которые у товарищества нет соответствующего разрешения. Данные обстоятельства делают предписание №131/1/1 от 31.08.2020 не выполнимым по независящим от воли руководства товарищества обстоятельствам. СНТ «ДУНАЙКА БРАЗА» находится на берегу водохранилища и имеет хороший отсыпанный гравием и хорошо укатанный съезд к водохранилищу.
Статья 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЭ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определяет, что пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
Статья 63 указанного закона «Первичные меры пожарной безопасности» говорит о реализации полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.
Статья 68 «Противопожарное водоснабжение поселений и городских округов» говорит, что на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения. Допускается не предусматривать наружное противопожарное водоснабжение населенных пунктов с числом жителей до 50 человек.
С 01.01.2021 вступили в силу новые Правила противопожарного режима в Российской Федерации "Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации».
СНТ «ДУНАЙКА БРАЗА» находится в границах Братского городского округа и является объектом осуществления установленных полномочий муниципального органа. Пункт постановления № 1479 гласит, что органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности". Выданное надзорным органом предписание ссылается, в том числе на нормы СП 8.13130 2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения» и СП 53.13330.2019 - «Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения».
В соответствии с приказом от 14.07.2020 №1190 Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии утвержден «Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В данный перечень включен СП 8.13130 2009 как свод правил, исполнение которого осуществляется на добровольной основе.
Постановлением Правительства от 04.07.2020 № 985 утвержден «Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». В данный перечень СП 53.13330.2019 - «Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения» включен не был.
СП 53.13330.2011 утратил силу после выхода СП 53.13330.2019. При этом СНТ «ДУНАЙКА БРАЗА» обеспечено противопожарными врезками, которые установлены на летнем водопроводе, в период массового пребывания граждан на территории садоводства - с апреля по октябрь месяцы.
Существует документ Методические рекомендации «Устройство пожарных водоемов» выпущенный ГУ МЧС и предназначен для руководителей муниципальных образований и органов местного самоуправления, в котором указано следующее, что пожарный водоем - это гидротехническое сооружение, предназначенное для хранения воды на цели наружного пожаротушения. Пожарный водоем входит в комплекс сооружений пожарного водоснабжения. Пожарные водоемы создаются на промышленных объектах и в населенных пунктах, которые не оборудованы централизованной системой подачи воды.
Исходя из вышеизложенного основным документом регулирующим вопрос противопожарного водоснабжения с учетом сезонности является СП 53.11330.2011, ныне действующий СП 53.11330.2019. Противопожарный водопровод с учетом сезонности проживания садоводов на территории СНТ находится в работе. Согласно п. 8.5 СП 53. 11330.2019 территория СНТ должна быть обеспечена противопожарным водопроводным водоснабжением, либо водоемами или резервуарами. Поэтому требование иметь пожарное водоснабжением путем подключения к наружным водопроводным сетям и резервуары противоречит требованиям СП 53. 11330.2019.
Однако мировым судьей доводы об отсутствии вины ФИО1 в неисполнении предписания были проигнорированы, доводы не рассмотрены и им не дана должная оценка. Мировой судья при вынесении постановления о привлечении заявителя к административной ответственности, руководствовался лишь тем, что она не оспорила ранее выданное предписание, а значит, согласилась с его законностью.
Считает, что обжалование предписания государственного органа это право должностного лица, а не его обязанность. Суд при рассмотрении дела об административном правонарушении должен был объективно рассмотреть законность и исполнимость ранее выданного предписания.
При таких обстоятельствах, в действиях председателя СНТ «ДУНАЙКА БРАЗА» ФИО1 отсутствует состав правонарушения, ответственность, за которое предусмотрена ч. 12 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и дело об административном правонарушении подлежит прекращению.
На рассмотрение жалобы заявитель председатель СНТ «ДУНАЙКА БРАЗА» ФИО1 не явилась, надлежаще извещена о времени и места рассмотрения жалобы.
При рассмотрении жалобы защитник заявителя жалобы – председателя правления СНТ «ДУНАЙКА БРАЗА» ФИО1 – ФИО2 доводы жалобы поддержал, просил отменить постановление мирового судьи как незаконное.
Выслушав защитника заявителя жалобы – председателя правления СНТ «ДУНАЙКА БРАЗА» ФИО1 – ФИО2, исследовав материалы административного дела, нахожу жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делу об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
На основании ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья при рассмотрении жалобы проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением, либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами, должностными лицами, гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
Согласно ст. 1 Федерального закона № 69-ФЗ под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Нормативные документы по пожарной безопасности – это национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В соответствии с ч. 12 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, влечет привлечение к административной ответственности, с наложением административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что в период с 19.08.2020 по 20.08.2020 в соответствии с распоряжением главного государственного инспектора г. Братска и Братского района по пожарному надзору ГУ МЧС России по Иркутской области УНД и ПР ОНДи ПР по г. Братску и Братскому району ФИО3 от 11.08.2020 № 131 проведена внеплановая выездная проверка в отношении СНТ «ДУНАЙКА БРАЗА», расположенного по адресу: Иркутская область, г. Братск, д.п. Дунайка, с целью контроля за выполнением ранее выданного предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 31.08.2020 № 131/1/1.
По результатам проверки в отношении должностного лица - председателя правления СНТ «ДУНАЙКА БРАЗА» ФИО1, государственным инспектором г. Братска и Братского района по пожарному надзору ФИО4 23.08.2021 составлен протокол № 2-11-18-310 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившемся в том, что председателем правления СНТ «ДУНАЙКА БРАЗА» ФИО1 в установленный срок до 01.07.2021 не выполнен п. 1 предписания от 31.08.2020 № 131/1/1, а именно: на территории СНТ «ДУНАЙКА БРАЗА» с числом участков 820 для обеспечения пожаротушения не предусмотрены противопожарные водоемы или резервуары в количестве не менее двух общей вместимостью не менее 60 куб.м. (каждый с площадками для установки пожарной техники, с возможностью забора воды насосами и организацией подъезда не менее двух пожарных автомобилей), обеспечивающими расход воды для пожаротушения 5 л/с, защищенными от замерзания воды, чем нарушены требования ч. 1 ст. 62, 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; СП 53.11330.2011 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 30-02-97* п. 5.9, п. 8.5; СП 53.11330.2019 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, зданий сооружений». Актуализированная редакция СНиП 30-02-97*, п. 5.8, 8.5; СП 31.13330.2012 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», утвержденный приказом Минрегиона России 29.12.2011 г. № 635/14 п. 7.6.; СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержден и введен в действие приказом МЧС России от 25.03.2009 № 178 п. 4.1, п. 6.3, п. 9.10, п. 9.17.
Статья 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» устанавливает требования к противопожарному водоснабжению, при этом п. 18 ст. 68 Закона, ранее устанавливающий конкретные требования к противопожарному водоснабжению садоводческих некоммерческих объединений граждан, согласно которому для обеспечения пожаротушения на территории общего пользования садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан должны были предусматриваться противопожарные водоемы или резервуары вместимостью не менее 25 кубических метров при числе участков до 300 и не менее 60 кубических метров при числе участков более 300 (каждый с площадками для установки пожарной техники, с возможностью забора воды насосами и организацией подъезда не менее 2 пожарных автомобилей) утратил силу. Иные нормы, содержащие предъявляемые требования к водоснабжению садоводческих некоммерческих объединений граждан, в Законе отсутствуют.
В соответствии с п. 16 Правил протипожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 (действовавших на момент вынесения предписания) установлено, что на территории поселений и городских округов, территории садоводства или огородничества обеспечивается наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, телефонной связи, а также запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Указанные Правила утратили силу с 01.01.2021, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 утверждены новые Правила противопожарного режима.
Пунктом 75 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479, создание для целей пожаротушения источников наружного противопожарного водоснабжения, а также для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающей к ним территориях, в соответствии со ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» возложено на органы местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов.
Таким образом, новые Правила противопожарного режима улучшает положение лица, совершившего административное правонарушение.
В соответствии с ч. 2 ст. 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Отсюда следует, что с 01.01.2021 возложение обязанности на СНТ (или должностных лиц СНТ) по обеспечению запасом воды территории садоводства для целей пожаротушения в зимнее время является незаконным, в связи с чем предписание государственного инспектора является неисполнимым, а следовательно, не может быть признано законным.
В соответствии с ч.ч. 1, 3, 4 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. При этом обязанность доказывания возможности соблюдения обязательных требований пожарной безопасности лежит на административном органе.
На основании изложенного, с учетом положений ч. 2 ст. 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление мирового судьи подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка № 39 Центрального района г. Братска Иркутской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 44 Центрального района г. Братска Иркутской области, от 30.09.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении председателя правления садоводческого некоммерческого товарищества «ДУНАЙКА БРАЗА» ФИО1 – отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение вступает в законную силу немедленно.
Решение Братского городского суда Иркутской области может быть обжаловано в Восьмой апелляционный суд общей юрисдикции с соблюдением требований, установленных Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Т.А.Павлова