Дело № 12-29/2019
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
город Олёкминск 5 июня 2019 года
Олёкминский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего судьи Максимовой В.Н.
при секретаре судебного заседания Брагиной Т.М.
с участием представителя заявителя ФИО1
должностного лица, вынесшего постановление - ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Транснефть-Восток» на постановление врио руководителя – старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Олёкминского комитета государственного экологического надзора Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства в РС (Я) ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.8.25 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Постановлением врио руководителя – старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Олёкминского комитета государственного экологического надзора Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства в РС (Я) ФИО2 за № 14 от 12 февраля 2019 года юридическое лицо – ООО «Транснефть-Восток» привлечено к административной ответственности по ч.4 ст.8.25 КоАП РФ и подвергнуто к штрафу в размере 40000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, представитель юридического лица ООО «Транснефть-Восток» (далее - Общество) по доверенности ФИО1 обратился с жалобой, в которой просит вышеуказанное постановление, как незаконно вынесенное, отменить. Считает, что в действиях юридического лица ООО «Транснефть-Восток» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст.8.25 КоАП РФ, так как доказательств того, что Общество осуществляло лесопользование, не соответствующее целям и требованиям, установленным договорами аренды, в материалах дела не имеется. Иные действия или бездействия по использовании лесов с нарушением условий договора купли-продажи лесных насаждений Обществу в вину не вменялось. Считает, что непредставление Обществом лесной декларации за 2018 год, отчетности об использовании лесов по форме 1-ИЛ за 2018 год по договору аренды лесного участка №40 от 21 января 2018 года, отчетности об использовании лесов по форме 1-ИЛ за 2018 год по договору аренды лесного участка №148 от 4 марта 2018 года являются бездействием состава административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ. Потому просит отменить постановление и прекратить производство по делу в связи с отсутствием в действиях Общества состава административного правонарушения по ч.4 ст.8.25 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель ООО «Транснефть-Восток» ФИО1, действующий по доверенности, жалобу поддержал и просит её удовлетворить по доводам, изложенным в жалобе. Также пояснил, что из обжалуемого постановления не видно, в чем конкретно выражается вина Общества, какие пункты договоров аренды лесного участка оно нарушило, не установлено время и место совершения правонарушения. Потому считает, что вина Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст.8.25 КоАП РФ, административным органом не установлена. Также пояснил, что при производстве данного административного материала и его рассмотрении присутствовал в качестве представителя Общества ФИО3, который полномочий представлять интересы Общества при производстве административных дел, не имеет. Данное обстоятельство административным органом при рассмотрении дела также не было выявлено. Потому считает, что постановление вынесено незаконно и необоснованно, и просит его отменить.
Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление - старший государственный инспектор в области охраны окружающей среды Олёкминского комитета государственного экологического надзора ФИО2 в суде с жалобой полностью не согласен и указывая на использование лесов Обществом с нарушением условий договоров аренды лесного участка, поскольку отчетность об использовании лесов по форме 1-ИЛ за 2018 год им не была предоставлена, действия юридического лица правильно квалифицированы по ч.4 ст.8.25 КоАП РФ, в жалобе Общества просит отказать, а постановление оставить без изменения.
Проверив доводы жалобы, выслушав пояснения участников дела, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему выводу:
Согласно ч. 4. ст. 8.25 КоАП РФ административным правонарушением признается использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки.
Объективной стороной административного правонарушения по ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ являются деяния в форме действий, которые могут быть: самовольная постройка дорог, возведение строений и сооружений, пунктов хранения древесины, связанных с пользованием лесами; осуществление пользования лесными участками не в соответствии с условиями разрешительных документов; ведение работ способами, способствующими возникновению эрозии; оставление недорубов и т.п. Правонарушение считается оконченным с момента осуществления лесопользования, не соответствующего целям и требованиям, установленным договором или иным документом.
Согласно ст.49 Лесного кодекса РФ отчет об использовании лесов представляется гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
В отчете об использовании лесов содержится информация об объеме заготовленной древесины и иных лесных ресурсов, о видовом (породном) и сортиментном составе древесины и другая информация.
Перечень информации, включаемой в отчёт об использовании лесов, порядок фиксации это информаций, форма и порядок предоставления отчёта об использовании лесов, а также требования к формату отчёта об использовании лесов в электронной форме устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Как установлено из материалов дела, основанием для привлечения юридического лица – ООО «Транснефть-Восток» к административной ответственности по ч.4 ст.8.25 КоАП РФ послужили обстоятельства, указанные в протоколе об административном правонарушении №7, составленном 29 января 2019 года помощником лесничего ГКУ РС (Я) «Олёкминское лесничество» ФИО4 в отношении Общества, а именно, что ООО «Транснефть-Восток» не представлено: лесная декларация за 2018 год, отчетность об использовании лесов по форме 1-ИЛ за 2018 год по договору аренды лесного участка №40 от 21 января 2018 года, отчетность об использовании лесов по форме 1-ИЛ за 2018 год по договору аренды лесного участка №148 от 4 марта 2018 года.
На основании данного протокола должностное лицо Олёкминского комитета государственного экологического надзора ФИО2 посчитал установленными и подтвержденными материалами дела, и привлек юридическое лицо Общество к административной ответственности по ч.4 ст.8.25 КоАП РФ с назначением ему наказания в виде штрафа в размере 40000 рублей.
С данным выводом должностного лица Олёкминского комитета государственного экологического надзора суд не может согласиться, поскольку он сделан без надлежащей проверки всех обстоятельств и учета положений действующего законодательства.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению в частности: наличие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны все обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
В нарушение приведенных норм в обжалуемом постановлении должностным лицом не указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, не указана дата и место совершения Обществом вменяемого административного правонарушения.
Как следует из оспариваемого постановления - Общество привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст.8.25 КоАП РФ.
При этом в данном постановлении должностным лицом указано о составлении помощником лесничего ГКУ РС (Я) «Олёкминское лесничество» от 29 января 2019 года в отношении ООО «Транснефть-Восток протокола об административном правонарушении № 7 от 29 января 2019 года по ч.4 ст.8.25 КоАП РФ за непредставление отчетности об использовании лесов по форме 1-ИЛ за 2018 год, о заключении Департамента по лесным отношениям РС (Я) с Обществом договоров аренды лесных участков № 40 от 21 января 2018 года и № 148 от 4 марта 2018 года.
Далее в постановлении должностным лицом административного органа приведены положения п.п. «ф» п.11 договоров и требования федеральных законов и других нормативно-правовых актов по представлению отчета об использовании лесов, и что инженер по землеустройству ФИО3, присутствующий при рассмотрении дела, обязался впредь предоставлять отчетность своевременно.
На основании указанного принято решение о признании Общества виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.25 КоАП РФ и назначении ему наказания в виде штрафа в размере 40000 рублей.
Между тем, как следует из протокола об административном правонарушении № 7 от 29 января 2019 года - по договору аренды лесного участка № 40 от 21 января 2018 года Общество в соответствии с порядком и в установленные сроки не предоставило лесную декларацию на 2018 год и отчетность об использовании лесов по форме 1-ИЛ за 2018 год; по договору аренды лесного участка № 148 от 4 марта 2018 года не предоставило отчетность об использовании лесов по форме 1-ИЛ за 2018 год. Также указано о нарушении п.п. «д» и «ф» п.11 Договора аренды лесного участка № 40 от 21 января 2018 года, п.п. «ф» п. 11 Договора аренды лесного участка № 148 от 4 марта 2018 года, и требований федеральных законов и нормативно-правовых актов.
При этом по указанным в протоколе нарушениям, то есть по непредставлению Обществом лесной декларации и отчетности, при рассмотрении дела и вынесении обжалуемого решения, должностным лицом оценка не дана, наличие либо отсутствие вины Общества по ним не установлена.
Тем самым, при рассмотрении дела, должностным лицом, рассмотревшим дело в отношении заявителя, виновность либо невиновность юридического лица по указанным в протоколе об административном правонарушениям нарушениям, не установлена.
При таких обстоятельствах, постановление врио руководителя - старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Олёкминского комитета государственного экологического надзора ФИО2 № 14 от 12 февраля 2019 года нельзя признать мотивированным, соответствующим положениям ст.29.10 КоАП РФ.
Кроме того, в протоколе об административном правонарушении не указаны – дата, время и место совершения Обществом инкриминируемого административного правонарушения, поскольку из него не видно - когда и где Общество совершило данное правонарушение, к какому сроку указанные декларации и отчетности должны быть представлены юридическим лицом.
В соответствии со ст.29.4 КоАП РФ, в случае неправильного составления протокола и оформления других материалов дела, либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, протокол подлежит возвращению в орган либо должностному лицу, составившими протокол.
Как видно из представленных материалов дела вопрос о возвращении протокола должностным лицом административного органа не был решен.
Кроме того, как установлено в суде, при рассмотрении должностным лицом административного органа данного административного материала в отношении ООО «Транснефть-Восток» участие принимал инженер по землеустройству Общества ФИО3 согласно доверенности серии 38 АА № 2385896 от 10 октября 2018 года.
Между тем, из представленной в суде указанной доверенности на имя ФИО3 видно, что право участвовать от имени Общества при производстве дел об административных правонарушениях ему не предоставлено.
Данных о надлежащем извещении Общества о месте и времени рассмотрения дела, не имеется. Само определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 30 января 2019 года, сведений о вручении, направлении, либо получении Обществом его копии не содержит.
Следовательно, дело об административном правонарушении в отношении ООО «Транснефть-Восток», рассмотрено должностным лицом Олёкминского комитета государственного экологического надзора с нарушением требований ч.3 ст.25.4 и ст.25.5 КоАП РФ.
Указанные нарушения процессуальных требований КоАП РФ суд считает существенными, поскольку не позволяют всесторонне, полно и объективно рассмотреть данное дело.
Потому, в соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ суд приходит к выводу о необходимости отмены постановления и направления дела на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП, судья
Р Е Ш И Л:
Жалобу представителя юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Транснефть-Восток» ФИО1 - удовлетворить.
Постановление № 14 от 12 февраля 2019 года врио руководителя – старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Олёкминского комитета государственного экологического надзора Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства в РС (Я) ФИО2 в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Транснефть-Восток» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.8.25 КоАП РФ - отменить, и направить дело на новое рассмотрение в Олёкминский комитет государственного, экологического надзора Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства в РС (Я).
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в течение 10 (десяти) дней со дня получения его копии.
Судья: п./п.
Копия верна
Судья Олёкминского районного
суда Республики Саха (Якутия): В.Н. Максимова