Дело № 12-29/19
УИД 43RS0021-01-2019-000333-64
РЕШЕНИЕ
г. Малмыж 04 сентября 2019 года
Судья Малмыжского районного суда Кировской области Долгушин К.А.,
при секретаре Костюниной Н.А.,
с участием лица, вынесшего постановление об административном правонарушении - заместителя начальника Отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Кировской области ФИО1,
лица, привлекаемого к административной ответственности, начальника управления ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» филиал Вятское ЛПУМГ, - ФИО2,
его защитника, - Ватажникова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника управления ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» филиал Вятское линейно-производственное управление магистральных газопроводов ФИО2 на постановление заместителя начальника Отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Кировской области ФИО1 от 20 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.33 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным заместителем начальника Отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по <адрес> ФИО1, должностное лицо, начальник управления ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» филиал Вятское линейно-производственное управление магистральных газопроводов ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Согласно указанному постановлению ФИО2 признан виновным в том, что являясь должностным лицом при организации деятельности филиала Вятское ЛПУМГ по сбросу сточных вод в реку Гоньбинка допустил бездействие, не принял исчерпывающих мер, направленных на сохранение водных биологических ресурсов и среды их обитания, - не проведена оценка воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания в соответствии с Положением о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (п. 2 «б») по Методике, утвержденной Приказом Федерального агентства по рыболовству от ДД.ММ.ГГГГ№, ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» филиал Вятское ЛПУМГ не определены последствия негативного воздействия деятельности по сбросу сточных вод на состояние водных биоресурсов и среды их обитания, не разработаны и не проведены мероприятия по устранению последствий негативного воздействия на состояние водных биоресурсов и среды их обитания.
ФИО2 обратился в суд с жалобой на указанное постановление, считая его незаконным и подлежащим отмене, а производство по делу прекращению аргументируя тем, что поскольку ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» филиалом Вятское ЛПУМГ внедрение новых технологических процессов, строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов филиала, оказывающих воздействие на водные объекты не планируется, применение Положения и Методики при эксплуатации действующего объекта, в том числе наличие расчета размера ущерба водным биологическим ресурсам, является необоснованным, в связи с чем, в его действиях отсутствует состав инкриминируемого правонарушения.
Лицо, подавшее жалобу ФИО2 и его защитник Ватажников А.А. в судебном заседании поддержали доводы жалобы по изложенным основаниям, считают, что оценка воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания не должна производится, так как Вятским ЛПУМГ сброс сточных вод в реку Гоньбинка осуществляется в пределах установленных показателей ПДК.
Лицо, вынесшее обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении ФИО1 в судебном заседании с доводами жалобы не согласился. Пояснил, что в соответствии со ст. 50 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов, также как и при осуществлении иной деятельности, должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
При осуществлении деятельности, оказывающей прямое или косвенное воздействие на водные биоресурсы и среду их обитания должны применяться меры по их сохранению в порядке, определенном Правительством РФ (ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»). При осуществлении сбросов сточных вод в рыбохозяйственные водные объекты такими мерами являются выполнение условий их отведения, определение последствий негативного воздействия по методике, утвержденной Федеральным агентством по рыболовству и проведение на его основе компенсационных мероприятий («Положение о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержден Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (п. 2. п.п. «б», «г», «е», «ж», «з»). В ходе проверки было установлено, что оценка воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания не произведена. ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» филиал Вятское ЛПУМГ не определены последствия негативного воздействия деятельности по сбросу сточных вод на состояние водных биоресурсов и среды их обитания; не разработаны и не проведены мероприятия по устранению последствий негативного воздействия на состояние водных биоресурсов и среды их обитания. Соблюдение нормативов ПДК сточных вод не исключает, что на водные биоресурсы не оказывается негативное воздействие и не исключает проведение оценки воздействия.
Проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Статьей 8.33 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов.
В соответствии с ч. 1 ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 50).
Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 50)
Во исполнение положений ч. 2 ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №166-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания.
В соответствии с п. 1 Правил, они устанавливают порядок согласования Федеральным агентством по рыболовству (его территориальными органами) не только строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов, но также и осуществление иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, утверждено «Положение о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания».
В соответствии с п. 1 указанного Положения, оно определяет меры по сохранению водных биологических ресурсов (далее - биоресурсы) и среды их обитания, применяемые при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности (далее - планируемая деятельность), оказывающей прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания (далее - меры по сохранению биоресурсов и среды их обитания), а также порядок их осуществления.
Мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания, в соответствии с п. 2 Положения, являются:
а) отображение в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий границ зон с особыми условиями использования территорий (водоохранных и рыбоохранных зон, рыбохозяйственных заповедных зон) с указанием ограничений их использования;
б) оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания;
в) производственный экологический контроль за влиянием осуществляемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания;
г) предупреждение и устранение загрязнений водных объектов рыбохозяйственного значения, соблюдение нормативов качества воды и требований к водному режиму таких водных объектов;
д) установка эффективных рыбозащитных сооружений в целях предотвращения попадания биоресурсов в водозаборные сооружения и оборудование гидротехнических сооружений рыбопропускными сооружениями в случае, если планируемая деятельность связана с забором воды из водного объекта рыбохозяйственного значения и (или) строительством и эксплуатацией гидротехнических сооружений;
е) выполнение условий и ограничений планируемой деятельности, необходимых для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на биоресурсы и среду их обитания (условий забора воды и отведения сточных вод, выполнения работ в водоохранных, рыбоохранных и рыбохозяйственных заповедных зонах, а также ограничений по срокам и способам производства работ на акватории и других условий), исходя из биологических особенностей биоресурсов (сроков и мест их зимовки, нереста и размножения, нагула и массовых миграций);
ж) определение последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания и разработка мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, по методике, утверждаемой Федеральным агентством по рыболовству, в случае невозможности предотвращения негативного воздействия;
з) проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий.
При проведении плановой проверки соблюдения требований законодательства РФ в области сохранения водных биоресурсов и среды их обитания в отношении Вятского ЛПУМГ - филиала ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород», выявлено невыполнение обязательных требований установленных ст.50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»; пп. «б», «г», «е», «ж», «з» пункта 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
В соответствии с Уставом ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» начальник управления ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» - филиал Вятское ЛПУМГ назначается обществом и действует на основании доверенности выданной Обществом. Должностным липом, - начальником управления ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» филиал Вятское ЛПУМГ ФИО2 при организации деятельности филиала по сбросу сточных вод в реку Гоньбинка исчерпывающих мер, направленных на сохранение водных биологических ресурсов и среды их обитания, предпринято не было.
В соответствии с ч. 1. ст. 2.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Начальник управления ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» филиал Вятское ЛПУМГ ФИО2, осознавая противоправность несоблюдения требований нормативных документов, направленных на сохранение водных биоресурсов и среды их обитания, исчерпывающих мер к их соблюдению не предпринял, то есть допустил нарушение ст. 50 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», в связи с чем, его действия по ст. 8.33 КоАП РФ, как нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов, квалифицированы верно.
Доводы лица, привлекаемого к административной ответственности, о том, что Положение о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, Методика исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам не могут быть применены к ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» филиалу Вятское ЛПУМГ, так как внедрение новых технологических процессов, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов филиала, оказывающих воздействие на водные объекты не планируется, нахожу не обоснованными. Так, в соответствии с пп.«б» п.3 «Правил согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания», территориальные органы Федерального агентства по рыболовству осуществляют согласование внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности не только в случае внедрения указанных процессов, но и при осуществлении иной деятельности на территории одного субъекта Российской Федерации.
Также доводы, что требование о необходимости согласования деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, не распространяется на объекты, введенные в эксплуатацию до ДД.ММ.ГГГГ, то есть момента вступления в силу Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, являются не обоснованными, не соответствующему действующему законодательству.
Кроме того, доводы о том, что при соблюдении нормативов ПДК сточных вод оценка воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания не должна производиться, нахожу надуманными, противоречащими положениям ст. 50 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
Оценив совокупность собранных по делу доказательств, в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, должностное лицо сделало обоснованный вывод о виновности ФИО2 в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.33 КоАП РФ.
При назначении наказания ФИО2 были учтены характер совершенного правонарушения, личность виновного, отсутствие обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность.
При таких обстоятельствах прихожу к выводу, что должностным лицом при производстве по делу правильно определены юридически значимые обстоятельства, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Существенных нарушений процессуальных норм должностным лицом при составлении протокола об административном правонарушении и при рассмотрении дела допущено не было.
Факт совершения ФИО2 административного правонарушения должным образом установлен, административное наказание назначено в соответствии с санкцией ст. 8.33 КоАП РФ и положениями ст.4.1 КоАП РФ, поэтому в удовлетворении жалобы об отмене законного и обоснованного постановления следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление заместителя начальника Отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по <адрес> ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении начальника управления ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» филиал Вятское линейно-производственное управление магистральных газопроводов ФИО2 по ст. 8.33 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу ФИО2, – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд с подачей жалобы через Малмыжский районный суд в десятидневный срок.
Судья К.А. Долгушин