УИД 40RS0026-01-2018-002738-15
Дело № 12-29/2019 года.
РЕШЕНИЕ.
Судья Обнинского городского суда Калужской области Дубинский В.В., рассмотрев в городе Обнинске Калужской области жалобу защитника Акционерного общества «Государственный научный центр Российской Федерации –Физико-энергетический институт имени Лейпунского А.И.» Недорезова М. Ю. на постановление № 13-21/18/15 о назначении административного наказания от 15 ноября 2018 года главного государственного инспектора отдела по надзору за ядерной и радиационной безопасностью на исследовательских ядерных установках Центрального межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, с участием защитника Недорезова М.Ю., главного государственного инспектора отдела по надзору за ядерной и радиационной безопасностью на исследовательских ядерных установках Центрального межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО1, представителей Центрального межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО2, ФИО3, ФИО4,
Установил:
Постановлением № 13-21/18/15 о назначении административного наказания от 15 ноября 2018 года главного государственного инспектора отдела по надзору за ядерной и радиационной безопасностью на исследовательских ядерных установках Центрального межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Акционерное общество «Государственный научный центр Российской Федерации –Физико-энергетический институт имени Лейпунского А.И.» было привлечено к административной ответственности по части 1 статье 9.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в сумме 200000 рублей.
Защитником Акционерного общества «Государственный научный центр Российской Федерации –Физико-энергетический институт имени Лейпунского А.И.» Недорезовым М.Ю. подана жалоба на вышеуказанное постановление, в которой он просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и отсутствие состава административного правонарушения в действиях юридического лица, а производство по делу прекратить.
Выслушав защитника Недорезова М.Ю., поддержавшего доводы жалобы, главного государственного инспектора отдела по надзору за ядерной и радиационной безопасностью на исследовательских ядерных установках Центрального межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО1, представителей Центрального межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО2, ФИО3, ФИО4, возражавших против её удовлетворения, судья приходит к следующему:
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу положений статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 9.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение норм и правил в области использования атомной энергии -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (далее - Федеральный закон) Федеральные нормы и правила (далее - нормы и правила) в области использования атомной энергии - нормативные правовые акты, устанавливающие требования к безопасному использованию атомной энергии, включая требования безопасности объектов использования атомной энергии, требования безопасности деятельности в области использования атомной энергии, в том числе цели, принципы и критерии безопасности, соблюдение которых обязательно при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии.
Нормы и правила в области использования атомной энергии разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
После введения в действие указанных норм и правил они являются обязательными для всех лиц, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и действуют на всей территории Российской Федерации.
Согласно статье 61 Федерального закона от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» нарушение должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления использованием атомной энергии, органов государственного регулирования безопасности, эксплуатирующих организаций, организаций, выполняющих работы и предоставляющих услуги для эксплуатирующих организаций, организаций, осуществляющих деятельность с использованием радиационных источников, содержащих в своем составе радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, работниками (в том числе командированными) ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, работниками (в том числе командированными) организаций, осуществляющих иную деятельность в области использования атомной энергии, а также гражданами законодательства Российской Федерации в области использования атомной энергии влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 2 и 3 статьи 61 Федерального закона от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» нарушение норм и правил в области использования атомной энергии относится к числу таких нарушений.
Указом Президента Российской Федерации от 27 апреля 2007 года № 556 «О реструктуризации атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации» закреплено, что предприятие АО «ГНЦ РФ - ФЭИ» включено в перечень российских юридических лиц, в собственности которых могут находиться ядерные материалы (за исключением ядерных материалов, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности), а также ядерные установки.
Согласно пункту 1 Положения о режиме постоянного государственного надзора на объектах использования атомной энергии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2012 года № 373, оно устанавливает порядок осуществления постоянного государственного надзора (в том числе проверок и отдельных мероприятий по контролю) на объектах использования атомной энергии, включенных в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов использования атомной энергии, в отношении которых вводится режим постоянного государственного надзора.
В силу пункта 3 данного Положения режим надзора предусматривает постоянное пребывание на объектах повышенной опасности уполномоченных должностных лиц Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - уполномоченные лица) и проведение уполномоченными лицами мероприятий по контролю за состоянием безопасности на объектах повышенной опасности.
Согласно его пункту 12 в случае выявления в ходе проведения проверок и отдельных мероприятий по контролю нарушений организацией (филиалом) и (или) ее должностными лицами требований законодательства Российской Федерации в области использования атомной энергии, направленных на обеспечение безопасности, уполномоченные лица принимают меры по пресечению таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом в журнале постоянного государственного надзора делается соответствующая запись, а выписка из указанного журнала направляется уполномоченными лицами руководителю организации (филиала), эксплуатирующей объекты повышенной опасности, для ознакомления.
Из дела видно, что Центральным межрегиональным территориальным управлением по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору в период с 07 по 15 ноября 2018 года была проведена проверка Акционерного общества «Государственный научный центр Российской Федерации –Физико-энергетический институт имени Лейпунского А.И.», расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, включенного в перечень организаций, эксплуатирующих особо радиацонно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты, в режиме постоянного государственного надзора -мониторинга соблюдения УДЛ, требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии при эксплуатации критических ядерных стендов БФС-1, БФС-2, стационарных объектов и сооружений, предназначенных для хранения ядерных материалов, в том числе обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами.
Результаты данной проверки, указавшей на нарушения юридическим лицом П02 по НП-027-10 «Положение о порядке расследования и учета нарушений в работе исследовательских ядерных установок» и п. 5.1.5. НП-033-11 «Общие положения обеспечения безопасности исследовательских ядерных установок», послужили основанием для выдачи Акционерному обществу «Государственный научный центр Российской Федерации –Физико-энергетический институт имени Лейпунского А.И.» предписания № 13-21/18/62 от 15 ноября 2018 года об устранении нарушений законодательства и вынесения оспариваемого постановления. № 13-21/18/15 о назначении административного наказания от 15 ноября 2018 года главного государственного инспектора отдела по надзору за ядерной и радиационной безопасностью на исследовательских ядерных установках Центрального межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Однако поручением заместителя руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07 февраля 2019 года № 00-03-12-18 результаты указанной выше проверки были отменены.
Соответствующая запись была произведена в журнале постоянного государственного надзора 11 февраля 2019 года.
При данных обстоятельствах, обжалуемое постановление не может быть признано законным и обоснованным, так как в обоснование наличия в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статье 9.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом положены именно результаты вышеуказанной проверки, и подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 30.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так как срок привлечения Акционерного общества «Государственный научный центр Российской Федерации –Физико-энергетический институт имени Лейпунского А.И.» к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не истек, дело должно быть направлено на новое рассмотрение должностному лицу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 29.10, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Решил:
Постановление № 13-21/18/15 о назначении административного наказания от 15 ноября 2018 года главного государственного инспектора отдела по надзору за ядерной и радиационной безопасностью на исследовательских ядерных установках Центрального межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору отменить, а дело направить на новое рассмотрение.
На решение может быть подана жалоба в Калужский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего решения.
Судья: В.В. Дубинский