ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-299/2021 от 27.04.2021 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело № 12-299/2021

УИД 41RS0001-01-2021-002443-17

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

КАМЧАТСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

«27» апреля 2021 года г. Петропавловск-Камчатский

Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Лобановская Евгения Александровна, при секретаре Головиной А.В., рассмотрев жалобу защитника ФИО2 на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю № 22-235/2020 от 11 декабря 2020 года, которым юридическому лицу – Краевому государственному унитарному предприятию «Камчатский водоканал» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю (далее по тексту – должностное лицо) № 22-235/2020 от 11 декабря 2020 года, юридическое лицо – Краевое государственное унитарное предприятие «Камчатский водоканал» (далее по тексту – КГУП «Камчатский водоканал», Предприятие) привлечено к административной ответственности по ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20000 рублей.

Не соглашаясь с постановлением должностного лица № 22-235/2020 от 11 декабря 2020 года, ФИО3 Д.В. обратился в Петропавловск-Камчатский городской суд с жалобой, в которой просил постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указал, что в действиях КГУП «Камчатский водоканал» отсутствует субъективная и объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку у Предприятия умысла на совершение правонарушения не было, причинно-следственная связь между действиями Предприятия и наступившими последствиями в рамках административного расследования не установлена, следовательно, дело об административном правонарушении в отсутствии хотя бы одного из квалифицирующих признаков подлежит прекращению.

Кроме этого, в рамках административного расследования допущены нарушения по сбору и фиксации доказательств:

В соответствии со сведениями, представленными в Акте проверки, даты и время проведения проверки (нахождения на объекте) выпуск сточных вод № 31 «Долиновка»: 1) 15 октября 2020 года с 18:30 до 19:00 (продолжительность 0 часов 30 минут); 2) 20 октября 2020 года с 11:40 до 12:25 (продолжительность 0 часов 45 минут); 3) 22 октября 2020 года с 11:00 до 11:25 (продолжительность 0 часов 25 минут).

Должностными лицами: государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю ФИО5, государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю ФИО6 составлен акт обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований № 3422/20-23 от 15 октября 2020 года (фактически составлен и вручен представителю КГУП «Камчатский водоканал» 21 октября 2020 года).

В ходе проведенного обследования установлено, что выпуск сточных вод расположен в 20 метрах по прямой от угла дома № 10 по ул. Спортивная. Фактически сброс неочищенных сточных вод осуществляется через береговой выпуск (географические координаты оголовка выпуска 52 гр 59 мин 34,1 сек сш и 158 гр 46 мин 11,0 сек вд - на расстоянии более 200 метров от оголовка выпуска до места сброса, предусмотренного решением.

В соответствии с актом обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований в период с 18:40 до 18:50 Управлением, при участии экспертной организации (филиал ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» - ЦЛАТИ по Камчатскому краю) произведен отбор пробы сточной воды на выпуске из указанной трубы, при этом координаты местонахождения места отбора проб отсутствуют. Пробы сточных и природных вод, отобранные 15 октября 2020 года представителями филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» - ЦЛАТИ по Камчатскому краю, не были опломбированы, что не обеспечивает сохранность и неприкосновенность отобранных образцов до момента их передачи в аккредитованную лабораторию для проведения анализов. Полученные при таких обстоятельствах результаты лабораторного анализа не могут быть признаны достоверными и приняты в качестве надлежащего доказательства нарушения природоохранного законодательства.

В ходе проведенного 15 октября 2020 года обследования представителю КГУП «Камчатский водоканал» не были предоставлены: сведения об используемых технических устройствах и приборах для измерения географических координат, измерения температуры и pH отобранных проб, и сведения о наличии их поверки.

В ходе отбора проб сточных вод 15 октября 2020 года, ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» (ЦЛАТИ по Камчатскому краю), составлен единственный экземпляр протокола отбора проб для самого Филиала, что является нарушением методических указаний ПНД Ф 12.15.1-08. Копия Протокола отбора проб №51-4 получена только при подписании акта проверки 12 ноября 2020 года. Таким образом, отбор проб 15 октября 2020 года произведен с нарушением требований к отбору проб.

Протоколом результатов анализа сточных вод №51 С-4-20 от 26 октября 2020 года указано, что датой отбора проб является 15 октября 2020 года, датой доставки проб в лабораторию установлено также 15 октября, однако датой начала анализа указано 16 октября 2020 года, т.е. через сутки после отбора проб. Сведений о консервации пробы для хранения, условия ее хранения протокол отбора проб не содержит.

Пробы отбирались после обильных осадков в виде дождя. Проходившего 14 октября 2020 года. Наличие ливневых вод может негативно сказываться на качестве воды водных объектов в районе контрольных створов, установленных для выпуска № 31 «Долиновка». Факт о пройденном циклоне с обильными осадками в акте отбора проб не отражен.

Исходя из этого, полученные результаты анализов сточных вод, отраженные в протоколе результатов анализа сточных вод №51 С-4-20 от 26 октября 2020 года, не могут быть применены в качестве достоверных доказательства при выявлении нарушений. Аналогичные нарушения были допущены при отборе проб в период с 11:52 до 12:15 20 октября 2020 года и составлении акта № 3465/20-06 от 20 октября 2020 года и при отборе проб в период с 11:00 до 12:05 22 октября 2020 года и составлении акта № 3422/20-29 от 22 октября 2020 года

В ходе проверки экспертной организацией ФГБУ «ЦЛАТИ» по Камчатскому краю проведены отборы проб сточных вод. Согласно протоколу анализа №51-С-4-20 от 26 октября 2020 года сточные воды на выпуске №31 превышают допустимые значения, содержащиеся в расчете НДС декларации о воздействии и значительно отличаются от результатов, полученных в химико-аналитическом центре КГУП «Камчатский водоканал».

Вместе с тем, пробы, отобранные ЦЛАТИ не были опломбированы в соответствии с установленным порядком отбора проб, в отличие от проб КГУП «Камчатский водоканал» отметки о каждой пломбе указаны в протоколе отбора проб от 15 октября 2020 года № 51-4.

Исходя из смысла Федерального законодательства, Организация ВКХ не является источником образования сточных вод, которые принимаются в ЦСВ, поскольку: загрязненные сточные воды образуют абоненты ЦСВ; организация ВКХ обращается с поступающими в ЦСВ сточными водами, качество которых, по большому счету, изначально не зависит от самой организации ВКХ; мощность очистных сооружений ЦСВ всегда ограничена, следовательно, качество сбрасываемых в ЦСВ сточных вод напрямую влияет на качество сточных вод, сбрасываемых организацией ВКХ в водный объект.

Нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, расчеты которых представлены к декларации о воздействии на окружающую среду, для выпуска № 33 рассчитаны в соответствии с методикой № 333 МПР РФ от 17 декабря 2007 года № 333.

В соответствии с п. 23 Методики № 333 при отсутствии достоверной информации о качестве воды выше сброса, следует соблюдать нормативные требования к составу и свойствам сточных вод, обеспечивающие выполнение требований к качеству вод водного объекта. До установления фоновых концентраций следует соблюдать нормативные требования к составу и свойствам сточных вод, обеспечивающие выполнение требований к качеству вод водного объекта (если Сфон не определено, то Сндс = Спдк).

По данным государственного рыбохозяйственного реестра ручей Долинный рыбохозяйственного значения не имеет (письмо СВТУ ФАР от 24 февраля 2012 года № 10-08/862). Однако, согласно п. 13 Решения о предоставлении водного объекта в пользование, выданного Министерством природных ресурсов Камчатского края 29 марта 2017 года, вода в ручье Долинный в результате воздействия сбрасываемых сточных вод, должна отвечать требованиям к составу и свойствам воды водных объектов рыбохозяйственного значения высшей и/или первой категории, утверждёнными приказом Министерства сельского хозяйства от 13.12.2016 г. № 552

Согласно п. 6 Методики № 333, в случае одновременного использования водного объекта или его участка для различных нужд для состава и свойств его вод принимаются наиболее жесткие нормы качества воды из числа установленных.

Для расчета НДС веществ в сточной воде принимаются нормативы качества воды водного объекта рыбохозяйственного значения, как наиболее жесткие, утвержденные приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 13 декабря 2016 года № 552.

Фактическое содержание загрязняющих веществ в сточных водах, согласно п. 12 Методики, определяется как максимальное значение концентрации за последний год безаварийной работы предприятия.

Так как фактический сброс загрязняющих веществ больше расчетного НДС, то в качестве НДС принимается расчетный, т.е. нормативный показатель, установленный для водоемов рыбохозяйтсвенного значения.

Таким образом, достижение нормативных значений допустимых концентраций, установленных нормативами допустимых сбросов для КГУП «Камчатский водоканал» возможно лишь при соблюдении нормативов состава сгочных вод абонентами, чьи сточные воды поступают на очистные сооружения.

Дополнительно в сбрасываемой сточной воде были определены следующие загрязняющие вещества (с целью определения достаточности и полноты производственного экологического контроля за сточными и природными водами): фенол (общий), тяжелые металлы (кадмий, свинец, медь, цинк, ртуть), мышьяк, цианиды, токсичность; температура, ph, окраска, запах).

В соответствии с п. 6 Приказа Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора о проведении внеплановой выездной проверки от 09 октября 2020 №547- КНД установлено, что проверка проводится с целью проверки соблюдения требований природоохранного законодательства Российской Федерации, несоблюдение которых может повлечь непосредственную угрозу вреда жизни и здоровью граждан в соответствии с п.п. «б» п.2 ст. 10 ФЗ от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»: письмо Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края от 30 сентября 2020 года № 26.03/4420; письмо Росприроднадзора от 02 октября 2020 года № СР-09-01-31/32923; письмо ФГБУ «Камчатское УГМС» от 05 октября 2020 года №11/01-281 вх №19010 от 05 октября 2020 года.

Приложением к письму ФГБУ «Камчатское УГМС» от 05 октября 2020 года № 11/01-281 является заключение (предварительное) Центра по мониторингу загрязнения окружающей среды (ЦМС) указаны определяемые показатели: фосфаты, фосфор минеральный, азот аммонийный, азот нитратный, азот нитритный, нефтепродукты, растворенный кислород, фенолы, общая щелочность и водородный показатель.

Следовательно, так как поводом для проведения Дальневосточным межрегиональным управлением Росприроднадзора выездной внеплановой проверки КГУП «Камчатский водоканал» послужили факты, изложенные в обращениях (п. 6 Приказа), проверка качественного состава должна быть проведена только на показатели, указанные в информационных письмах, послуживших поводом для проведения проверки юридического лица. Кроме того, письмо Руководителя Росприроднадзора от 02 октября 2020 года № СР-09-01-31/32923 ФИО1 также не содержит требований к проведению отбора проб и анализа таких проб на вещества, на которые были отобраны пробы в рамках проводимой проверки КГУП «Камчатский водоканал»: тяжелые металлы (кадмий, свинец, медь, цинк, ртуть), мышьяк, цианиды, токсичность. Из-за отсутствия установленных НДС по указанным вещества и показателям фактические значения сравнивались с ПДК. Таким образом, производственный контроль осуществляется не за всеми загрязняющими веществами и показателями, не ведется контроль за токсичностью.

По объекту 30-0141-000085-Т (II категория) имеется декларация о воздействии на окружающую среду, к которой прилагается НДС по выпуску № 31 «Долиновка».

Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на объектах I, II и III категорий (п. 2 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»: разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля (далее - ПЭК), осуществляют ПЭК в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления ПЭК.

Требования к содержанию программы производственного экологического контроля (далее - Требования) утверждены Приказом Минприроды России от 28.02.2018 г. № 74 (п.4 ст.67 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ).

Подраздел Программы ПЭК «Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов» должен содержать (п. 9.2 Требований): программу проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод; -план-график проведения проверок работы очистных сооружений, включая мероприятия по технологическому контролю эффективности работы очистных сооружений на всех этапах и стадиях очистки сточных вод и обработки осадков; программу ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной.

Так же установлена периодичность отбора и анализа проб сточных вод для объектов I и II категории устанавливается не менее 1 раза в месяц осуществления сброса сточных вод, но показателю токсичность - не менее 1 раза в квартал.

Программа проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод для выпуска №31 «Долинный», разработана КГУП «Камчатский водоканал» в соответствии с Порядком ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденным приказом Минприроды России от 8 июля 2009 г. N 205;

В соответствии с п. 9.2.1. Приказа Минприроды России от 28.02.2018 г. № 74, Программа проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод, предусмотренная абзацем третьим пункта 9.2 требований к программе ПЭК, должна содержать перечень определяемых загрязняющих веществ и показателей, соответствующий нормативам допустимого сброса, временным разрешенным сбросам, периодичность отбора и анализа проб сточных вод, места отбора проб, указание аттестованных методик (методов) измерений.

Как отмечено в акте проверки от 12.11.2020 года № 3465/20-06, для КГУП «Камчатский водоканал» утверждены НДС по следующим веществам: хлорида, ион-аммония, нитриты, нитраты, хлориды, сульфаты, фосфаты, железо общее, AIIAB, взвешенные вещества, БПКполн, нефтепродукты. Фенолы не входят в состав нормируемых веществ, в связи с чем, осуществление производственного контроля не представляется возможным.

Пунктом 9.2.2. Приказа №74 установлена лишь периодичность отбора и анализа проб сточных вод для объектов I и II категории по показателю токсичность - не менее одного раза в квартал. Обязанность по осуществлению контроля за таким показателем требованиями Приказа №74 не установлена.

Таким образом, КГУП «Камчатский водоканал» осуществляет производственный кот роль за качеством сточных вод от выпуска № 31 «Долиновка» в соответствии с требованиями, установленными пунктами Приказа Минприроды №74, а именно: осуществляет производственный контроль в соответствии с разработанной и утвержденной программой производственного экологического контроля для объекта 30-0141- 000085-Т, программа ПЭК содержит программу проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод, которая предполагает проведение контроля за веществами: хлориды, ион-аммония, нитриты, нитраты, хлориды, сульфаты, фосфаты, железо общее, АПАВ, взвешенные вещества, БПКполн, нефтепродукты.

Программа проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод, предусмотренная абзацем третьим пункта 9.2 требований к программе ПЭК, должна содержать перечень определяемых загрязняющих веществ и показателей, соответствующий нормативам допустимого сброса, временным разрешенным сбросам, периодичность отбора и анализа проб сточных вод, места отбора проб, указание аттестованных методик (методов) измерений.

ВКХ разрабатываются на основе утвержденных схем, т.е. по тем мероприятиям и срокам их исполнения, которые утверждены схемами водоотведения.

В соответствии с п. 9 Правил 641, после внесения соответствующих изменений в схему водоотведения Петропавловск-Камчатского городского округа, орган местного самоуправления городского округа должен до 1 марта года, предшествующего году начала планируемого срока действия инвестиционной программы, утвердить и направить в регулируемую организацию техническое задание на разработку инвестиционной программы.

После получения технического задания КГУП «Камчатский водоканал» будут внесены изменения в инвестиционную программу предприятия и направлены на утверждение в Региональную службу но тарифам и ценам Камчатского края. Согласно пункту 32 Правил 641, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления утверждает инвестиционную программу.

Одновременно с этим, в ноябре 2017 года КГУП «Камчатский водоканал» были разработаны и направлены на утверждение в Региональную службу по тарифам и ценам Камчатского края проекты инвестиционных программ в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территориях Петропавловск-Камчатского городского округа и Елизовского городского поселения. Данные программы включали в себя мероприятия по перенаправления сточных вод 01’ выпусков сточных вод, не оборудованных очистными сооружениями, на существующие городские очистные сооружения, в соответствии с утвержденными схемами Петропавловск-Камчатского городского округа и Елизовского городского поселения.

Согласно письму Региональную службу по тарифам и ценам Камчатского края от 01 декабря 2017 года № 90.01-07/2822, п. 19 Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность 15 сфере водоснабжения и водоотведения», установлено, что инвестиционная программа не должна содержать мероприятия, не обеспеченные источниками финансирования.

На сегодняшний день основные мероприятия, направленные на снижение негативного воздействия на водный объект ручей без Долинный не обеспечены источниками финансирования. Реализация данных мероприятий возможна только при наличии их финансирования из бюджета Камчатского края. Таким образом, разработка Плана мероприятий в соответствии с требованиями Приказа Минприроды России от 17 декабря 2018 года № 667 не представляется возможным вне зависимости от действий КГУП «Камчатский водоканал». Планирование мероприятий за счет собственных средств предприятия также не представляется возможным, т.к. включение данных мероприятий по строительству очистных сооружений за счет собственных средств приведет к резкому росту тарифа на водоотведение для населения. Исходя из вышеизложенного, поскольку мероприятия по перенаправлению сточных вод на очистные сооружения до настоящего времени не обеспечены источниками финансирования, то включение данных мероприятий в инвестиционную программу КГУП «Камчатский водоканал» и их реализация не представляются возможным.

Кроме того, Приказом Минприроды России от 17 декабря 2018 года N 667 установлен порядок разработки Планов мероприятий. Так, предусмотрена разработка планов юридическими лицами, необходимость или обязанность направления таких планов после разработки в адрес Дальневосточного межрегионального управления Роснрироднадзора порядком не установлены. Направление плана предусмотрено лишь при обращении юридическими лицами за получением разрешений временно согласованных сбросов. Таким образом, информация в Служебной записке о том, что КГУП «Камчатский водоканал» не направлен План природоохранных мероприятий в адрес Дальневосточного межрегионального управления не может служить основанием выявленного правонарушения, так как нарушение в части не предоставления Плана мероприятий отсутствует.

Установление временно разрешенных временно разрешенных сбросов допускается только при наличии плана мероприятий по охране окружающей среды разработанного в соответствии со статьей 67.1 настоящего Федерального закона. На основании пункта 6 статьи 23.1 Закона №7-ФЗ временно разрешенные сбросы устанавливаются разрешениями на временные сбросы, выдаваемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В настоящее время такой Порядок Правительством не разработан и отсутствует на территории РФ. Выдача разрешений на временные сбросы юридическим лицам возможна только после утверждения порядка выдачи указанных разрешений. Данный факт также подтвержден письмом Дальневосточного межрегионального управления Роснрироднадзора от 07.09.2020 года на обращение КГУП «Камчатский водоканал» о разъяснениях в части получения временно разрешенных сбросов.

Кроме того, в соответствии с пп. 118 п. 1 ст. 333.33 Налогового Кодекса РФ за выдачу разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду установлен размер государственной пошлины - 3,5 тыс. рублей. Госпошлина уплачивается до представления заявления о предоставлении государственной услуги но выдаче соответствующего разрешения. Следовательно, в целях сохранения финансовых средств предприятия, КГУП «Камчатский водоканал» обратилось за разъяснениями о возможности получения разрешений. Получив разъяснения о невозможности получения такой услуги, юридическое лицо посчитало обращение с заявлением о выдаче разрешения временно согласованных сбросов - нецелесообразным. Таким образом, КГУП «Камчатский водоканал» не нарушена статья 23.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.02 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Информация об отсутствии у КГУП «Камчатский водоканал» разработанных планов мероприятий по охране окружающей среды и отсутствии разрешений на временно разрешенные сбросы получена должностными лицами на основании служебной записки, направленной государственным инспектором отдела государственного экологического контроля Дальневосточного межрегионального управления Роснрироднадзора ФИО6 в адрес начальника отдела разрешительной документации Дальневосточного межрегионального управления Роснрироднадзора ФИО4 11.11.

В соответствии с п. 13 Приказа Дальневосточного межрегионального управления Роснрироднадзора от 09.10.2020 года №547-КНД установлен перечень документов, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проведения проверки. Документы: планы мероприятий по охране окружающей среды и разрешения на временно согласованные сбросы гте входили в перечень документов, установленных гг. 13. Следовательно, гте являлись необходимыми для достижения целей и задач проведения проверки.

Одновременно с этим, КГУП «Камчатский водоканал» полагает, что действия должностных лиц по запросу дополнительных документов подпадают под понятие «документарная проверка».

Отчет ПЭК предоставлен в установленные сроки. В отчете отсутствует информация о качестве и объеме сбрасываемых стоков.

Письмом от 24 марта 2020 года КГУП «Камчатский водоканал» направлен отчет об организации и о результатах осуществления ПЭК на выпуске сточных вод №31 «Долиновка» на 8-ми листах. Форма отчета заполнена в соответствии с Методическими рекомендациями по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утвержденными Приказом Минприроды России от 16 октября 2018 года № 522.

Пунктом 2 Приказа установлено, что целью Методических рекомендаций является формирование единого подхода к заполнению формы Отчета.

Форма отчета ПЭК содержит таблицу 3.1 "Сведения о результатах учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества"

В соответствии с п. 10 Рекомендаций, в графе 1 рекомендуется указывать реквизиты письма (номер (при наличии) и дата), которым направлены сведения о результатах учета забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества. В графе 2 рекомендуется указывать территориальный орган Росводресурсов, в который направлены результаты учета забора (изъятия) водных ресурсов и сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества. Другого порядка указания сведеггий об объемах сброшенных сточных вод Рекомендациями не предусмотрено.

Форма отчета ПЭК содержит таблицу 3.2 «Сведения о результатах наблюдения за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами, а также о результатах учета качества поверхностных вод в местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод, выше и ниже мест сброса (в фоновом и контрольном створах)».

В соответствии с п. 11 Рекомендаций, в графе 1 рекомеггдуется указывать реквизиты письма (номер (нри наличии) и дата), которьгм направлены сведеггия о результатах учета качества поверхностных вод в местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод, выше и ниже мест сброса. Другого порядка указания сведений об объемах сброшенных сточных вод Рекомендациями не предусмотрено.

Данные сведения были КГУП «Камчатский водоканал» указаны в соответствующих графах соответствующих таблиц. Таким образом, вывод об отсутствии в представленных отчетах ПЭК информации о качестве и объеме сбрасываемых сточных вод не соответствует действительности и не может быть квалифицирован как нарушение природоохранного законодательства.

Данная таблица не заполнена по объекту выпуск № 31 «Долиновка» в связи с отсутствием очистных сооружений. Таблица предполагается к заполнению респондентом в случае, если 1 (программой производственного экологического контроля предусмотрено проведение проверок работы очистных сооружений. Программа ПЭК но объекту выпуск №31 «Долиновка» содержит информацию о том, что проведение проверок работы очистных сооружений на данном объекте не предусмотрено в связи с их отсутствием. В графе 7 рекомендуется указывать фактический объем сброса сточных, в том числе дренажных, вод, среднесуточный за часть календарного года проверки (гыс.м/сут) и за год, предшествующий календарному году проверки работы очистного сооружения (тыс.м/год). В графе 12 рекомендуется указывать фактическое содержание загрязняющего вещества на выпуске сточных, в том числе дренажных, вод (мг/дм) после очистки па очистном сооружении по результатам лабораторных исследований, в соответствии с протоколом исследований (испытаний) и измерений. Таким образом, отчет ПЭК заполнен верно.

Вместе с выявленными процессуальными нарушениями в части проведения отбора проб па объектах юридического лица, которые в последствии послужили доказательствами нарушений требований природоохранного законодательства, КГУП «Камчатский водоканал» не согласен со следующими позициями, отраженными в акте проверки.

Пунктом 6 Приказа Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора о проведении внеплановой выездной проверки от 09 октября 2020 №547-КНД установлено, что проверка проводится с целью проверки соблюдения требований природоохранного законодательства Российской Федерации, несоблюдение которых может повлечь непосредственную угрозу вреда жизни и здоровью граждан. В рамках проведения внеплановой выездной проверки Дальневосточным межрегиональным управлением федеральной службы по надзору в сфере природопользования был проведен полный анализ деятельности КГУП «Камчатский водоканал». В том числе, проверка документов, разрешительной документации, отчетная документация. Путем запроса информации между отделами Управления был установлен факт отсутствия на предприятии разрешений на временно согласованные сбросы. По мнению должностных лиц, выявлен факт не предоставления сведений по установленной форме отчетности ПЭК.

Одновременно с этим, разрешения с установленными сбросами загрязняющих веществ никаким образом не снижают фактическое негативное воздействие на окружающую среду, а являются документом, позволяющим водопользователям снизить собственные финансовые затраты на внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду. Кроме того, наличие или отсутствие разрешительных документов само по себе не несет непосредственную угрозу вреда жизни и здоровью граждан.

Так же и отсутствие сведений в отчете ПЭК не может быть расценено, как несоблюдение требований природоохранного законодательства Российской Федерации несоблюдение которых может повлечь непосредственную угрозу вреда жизни и здоровью граждан.

Большинство выявленных нарушений не соответствуют целям и предмету Проверки, основанием которой является Приказ Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора о проведении внеплановой выездной проверки от 09 октября 2020 №547-КНД.

В связи с многочисленными нарушениями проведения выездной внеплановой проверки в отношении юридического лица, КГУП «Камчатский водоканал» полагает, что результаты и выявленные нарушения, указанные в Акте проверки, не могут быть применены в качестве доказательств нарушений предприятием требований природоохранного законодательства.

Причинно-следственная связь между целью проверки (выявление причин загрязнения вод Тихого океана в районе Халактырского пляжа) и полученными результатами (в том числе протоколами анализов) не установлена.

Законный представитель КГУП «Камчатский водоканал» ФИО7 извещённый о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом в судебное заседание не явился.

Защитник Предприятия ФИО8 в ходе рассмотрения жалобы ее доводы поддержал в полном объеме по изложенным основаниям.

Изучив доводы жалобы, материалы дела об административном правонарушении, выслушав защитника Предприятия ФИО8, прихожу к следующему.

В силу ст.ст. 24.1, 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. По делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Как установлено ч.ч. 1, 2 ст. 23.1, ч. 1 ст. 34, ч.ч. 1, 2 ст. 39, ч.ч. 1, 2 ст. 67.1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов действующим стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, расположенных на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, устанавливаются временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы (ч. 1 ст. 23.1). Установление временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов допускается только при наличии плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, разрабатываемых в соответствии со статьей 67.1 настоящего Федерального закона (ч. 2 ст. 23.1). Хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (ч. 1 ст. 34). Эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды (ч. 1 ст. 39). При выводе из эксплуатации и сносе объектов капитального строительства должны быть разработаны и реализованы мероприятия по охране окружающей среды, в том числе мероприятия по восстановлению природной среды, мероприятия по рекультивации или консервации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 39). В случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II и III категорий, на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов разрабатывается и утверждается план мероприятий по охране окружающей среды. В случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов в обязательном порядке разрабатывается и утверждается программа повышения экологической эффективности (ч. 1 ст. 67.1). План мероприятий по охране окружающей среды включает в себя перечень мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, сроки их выполнения, объем и источники финансирования, перечень ответственных за их выполнение должностных лиц. Программа повышения экологической эффективности включает в себя перечень мероприятий по реконструкции, техническому перевооружению объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, сроки их выполнения, объем и источники финансирования, перечень ответственных за их выполнение должностных лиц (ч. 2 ст. 67.1).

Приказом Минприроды России от 17 декабря 2018 года № 667 утверждены Правила разработки плана мероприятий по охране окружающей среды. Согласно указанным Правилам, план разрабатывается юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды; на объектах II категории, являющихся централизованными системами водоотведения поселений или городских округов, при невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов технологически нормируемых веществ; на объектах III категории при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых выбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности).

Основанием для привлечения лица к административной ответственности по ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса.

Как следует из протокола об административном правонарушении, обжалуемого постановления должностного лица № 22-235/2020 от 11 декабря 2020 года КГУП «Камчатский водоканал» привлечено к административной ответственности по ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20000 рублей за то, что в нарушение требований: ч.ч. 1, 2 ст. 23.1, ч. 1 ст. 34, ч.ч. 1, 2 ст. 39, ч.ч. 1, 2 ст. 67.1 Федерального Закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды и приказа Минприроды России от 17 декабря 2018 года № 667, при сбросе стоков с превышением допустимых значений загрязняющих веществ через выпуск № 31 «Долиновка» относящийся к объектам HBOC II категории, при невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов, не разработало План мероприятий по охране окружающей среды по данному выпуску, временно разрешенные сбросы не установлены. Действия (бездействие) КГУП «Камчатский водоканал» квалифицированы по ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Указанные обстоятельства и виновность КГУП «Камчатский водоканал» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждаются собранными по делу и исследованными должностным лицом при его рассмотрении доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении; актом проверки; протоколом осмотра; протоколом взятия проб; письмом ЦЛАТИ по Камчатскому краю; возражениями КГУП «Камчатский водоканал»; письмом ЦЛАТИ по Камчатскому краю; иными материалами дела.

Содержание указанных доказательств, приведено в постановлении должностного лица № 22-235/2020 от 11 декабря 2020 года.

Определение круга доказательств, их содержание, анализ и оценка, произведенные в соответствии с требованиями ст.ст. 26.1, 26.7, 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, позволили должностному лицу верно установить фактические обстоятельства дела и прийти к правильному выводу о виновности КГУП «Камчатский водоканал» в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Оснований не согласиться с произведенной должностным лицом оценкой доказательств по делу не усматриваю.

При этом не могут быть приняты во внимание доводы о нарушениях допущенных при отборе проб, в части не установления точного мест их отбора, а также в части их хранения и транспортировки в неопломбированном виде.

Как следует из обжалуемого постановления и акта обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований выпуск № 31 «Долиновка», относящийся к объектам HBOC II категории, расположен в <...> (географические координаты объекта КОС 52°59"26,296" сш и 158°46"06,298"вд). Данный адрес и координаты указаны в решении о предоставлении водного объекта в пользование от 29 марта 2017 года № 41-19.07.00.002-Р-РСБХ-С-2017-01283/00, на основании которого КГУП «Камчатский водоканал» осуществляло сброс сточных вод в ручей Долинный. При этом было установлено, что КГУП «Камчатский водоканал» осуществляло сброс сточных вод не через выпуск (с заглублением оголовка от поверхности воды на 1 м и расстоянием оголовка выпуска от береговой линии на 0,5 м) № 31 «Долиновка» не оборудованного локальными очистными сооружениями для очистки хозяйственно-бытовых сточных вод, а через патрубок, расположенный на поверхности земли, который расположен в 20 метрах по прямой от угла дома № 10 по ул. Спортивная (на склоне в районе гаражных боксов) среди свалки коммунальных отходов, через который сбрасываемые хозяйственно-бытовые сточные воды стекали по склону в сторону водного объекта р. Долинный.

При этом у представителя Предприятия, присутствовавшего при обследовании территории каких-либо возражений по поводу неправильного определения места сброса, где происходил отбор проб, вопросов не возникло. Возражений по данному поводу он не высказал.

Также согласно указанного акта обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований, пробы, отобранные из берегового выпуска (патрубок, расположенный на поверхности земли, который расположен в 20 метрах по прямой от угла дома № 10 по ул. Спортивная) были опечатаны и переданы для исследования, при этом каких-либо замечаний при отборе проб от представителя КГУП «Камчатский водоканал» не поступило.

Доводы жалобы о не предоставлении сведений об используемых технических устройствах и приборах для измерения географических координат, измерения температуры и pH отобранных проб, и их поверке, заслуживают внимания, вместе с тем, не могут повлиять на правильность вынесенного постановления и результатов проверки, поскольку установление координат должностными лицами Управления Росприроднадзора являлось дополнительным действием, так как координаты выпуска № 31 «Далиновка» и канализационного колодца установлены и имеются в технических документах на указанный выпуск, а также в решении на предоставлении водного объекта в пользование. Кроме того от сотрудника Предприятия, присутствовавшего при отборе проб, каких-либо возражений по правильности отбора проб и о неверном месте их отбора, не поступало.

Остальные доводы жалобы идентичны доводам заявленным при рассмотрении дела по существу (изложены в возражениях) и были предметом рассмотрения у должностного лица, и как указывалось выше были оценены в соответствии с требованиями ст.ст. 26.1, 26.7, 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с чем, считаю их как заявленные с целью переоценки выводов первой инстанции, а следовательно, оснований для их рассмотрения не усматриваю.

Обжалуемое постановление должностного лица достаточно мотивировано, выводы о виновности КГУП «Камчатский водоканал» в совершении правонарушения предусмотренного ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях основаны на имеющихся материалах дела.

Несогласие Заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием должностным лицом норм Кодекса РФ об административных правонарушениях и природоохранного законодательства, не свидетельствует о том, что должностным лицом допущены нарушения норм материального права и предусмотренные Кодексом РФ об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Каких-либо неустранимых сомнений в виновности КГУП «Камчатский водоканал» при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Административное наказание КГУП «Камчатский водоканал» назначено в соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях, с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновной, отсутствия отягчающих и смягчающих административную ответственность обстоятельств, в минимальном размере, установленном санкцией ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за фактически содеянное, в связи с чем, оснований считать его незаконным, не имеется.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, должностным лицом не допущено, в связи с чем, жалоба защитника ФИО2 удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8. Кодекса РФ об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю № 22-235/2020 от 11 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении юридического лица – Краевого государственного унитарного предприятия «Камчатский водоканал», оставить без изменения, а жалобу ФИО3ФИО2, без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Е.А. Лобановская