ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-299/2022 от 06.06.2022 Московского районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)

Дело №12-299/2022

УИД 21RS0025-01-2022-002758-62

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

06 июня 2022 года город Чебоксары

Судья Московского районного суда города Чебоксары Малыгин Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу

<данные изъяты> - ФИО1, <анкетные данные изъяты>

на постановление по делу об административном правонарушении,

у с т а н о в и л :

постановлением . заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – <данные изъяты>ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 руб., выразившегося в том, что <данные изъяты>, членом которой она являлся, в нарушение части 3 статьи 54.7 Закона о контрактной системе при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту Общежития , с начальной (максимальной) ценой контракта 37 979 900,00 руб., извещение по которому размещено ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, при рассмотрении и оценке вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме ДД.ММ.ГГГГ заявка участника закупки (<данные изъяты>) признана не соответствующей требованиям конкурсной документации, а именно: на основании пункта 2 части 4 статьи 54.7 Федерального закона № 44-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ представленный документ – одобрение крупной сделки не соответствует требованиям, установленным статьей 79 Федерального закона № 208-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ. Одобрение крупной сделки от ДД.ММ.ГГГГ без срока действия (действие такой сделки на основании пункта 4 статьи 79 один год, на момент рассмотрения отсутствует действующее одобрение крупной сделки.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене постановления заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ., с прекращением производства по делу об административном правонарушении. В обоснование жалобы указала, что <данные изъяты> в своей жалобе не оспаривало решение единой комиссии Университета, в которой указывалось, что одобрение крупной сделки не соответствует требованиям, установленным статьей 79 Федерального закона № 208-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что указание <данные изъяты> в жалобе, что сделка, совершаемая по данному конкурсу в электронной форме, является обычной хозяйственной сделкой, не должна была быть принята во внимание. А заказчику предоставляется решение (копия решения) о согласии на совершение или о последующем одобрении крупных сделок независимо от того является ли для участника закупки заключение контракта крупной сделкой или нет. Указала, что не оспаривает, что для <данные изъяты> заключение контракта по данному конкурсу не является крупной сделкой, но на момент рассмотрения, действующей редакцией Федерального закона № 44-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ они рассматривали все требуемые документы по вторым частям заявок, в том числе и решение об одобрении крупной сделки; вся информация с электронной площадки была представлена, но решение (копия решения) о согласии на совершение или о последующем одобрении крупных сделок по результатам электронных процедур от имени участника закупки не юридического лица с указанием максимальных параметров условий одной сделки» не соответствовало требованиям, установленным статьей 79 Федерального закона № 208-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, так как было предъявлено одобрение крупной сделки от ДД.ММ.ГГГГ без указания срока действия. В этом случае действие такой сделки на основании пункта 4 статьи 79 один год и на момент рассмотрения отсутствовало действующее одобрение крупной следки. Представленное <данные изъяты> решение об одобрении крупной сделки было недействительным, в связи с чем не было представлено решение об одобрении или совершении крупной сделки либо копия данного решения. Указала, что в письме Федеральной антимонопольной службы от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении участниками закупок решения (копии решения) об одобрении крупной сделки» указано, что «Дополнительно ФАС России обращает внимание, что требования закона № 44-ФЗ к предоставлению решения об одобрении крупной сделки являются исчерпывающими и предъявление каких-либо дополнительных требований к оформлению и содержанию такого решения является неправомерным». Также данная позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем считает, что решение (копия решения) о согласии на совершение или о последующем одобрении крупных сделок по результатам электронных процедур от имени участника закупки – юридического лица с указанием максимальных параметров условий одной сделки должно быть обязательно при рассмотрении заявок и его отсутствие или несоответствие является основанием для признания заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией. Считает, что заявка <данные изъяты> не соответствовала требованиям законодательства о контрактной системе, а вывод заместителя руководителя- начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии в оспариваемом постановлении о ее соответствии является не согласующимся с материалами, представленными в ходе рассмотрения жалобы и дела об административном правонарушении. И единой комиссией принято решение о несоответствии заявки в строгом соответствии с требованиями, установленными в пункте 2 части 4 статьи 54.7 Федерального закона № 44-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, а именно заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией в случае наличия в документах и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1, частями 4 и 6 статьи 54.4 данного федерального закона, недостоверной информации на дату и время рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком конкурсе. Указала, что статья 24.1 (часть 11), 54.1, 54.2, 54.3, 54.4, 54.7 не правомерны ввиду того, что данные статьи признаны утратившими силу с ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». А согласно ранее действовавшей редакции от ДД.ММ.ГГГГ Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» оператор электронной площадки представлял заказчику в соответствии с пунктом 4 части 11 статьи 24.1 «решение (копию решения) о согласии на совершение или о последующем одобрении крупных сделок по результатам электронных процедур от имени участника закупки юридического лица с указанием максимальных параметров условий одной сделки» в любом случае. Указала, что после отмены Московским районным судом <адрес> решением от ДД.ММ.ГГГГ постановления . заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении не составлялся, производство по делу об административном правонарушении не возбуждалось и не возобновлялось, чем, считает, нарушена процедура производства по делу об административном правонарушении. Считает, что в его действиях отсутствует событие и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а вывод заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии о соответствии заявки требованиям, установленным Федеральным законом № 44-ФЗ, о том, что заключение контракта по результатам оспариваемого конкурса не является для <данные изъяты> крупной сделкой, а также о соответствии представленных документов <данные изъяты> носит оценочный характер, а оспариваемое постановление является необоснованным.

Заявитель ФИО1 после разъяснения положений статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, положений статьи 51 Конституции Российской Федерации и её защитники ФИО5 и ФИО6 доводы, изложенные в жалобе, поддержали в полном объеме, вновь привели их суду. Дополнив, что в протоколе об административном правонарушении и постановлении о привлечении к административной ответственности не указано место рождения ФИО1

Представитель Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, не просил об отложении рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении. Указанное обстоятельство не препятствует рассмотрению принесенной жалобы по существу.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат в том числе, наличие события административного правонарушения: иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу.

Ответственность по части 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе (далее в настоящей части - отказ в допуске к участию в закупке) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, закрытом аукционе и (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов, нарушение порядка рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что единой комиссией ФГБОУ ВО «ЧГУ им. ФИО4», членом которой являлся ФИО1, в нарушение части 3 статьи 54.7 Закона о контрактной системе при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту Общежития , с начальной (максимальной) ценой контракта 37 979 900,00 руб., извещение по которому размещено ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, при рассмотрении и оценке вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме ДД.ММ.ГГГГ заявка участника закупки (<данные изъяты>) признана не соответствующей требованиям конкурсной документации, а именно: на основании пункта 2 части 4 статьи 54.7 Федерального закона № 44-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ представленный документ – одобрение крупной сделки не соответствует требованиям, установленным статьей 79 Федерального закона № 208-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ. Одобрение крупной сделки от ДД.ММ.ГГГГ без срока действия (действие такой сделки на основании пункта 4 статьи 79 один год, на момент рассмотрения отсутствует действующее одобрение крупной сделки. Согласно части 1 статьи 54.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 54.2 Закон о контрактной системе, действовавшему на момент совершения административного правонарушения, в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме наряду с информацией, предусмотренной статьей 42 настоящего Федерального закона, указываются, в частности, требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса в электронной форме, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в электронной форме в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в электронной форме в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 54.3 Закон о контрактной системе, действовавшему на момент совершения административного правонарушения, помимо информации, указанной в извещении, конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.

В соответствии с частью 1 ст. 54.7 Закона о контрактной системе, в течение одного часа с момента формирования протокола подачи окончательных предложений о цене контракта, оператор электронной площадки направляет заказчику вторые части заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, поданные участниками такого конкурса, а также документы и информацию этих участников, предусмотренные ч. 11 ст. 24.1 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 3 статьи 54.7 Закона о контрактной системе, конкурсной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок, документов и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1 настоящего Федерального закона, принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком конкурсе требованиям, установленным конкурсной документацией, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.

Согласно пункту 2 части 4 статьи 54.7 Закона о контрактной системе, заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией: в случае наличия в документах и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1, частями 4 и 6 статьи 54.4 настоящего Федерального закона, недостоверной информации на дату и время рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком конкурсе.

В соответствии с пунктом 4 части 11 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, оператор электронной площадки, в том числе путем информационного взаимодействия с государственными информационными системами, обеспечивает предоставление заказчику решение (копию решения) о согласии на совершение или о последующем одобрении крупных сделок по результатам электронных процедур от имени участника закупки - юридического лица с указанием максимальных параметров условий одной сделки.

В соответствии с частью 1 статьи 78 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" крупной сделкой считается сделка (несколько взаимосвязанных сделок), выходящая за пределы обычной хозяйственной деятельности и при этом:

связанная с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества (в том числе заем, кредит, залог, поручительство, приобретение такого количества акций или иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции публичного общества, которое повлечет возникновение у общества обязанности направить обязательное предложение в соответствии с главой XI. 1 настоящего Федерального закона), цена или балансовая стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату;

предусматривающая обязанность общества передать имущество во временное владение и (или) пользование либо предоставить третьему лицу право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации на условиях лицензии, если их балансовая стоимость составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату.

Как следует из материалов дела, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике рассмотрена жалоба <данные изъяты> о нарушении <данные изъяты>требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

По результатам рассмотрения жалобы <данные изъяты> в действиях комиссии заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту Общежития (изв. ) установлено нарушение ч. 3 ст. 54.7 Закона о контрактной системе.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от ДД.ММ.ГГГГ заявка участника закупки (<данные изъяты>) признана несоответствующей требованиям конкурсной документации, а именно: на основании п.2 ч.4 ст.54.7 Федерального закона №44-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ представленный документ - одобрение крупной сделки не соответствует требованиям, установленным ст.79 Федерального закона №208-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ Одобрение крупной сделки от ДД.ММ.ГГГГ без срока действия (действие такой сделки на основании п. 4 ст. 79 один год на момент рассмотрение отсутствует действующее одобрение крупной сделки).

Вышеуказанные требования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ФИО1, являющейся членом единой комиссии ФГБОУ ВО «ЧГУ им. ФИО4», соблюдены не были, что подтверждается следующими доказательствами имеющимися в материалах дела об административном правонарушении:

- протоколом . от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении;

- копией решения .7-536/2021 от ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения жалобы <данные изъяты>;

- копией протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе на капитальный ремонт общежития .

Являются необоснованными доводы заявителя в части отсутствия события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в действиях члена единой комиссии ФГБОУ ВО «ЧГУ им. ФИО4» - ФИО1

В соответствии с частью 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», статья 24.1 (часть 11), 54.1, 54.2, 54.3, 54.4, 54.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" признаны утратившими силу.

Вместе с тем, изменения в часть 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую административную ответственность за отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе (далее в настоящей части - отказ в допуске к участию в закупке) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, закрытом аукционе и (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов, нарушение порядка рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией, не вносились.

Таким образом, доводы жалобы в указанной части основаны на неверном применении норм материального права.

При таких обстоятельствах судья приходит к выводу о том, что в действиях <данные изъяты> - ФИО1 содержится состав административного правонарушения, за совершение которого предусмотрена административная ответственность частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Не указание в протоколе об административном правонарушении места рождения ФИО1 не является существенным нарушением, исключающим её привлечение к административной ответственности, поскольку при совпадении даты рождения, фамилии, имени, отчества, места проживания не свидетельствует о том, что к административной ответственности привлечено иное лицо.

Кроме того, протокол об административном правонарушении составлялся в присутствии ФИО1, однако каких-либо замечаний по факту ошибок ею не указано.

Процессуальный порядок привлечения члена <данные изъяты> - ФИО1 к административной ответственности не нарушен.

При вынесении постановления о привлечении члена <данные изъяты> - ФИО1 к административной ответственности заместитель руководителя - начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии дал правильную оценку всем обстоятельствам дела, принял законное и обоснованное решение о назначении ему административного наказания за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Назначенное члену <данные изъяты> - ФИО1 наказание соответствует требованиям закона, обстоятельствам его совершения и личности нарушителя.

Иных аргументированных доводов об отсутствии состава правонарушения, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы должностного лица и суда, в жалобе не приведено.

Административное наказание определено в соответствии с положениями статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом характера совершенного административного правонарушения, в пределах санкции части 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обжалуемое постановление является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется. В связи с этим жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.

Срок на подачу жалобы заявителем не пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

постановление . заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении <данные изъяты> - ФИО1 о привлечении его к ответственности в виде штрафа в размере 30 000 (ТРИДЦАТЬ ФИО2) руб. оставить без изменения, а жалобу заявителя - без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение десяти суток со дня получения его копии через Московский районный суд города Чебоксары.

Судья Е.А. Малыгин

Решение06.06.2022