Дело № 12-29/2018
РЕШЕНИЕ
п. Балахта 12 июля 2018 года
Судья Балахтинского районного суда Красноярского края Хафизова Ю.В.,
С участием должностного лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении директора краевого бюджетного государственного профессионального образовательного учреждения «Балахтинский аграрный техникум» ФИО1,
Главного специалиста-юриста организационно-правового отдела службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края ФИО6, действующей на основании доверенности № от 09.07.2018 года,
рассмотрев административный материал в отношении: должностного лица директора краевого бюджетного государственного профессионального образовательного учреждения «Балахтинский аграрный техникум» ФИО1 ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, проживающего <адрес>,
по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст. 7.29 КоАП РФ, суд
УСТАНОВИЛ:
Постановлением руководителя службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края ФИО19 № от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо директор краевого бюджетного государственного профессионального образовательного учреждения «Балахтинский аграрный техникум» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.29 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30000 руб. за то, что закупка оборудования по контракту № от 05.04.2013 года на сумму 407 500,00 рублей по пункту 5 части 1 статьи 93 Закона (до четырехсот тысяч рублей) осуществлена должностным лицом заказчика - директором Учреждения ФИО1 ФИО8 с нарушением положений частей 1, 5 статьи 24 и пункта 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Согласно постановления установлено, что краевое бюджетное государственное профессиональное образовательное учреждение «Балахтинский аграрный техникум» действует на основании устава, утвержденного приказом министерства образования Красноярского края от 29.03.2016 № (далее - Устав).
Учредителем и собственником имущества Учреждения является Красноярский край. Функции и полномочия учредителя Учреждения на основании постановления Правительства Красноярского края от 27.12.2013 № 706-п и распоряжения Правительства Красноярского края от 06.06.2011 № 402-р осуществляет министерство образования Красноярского края. Полномочия собственника имущества от имени Красноярского края осуществляют агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края и Правительство Красноярского края в пределах своих полномочий (пункт 1.2 Устава). Как установлено пунктом 2.1 Устава, Учреждение создано для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования. В силу пункта 2.2 Устава предметом деятельности Учреждения является реализация основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования. Согласно пункта 3.4 Устава единоличным исполнительным органом Учреждения является руководитель (директор), который назначается и освобождается от должности министерством образования Красноярского края в соответствии с действующим законодательством. Директор Учреждения: а) без доверенности действует от имени Учреждения, представляет его во всех учреждениях, предприятиях и иных организациях, в судах; б) осуществляет оперативное руководство деятельностью Учреждения; в) в пределах, установленных трудовым договором и Уставом, заключает сделки, договоры
(контракты), соответствующие целям деятельности Учреждения, выдает доверенности, открывает лицевые счета в порядке, предусмотренном законодательством; г) обеспечивает соблюдение законности в деятельности Учреждения, контролирует работу
и обеспечивает эффективное взаимодействие структурных подразделений Учреждения;
д) выполняет иные функции, вытекающие из Устава (пункт 3.5 Устава).
Пунктом 3.6 Устава определено, что директор Учреждения несет ответственность за свои действия (бездействие) в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством. Директор Учреждения может быть привлечен к материальной, дисциплинарной, административной и уголовной ответственности в случаях, предусмотренных действующим законодательством. Директор Учреждения несет перед Учреждением ответственность в размере убытков, причиненных Учреждению в результате совершения крупной сделки, сделки, в которой директор является заинтересованным лицом, с нарушением требований, установленных федеральным законом.
Учреждение является заказчиком на основании пункта 7 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон).
Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) представляет собой совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных Законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта (пункт 2 статьи 3 Закона).
Под закупкой товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с Законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта (пункт 3 статьи 3 Закона).
В силу части 1 статьи 24 Закона заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона).
Частью 5 статьи 24 Закона установлено, что заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона. При этом заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Согласно части 2 статьи 48 Закона заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона.
Под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (часть 1 статьи 48 Закона).
Аукцион в электронной форме (электронным аукционом) представляет собой аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона).
В соответствии с частью 2 статьи 59 Закона заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 № 471-р утвержден перечень товаров, работ, услуг (далее - Перечень товаров, работ, услуг), в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион).
Под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта. Заказчик вправе "осуществлять закупки путем проведения запроса котировок в соответствии с положениями параграфа 3.
Главы 3 Закона при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей (части 1, 2 статьи 72 Закона).
Особенности закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) регламентируются статьей 93 Закона.
На основании пункта 5 части 1 статьи 93 Закона закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем двадцать миллионов рублей. Совокупный годовой объем закупок представляет собой утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с Законом, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году (пункт 16 статьи 3 Закона).
Как следует из информационного письма Учреждения, совокупный годовой объем закупок Учреждения в 2017 году составляет 27569151,90 рублей. В 2017 году Учреждением осуществлены закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 5 части 1 статьи 93 Закона в размере 9 572 811,25 рублей, что подтверждается реестром контрактов, заключенных по пункту 5 части 1 статьи 93 Закона.
В ходе проверки установлено, что Учреждением (далее - Покупатель) и ООО «Партнер-Вет» СПб (далее - Поставщик) заключен контракт от 28.07.2017 № на поставку товара на основании пункта 5 части 1 статьи 93 Закона (далее - контракт №).
Согласно пункту 1.1 контракта № Поставщик обязуется поставить товар по наименованию, в количестве и по цене, согласованным с Покупателем и отраженным в спецификации (приложение №), а также в счет-фактурах и накладных, являющихся неотъемлемой частью контракта №, а Покупатель обязуется оплатить и принять оборудование. Общая сумма контракта составляет 407 500,00 рублей, НДС не предусмотрен. Оплата оборудования производится в форме безналичных перечислений. Покупатель осуществляет предоплату в размере 30% от общей суммы контракта №, Покупатель оплачивает оставшиеся 70 % от общей суммы контракта № в течение 10 банковских дней, начиная со дня, следующего за днем получения товара от перевозчика (транспортной компании) по накладной.
Поставщик выставляет Покупателю счет, а Покупатель оплачивает счет Поставщика на оплату общей суммы контракта № по цене, указанной в приложении № к контракту № «Спецификация».
Расчеты за поставляемое оборудование производятся путем безналичного перечисления на расчетный счет Продавца в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.
Обязательство Покупателя по оплате общей суммы контракта № считаются исполненными в момент поступления указанной денежной суммы на расчетный счет Поставщика (пункты 2.1-.2.5 контракта №).
Контракт № вступает в силу с момента его подписания и действует до 31.12.2017 (пункт 8.1 контракта №).
На основании счета на оплату от 28.07.2017 № Учреждением осуществлена предоплата за оборудование в размере 30 % от общей суммы контракта № в размере 122 250,00 рублей. Платежным поручением от 19.09.2017 № предоплата за оборудование в размере 30 % от общей суммы контракта № в размере 122 250,00 рублей перечислена на расчетный счет Поставщика.
В ходе исполнения контракта № Учреждением принято решение о приемке оборудования на сумму 407 500,00 рублей по товарной накладной от 03.10.2017 № на сумму 208 000,00 рублей, товарной накладной от 03.10.2017 № на сумму 199 500,00 рублей. Окончательный расчет за поставленное оборудование произведен Учреждением на основании счета на оплату от 30.10.2017 № на сумму 285 250,00 рублей. Платежным поручением от 07.11.2017 № на сумму 285 250,00 рублей указанная сумма поступила на расчетный счет Поставщика. Таким образом, обязательства по контракту № на сумму 407 500,00 рублей взаимно исполнены сторонами 07.11.2017. Как следует из спецификации к контракту №, являющейся его неотъемлемой частью, к поставке по контракту № подлежит следующее оборудование: шкаф сушильный ШС-80-01 СПУ; считыватель микрочипов PR-520B; баня серологическая водяная на 4 штатива Флоринского; портативные весы Ohaus Pro SPX123; центрифуга СМ-6М ротор 6М 12*12.
Центрифуга относится к коду 28 «Машины и оборудование, не включенные в другие группировки» по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008).
Код 28 по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) входит в Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион). Остальное оборудование (шкаф сушильный ШС-80-01 СПУ; считыватель микрочипов PR-520B; баня серологическая водяная на 4 штатива Флоринского; портативные весы Ohaus Pro SPX123) в Перечень не входит.
Следовательно, в рассматриваемом случае, учитывая сумму контракта № в размере 407 500,00 рублей, а также требования законодательства Российской Федерации о контрактной системе, заказчик (Учреждение) при осуществлении закупки на поставку центрифуги СМ-6М ротор 6М 12*12 должен был выбрать в качестве способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион, а для поставки остального оборудования: шкаф сушильный ШС-80-01 СПУ; считыватель микрочипов PR-520В; баня серологическая водяная на 4 штатива Флоринского; портативные весы Ohaus Pro SPX123 (не включенного в Перечень) - конкурентный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) либо осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями части 5 статьи 24 Закона, части 2 статьи 48 Закона, пункта 5 части 1 статьи 93 Закона.
Таким образам:, закупка оборудования по контракту № на сумму 407 500,00 рублей по пункту 5 части 1 статьи 93 Закона (до четырехсот тысяч рублей) осуществлена должностным лицом заказчика - директором Учреждения ФИО1 ФИО9 с нарушением положений частей 1, 5 статьи 24 Закона и пункта 5 части 1 статьи 93 Закона.
Согласно пункта 3.4 Устава единоличным исполнительным органом Учреждения является руководитель (директор), который назначается и освобождается от должности министерством образования Красноярского края в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 3.6 Устава определено, что директор Учреждения несет ответственность за свои действия (бездействие) в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством. Директор Учреждения может быть привлечен к материальной, дисциплинарной, административной и уголовной ответственности в случаях, предусмотренных действующим законодательством. Директор Учреждения несет перед Учреждением ответственность в размере убытков, причиненных Учреждению в результате совершения крупной сделки, сделки, в которой директор является заинтересованным лицом, с нарушением требований, установленных федеральным законом.
Приказом краевого управления профтехобразования от 14.12.1981 №-к ФИО1 ФИО10 назначен директором Сельского профессионального технического училища №, в настоящий момент приказом министерства образования и науки Красноярского края от 27.06.2014 переименовано в Учреждение.
Министерством образования и науки Красноярского края с ФИО1 ФИО11 заключен трудовой договор от 08.02.2010 № (с изменениями и дополнениями) (далее - трудовой договор).
В соответствии с представленным в ходе проверки табелем учета рабочего времени за июль 2017 года ФИО1 ФИО12 28.07.2017 находился на рабочем месте в рабочее время. В рассматриваемом случае, должностное лицо заказчика - директор Учреждения ФИО1 ФИО13, действующий на основании приказа краевого управления профтехобразования от 14.12.1981 года №-к, приказа министерства образования и науки Красноярского края от 27.06.2014, трудового договора, Устава, обладающий организационно-распорядительными полномочиями, должен был обеспечить в 2017 году осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Учреждения у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями, предусмотренными частями 1, 5 статьи 24 Закона и пунктом 5 части 1 статьи 93 Закона. Однако в нарушение части 1, 5 статьи 24 Закона и пункта 5 части 1 статьи 93 Закона 28.07.2017 краевым государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением «Балахтинский аграрный техникум» в лице директора ФИО1 ФИО14 заключен контракт от 28.07.2017 № на поставку оборудования на сумму 407 500,00 рублей по пункту 5 части 1 статьи 93 Закона (до четырехсот тысяч рублей).
Согласно части 1 статьи 107 Закона лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (статья 2.4 КоАП РФ).
Таким образом, в действиях должностного лица заказчика - директора Учреждения ФИО1 ФИО15, действующего на основании приказа краевого управления профтехобразования от 14.12.1981 №-к, приказа министерства образования и науки Красноярского края от 27.06.2014, трудового договора, Устава по адресу: <адрес>, 28.07.2017 содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.29 КоАП РФ - принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 2.1 статьи 7.29 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным постановлением ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить и освободить должностное лицо от административного наказания в виде штрафа, ограничиться устным замечанием мотивируя свои требования тем, что в ходе рассмотрения материалов дела об административном правонарушении установлено, что краевым государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением «Балахтинский аграрный техникум» (далее – Учреждением) в нарушении п.5 ч.1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» между Учреждением и ООО «Партер-Вест» СПб заключен контракт от 28.07.2017 года № на поставку товара (оборудования) в количестве и по цене, отраженным в спецификации на сумму 407500 руб. Директору учреждения ФИО1 назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 30000 руб. При рассмотрении материалов данного правонарушения к Заявителю не были применены нормы, содержащиеся в статьях 2.9 и 4.2 КоАП РФ. После выявления допущенных нарушений, специалистами Учреждения информация о необходимости строгого соблюдения п.5 ч.1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» принята к исполнению Установлены причины послужившие совершению данного нарушения, выразившиеся в некомпетентности должностного лица, которое в настоящее время уволено. С 26.03.2018 года деятельность Учреждения в сфере закупок осуществляется на профессиональной основе, на работу принят работник, имеющий соответствующею квалификацию. Кроме того, создана Контрактная служба, разработан и утвержден Регламент Контрактной службы, определяющий функции и полномочия должностных лиц, обладающих теоритическими знаниями и навыками в сфере закупок. Специалисты Контрактной службы предупреждены о персональной ответственности в случае допущения подобных нарушений в будущем, усилен контроль за исполнением специалистами их должностных обязанностей. Вследствие данного правонарушения негативных последствий на охраняемые общественные правоотношения нет, отягчающих обстоятельств действиями заказчика не вызвано, признаки нецелевого расходования бюджетных средств отсутствуют. Заявитель является сотрудником бюджетного учреждения, средняя месячная заработная плата составляет 50000 руб. и оплата административного штрафа является для него существенном финансовым обременением.
Должностное лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении директор краевого бюджетного государственного профессионального образовательного учреждения «Балахтинский аграрный техникум» ФИО1 в судебном заседании доводы жалобы поддержал и показал, что фактические обстоятельства дела им не оспариваются. Но заключённый в нарушении п.5 ч.1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» контракт от 28.07.2017 года № на поставку товара (оборудования) в количестве и по цене, отраженным в спецификации на сумму 407500 руб. фактически не причинил вред охраняемым общественным правоотношениям. Сумма заключенного контракта превысила необходимую сумму всего на 7500 руб.. Контрактов заключается более 100 шт. в год и видимо он просмотрел его, поэтому возможно применение к нему положений ст. 2.9 и 4.2 КоАП РФ.
Главный специалист-юрист организационно-правового отдела службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края ФИО3 в судебном заседании с доводами жалобы не согласилась и показала, что постановление вынесено законно и обоснованно. Полагает применение к должностному лицу в данном случае положений ст. 2.9 КоАП РФ не возможно, так как заключением данного контракта были нарушены требования закона и права других участников, которые могли участвовать в аукционе по заключению данного контракта. Проверка в отношении техникума проводилась плановая. О чем руководитель был извещен заблаговременно. По результатом проверки был составлен акт и выявлено 6 составов административных правонарушений. По одному факту было вынесено постановление о прекращении производства по малозначительности. По другим составам применение данного положения не возможно. Размер штрафа в ч.1 ст. 7.29 КоАП РФ фиксирован, и был назначен ФИО1 в сумме указанной в данной статье.
Выслушав участников производства по делу об административном правонарушении, изучив материалы дела об административном правонарушении и проверив их с учетом требований ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы, проанализировав доводы жалобы, суд установил, что оснований для ее удовлетворения нет.
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются, на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов, законность и обоснованность вынесенного постановления.
В силу ч. 1 ст. 2.1. КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с ч.1 ст. 7.29 КоАП РФ принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок), за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 2.1 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей.
В силу п.7 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчик - государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки.
Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) представляет собой совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных Законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта (пункт 2 статьи 3 Закона).
Под закупкой товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с Законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта (пункт 3 статьи 3 Закона).
В силу части 1 статьи 24 Закона заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона).
Частью 5 статьи 24 Закона установлено, что заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона. При этом заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Согласно части 2 статьи 48 Закона заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона.
Под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (часть 1 статьи 48 Закона).
Аукцион в электронной форме (электронным аукционом) представляет собой аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона).
В соответствии с частью 2 статьи 59 Закона заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 № 471-р утвержден перечень товаров, работ, услуг (далее - Перечень товаров, работ, услуг), в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион).
Под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта. Заказчик вправе "осуществлять закупки путем проведения запроса котировок в соответствии с положениями параграфа 3.
Главы 3 Закона при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей (части 1, 2 статьи 72 Закона). Особенности закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) регламентируются статьей 93 Закона.
Согласно п.5 ч.1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем двадцать миллионов рублей.
Как усматривается из материалов дела, на основании приказа руководителя Службы от 31.01.2018 №п проведена плановая проверка краевого бюджетного государственного профессионального образовательного учреждения «Балахтинский аграрный техникум» (далее Учреждение) в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с Федеральных законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон), Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, за период с 01.01.2017, по 01.03.2018 в Учреждении (л.д. 53).
Учреждение действует на основании устава, утвержденного приказом министерства образования Красноярского края от 29.03.2016 №.Учреждение создано на основании приказа Управления профессионального-технического образования по Красноярскому краю от 12.08.1968 №/п. Наименование Учреждения при создании: Сельское профессионально-техническое училище № (пункт 1.1. Устава). Учредителем и собственником имущества Учреждения является Красноярский край.
Функции и полномочия учредителя Учреждения на основании постановления Правительства Красноярского края от 27.12.2013 №-п и распоряжения Правительства Красноярского края от 06.06.2011 №-р осуществляет министерство образования Красноярского края.
Полномочия собственника имущества от имени Красноярского края осуществляют агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края и Правительство Красноярского края в пределах своих полномочий (пункт 1.2. Устава).
Учреждение является унитарной некоммерческой организацией, не имеет извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяет полученную прибыль между участниками (пункт 1.3. Устава).
Учреждение является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, счета в кредитных организациях и (или) лицевые счета в территориальном органе Федерального казначейства, печать со своим наименованием, бланки, штампы, от своего имени приобретает имущественные и неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции, арбитражных, третейских судах в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1.4. Устава).
Место нахождения Учреждения: <адрес>, <адрес>.
Юридический адрес Учреждения: <адрес>, <адрес> (пункт 1.6. Устава).
Учреждение имеет филиал: Новосёловский филиал Краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Балахтинский аграрный техникум».
Официальное полное наименование филиала: Новосёловский филиал Краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Балахтинский аграрный техникум».
Место нахождения филиала: Россия, <адрес>, <адрес>, <адрес>.
Юридический адрес филиала: <адрес> (пункт 1.7. Устава).
Учреждение создано для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования (пункт 2.1. Устава).
Предметом деятельности Учреждения является реализация основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования. В рамках реализации основных видов деятельности образовательное учреждение реализует основные профессиональные образовательные программы: образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена; 5 основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих (пункт 2.2. Устава).
Единоличным исполнительным органом Учреждения является руководитель (директор), который назначается и освобождается от должности министерством образования Красноярского края в соответствии с действующим законодательством (пункт 3.4. Устава).
Директор Учреждения: а) без доверенности действует от имени Учреждения, представляет его во всех учреждениях,
предприятиях и иных организациях, в судах; б) осуществляет оперативное руководство деятельностью Учреждения; в) в пределах, установленных трудовым договором и настоящим Уставом, заключает сделки,
договоры (контракты), соответствующие целям деятельности Учреждения, выдает доверенности, открывает
лицевые счета в порядке, предусмотренном законодательством; г) устанавливает штатное расписание и структуру Учреждения, если иное не установлено
нормативными правовыми актами Российской Федерации; д) принимает, увольняет работников Учреждения в соответствии с трудовым законодательством,
утверждает их должностные обязанности е) вправе сформировать совещательные органы Учреждения, функции и состав которых
определяются положениями об этих органах, утвержденными директором Учреждения; ж) утверждает годовую бухгалтерскую отчетность Учреждения и регламентирующие деятельность Учреждения внутренние документы, издает приказы, дает поручения и указания, обязательные для исполнения всеми работниками Учреждения; з) обеспечивает сохранность и использование по назначению имущества, закрепленного
за Учреждением на праве оперативного управления; и) обеспечивает использование по назначению земельного участка, предоставленного Учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования; к) представляет в установленные сроки все виды отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Красноярского края; л) обеспечивает своевременную уплату налогов и сборов в порядке и размерах, определяемых налоговым законодательством Российской Федерации; м) обеспечивает соблюдение законности в деятельности Учреждения, контролирует работу и обеспечивает эффективное взаимодействие структурных подразделений Учреждения; н) представляет в установленном порядке сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей; о) проходит аттестацию, инициируемую Учредителем в соответствии с законодательством Красноярского края; п) выполняет иные функции, вытекающие из Устава (пункт 3.5. Устава). В соответствии с пунктом 3.6. Устава директор Учреждения несет ответственность за свои действия (бездействие) в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством. Директор Учреждения может быть привлечен к материальной, дисциплинарной, административной и уголовной ответственности в случаях, предусмотренных действующим законодательством. Директор Учреждения несет перед Учреждением ответственность в размере убытков, причиненных Учреждению в результате совершения крупной сделки, сделки, в которой директор является заинтересованным лицом, с нарушением требований, установленных федеральным законом (л.д.68-89).
Приказом краевого управления профтехобразования от 14.12.1981 №-к ФИО1 ФИО16 назначен директором Сельского профессионального технического училища №, переименованное в соответствии с выпиской из приказа краевого управления профтехобразования от 02.11.1984 № в среднее профессиональное техническое училище №, в настоящий момент переименованное как «Балахтинский аграрный техникум» (согласно приказу министерства образования и науки Красноярского края от 27.06.2014) (л.д.89, 90-94).
Между Учреждением и ООО «Партнер-Вет» СПб заключен контракт от 28.07.2017 № в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 93 Закона о поставке товара по наименованию, в количестве и цене, согласованным с Учреждением и отраженным в спецификации (Приложение №). Согласно пункту 1.1. вышеуказанного контракта общая сумма контракта составляет 407 500,00 руб., НДС не предусмотрен Оплата оборудования производится в форме безналичных перечислений. Покупатель осуществляет предоплату в размере 30% от общей суммы контракта №, Покупатель оплачивает оставшиеся 70 % от общей суммы контракта № в течение 10 банковских дней, начиная со дня, следующего за днем получения товара от перевозчика (транспортной компании) по накладной. Поставщик выставляет Покупателю счет, а Покупатель оплачивает счет Поставщика на оплату общей суммы контракта № по цене, указанной в приложении № к контракту № «Спецификация». Расчеты за поставляемое оборудование производятся путем безналичного перечисления на расчетный счет Продавца в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации. Обязательство Покупателя по оплате общей суммы контракта № считаются исполненными в момент поступления указанной денежной суммы на расчетный счет Поставщика (пункты 2.1-.2.5 контракта №). Контракт № вступает в силу с момента его подписания и действует до 31.12.2017 (пункт 8.1 контракта №). На основании счета на оплату от 28.07.2017 № Учреждением осуществлена предоплата за оборудование в размере 30 % от общей суммы контракта № в размере 122 250,00 рублей. Платежным поручением от 19.09.2017 № предоплата за оборудование в размере 30 % от общей суммы контракта № в размере 122 250,00 рублей перечислена на расчетный счет Поставщика. В ходе исполнения контракта № Учреждением принято решение о приемке оборудования на сумму 407 500,00 рублей по товарной накладной от 03.10.2017 № на сумму 208 000,00 рублей, товарной накладной от 03.10.2017 № на сумму 199 500,00 рублей. Окончательный расчет за поставленное оборудование произведен Учреждением на основании счета на оплату от 30.10.2017 № на сумму 285 250,00 рублей. Платежным поручением от 07.11.2017 № на сумму 285 250,00 рублей указанная сумма поступила на расчетный счет Поставщика. Как следует из спецификации к контракту №, являющейся его неотъемлемой частью, к поставке по контракту № подлежит следующее оборудование: шкаф сушильный ШС-80-01 СПУ; считыватель микрочипов PR-520B; баня серологическая водяная на 4 штатива Флоринского; портативные весы Ohaus Pro SPX123; центрифуга СМ-6М ротор 6М 12*12. Центрифуга относится к коду 28 «Машины и оборудование, не включенные в другие группировки» по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Код 28 по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) входит в Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион). Остальное оборудование (шкаф сушильный ШС-80-01 СПУ; считыватель микрочипов PR-520B; баня серологическая водяная на 4 штатива Флоринского; портативные весы Ohaus Pro SPX123) в Перечень не входит (л.д. 110-122).
По акту от 02.03.2018 года стр.22 составленному главным контролером-ревизором отделом контроля за использованием межбюджетных трансферов службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края ФИО4 установлено нарушение пункта 5 части 1 статьи 93 Закона заключен контракт от 28.07.2017 № на поставку оборудования на сумму 407 500 руб. (л.д. 54-67).
По результатам проведения проверки контролером-ревизором отдела контроля за использованием межбюджетных трансфертов Службы ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении от 29.03.2018 в отношении должностного лица заказчика - директора Учреждения ФИО1 ФИО17 по части 1 статьи 7.29 КоАП РФ - принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика, (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством Российской (л.д.38-40).
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Доводы жалобы о малозначительности совершенного деяния суд не принимает во внимание, поскольку они являлись предметом оценки руководителем службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края ФИО5 и обоснованно отвергнуты, поскольку с учетом характера совершенного правонарушения, степени нарушения охраняемых общественных отношений, оснований для признания данного правонарушения малозначительным не имеется. Так в силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям данного Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок. Согласно части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки. Таким образом, заключение договора ФИО1 на сумму свыше 400000 руб. без проведения аукциона привело к необоснованному ограничению числа участников закупок
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, 08.05.2018 года руководитель службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края ФИО5 пришел к выводу о виновности должностного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.29 КоАП РФ и назначил наказание в виде штрафа.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами.
Действия должностного лица директора краевого бюджетного государственного профессионального образовательного учреждения «Балахтинский аграрный техникум» ФИО1 правильно квалифицированы по ч.1 ст. 7.29 КоАП РФ.
Наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.29 КоАП РФ, является доказанным.
Постановление о назначении ФИО1 наказания вынесено должностным лицом административного органа в пределах срока давности привлечения к ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Жалоба директора краевого бюджетного государственного профессионального образовательного учреждения «Балахтинский аграрный техникум» ФИО1 не содержит доводов, которые влекут отмену обжалуемого постановления. Собранные по делу доказательства получили оценку в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. При назначении наказания учтены данные о должностном лице, характер совершенного административного правонарушения, и административное наказание назначено в виде штрафа в соответствии с требованиями ст. 3.1, ст. 3.8 и 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч.1 ст. 7.29 КоАП РФ. Суд так же не находит оснований для назначения наказания в виде предупреждения.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принятого руководителем службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края ФИО5№з-7.29-18 от 08 мая 2018 года в отношении должностного лица директора краевого бюджетного государственного профессионального образовательного учреждения «Балахтинский аграрный техникум» ФИО1 ФИО18 оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Красноярский краевой суд через Балахтинский районный суд.
Председательствующий: