Мировой судья судебного участка № 112 в Куйбышевском судебном районе в г. Омске Калашникова А.Н. | УИД 55MS0112-01-2021-001352-41 Дело № 12-299/2022 |
РЕШЕНИЕ
03 июня 2022 г. г. Омск
Судья Куйбышевского районного суда г. Омска Романюк Л.А., при секретаре Захаровой О.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу бюджетного учреждения культуры Омской области "Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля" на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное 03 июня 2021 года мировым судьей судебного участка № 112 в Куйбышевском судебном районе в г. Омске в отношении бюджетного учреждения культуры Омской области "Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля" по части 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 112 в Куйбышевском судебном районе в г. Омске от 03 июня 2021 года бюджетное учреждение культуры Омской области "Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля" (далее – БУК "Музей им. М.А. Врубеля", Учреждение) привлечено к административной ответственности по ч. 12 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением БУК "Музей им. М.А. Врубеля" обратилось в районный суд с жалобой, указывая (с учетом поданных дополнений к жалобе), что о месте и времени судебного заседания заявитель не был извещен надлежащим образом; предметом разбирательства являлись обстоятельства, рассмотренные ранее в Куйбышевском районном суде г. Омска по делу № 12-186/2019 16.05.2019. Пункты предписания № 216/1/1-6 от 29.04.2021 №№ 216/1/1-261/1/5 не были исполнены заявителем по не зависящим от него причинам. Музей является государственным учреждением и финансируется из средства бюджета, выделение денежных средств из бюджета производится по распоряжению Министерства культуры Омской области. Здание № 23 по ул. Ленина является памятником культурного наследия, построено в 1859-1862 годах, а потому различные конструктивные и строительные изменения здания практически невозможны. На основании Охранного обязательства № 571310008710005 (раздел 3 п. 17) при содержании и использовании объекта культурного наследия запрещено проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия и работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер объекта культурного наследия… Относительно п.п. 216/1/3 и 216/1/4 предписания указали, что помещения, где расположены хранилище-фонд народного искусства, хранилище-фонд стекла и керамики, хранилище-фонд декоративно-прикладного искусства и хранилище-фонд современной графики не являются складскими помещениями. Это помещения музея, в которых размещаются музейные фонды и поэтому они относятся к классу Ф 2.2, а не Ф5, как складские помещения. Кроме того, фонды народного искусства, современной графики и советской живописи в ближайшее время будут перемещены в здание музея по адресу: ул. Музейная, 4. Мероприятия, предлагаемые пожарным надзором к выполнению, в большинстве случаев связаны с большими финансовыми затратами. Учитывая данные обстоятельства, не представляется возможным исполнить п.п. №№ 216/1/1-261/1/5 предписания № 216/1/1-6 от 29.04.2021. Пункт № 216/1/6 исполнен, декларация пожарной безопасности разработана и зарегистрирована в ТОНД и ПР по ЦАО г. Омска 27.05.2021. Обращения о выделении денежных средств, в том числе на капитальный ремонт здания по адресу ул. Ленина, д. 23, постоянно направляются в Министерство культуры Омской области. В настоящее время на основании Технического задания на выполнение научно-проектных работ по сохранению объекта культурного наследия и расчета стоимости работ Министерством культуры Омской области утверждена Смета расходов, которая предусматривает и работы, связанные с устранением нарушений по пожарной безопасности. Сроки проведения работ и финансирования – январь-ноябрь 2022 г. Полагают, что в действиях заявителя отсутствуют признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, просили постановление отменить, производство по делу прекратить (том 1 л.д. 47-48, 85-87, 225-227, том 2 л.д.8-10).
Законный представитель БУК "Музей им. М.А. Врубеля" в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом (том 1 л.д.217, 224, том 2 л.д.7).
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.6 суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие законного представителя юридического лица.
Защитник БУК "Музей им. М.А. Врубеля" по доверенности ФИО1 (том 1 л.д. 218), в судебном заседании доводы, изложенные в жалобе и дополнениях к ней, поддержала в полном объеме. В ходе судебного разбирательства пояснила, что пункт 52/1/22 предписания исполнен, разработана декларация пожарной безопасности в соответствии с требованиями МЧС и зарегистрирована в ТОНД и ПР по ЦАО г. Омска 27.05.2021. Пункты № 52/1/10 и 52/1/11, касающиеся заполнения проемов, не могут быть исполнены, поскольку данные помещения не являются складскими помещениями, в них расположены музейные фонды, которые в ближайшее время будут перемещены в другое здание. Пункты 52/1/8, 52/1/9, 52/1/13, касающиеся эвакуационных выходов, не могут быть исполнены, поскольку касаются предметов охраны объекта. Здание по адресу ул. Ленина, 23 является объектом культурного наследия, в отношении которого утверждено Охранное обязательство, в связи с чем, все работы, проводимые по сохранению объекта культурного наследия (ремонт, реставрация и пр.) могут осуществляться только в рамках Охранного обязательства с обязательным соблюдением всех процедур, предусмотренных Законом "Об объектах культурного наследия". Работы по устранению оставшихся невыполненными пунктов предписания, требуют больших денежных вложений и большого объема работы по подготовке документации, разработке необходимых проектов, согласованию и других мероприятий. Охранное обязательство утверждается каждые 5 лет, в нем приводится перечень работ по сохранению объекта культурного наследия с указанием сроков их выполнения. Предыдущее Охранное обязательство утверждено в 2016 г. Обращения о выделении денежных средств постоянно направляются в Министерство культуры. По поводу выявленных нарушений пожарной безопасности информация в Министерство культуры также направлялась. В настоящее время выделены денежные средства на разработку научно-проектной документации с последующей реконструкцией здания и проведением ремонтных работ, проведен аукцион, заключен контракт, разработано технического задание, оформляется акт технического состояния объекта с учетом мероприятий по пожарной безопасности, которые также являются мероприятиями, направленными на сохранение объекта культурного наследия. Окончательный срок подготовки всей документации –декабрь 2022 г.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, ФИО2 в судебном заседании поддержала изложенное в протоколе об административном правонарушении, пояснила, что нарушения пожарной безопасности были выявлены в ходе проверки в 2019 г., выдано предписание № 52/1/1-29 сроком исполнения 01.02.2020 г., который из-за коронавирусной пандемии был продлен до 01.04.2021 г. На момент проверки исполнения предписания Бюджетное учреждение в территориальный орган НД и ПР по ЦАО г. Омска с запросами о проведении консультаций по способам устранения нарушений требований пожарной безопасности не обращалось, документы, подтверждающие, что проведение работ по устранению выявленных нарушений влечет или может повлечь за собой снижение надежности здания Учреждением не представлены, отсутствует информация, подтверждающая проведение капитального ремонта или реконструкции здания музея. Фактически на данном объекте надзора не обеспечена система противопожарной защиты. На момент проверки выполнения предписания установлено, что остались невыполненными 6 пунктов. Пункт 52/1/22 на настоящий момент исполнен. Являясь законным владельцем здания, музей несет в полном объеме ответственность за устранение выявленных нарушений, при этом доказательств того, что со стороны музея предприняты все меры к устранению нарушений, в частности, обращения к собственнику о выделении денежных средств, представлено не было. Охранное обязательство при выдаче предписания не учитывалось. Учитывались только положения закона, касающиеся требований к пожарной безопасности на момент постройки и на момент проведения проверки, изменение функционального назначение постройки. Охранное обязательство не проверялось, исходили только из требований безопасности. Нарушения, касающиеся эвакуации, являются серьезными. Охранное обязательство не устанавливает ограничений на обращения к собственнику, учредителю по вопросу принятие мер для устранения нарушений. Просила отказать в удовлетворении жалобы.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы с учетом дополнений к ней, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 12 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон № 69-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона № 69-ФЗ под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В силу статьи 6 Федерального закона № 69-ФЗ федеральный государственный пожарный надзор осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора.
Должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты, на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, в отношении реализуемой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, а также по предотвращению угрозы возникновения пожара.
В соответствии с частью 2 статьи 37 Закона № 69-ФЗ организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Частью 1 статьи 38 названного Федерального закона предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством собственников имущества и лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
В силу статьи 20 Закона № 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности (абзац 4 статьи 20 Закона № 69-ФЗ).
Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1).
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 4 Закона № 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Согласно положениям части 1 статьи 6 Закона № 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что Государственное учреждение "Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля" создано в соответствии с постановлением СНК РСФСР от 20.12.1924 № 412, зарегистрировано постановлением Главы администрации Куйбышевского района г. Омска от 25.08.1993 № 947п. В 2009 г. с принятием редакции № 6 устава Учреждение переименовано в бюджетное учреждение культуры Омской области "Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля". Учредителем Учреждения является Омская область. Функции учредителя от имени Омской области осуществляют Министерство культуры Омской области как отраслевой орган исполнительной власти Омской области и Министерство имущественных отношений Омской области – как орган исполнительной власти Омской области в сфере управления собственностью Омской области. Учреждение является некоммерческой организацией, финансируемой за счет средств бюджета Омской области. Учреждению предоставляется право оказывать платные услуги и осуществлять иную приносящую доходы деятельность в соответствии с законодательством и Уставом. Музей располагается в здании по адресу: <...>. Здание передано музею в оперативное управление (том 1 л.д. 14-25, 34, 35, 36).
Распоряжением Министра культуры Омской области от 18.08.2017 № 278-л директором БУК "Музей им. М.А. Врубеля" назначена ФИО3 (том 1 л.д. 64).
27.02.2019 г. в адрес БУК "Музей им. М.А. Врубеля" государственным инспектором Центрального АО г. Омска по пожарному надзору ФИО2 по итогам внеплановой выездной проверки объекта (защиты) недвижимости, расположенного по адресу: <...>, правообладателем которого на праве оперативного управления является заявитель, вынесено предписание № 52/1/1-29 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара сроком исполнения до 01.03.2020 (том 1 л.д. 5-12). Указанное предписание получено представителем учреждения 27.02.2019 г., не оспаривалось.
По ходатайству БУК "Музей им. М.А. Врубеля" срок исполнения предписания продлен до 01.04.2021 г. (том 1 л.д. 31-33).
31.03.2021 г. главным государственным инспектором ЦАО г. Омска по пожарному надзору издано распоряжение № 216 о проведении внеплановой выездной проверки объекта защиты, здания, расположенного по адресу: <...>, правообладателем является БУК "Музей им. М.А. Врубеля". Цель проверки – контроль за исполнением предписания № 52/1/1-29 от 27.02.2019 г. Срок проведения проверки - в период с 05.04.2021 г. по 30.04.2021 г. С указанным распоряжением директор БУК ознакомлена 07.04.2021 г. (том 1 л.д. 26-27).
28.04.2021 г. БУК "Музей им. М.А. Врубеля" получено уведомление на составление акта проверки, протокола об административном правонарушении – вх. № 93/01-09 от 28.04.2021 г. (л.д. 30).
Согласно акту проверки от 29.04.2021 г. № 216 (л.д. 28-29) ранее выданное предписание от 27.02.2019 г. № 52/1/1-29 не исполнено, а именно:
П. 52/1/8 - высота горизонтального участка пути эвакуации к свету (из помещения № 17 к помещению № 29, расположенного на 1 этаже здания поэтажного плана технического паспорта от 05.01.2003) менее 2м., (фактически 1,83) – в нарушение ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 89 Закона № 123-ФЗ от 22.07.2008, п. 4.3.4 СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы";
П. 52/1/9 - ширина эвакуационного выхода в свету из помещения второго этажа (зал № 2) в лестничную клетку, предназначенного для эвакуации более 50 человек менее 1,2м., (фактически ширина выхода 0,70м) – в нарушение ст. 4, ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 89 Закона № 123-ФЗ от 22.07.2008, п. 6.1.11 СП 1.13130.2011 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы";
П. 52/1/10 - заполнение проемов в противопожарных перегородках, отделяющих помещение складского назначения (хранилище-фонд народного искусства, хранилище фонд стекла и керамики, хранилище фонд декоративно-прикладного искусства) от вестибюля 1-го этажа не выполнены противопожарными 2-го типа (фактически складские помещения относятся к классу Ф5, а помещения музея относятся к классу Ф 2.2) – в нарушение ч. 1 ст. 6, ч.ч. 1,2,3 ст. 88, ст. 56 Закона № 123-ФЗ от 22.07.2008, п. 5.6.4 СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты";
П. 52/1/11 - заполнение проемов в противопожарных перегородках, отделяющих помещение складского назначения (хранилище-фонд современной графики) от выставочного зала, расположенного на втором этаже здания, не выполнены противопожарными 2-го типа (фактически складские помещения относятся к классу Ф5, а помещения музея относятся к классу Ф 2.2) – в нарушение ч. 1 ст. 6, ч.ч. 1,2,3 ст. 88, ст. 56 Закона № 123-ФЗ от 22.07.2008, п. 5.6.4 СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты";
П. 52/1/13 - двери эвакуационных выходов здания, предназначенных для одновременно пребывания более 15 человек, открываются не по направлению выхода здания - в нарушение ст. 4, ч. 1 ст. 6, ст. 89 Закона № 123-ФЗ от 22.07.2008, п. 4.2.6 СП 1.13130.2011 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы";
П. 52/1/22 - декларация пожарной безопасности разработана не в соответствии с требованиями приказа МЧС России от 16.03.2020 № 171 - в нарушение ч. 1 ст. 6, ст. 64 Закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 (том 1 л.д. 28-29).
Данное обстоятельство явилось основанием для составления 29.04.2021 г. в отношении БУК "Музей им. М.А. Врубеля" протокола об административном правонарушении № 128 по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ (том 1 л.д. 3-4).
Учреждению выдано новое предписание об устранении нарушений № 216/1/1-6 от 29.04.2021 г. со сроком устранения нарушений до 01.04.2022 г. (том 1 л.д. 196-197).
Мировой судья, оценив представленные доказательства, пришел к выводу о виновности БУК "Музей им. М.А. Врубеля" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ (том 1 л.д. 42-43).
Между тем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции не были в полном объеме установлены, исследованы и оценены все юридически значимые обстоятельства настоящего дела.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Из буквального толкования диспозиции части 12 статьи 19.5 КоАП РФ следует, что объективная сторона предусмотренного ею состава административного правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор.
Вопрос о законности и исполнимости предписания об устранении требований законодательства, невыполнение которых вменено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, подлежит исследованию в рамках рассмотрения дела.
При этом в силу положений пунктов 2, 8, 9 статьи 18 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (действующего на момент вынесения предписания) при применении к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям мер государственного принуждения, направленных на устранение выявленных нарушений обязательных требований, должностные лица органов государственного контроля (надзора) обязаны соблюдать права и законные интересы проверенного лица, не допускать их необоснованного ограничения и обосновывать свои действия. В этой связи предписание должностного лица органа государственного пожарного надзора об устранении нарушений требований пожарной безопасности, выявленных при проверке объекта, должно содержать законные требования, соблюдение которых обязательно в силу закона, быть обоснованным как с юридической, так и с фактической стороны и возлагать на лицо, которому оно выдается, реально исполнимые им с учетом фактического технико-эксплуатационного состояния объекта обязанности. Необоснованное возложение предписанием определенных обязанностей на юридическое лицо, по сути, влечет нарушение его законных прав и интересов.
В силу пункта 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Оспариваемым постановлением Учреждение признано виновным в неисполнении выданного предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, а именно: ст. 4, ч. 1 ст. 6, ч.ч. 1,2,3 ст. 88, ст. 56, ч. 1 ст. 89 Закона № 123-ФЗ от 22.07.2008, п. 4.3.4 СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы"; п. 4.2.6, п. 6.1.11 СП 1.13130.2011 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы"; п. 5.6.4 СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты"; п. 5.6.4 СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты".
Из материалов дела следует, что здание, расположенное по адресу <...>, введено в эксплуатацию как дом для генерал-губернаторов Западной Сибири в 1859-1862 г.г., с 05.03.2017 г. по 07.06.1918 г. в здании находились Омский городской Совет рабочих и солдатских депутатов, в 1918 г. редакция венгерской большевистской газеты, в 2019 – Сибревком.
Данное здание, как объект культурного наследия, включено в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения, регистрационный номер объекта культурного наследия – 571310008710005 и имеет Охранное обязательство, утвержденное в соответствии с п. 9 ст. 47.6 Федерального закона от 25.03.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)".
На л.д. 109 том 1 представлено "Охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации", утвержденное распоряжение Министерством культуры Омской области от 29.03.2016 № 166-рм, действовавшее на момент проведения проверки (л.д. 108).
В соответствии с Охранным обязательством предметом охраны объекта культурного наследия являются, в том числе: конфигурация и оформление дверных и оконных проемов здания, конфигурация и оформление дверей, боковые части дверей, проемы, пространственно-планировочная структура интерьеров здания, декоративное оформление интерьеров. Также, согласно данному документу, при содержании и использовании объекта культурного наследия не разрешается проводить работы, изменяющие предмет охраны либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия, не разрешается проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер объекта культурного наследия.
К Охранному обязательству прилагается Акт № 1 от 02.03.2016 г. технического состояния объекта, которым, в частности, предусмотрен перечень работ по сохранению объекта в период, запланированных с июля 2013 г. по 2020 г.
Данным Охранным обязательством с целью сохранения объекта и создания надлежащих условий для его использования собственнику (иному законному владельцу) предусмотрено проведение следующих работы по сохранению объекта: установка информационной надписи, разработка проекта ремонтно-реставрационных работ фасадов объекта, организация проведения государственной историко-культурной экспертизы проектной документации, согласование проектной документации и акта государственной историко-культурной экспертизы, ремонтно-реставрационные работы фасадов объекта, содержание прилегающей территории в благоустроенном состоянии; сроки выполнения работ: 2016-2020 г.г. (том 1 л.д. 108-118).
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ).
В части 1 статьи 45 Федеральный закон N 73-ФЗ установлено, что работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Исполнение владельцем памятника истории и культуры выданного ему органом государственного пожарного надзора предписания об устранении нарушений современных, действующих требований пожарной безопасности, обнаруженных указанным органом на территории данного памятника, посредством проведения соответствующих строительных и иных работ возможно только при условии соблюдения им перечисленных положений Федерального закона N 73-ФЗ.
Таким образом, указанные здания должны эксплуатироваться с учетом особенностей, предусмотренных специальным федеральным законодательством об охране объектов культурного наследия.
Исполнение владельцем памятника истории и культуры выданного им органом государственного пожарного надзора предписания об устранении нарушения современных, действующих требований пожарной безопасности, обнаруженных указанным органом на объекте культурного наследия (памятника истории и культуры), посредством проведения соответствующих строительных и иных работ возможно только при условии соблюдения им перечисленных положений Федерального закона № 73-ФЗ.
Устранение отдельных пунктов предписания № 52/1/1-29 связано с необходимостью проведения работ, затрагивающих конструктивные особенности элементов зданий, включенных в предмет охраны как объекта культурного наследия, и не может проводиться без согласования с уполномоченными органами охраны объектов культурного наследия.
Выдавая Учреждению предписание, должностное лицо государственного пожарного надзора должно было учесть указанные требования Федерального закона № 73-ФЗ и возможность их соблюдения в ходе исполнения предписания владельцем названного объекта культурного наследия, что в рассматриваемом случае сделано не было.
Охранным обязательством от 2016 г., действовавшим на момент выдачи предписания и проведения проверки его исполнения, не было предусмотрено проведение владельцем объекта культурного наследия ремонтно-реставрационных работ внутри здания.
Обращаясь с настоящей жалобой, БУК "Музей им. М.А. Врубеля" представило копию декларации пожарной безопасности, зарегистрированную в ТОНД и ПР по Центральному АО г. Омска УНД и ПР ГУ МЧС России по Омской области от 27.05.2021 г. № 52401382-ТО-2224, в подтверждение исполнения п. 52/1/22 Предписания (том 1 л.д. 66-75).
Также представлены копии приказов № 210 од/01-03 от 15.06.2021, № 227а од/01-03 от 28.06.2021, № 248а од/01-03 от 16.07.2021 о перемещении музейных предметов коллекции "Живопись советской и современной", "Народного искусства", "Графики советской и современной" из фондохранилищ в зданиях по адресам ул. Ленина, <...> в фондохранилище здания музея на ул. Музейная, д. 4 (том 1 л.д. 119-125).
В связи с поступлением в Министерство Культуры Омской области информации о нарушениях пожарной безопасности, выявленных на объектах культурного наследия, в том числе, на объекте защиты по ул. Ленина, 23 "Музей имени М.А. Врубеля", руководителям учреждений был направлен запрос о предоставлении в срок до 15.08.2019 г. информации о потребности бюджетных средств для устранения нарушений по предписанию по форме "Предложение на изменение плановых назначений" (том 1 л.д.90).
Руководителем БУК "Музей имени М.А. Врубеля" были представлены предложения на перераспределение плановых назначений на сентябрь 2019 г. (Информация о потребности бюджетных средств для устранения нарушений по предписанию МЧС) – итоговая сумма увеличения составила 7 000 000,00 руб., обоснование – огнезащитная обработка, замена системы пожарной сигнализации, ремонтные работы (расширение проходов, замена дверей); расчет пожарного риска, проектные работы (том 1 л.д. 91-92).
По обращению руководителя БУК "Музей имени М.А. Врубеля" от 12.08.2019 г. был проведен выезд специалиста БУ "Реставрационный центр" по адресу ул. Ленина, 23, проведен осмотр здания на предмет предписания госинспекции по пожарному надзору, определено, что для составления сметной документации по устранению замечаний на памятнике культурного наследия необходимо выполнить проектную документацию (том 1 л.д. 127).
22.04.2021 г. в Министерство культуры Омской области директором БУК "Музей имени М.А. Врубеля" направлена информация о принимаемых мерах по устранению нарушений требований пожарной безопасности, в частности по предписанию № 52/1/1-29, из которой следует, что из 29 пунктов предписания 10 пунктов отменены по решению суда в связи с невозможностью проведения реконструкции здания, восемнадцать пунктов предписания устранены сразу же после проверки, в том числе: выполнена обработка стропил и обрешетки в чердачном помещении огнезащитным составом; обеспечен выход на кровлю здания для бойцов пожарной охраны; произведено испытание ограждения на крыше с составлением соответствующего протокола; произведена установка дверных доводчиков (том 1 л.д. 128-129).
Согласно ответу Министерства культуры Омской области от 21.04.2022 г. № 3120, поступившего в рамках исполнения определения судьи районного суда, Распоряжением Министерства от 17.09.2021 г. № 589-рм утверждено Охранное обязательство на объект культурного наследия, включающее в себя план проведения ремонтно-реставрационных работ со сроками исполнения.
Порядок проведения указанных работ определен статьей 45 Федерального закона № 73-ФЗ, в соответствии с которой работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании проектной документации на поведение работ, прошедшей государственную историко-культурную экспертизу и согласованную Министерством.
Для возможности устранения нарушений требований пожарной безопасности необходимо включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объекте культурного наследия в проектную документацию.
В письме также указано, что в настоящее время из бюджета Омской области выделены финансовые средства для разработки проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (том 1 л.д. 214, 221-223).
Приложением № 1 к охранному обязательству, утвержденному Распоряжением от 17.09.2021 г. № 589-рм, определен состав (перечень) и сроки (периодичность) работ по сохранению объекта культурного наследия. Предусмотрены следующие виды работ (разрабатываемой документации): научно-исследовательские и изыскательские работы по сохранению объекта культурного наследия (2022 г.), проектные работы по сохранению объекта культурного наследия (2022 г.), производственные работы по сохранению объекта культурного наследия (2023-2024 г.г.), содержание, использование и ремонт объекта культурного наследия (постоянно) (том 1 л.д. 228-239).
БУК "Музей имени М.А. Врубеля" разработано Мероприятие "Проведение работ (обследование, проект, НРО) по сохранению объекта культурного наследия…, расположенного по адресу: <...>, составлена смета расходов, ООО "Интеррстрой" проведен расчет стоимости работ, итоговая сумма 10 290 321,70 руб.
11.05.2022 г. между БУК "Музей имени М.А. Врубеля" (Заказчик) и ООО "САМТОРЕС-М" (Подрядчик) заключен контракт № 320 на выполнение научно-проектных работ по сохранению объекта культурного наследия – здания по адресу ул. Ленина, 23. Работу выполняются в соответствии с Техническим заданием (приложение к настоящему контракту).
Техническое задание разработано на основании технической документации на здание, Охранного обязательства, сметы на выполнение научно-проектных работ. Одним из требований к проектной документации является разработка мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, включая системы пожарной безопасности, автоматизации пожаротушения, расчет пожарных рисков, системы оповещения и управления эвакуацией. Проектные решения должны быть разработаны в соответствии с требованиями пожарной безопасности, безопасной эксплуатации и энергоэффективности с учетом требований закона об охране памятников истории и культуры (том 1 л.д. 88-89, 94-96, 240-245, том 2 л.д. 1-5).
Кроме того, Учреждением представлены План работ на 2019-2021 г.г., 2021-2023 г.г., 2022-2024 г.г., 2023 – 2-25 г.г. с расчетами расходов, заявление о выдаче задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия от 22.09.2021 года с указанием вида и наименования работ по сохранению объекта культурного наследия в рамках исполнения охранного обязательства, переписка, осуществляемая с распорядителем бюджетных средств Учреждения (том 2 л.д.8-53).
В силу требований ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая во внимание вышеизложенное, то обстоятельство, что предметом исполнения предписания являлся объект защиты, относящийся к объектам культурного наследия, постановление мирового судьи в рассматриваемом случае законным признать нельзя.
В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: 3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 112 в Куйбышевском судебном районе в г. Омске от 03 июня 2021 года о привлечении бюджетного учреждения культуры Омской области "Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля" к административной ответственности по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, подлежат отмене. Производство данному по делу об административном правонарушении, подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием в действиях БУК "Музей имени М.А. Врубеля" состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь п. 3 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Жалобу бюджетного учреждения культуры Омской области "Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля» удовлетворить.
Постановление мирового судьи № 112 в Куйбышевском судебном районе в г. Омске от 03 июня 2021 года о привлечении бюджетное учреждение культуры Омской области "Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля" к административной ответственности по ч. 12 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение вступает в законную силу немедленно.
Судья (подпись) Л.А. Романюк