ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-29/19 от 17.01.2019 Железнодорожного районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело № 12-29/2019

Р Е Ш Е Н И Е

17 января 2019 года г.Ростов-на-Дону

Судья Железнодорожного районного суда г.Ростова-на-Дону И.В. Завистяев,

с участием:

представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности – Северо-Кавказского филиала Акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» по доверенности № 463-Д от 25.09.2018 года ФИО1

представителя Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области по доверенности № 28.1-35/3570 от 25.12.2018 года – главного специалиста отдела административного производства управления государственного экологического надзора ФИО2

рассмотрев жалобу Северо-Кавказского филиала Акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» на постановление специалиста-эксперта Ростовского межрайонного отдела управления государственного экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области, государственного инспектора Ростовской области в области охраны окружающей среды ФИО3 № , которым Акционерное общество «Федеральная пассажирская компания» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением специалиста-эксперта Ростовского межрайонного отдела управления государственного экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области, государственного инспектора Ростовской области в области охраны окружающей среды ФИО3 № Акционерное общество «Федеральная пассажирская компания» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей

Не согласившись с указанным постановлением, считая его незаконным и необоснованным, представитель юридического лица, привлеченного к административной ответственности, по доверенности ФИО1, обратилась в суд жалобой, указав в обоснование, что в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2017 года № 503-ФЗ « О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст.23 Федерального закона от 29.12.2014 года № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации дополнена частью 10, согласно которой плата на НВОС при размещении твердых коммунальных отходов за 2016 и 2017 годы не исчисляется и не взимается. По мнению представителя юридического лица АО «Федеральная пассажирская компания» не обязано уплачивать плату за ТКО, т.к. ст.16.1 Закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» и п.5 ст.23 Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению. При этом, в соответствии с п.9 ст.23 Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов учитываются при установлении тарифов для оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, регионального оператора в порядке, установленном основами ценообразования в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, тем самым действующее законодательство не содержит положений, позволяющих возложить обязанность по внесению платы за ТКО на организации, не являющиеся региональными операторами. Вместе с тем, в случае вывода суда о наличии в действиях ООО «Федеральная пассажирская компания» состава административного правонарушения, податель жалобы просит применить положения, предусмотренные ст.2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании представитель юридического лица, привлекаемого к административной ответственности – Северо-Кавказского филиала Акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» по доверенности ФИО1 доводы, изложенные в жалобе поддержала, просила удовлетворить, дав пояснения, аналогичные изложенным в жалобе, при этом полагала, что в случае их неудовлетворения, допущенное правонарушение следует признать малозначительным, тем самым освободить АО «Федеральная пассажирская компания» от уплаты штрафа.

В судебном заседании представитель Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области по доверенности – главный специалист отдела административного производства управления государственного экологического надзора ФИО2 полагала вынесенное в отношении АО «Федеральная пассажирская компания» постановление законным и обоснованным, не подлежащим отмене, поскольку была установлена вина АО «ФПК» в совершении административного правонарушения, доводы, изложенные в жалобе являются несостоятельными, опровергаются материалами дела, и основаны на неверном толковании действующего законодательства. В обоснование указанной позиции приобщен письменный отзыв.

В материалы дела представлен надлежащим образом заверенный административный материал.

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, выслушав пояснения представителей юридического лица и лица, вынесшего обжалуемое постановление, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие или бездействие, за совершение которого административным законодательством предусмотрена ответственность.

В соответствии со ст.8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность наступает за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Из представленных материалов дела следует, что в ходе проверки деятельности АО «Федеральная пассажирская компания» было достоверно установлено, что при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год (раздел 3 Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, представленной Вагонным участком «Ростов» в Департамент Росприроднадзора по ЮФО 12.02.2018 года вх. № 457) региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами передано для размещения 480,538 т твердых коммунальных отходов (ТКО).

Также было установлено, что в отчетном 2017 году услуги по вывозу и размещению ТКО АО «Федеральная пассажирская компания» предоставлены юридическому лицу - ООО «Группа Компаний ЮГ». Какие-либо документы, подтверждающие, что указанное юридическое лицо является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ростовской области, отсутствуют.

Кроме того, в соответствии с п.2.3 договора от 19.09.2017 года № 321-17/Ф (СКАВ), заключенного АО «Федеральная пассажирская компания»» с ООО «Группа Компаний ЮГ», стоимость предоставляемых Услуг по вывозу и размещению 1 куб. м ТКО не включает в себя обязательные платежи за негативное воздействие на окружающую среду, связанные с размещением ТКО, оплачиваемые заказчиком самостоятельно.

Тем самым объемы отходов, переданных ООО «Группа Компаний ЮГ», а именно: мусор от офисных и бытовых помещений организаций (несортированный) (исключая крупногабаритный) - 461,65 т, смет с территории предприятия малоопасный - 18,888 т, должны быть отражены в столбце 12 Раздела 3 Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, как «переданные другим организациям в целях размещения» и учтены при начислении платы за негативное воздействие, как размещенные в пределах установленного лимита.

Довод представителя АО «Федеральная пассажирская компания» о том, что общество не обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении указанных отходов, потому что они являются твердыми коммунальными отходами, переданными региональному оператору по обращению с ТКО, не могут быть признаны судом обоснованными.

Услуги по вывозу и размещению отходов ТКО с территории Вагонного участка «Ростов» Северо-Кавказского филиала АО «Федеральная пассажирская компания» по договору от 19.09.2017 года в отчетном 2017 году осуществлялся силами ООО «Группа Компаний ЮГ».

ООО «Группа Компаний ЮГ» не является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Ростовской области, а также не имеет в собственности и не эксплуатирует объекты размещения отходов, которые внесены в государственный реестр объектов размещения отходов.

В соответствии с положениями, предусмотренными ч.6 ст.23 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» при размещении отходов на объектах размещения отходов, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду, плата за негативное воздействие на окружающую среду не взимается.

В рамках плановой проверки и в ходе рассмотрения материалов дела об административном правонарушении какие-либо документы, подтверждающие размещение отходов АО «ФПК» на объектах, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду, юридическим лицом представлены не были.

В соответствии с положениями, предусмотренными п.9 ст.23 ФЗ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов учитываются при установлении тарифов для оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, регионального оператора в порядке, установленном основами ценообразования в сфере обращения с коммунальными отходами.

Вместе с тем, при изучении п. 2.3 условий договора, заключенного АО «ФПК» с ООО «Группа Компаний ЮГ» установлено, что «Стоимость услуг по вывозу и размещению 1 куб.м ГКО не включает в себя обязательные платежи за негативное воздействие на окружающую среду, связанные с размещением ТКО, оплачиваемые Заказчиком самостоятельно за свой счет».

Установлено, что АО «Федеральная пассажирская компания» при осуществлении своей деятельности передает образующиеся отходы ООО «Группа Компаний ЮГ», которое ведет деятельность на основании лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности, не являясь региональным оператором.

В соответствии с положениями п. 1, п.4 ст. 24.6 ФЗ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора.

В связи с изложенным, ООО «Группа Компаний ЮГ» не ведет деятельность на территории Ростовской области по обращению с ТКО в смысле, придаваемом данной деятельности ФЗ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Кроме того, в адрес АО «Федеральная пассажирская компания» Департаментом Росприроднадзора по Южному Федеральному округу было направлено письмо от 29.06.2018 года № 03-13/920, в котором указано, что в состав отходов, передаваемых ООО «Группа Компаний ЮГ» на основании договора от 19.09.2017 года № 321-17/Ф(СКАВ) и обозначенных в договоре обозначении термином «ТКО» включены, в том числе, золошлаковые отходы и отходы производства, которые образуются в результате производственной деятельности заказчика.

В соответствии с ФЗ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» твердыми коммунальными отходами являются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Также в части отнесения того или иного вида отходов к категории ТКО письмом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 06.12.2017 года № «О направлении информации» разъяснено, что согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 года №242 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» к ТКО относятся все виды отходов подтипа отходов «Отходы коммунальные твердые», а также другие отходы типа отходов «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению» в случае, если в наименовании подтипа отходов или группы отходов указано, что отходы относятся к ТКО.

Образующийся у АО «Федеральная пассажирская компания» отход - смет с территории предприятия малоопасный - относится к группе отходов «Смет и прочие отходы от уборки территории предприятий, организаций,не относящийся к твердым коммунальным отходам», что также свидетельствует о том, что указанный отход не относится к ТКО, плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении которого осуществляет региональный оператор.

Постановление об административном правонарушении в отношении АО «Федеральная пассажирская компания», по мнению суда, полностью соответствует требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обжалуемое постановление, в соответствии с требованиями действующего законодательства, составлено в присутствии представителей юридического лица, в постановлении надлежащим образом изложены основания, по которым признано подтвержденным материалами дела наличие в действиях АО «Федеральная пассажирская компания», состава вмененного ему административного правонарушения.

Вывод о виновности АО «Федеральная пассажирская компания» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на исследованных в ходе судебного заседания доказательствах.

В постановлении указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, проанализированы доказательства, обосновывающие вывод о виновности юридического лица в совершении указанного административного правонарушения и достаточно полно мотивированы выводы относительно квалификации действий правонарушителя.

Действия АО «Федеральная пассажирская компания» по ст.8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях квалифицированы верно.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Постановление о привлечении АО «Федеральная пассажирская компания» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации для данной категории дел.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Согласно части 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно статье 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, и т.д.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение (в соответствии с частью 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Учитывая обстоятельства совершенного административного правонарушения, прихожу к выводу об отсутствии основания для признания малозначительности совершенного правонарушения и тем самым не удовлетворении довода представителя юридического лица.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л :

Постановление специалиста-эксперта Ростовского межрайонного отдела управления государственного экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области, государственного инспектора Ростовской области в области охраны окружающей среды ФИО3 , которым Акционерное общество «Федеральная пассажирская компания» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей – оставить без изменения, жалобу АО «Федеральная пассажирская компания» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Ростова-на-Дону в течение 10 дней.

Решение в окончательной форме изготовлено – 21 января 2019 года

Судья -