Мировой судья с/у №2 г. Георгиевска и
Георгиевского района СК Казанцева Е.А. Дело № 12-29/2020
РЕШЕНИЕ
10 марта 2020 года г.Георгиевск
Судья Георгиевского городского суда Ставропольского края Купцова С.Н., рассмотрев жалобу защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО1 – Алхимова М.А. на постановление мирового судьи судебного участка №2 г.Георгиевска и Георгиевского района Ставропольского края от 24 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица директора ГБПОУ «ГТМАУ» ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка №<адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ директор ФИО2 «ФИО2» ФИО1 привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, защитником ФИО1 Селютин А.В. подана жалоба, в которой он указывает, что постановление является незаконным, необоснованным, подлежащим отмене с прекращением производства по делу об административном правонарушении, поскольку в действиях ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения.
В обоснование жалобы указано, что считают, что суд вышел за пределы обвинения и самостоятельно изложил обстоятельства совершенного правонарушения, существенно отличающиеся от изложенных в протоколе, который является процессуальным документом, фиксирующем противоправное деяние лица, формулирующим вменяемое ему обвинение.
Согласно постановлению, суд признал ФИО2 Л.М. виновной в том, что она не предоставила в срок до ДД.ММ.ГГГГ сведения о принятых мерах по исполнению предписания, документы и сведения о внесении органических удобрений на земельные участки. Указанные действия директору ФИО2 Л.М. не вменялись.
Согласно протоколу № 148/2019 от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, (далее - протокол) должностное лицо - директор ФИО2 Л.М. привлечена к ответственности за невыполнение в установленный срок требований предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно - требований об исполнении п.п.3 п.2 Правил рационального использования земель сельхозназначения в СК. Время совершения правонарушения, установленное протоколом -ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, в протоколе указаны конкретные действия должностного лица, образующие состав вмененного правонарушения - действия, связанные с обеспечением исполнения п.п.3 п.2 Правил рационального использования земель сельхозназначения в СК. Привлекая ФИО2 Л.М. к административной ответственности на основании части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировым судьей необоснованно дано расширительное толкование данного нормативного положения. Из буквального толкования диспозиции части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что объективная сторона предусмотренного ею состава административного правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания об устранении нарушений законодательства органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль).
Незаконное привлечение ФИО2 Л.М. к административной ответственности стало возможно по причине неправильного толкования данной нормы права судом, поскольку несообщение об исполнении предписания не тождественно невыполнению предписания и не образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (что нашло отражение в практике Верховного суда РФ).
В нарушение п. 1 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ лицо, составившее протокол, мировой судья, установив отсутствие события административного правонарушения не прекратили административное дело.
В ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что фактически предписание выполнено в полном объеме и в установленный срок до 01.10.2019 года, что подтверждается актом № 1 об использовании минеральных, органических и бактериальных удобрений от 17.08.2019 года, что было известно и в момент составления протокола.
Данное обстоятельство не отрицалось, лицом, составившим протокол, поскольку в материалах дела имеется акт № 1 от 17.08.2019 о выполнении требований предписания об исполнении п.п.3 п.2 Правил рационального использования земель сельхозназначения в СК, что исключает наличие состава правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ. В нарушение ч. 1 ст. 1.5 КРФ об АП ФИО2 Л.М. привлечена к ответственности за административное правонарушение при отсутствии вины за его совершение.
В силу части 2 ст. 26.1 КоАП РФ виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями свидетелей.
Протоколом установлено время совершения административного правонарушения – 01 октября 2019 года. 01 октября 2019 года должностным лицом - и.о. директора ГБПОУ ГТМАУ являлся ФИО3, который согласно приказу министерства образования СК от 11.09.2019 г. исполнял обязанности директора в период с 16.09.2019 по 13.10.2019 года.
Пояснительная записка от 10.10.2019 исх. № 01-21/854 об исполнении предписания, предоставленная в министерство имущественных отношений 11.10.2019 фактически подписана должностным лицом - и.о. директора ФИО3
В указанный период с 16.09.2019 по 13.10.2019 года ФИО2 Л.М. находилась в ежегодном отпуске, в связи с чем не выполняла своих служебных (должностных) обязанностей и не могла является субъектом вмененного правонарушения. Кроме того, в момент вынесения предписания 06.08.2019 г. ФИО2 Л.М. также использовала свое право на отдых и находилась в отпуске с 18.07.2019 по 14.08.2019 г. (приказ МО СК от 11.07.2019 № 161-оп). Должностным лицом, которому выдано предписание являлся и.о. директора ФИО3
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Как установлено в ходе рассмотрения дела должностным лицом директором ГБПОУ ГТМАУ ФИО1 Л.М. в период работы с 15.08.2019 по 15.09.2019 добросовестно обеспечено исполнение требования предписания об исполнении п.п.3 п.2 Правил рационального использования земель сельхозназначения в СК, что подтверждается актом № 1 об использовании минеральных, органических и бактериальных удобрений от 17.08.2019.
Установление виновности предполагает доказывание не только вины субъекта, но и его непосредственной причастности к совершению действия, то есть объективной стороны деяния (необходимо доказать, что именно данное лицо совершило административное правонарушение).
Указанный вопрос, имеющий основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения данного дела и привлечения виновного лица к административной ответственности судом проигнорирован.
В соответствии с приказом министерства имущественных отношений от 07.10.2019 года № с 14.10.2019 по 11.11.2019 запланирована внеплановая документарная проверка исполнения ГБПОУ ГТМАУ предписания об устранении выявленных нарушений от 06.08.2019 №.
Соответствующим актом по результатам проверки, составленном 11.11.2019 г. наличие административного правонарушения в действиях ФИО2 Л.М. и ГБПОУ ГТМАУ не установлено.
В нарушение ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении представителю юридического лица ГБПОУ ГТМАУ, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также должностному лицу директору ФИО2 Л.М. не разъяснены их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, соответствующая запись в протоколе отсутствует.
В уведомлении о времени и месте составления протокола, направленном МИО СК должностному лицу и ФИО2, не разъяснены его права и обязанности. Поскольку протокол составлен в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, то отсутствие данных о разъяснении прав и обязанностей в соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» стало существенным недостатком протокола по причине несоблюдения процедуры его оформления.
В судебном заседании защитник лица, привлекаемого к административной ответственности, Алхимова М.А. доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям, просила суд постановление мирового судьи судебного участка №2 г. Георгиевска и Георгиевского района Ставропольского края от 24 декабря 2019 года отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.
В судебное заседание не явилось лицо, привлекаемое к административной ответственности, ФИО1, надлежащим образом извещенная о дате и времени слушания жалобы. Суд считает извещение надлежащим с учетом положений 25.1 КоАП РФ, которые закрепляют перечень прав, принадлежащих лицам, участвующим в деле, которые направлены на реализацию конституционного права на судебную защиту. Лица должны добросовестно пользоваться принадлежащими им правами.
С учетом мнения защитника суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствии ФИО1 с участием ее защитника Алхимова М.А.
Заслушав защитника Алхимова М.А., проверив материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Обеспечение прав и свобод лиц, привлекаемых к какой-либо ответственности, в том числе административной, является одной из задач производства по делу.
Из ст.1.6 КоАП РФ следует, что главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом. В противном случае исключается возможность применить к лицу, привлекаемому к административной ответственности, одну из предусмотренных КоАП РФ мер.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.
В соответствии с требованиями ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.
Из материалов дела следует, что в соответствии с требованиями ст.ст. 28.2, 28.3 КоАП РФ в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении №148/2019 от 23 октября 2019 года, согласно которому на основании приказа министерства имущественных отношений Ставропольского края в период с 17 июня 2019 года по 12 июля 2019 года проведена внеплановая выездная проверка сохранности и использования по назначению ГБПОУ «ГТМАУ» объектов государственной собственности Ставропольского края земельных участков с кадастровыми номерами 26:25:050401:1, 26:25:051701:1. По результатам проверки был составлен акт №127 от 01 августа 2019 года о нарушении ГБПОУ «ГТМАУ» пп.3 п.2 Правил рационального использования земель сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае, утвержденных постановлением Правительства Ставропольского края от 07.09.2010 №299-п: в Минимущество края не были представлены документы и сведения, подтверждающие внесение органических удобрений на земельных участках с кадастровыми номерами 26:25:050401:1, 26:25:051701:1. В связи с выявленными нарушениями 06 августа 2019 года Минимуществом края в адрес ГБПОУ «ГТМАУ» было направлено предписание № со сроком исполнения до 01.10.2019 года, исполнение которого было возложено на руководителя- директора ГБПОУ «ГТМАУ» ФИО1 Информация об исполнении предписания поступила в Минимущество края только 11 октября 2019 года, ходатайств о продлении сроков исполнения предписания ГБПОУ «ГТМАУ» не заявлялось.
Данный протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности. Копия протокола направлена ФИО1 24 октября 2019 года за исх. № 18202/11.
Мировым судьёй сделан вывод о виновности должностного лица – директора ГБПОУ «ГТМАУ» ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании протокола об административном правонарушении №139/2019 от 23.10.2019; предписания об устранении выявленных нарушений от 06.08.2019; акта проверки министерства имущественных отношений Ставропольского края №127 от 01.08.2019; копий уведомлений №№16772/11, 16820/11 от 02 октября 2019 года и 03 октября 2019 года о времени и месте составления протокола об административном правонарушении; выписки от 22 октября 2019 года из Единого государственного реестра юридических лиц №ЮЭ9965-19-98368924, согласно которой содержатся сведения о юридическом лице государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Георгиевский техникум механизации, автоматизации и управления», директор ФИО1; пояснительной запиской директора ГБПОУ «ГТМАУ» ФИО1 об исполнении предписания от 10.10.2019 года, направленной в Министерство имущественных отношений Ставропольского края, полученной 11 октября 2019 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
Административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, считается оконченным по истечении указанного в предписании срока. Поэтому данное административное правонарушение не является длящимся.
Срок давности привлечения к административной ответственности должностного лица по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ составляет один год со дня истечения срока, установленного для исполнения конкретного мероприятия в предписании (постановлении, представлении, решении).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются граждане, должностные и юридические лица.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в невыполнении в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
Граждане, должностные лица, юридические лица обязаны неукоснительно исполнять возложенные на них законом обязанности, связанные со сферой их деятельности, выполнять адресованные им предписания органов государственного надзора и контроля.
Предписание должно быть вынесено лицу, на которое возложена обязанность по соблюдению соответствующего требования законодательства.
Согласно материалам дела 06 августа 2019 года предписание об устранении выявленных нарушений Правил рационального использования земель сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае внесено ФИО1 как директору ГБПОУ «ГТМАУ».
За невыполнение в установленный срок данного предписания ФИО1 привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию как должностное лицо.
Вместе с тем, как следует из приказов Министерства образования Ставропольского края №161-оп от 11.07.2019 и №220-оп от 11.09.2019 о предоставлении части отпуска за 2019 год ФИО1, что в период с 18 июля по 14 августа 2019 года и с 16 сентября по 13 октября 2019 года ФИО1 находилась в отпуске. Исполнение обязанностей директора было возложено на ФИО3, заместителя директора по правовым вопросам.
Субъектом административного правонарушения, является должностное лицо - руководитель организации (независимо от организационно-правовой формы и формы собственности) или его представитель, на которого возложены обязанности по обеспечению условий труда и по охране труда, а также работодатель - индивидуальный предприниматель, юридическое лицо.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Таким образом, на момент внесения предписания (06 августа 2019 года) и на момент его исполнения (01 октября 2019 года) ФИО1 находилась в ежегодном оплачиваемом отпуске, в связи с чем не может являться субъектом вменяемого ей административного правонарушения.
Как следует из протокола об административном правонарушении объективная сторона вменяемого в вину ФИО1 административного правонарушения по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ заключается в бездействии, непредоставлении ею информации об исполнении предписания в установленный в нем срок до 01 октября 2019 года.
Объективную сторону правонарушений по ст. 19.5 КоАП РФ составляют действия (бездействие), выражающиеся в невыполнении в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль.
Под неисполнением в срок предписания понимается исполнение предписания частично в указанный этим предписанием срок или уклонение от его исполнения в целом.
Как следует из материалов дела фактически предписание выполнено в полном объеме и в установленный срок до 01.10.2019 года, что подтверждается актом № 1 об использовании минеральных, органических и бактериальных удобрений от 17.08.2019 года, что было известно и в момент составления протокола, что исключает наличие состава правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, поскольку несообщение об исполнении предписания не образует состав указанного административного правонарушения.
С учетом изложенного, вынесенное мировым судьей постановление от 24 декабря 2019 года о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ нельзя признать законными.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах жалоба Селютин А.В. подлежит удовлетворению, а постановление мирового судьи судебного участка №2 г.Георгиевска и Георгиевского района Ставропольского края от 24 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица директора ГБПОУ «ГТМАУ» ФИО1 ФИО6 - отмене с прекращением производства по делу на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Жалобу Селютин А.В. на постановление мирового судьи судебного участка №2 г.Георгиевска и Георгиевского района Ставропольского края от 24 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица директора ГБПОУ «ГТМАУ» ФИО1 ФИО6, удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка №2 г.Георгиевска и Георгиевского района Ставропольского края от 24 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица директора ФИО2 «ФИО2» ФИО1 ФИО6, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в порядке ст. 30.9 КоАП РФ.
Судья С.Н. Купцова