66RS0004-01-2020-001260-50
Дело №12-29/2020
РЕШЕНИЕ
г. Лесной Свердловской области 13 июля 2020 года
Городской суд города Лесного Свердловской области в составе председательствующего Саркисян Т.В. при секретаре судебного заседания Казаченко Т.А. рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № №, вынесенного Первым заместителем начальника Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации ФИО2 в отношении Заявителя по ч. 1 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее –КоАП РФ)
установил:
постановлением, вынесенным Первым заместителем начальника Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации ФИО2 от 27 января 2020 года, (далее - Постановление) ФИО1, руководитель ликвидационной комиссии КПК «СМАРТ ИНВЕСТОР» привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.15.27 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 подал жалобу, в которой просит отменить Постановление и назначить ему административное наказание в виде предупреждения, указывая на малозначительность совершенного им административного правонарушения, отмечает, что ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ КПК «СМАРТ ИНВЕСТОР» на дату рассмотрения дела об административном правонарушении были приведены в соответствие с требованиями действующего законодательства, что, по мнению Заявителя, свидетельствует об отсутствии у него пренебрежительного отношения к выполнению законодательно установленных обязанностей, а также об отсутствии события правонарушения.
В судебное заседание ФИО1 не явился, ходатайствует о рассмотрении дела в свое отсутствие, жалобу поддерживает в полном объеме.
Уполномоченное должностное лицо ФИО3 просила суд постановление должностного лица оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения, считая постановление законным и обоснованным.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные материалы и доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 30.6 КоАП РФ, законность и обоснованность постановления по делу об административном правонарушении проверяется судьей в полном объеме на основании имеющихся в деле и дополнительно предоставленных материалов.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, возложено выполнение публичных функций первичного контроля за совершаемыми физическими и юридическими лицами операциями (до приема на обслуживание идентифицировать клиента; принимать обоснованные и доступные меры по идентификации бенефициарных владельцев клиентов; обновлять информацию о клиентах не реже одного раза в год; документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган сведения по указанным в законе подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами) и о случаях нарушений они обязаны сообщить в уполномоченный орган.
Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Положением Банка России от 15.12.2014 N 445-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Положение N 445-П) установлены требования к правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ).
Из п. 1.4 Положения N 445-П следует, что ПВК по ПОД/ФТ разрабатываются некредитной финансовой организацией в соответствии с Федеральным законом, настоящим Положением и иными нормативными актами Банка России с учетом особенностей вида и масштаба ее деятельности, организационной структуры, характера продуктов (услуг), предоставляемых некредитной финансовой организацией клиентам, а также уровня риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Порядок разработки ПВК по ПОД/ФТ, внесения изменений в ПВК по ПОД/ФТ, их согласования подразделениями некредитной финансовой организации (при наличии подразделений) и утверждения определяется внутренними документами некредитной финансовой организации.
Пунктом 2.1 Положения N 445-П предусмотрена обязанность некредитной финансовой организации назначить из числа ее сотрудников специальное должностное лицо, ответственное за реализацию ПВК по ПОД/ФТ (далее - ответственный сотрудник).
ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ должны соответствовать требованиям Федерального закона № 115-ФЗ, Положения № 445-П и иных нормативных актов Банка России в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Приказом руководителя ликвидационной комиссии Кооператива от 23.07.2019 № 1-ПОД/ФТ/ФРОМУ утверждены ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ КПК «СМАРТ ИНВЕСТОР».
По результатам рассмотрения ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ в редакции от 23.07.2019 должностным лицом контролирующего органа установлено их несоответствие требованиям законодательства в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, выразившийся в следующем:
1. В нарушение пункта 1.4 Положения № 445-П:
- ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ в редакции от 23.07.2019 (пункт 7.3) не содержат установленных пунктом 1 статьи 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ положений о подлежащей обязательному контролю операции с денежными средствами или иным имуществом в случае, если хотя бы одна из сторон является организацией или физическим лицом, включенными в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо юридическим лицом, прямо или косвенно находящимся в собственности или под контролем таких организации или физического лица, либо физическим лицом или юридическим лицом, действующими от имени или по указанию таких организации или физического лица;
- ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ (пункт 2.8) содержат положение об информировании Кооперативом территориального учреждения Банка России, осуществляющего контроль и надзор за деятельностью НФО в сфере ПОД/ФТ, о назначении Ответственного сотрудника, а также о назначении (освобождении) другого сотрудника Кооператива исполняющим обязанности Ответственного сотрудника в период нахождения Ответственного сотрудника в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, не соответствующее требованиям, установленным пунктом 2.6 Положения № 445-П;
- ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ не соответствуют требованиям подпункта «г» пункта 4.2 Указания Банка России № 3471-У в части отсутствия в Программе подготовки и обучения кадров (глава 12) и по тексту ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ в редакции от 23.07.2019 положений о проверке знаний сотрудников НФО по ПОД/ФТ;
- Программа представления информации в Росфинмониторинг (глава 14) ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ в редакции от 23.07.2019 содержит порядок представления в уполномоченный орган сведений в соответствии с Указанием Банка России № 3484-У, утратившим силу с 23.03.2019.
2. В нарушение пункта 3.1 Положения № 445-П:
- в ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ, а также в формах анкет (досье) клиента-физического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица, занимающегося в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (Приложения 6, 8 к ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ в редакции от 23.07.2019), отсутствуют положение о фиксировании сведений о месте рождения указанной категории лиц (пункт 2 Приложения 1, пункт 3.1 Приложения 2 к Положению № 444-П);
- в ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ, а также в формах анкет (досье) клиента-физического лица, юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица, занимающегося в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (Приложения 6-8 к ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ в редакции от 23.07.2019), отсутствует положение о фиксировании сведений о результатах каждой проверки указанной категории лиц (пункт б Приложения 3 к Положению № 444-П).
3. В нарушение пункта 4.1 Положения № 445-П в Программе управления риском (глава 6) и других положениях ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ не учтены результаты национальной оценки рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, размещенные на официальном сайте уполномоченного органа в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет».
4. В нарушение пункта 4.4 Положения № 445-П в Программу управления риском (глава 6) и другие положения ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ не включены:
- порядок оценки риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, связанного с используемыми и планируемыми к использованию Кооперативом технологиями предоставления услуг;
- порядок проведения мероприятий по мониторингу, анализу и контролю за риском клиента и за риском использования услуг НФО в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и в финансирования терроризма в связи с предоставлением клиентам определенных продуктов (услуг) или осуществлением НФО операций (сделок) в интересах клиента с указанием периодичности проведения указанных мероприятий.
5. В нарушение пункта 7.1 Положения № 445-П в Программе отказа от выполнения распоряжения клиента (глава 9) и других положениях ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ отсутствует порядок информирования о причинах принятия Кооперативом решения об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции в соответствии с пунктом 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ в случае его (ее) обращения в Кооператив, а также о наличии у физического лица, юридического лица права представить в любое структурное подразделение Кооператива документы и (или) сведения об отсутствии оснований для принятия решения об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, способах их предоставления.
6. В нарушение пункта 7.3 Положения № 445-П в Программе организации в НФО работы с представленными клиентом документами и (или) сведениями об отсутствии оснований для принятия решения об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, запросами и решениями межведомственной комиссии, созданной при Банке России (глава 10) и других положениях ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ в редакции от 23.07.2019 отсутствует порядок дальнейших действий в отношении клиента в случае отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции с учетом положений главы 8.1 Положения Банка России № 445-П.
7. В нарушение пункта 8.1.1 Положения № 445-П Программа организации в НФО работы с представленными клиентом документами и (или) сведениями об отсутствии оснований для принятия решения об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, запросами и решениями межведомственной комиссии, созданной при Банке России (глава 10) и другие положения ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ не содержат:
- положения об определении структурного подразделения и (или) должностного лица (должностных лиц) некредитной финансовой организации, уполномоченных исполнять запросы межведомственной комиссии о представлении мотивированного обоснования принятого решения об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции и мотивированного обоснования о невозможности устранения оснований, в соответствии с которыми было принято решение, в соответствии с абзацем первым пункта 13.4 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ;
- порядок приема представляемых клиентом документов и (или) сведений об отсутствии оснований для принятия решения об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции;
- порядок информирования клиента о наличии у него права обратиться заявлением и документами и (или) сведениями в межведомственную комиссию;
- порядок доведения до лиц, уполномоченных некредитной финансовой организацией на выполнение распоряжений о совершении операций, информации об устранении (о невозможности устранения) оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе;
- порядок рассмотрения и исполнения с учетом срока, установленного межведомственной комиссией, запроса о представлении мотивированных обоснований;
- порядок исполнения решения межведомственной комиссии;
- порядок доведения до лиц, уполномоченных некредитной финансовой организацией на выполнение распоряжений о совершении операций, информации о решении межведомственной комиссии об отсутствии оснований для отказа, решении межведомственной комиссии об отсутствии оснований для пересмотра решения, принятого некредитной финансовой организацией;
- порядок учета и хранения представленных клиентом документов и (или) сведений об отсутствии оснований для принятия решения об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
8. В нарушение пункта 3 Указания Банка России № 5075-У5 в ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ в редакции от 23.07.2019 отсутствуют:
- положения об определении лиц, уполномоченных выявлять среди клиентов организации и физических лиц, которые включены в Перечень ФРОМУ;
- положения об определении лиц, уполномоченных применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в отношении клиентов, включенных в перечень, а также порядок взаимодействия таких уполномоченных лиц с лицами, уполномоченными выявлять среди клиентов организации и физических лиц, которые включены в Перечень ФРОМУ;
- порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;
- орядок прекращения действия мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества при наличии у финансовой организации информации об исключении сведений о клиенте из Перечня ФРОМУ;
- порядок частичной или полной отмены применяемых мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в случае, установленном пунктом 7 статьи 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ;
- порядок доведения до лиц, уполномоченных применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, информации о выявленных в ходе проведения проверки клиентах, в отношении денежных средств или иного имущества которых не были применены меры по их замораживанию (блокированию), подлежавшие применению в соответствии со статьей 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ.
9. В нарушение пункта 4 Указания Банка России № 5075-У в ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ в редакции от 23.07.2019 отсутствуют:
- положения об определении лиц, уполномоченных выявлять операции денежными средствами или иным имуществом, подлежащие приостановлению в соответствии с пунктом 8 статьи 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ;
- порядок информирования клиента о причинах приостановления операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии со статьей 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ в случае его обращения в финансовую организацию,
что послужило основанием к составлению протокола в отношении должностного лица КПК «СМАРТ ИНВЕСТОР» и привлечения его к административной ответственности.
В ст. ст. 76.1, 76.6 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" установлено, что Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами. Банк России устанавливает обязательные для некредитных финансовых организаций сроки и порядок составления и представления отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами.
В связи с выявленными нарушениями обязательных требований действующего законодательства в сфере контроля за выполнением некредитной финансовой организацией и ее сотрудниками программ правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма уполномоченным должностным лицом 13 января 2020 в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, и на основании постановления первого заместителя начальника Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации, ФИО1 признана виновным в совершении инкриминируемого противоправного деяния.
Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.15.27 КоАПРФ, вынесено должностным лицом Уральского ГУ Банка России с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст.4.5 КоАПРФ для данной категории дел.
Частью 1 статьи 15.27 предусмотрено, что неисполнение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части осуществления внутреннего контроля влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии со ст. 3.4 КоАП РФ наказание в виде предупреждения может быть назначено при соблюдении перечисленных в данной статье условий, в том числе при совершении административного правонарушения впервые.
Административным органом установлено, что ранее ФИО1 привлекался к административной ответственности постановлением Уральского ГУ Банка России от 28.05.2019 № ТУ-65-ДЛ-19-10184/3110-1 (вступило в законную силу 22.06.2019, штраф оплачен в полном объеме 21.08.2019), т.е. административное правонарушение совершено ФИО1 не впервые, поскольку на дату рассмотрения дела об административном правонарушении не истек срок, установленный ст. 4.6 КоАП РФ, в течение которого лицо считается привлеченным к административной ответственности.
Указанное обстоятельство исключило возможность назначения административным органом Заявителю иного вида административного наказания, чем административный штраф в минимальном размере санкции, предусмотренной ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ для должностных лиц.
Наказание ФИО1 назначено справедливое, в минимальном размере санкции указанного закона, в постановлении должностное лицо учел смягчающие и отягчающие обстоятельства.
Доводы Заявителя о возможности признания совершенного противоправного деяния малозначительным проверены должностным лицом при принятии постановления по делу об административном правонарушении и обоснованно отклонены.
Инкриминируемое правонарушение посягает на установленный законодательством порядок противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, что относит данное противоправное деяние к разряду наиболее опасных, и ненадлежащее исполнение должностным лицом публично-правовых обязанностей в затронутой сфере надлежит расценивать как существенное нарушение охраняемых общественных отношений.
Выводы субъекта административной юрисдикции об отсутствии исключительных обстоятельств, свидетельствующих о наличии предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ признаков малозначительности административного правонарушения, с учетом особой значимости охраняемых отношений и конкретных обстоятельств совершения правонарушения основаны на правильном толковании положений указанной нормы и разъяснения органа высшей судебной власти, отраженного в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Таким образом, обстоятельства совершения лицом вменяемого правонарушения установлены и доказаны в процессе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении в предусмотренном законом порядке. Несогласие с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием субъектами административной юрисдикции положений КоАП РФ и норм законодательства, подлежащих применению, основанием для отмены обжалуемых актов не является.
Каких-либо процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих недопустимость доказательств, в судебном заседании не установлено, поэтому основания для изменения или отмены постановления должностного лица, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.30.6,30.7п. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
решил:
постановление от ДД.ММ.ГГГГ № №, вынесенного Первым заместителем начальника Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации ФИО2 в отношении ФИО1 по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения путем подачи жалобы в городской суд города Лесного Свердловской области.
Судья Т.В.Саркисян