Дело №12-4/2021
65RS0008-01-2020-000706-70
Р Е Ш Е Н И Е
15 февраля 2021 года пгт. Смирных
Судья Смирныховского районного суда Сахалинской области Михайлова О.А.,
при ведении протокола помощником судьи Вивенцовым Д.Е.
с участием
помощника Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора Болденкова Е.А.
защитников ООО «Горняк-1» Ведерниковой Е.В., Вычужаниной Н.А., действующих на основании доверенностей
рассмотрев в помещении суда дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.42 КоАП РФ в отношении общества с ограниченной ответственностью «Горняк-1» по жалобам генерального директора ООО «Горняк-1» ФИО3, защитника ООО «Горняк-1» Н.А. Вычужаниной на постановление №№ от 09 октября 2020 года государственного инспектора в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 о назначении административного наказания
У С Т А Н О В И Л:
Сахалинским межрайонным природоохранным прокурором 18 сентября 2020 года возбуждено в отношении юридического лица – ООО «Горняк-1» дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.42 КоАП РФ, выразившемся в размещении отвалов размываемых грунтов в границах прибрежно-защитных полос ручья ФИО13 и реки ФИО14 в нарушение ст.34 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и п.2 ч.17 ст. 65 Водного кодекса РФ. Из текста постановления о возбуждении дела об административном правонарушении следует, что ООО «Горняк-1» осуществляет на основании лицензии № от 11 июля 2017 года геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых на участке недр «ФИО15» <адрес> угленосной площади, в границах которого протекают руч.ФИО16, являющийся притоком реки ФИО17, и река ФИО18 - приток реки рыбохозяйственного значения высшей категории ФИО19. На данном участке недр имеется участок технологической дороги в виде дамбы, пересыпанной через ручей ФИО20 направлением юг-север, ширина прибрежно-защитной полосы которого составляет 50 метров. Ручей протекает по металлической трубе длиной 10 метров и диаметром более 2-х метров установленной в теле дамбы. Пойма ручья заужена отвалами легкоразмываемых грунтов, используемых при угледобыче. Кроме того на участке недр «ФИО21» <адрес> угленосной площади имеется технологическая дорога в северо-восточном направлении, вдоль которой на всем протяжении с юго-западной стороны размещены отвалы легкоразмываемых грунтов, хотя данная дорога, равно как и отвалы легкоразмываемых грунтов находятся в границах водоохраной зоны реки Быстрая, которая относится к водным объектам рыбохозяйственного значения первой категории и ее водоохранная зона равна 100 метрам, а ширина прибрежно-защитной полосы составляет 200 метров.
Постановлением №№ от 09 октября 2020 года государственного инспектора в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО4 ООО «Горняк-1» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.42 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000,00 рублей.
Генеральный директор ООО «Горняк-1» обратился в суд с жалобой на указанное выше постановление, в котором просил его отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указал о том, что в нарушение требований ст.24.1 КоАП РФ не установлены все юридически значимые обстоятельства совершения правонарушения, предусмотренные ст.26.1 КоАП РФ. Отвалы вдоль юго-западной стороны технологической дороги на участке недр «ФИО22» <адрес> угленосной площади образовались в связи с обустройством технологической дороги и поддержанием ее в исправном состоянии, вследствие чего не относятся к отвалам размываемого грунта. В соответствии с проектом при устройстве дороги на косогорах необходимо учитывать устойчивость насыпи формируемой дороги, поскольку на крутых косогорах насыпная часть получается недостаточно устойчивой. Факт нахождения отвалов легкоразмываемого грунта в водоохраной зоне реки <адрес> не нашел подтверждения в материалах проверки, поскольку отсутствуют какие-либо замеры расстояния между технологической дорогой, насыпью и водным объектом. Отнесение <адрес> к водному объекту особо ценного рыбохозяйственного значения также не подтверждается материалами дела, и противоречит ч.3 ст.15 Федерального закона от 20 декабря 2004 года №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», п.7 Постановления Правительства РФ от 28 февраля 2019 года №206 «Об утверждении Положения об отнесении водного объекта или части водного объекта к водным объектам рыбохозяйственного значения и определении категорий водных объектов рыбохозяйственого значения», согласно которым первая категория устанавливается для водных объектов рыбохозяйственного значения, которые являются местами обитания, размножения, зимовки, нагула, путями миграции водных биологических ресурсов, не относящихся к особо ценным и ценным видам (при наличии одного из показателей) и/или используются для добычи (вылова) таких водных биологических ресурсов при осуществлении всех видов рыболовства, а также, которые могут быть использованы для сохранения и искусственного воспроизводства данных водных биологических ресурсов.
В дополнениях к жалобе указано о том, что в ходе проверки 31 августа 2020 года не установлены такие юридически значимые обстоятельства дела как сведения о происхождении «отвалов размываемого грунта», структура грунта, размер «отвала» - высота, ширина, длина, объем, размещение грунта относительно границ прибрежной защитной полосы водного объекта, расстояние от уреза воды, координаты размещения. Указанные в акте проверки от 31 августа 2020 года отвалы легкоразмываемых грунтов, фактически являются насыпями, образовавшимися в связи с обустройством технологической дороги и поддержанием ее в исправном состоянии. Действующим законодательством не предусмотрено прямого запрета на размещение дорог специального пользования (технологических) в водоохранной зоне водных объектов.
Отнесение <адрес> к водному объекту особо ценного рыбохозяйственного значения не подтверждается материалами проверки. Согласно выписке из государственного рыбохозяйственного реестра утвержденного приказом Минсельхоз России от 21.10.2015 №<адрес> относится к водным объектам 1 категории, что подтверждается письмом Федерального агентства по рыболовству №№ от 03.12.2020. И доводы административного органа о том, что <адрес> относящаяся к водному объекту первой категории, как приток <адрес>, относящейся к высшей категории рыбохозяйственного значения, приобретает статус водного объекта особо ценного рыбохозяйственного значения, основан на неверном толковании действующего законодательства.
Кроме того, за аналогичное правонарушение постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ начальника отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Смирныховскому району ФИО23. ООО «Горняк» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.8.42 КоАП РФ, а в соответствии с ч.5 ст.4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и тоже правонарушение.
Также административным органом в соответствии с требованиями ч.11 ст.65 Водного кодекса РФ не установлена ширина прибрежной защитной полосы с учетом уклона берега водного объекта, и не произведены замеры на каком расстоянии от уреза воды расположены вмененные отвалы легкоразмываемых грунтов. Таким образом доводы административного органа о том, что вмененные отвалы легкоразмываемых грунтов находятся в прибрежной защитной полосе <адрес> не подтверждается материалам дела, которые не содержат сведений о замерах – расстояние от технологической дороги до реки, размещение насыпи по отношению к реке, высота, площадь насыпи.
Сахалинский межрайонный природоохранный прокурор подал возражения на жалобу генерального директора ООО «Горняк-1», в которых просил обжалуемое постановление о назначении наказания оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения. В обоснование возражений указал, что по информации Сахалино-Курильского территориального управления Федерального агентства по рыболовству река <адрес> относится к водным объектам рыбохозяйственного значения первой категории, является притоком <адрес>, относящейся в свою очередь к водным объектам рыбохозяйственного значения высшей категории. При рассмотрении дела об административном правонарушении установлен факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.42 КоАП РФ. Поскольку протяженность реки <адрес> составляет более 10 км, ее водоохранная зона равна 100 метрам, а ширина прибрежно-защитной полосы – 200 метров, а некорректное указание ширины прибрежной полосы реки <адрес> правового значения не имеет, так как факт размещения отвалов легкоразмываемого грунта подтверждается материалами проверки. Доводы жалобы о том, что насыпи образовались в связи с благоустройством технологической дороги и поддержанием ее в надлежащем состоянии и, следовательно, к отвалам легкоразмываемого грунта не относятся, не состоятельны и не исключают состав административного правонарушения. Также несостоятельны доводы жалобы о не проведении необходимых замеров в ходе проверки, так как проверка проводилась с использованием проверенной измерительной металлической рулетки, что отражено в акте проверки от 31 августа 2020 года. Дальневосточным межрегиональным управлением Росприроднадзора нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении административного дела не допущено.
В судебное заседание должностное лицо Управления Федерлаьной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Сахалинской области не явился, о времени и месте судебного заседания извещён в установленном законом порядке, об отложении судебного заседания не просил, об уважительных причинах неявки не извещал.
В судебное заседание законный представитель ООО «Горняк-1» генеральный директор ФИО3 не явился, о времени и месте судебного заседания извещен в установленном законом порядке, об отложении судебного заседания не просил, об уважительных причинах неявки не извещал.
В судебном заседании защитники ООО «Горняк-1» ФИО5, ФИО6, действующие на основании доверенностей, настаивали на удовлетворении жалобы, дали пояснения соответствующие изложенным в ней обстоятельствам. В ходе судебного разбирательства меняли пояснения по поводу фактического наличия на момент проверки водных объектов отвалов грунта, указывая как об отсутствии таковых, так и о принятии за отвалы скосы технологических дорог, состоящих из скальника и незначительной доли песка, который вымываться не мог по причине использования данных дорог исключительно тяжелой техникой. При этом указали, что постановлением от 04 августа 2020 года привлечены к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения, в виде штрафа, который уплатили, в связи с чем не могут быть повторно привлечены к ответственности за аналогичное правонарушение.
В судебном заседании помощник Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора ФИО2 просил постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора оставить без изменения, а жалобу ООО «Горняк-1» без удовлетворения по основаниям, указанным в возражениях на жалобу.
В судебном заседании свидетель ФИО7 – старший государственный инспектор ОГКНО ВБРиСО по <адрес>, пояснил, что в составе комиссии, куда также входил в том числе сотрудник прокуратуры <адрес> 31 августа 2020 года, выехал на место осуществления деятельности ООО «Горняк-1» на территории <адрес> в районе ручья <адрес> и <адрес>. В ходе проведения проверки сотрудником прокуратуры производились замеры рулеткой, производилась фотосъемка и составлялась схема. Первым осматривался ручей <адрес>, расположенный справой стороны технологической дороги направлением с востока на запад. Между ручьем и технологической дорогой располагалась канава, вода в которой была значительно более мутной по сравнению с ручьем, что свидетельствовало о нахождении в данной воде значительного количества взвешенных частиц. Из этой канавы наблюдался активный водосток в ручей <адрес>. Русло ручья было заужено отвалами отработок углепроизводства, представляющими из себя извлечённые слои почвы, в том числе глины, песка и т.д. Отвалы, представляли из себя не откосы технологических дорог, а расположенные между водными объектами и технологическими дорогами насыпы извлеченной входе добычи угля почвы. Данные отвалы располагались примерно на расстоянии 12-20 метром от русла ручья <адрес>.
На <адрес> экологическая ситуация обстояла хуже, т.к. верховье русла пересыпано и заведено в металлические трубы со значительным перепадом высоты, что препятствовало миграции водных биологических ресурсов в верховье русла реки. Откос технологической дороги, фактически также состоящей из почвы, извлекаемой при угледобычи, т.е. скальника, глины и песчаника, находился на расстоянии менее 100 метров от уреза воды <адрес>. Прибрежная защитная полоса реки <адрес> определена в 200 метров исходя из того, что на данном водном объекте обитают лососевые виды рыб, относящиеся к ценным видам, в том числе горбуша, и кета.
В судебном заседании свидетель – старший помощник прокурора <адрес>ФИО8 пояснил, что 31 августа 2020 года, вместе со специалистом – страшим государственным инспектором ОГКНО ВБРиСО по <адрес>ФИО7, другими лицами, в том числе работником ООО «Горняк-1» производил осмотр участка угледобычи <адрес> в районе ручья <адрес> и реки <адрес>, где осуществляет ООО «Горянк-1» работы по добыче угля. Осмотр производился с использованием рулетки, имеющей свидетельство о проверке. Ширина водоохраной зоны устанавливалась в отношении каждого водного объекта страшим государственным инспектором ОГКНО ВБРиСО по <адрес>ФИО7, но все установленные отвалы находились в среднем на расстоянии до 30-50 метров от уреза воды. Отвалы представляли из себя извлеченный грунт при добычи угля, состоящий в том числе из глины, песка, и не использованного низкосортного угля. На момент осмотра по отвалам, как по дорогам двигалась техника. На момент проверки шел дождь, и с отвалов гряз, состоящая из растворившегося угля, глины и песка стекала в водные объекты. В районе <адрес>, в ее устье были вкопаны трубы, поверх которых находился отвал, используемый как дорога, т.е. отвал находился непосредственно в устье реки.
В судебном заседании свидетель, начальник отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по <адрес>ФИО9 пояснил, что в июле 2020 года в районе <адрес>, являющегося притоком <адрес> в ходе проверки установил наличие отвалов легкоразмываемых грунтов, и вынес постановление № от 04 августа 2020 года о привлечении ООО «Горняк-1» к административной ответственности. В реке Быстрая обитают в том числе горбуша, сима, она является притоком <адрес>.
Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья, при рассмотрении жалобы (протеста) на постановление по делу об административном правонарушении не связан с доводами жалобы (протеста) и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение, в том числе об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ООО «Горняк-1» - действующее юридическое лицо, основным видом деятельности которого является добыча бурого угля (лигнита) открытым способом, а в качестве одной из дополнительных видов деятельности является лесозаготовки, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
Согласно лицензии на пользование недрами № ООО «Горняк-1» ведет работы по геологическому изучению, разведке и добыче полезных ископаемых на территории участка недр <адрес> угленосной площади Сахалинской области.
Из акта проверки от 31 августа 2020 года комиссией в составе старшего помощника прокурора <адрес>ФИО8, старшего государственного инспектора ОГКНО ВБРиСО по <адрес>ФИО7, участкового лесничего <адрес> участкового лесничества <адрес>ФИО10, заместителя руководителя ОП «Рощино» ООО «Горняк-1» ФИО11 следует, что 31 августа 2020 года в 16 часов 30 минут произведен осмотр участка технологической дороги ведущей к карьеру, находящемуся в 2-х километрах от поста охраны на въезде на территорию ООО «Горняк-1» (участок угледобычи <адрес>. На участке имеющем направление с запада на восток с северной стороны на расстоянии 3-х метров от края расположен кювет с уклоном в сторону ручья <адрес>, который является левым притоком <адрес>. Кювет шириной 3 метра, с северной части кювета расположены отвалы легкоразмываемых грунтов, вода с отвалов и дороги собирается в кювет и путем естественного стока попадает в русло ручья. В месте впадения стоков неочищенных сточных вод видна разница в прозрачности водотока. Ниже места загрязнения имеется неиспользуемый участок технологической дороги в виде дамбы пересыпанной через ручей <адрес> направлением юг – север. Ручей протекает в металлической трубе диаметром более 2-х метров установленной в теле дамбы, длина трубы 10 метров. Пойма ручья Живой заужена отвалами грунтов используемых при угледобычи, отвалы испещрены руслами стоков и эрозивными каналами. Эрозия почвы на отвалах указывает на активный сток поверхностных вод в виде осадков в русло ручья <адрес> Выше по течению от трубы пойма ручья покрыта твердыми частицами неочищенных сточных вод крупной фракции в виде угольных отложений, на участке отсутствует древесная и кустарниковая растительность, некоторые деревья в угнетенном состоянии либо высохшие. Участок загрязнения составляет около 200 кв.м. Высота (толщина) наносов составляет от 10 см до 30 см. На осматриваемой территории расстояние от уреза воды до начала отвалов составляет в отношении левого берега 12м., в отношении правого берега – 20м.
Также осматривался участок <адрес>, и в ходе осмотра установлено, что технологическая дорога пересекает <адрес> по искусственно созданной дамбе шириной 15 метров. В теле Дамбы параллельно уложены 2 трубы диаметром 80 см., длиной около 20 м. С западной стороны дамбы у входа в трубы устроен искусственный накопитель воды из которого вода выходит в русло <адрес>. Река <адрес> протекает по трубам, при этом уклон труб значительно увеличивает течение реки, что способствует на выходе из труб образованию каскада воды исключающему миграцию рыбы выше по течению реки <адрес>, и по сути является отчужденным для миграции рыбы около 5 км водотока. Далее двигаясь по технологической дороге в северо-восточном направлении к месту разработки нового карьера установлено, что данная дорога проходит в водоохраной зоне <адрес>. Отвалы легкоразмываемых грунтов расположены с юго-западной стороны на всем протяжении технологической дороги.
Из указанного акта также следует, что в ходе осмотра использовалась рулетка измерительная металлическая ТИП: Р50УЗК. ГРСИ:67047-17, свидетельство о проверке №, действующее до 26 апреля 2021 года.
Обстоятельства, изложенные в акте, соответствуют схеме и приложенному к акту осмотра фотоматериалу.
Частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности. Санкцией данной статьи в отношении юридических лиц предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельностью юридических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, презумпцию экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, сохранение биологического разнообразия, запрета хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и/или уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды, ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В силу ст.34 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии с ч. 1, 4, 11, 13 ст. 65 Водного Кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью: до десяти километров - в размере пятидесяти метров; от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров; от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.
Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.
Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.
Таким образом, минимальная ширина прибрежной защитной полосы реки или ручья составляет 30 метров.
В силу п.17 ст.65 Водного кодекса РФ в границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещается размещение отвалов размываемых грунтов.
В п.2 ч.17 ст.65 Водного кодекса РФ не указано определение отвала грунта.
Из п.34 межгосударственного стандарта ГОСТ 17.5.1.01-83 "Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения" и ГОСТ 17.5.1.03-86 "Охрана природы. Земли. Классификация вскрышных и вмещающих пород для биологической рекультивации земель", следует, что под отвалами понимается искусственная насыпь из отвальных грунтов или некондиционных полезных ископаемых, промышленных, коммунально-бытовых отходов. Согласно п.12 этого же ГОСТА под отвальным грунтом понимаются горные породы, составляющие отвал, разрыхленные и более или менее перемешанные в процессе их выемки, транспортирования и отвалообразования. А в силу п.4 Правил отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горно-добывающего и перерабатывающего производства, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2001 г. N 899 под некондиционными полезными ископаемыми следует понимать полезные ископаемые пониженного качества.
В соответствии с п.3.8 межгосударственного стандарта ГОСТ25100-2011 «Грунты. Классификация» (введен в действие приказом Федерального агентства по техническом регулированию и метрологии от 12 июля 2012 года №190-ст) грунт – это любые горные породы, почвы, осадки и техногенные образования рассматриваемые как многокомпонентные динамичные системы и как часть геологической среды и изучаемые в связи с инженерно-хозяйственной деятельностью человека. Этим же ГОСТОМ глинистый грунт (п.3.6.) определен как связный грунт, состоящий в основном из пылеватых и глинистых (не менее 3%) частиц, обладающий свойством пластичности (1%), а песчаный грунт (песок) (п.27): как несвязный минеральный грунт с массой частиц размером 0,05-2 мм более 50% и числом пластичности (1%.) Также под размываемостью грунта понимается разрушение грунтов под действием текучих вод.
Указанные характеристики свидетельствуют о том, что песчаные и глинистые грунты относятся к легкоразмываемым.
В судебном заседании свидетели ФИО7, ФИО8 пояснили, что отвалы состояли в том числе из песчаного и глинистого грунтов, т.е. легкоразмываемых грунтов. Кроме того, о том, что отвалы состояли из легкоразмываемых грунтов свидетельствуют показания свидетелей о том, что при незначительных осадках размытые грунты стекали с отвалов в водные объекты. Эти же обстоятельства следуют и из фотоматериала приложенного к акту проверки от 31 августа 2020 года.
Кроме того, из пояснений свидетелей ФИО7, ФИО8, ФИО9 следует, что ООО «Горянк-1» отвалы грунты извлечённого в ходе угледобычи, состоящего в том числе из песчаника и глинистых пород почвы, использует в том числе как дороги. Устье реки <адрес> пересекает дамба при строительстве которой использовался такой же грунт. Таким образом, в судебном заседании установлено, что над устьем реки <адрес>, а также в непосредственной близости от него расположены отвалы легкоразмываемого грунта. Также из пояснений свидетеля ФИО8 следует, что отвалы легкоразмываемых грунтов располагалась на расстоянии до 30-50 метров от уреза воды <адрес>.
Факт нахождения отвалов легкоразмываемых грунтов в границах прибрежно-защитной полосы ручья <адрес>, отражены непосредственно в акте осмотра от 31.08.2020 года - на расстоянии 12 и 20 метров.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что отвалы легкоразмываемых грунтов расположены ООО «Горняк-1» на границах прибрежно-защитной полосы ручья <адрес> и реки <адрес> в нарушение п.17 ст.65 Водного кодекса РФ, т.е. установлено, что ООО «Горняк-1» использовал прибрежную защитную полосу водных объектов – ручья <адрес> и реки <адрес> с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, о том, что в действиях ООО «Горняк-1» имеется состав административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.8.42 КоАП РФ.
Доводы защитников ООО «Горняк-1» о том, что в отношении <адрес> при определении ширины прибрежной защитной полосы не может быть применено положение ч.13 ст.65 Водного кодекса РФ, определяющее, что ширина прибрежной защитной полосы реки имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель, суд не принимает во внимание в силу следующего.
Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 18 февраля 2020 года №68, вступившим в действие с 05 апреля 2020 года внесены изменения в Перечень особо ценных и ценных видов водных биологических ресурсов, утвержденный Приказом министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 23 октября 2019 г. N 596, и в силу данных изменений лососевые виды рыб – кета и горбуша отнесены к ценным видам рыб.
Порядок и критерии отнесения водного объекта или части водного объекта к водным объектам рыбохозяйственного значения, а также порядок определения категорий водных объектов рыбохозяйственного значения определен Положением об отнесении водного объекта или части водного объекта к водным объектам рыбохозяйственного значения и определении категорий водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 2019 года №206. (далее Положение).
Критерий отнесения водного объекта или части водного объекта, находящегося в собственности Российской Федерации, к водным объектам рыбохозяйственного значения осуществляется зависит в том числе от того, что водный объект или часть водного объекта представляет собой место обитания, размножения, зимовки, нагула, путей миграций водных биологических ресурсов (при наличии одного из показателей) (подп. «а» п.3 Положения)
В силу п.5 Положения данного положения водные объекты рыбохозяйственного значения подразделяются на высшую, первую и вторую категории.
Согласно п.6 Положения высшая категория устанавливается для водных объектов рыбохозяйственного значения, которые являются местами обитания, размножения, зимовки, нагула, путями миграций особо ценных и ценных видов водных биологических ресурсов (при наличии одного из показателей) и (или) используются для добычи (вылова) таких видов водных биологических ресурсов, а также которые могут быть использованы для сохранения и искусственного воспроизводства указанных водных биологических ресурсов.
Таким образом, с учетом того, что с 05 апреля 2020 года горбуша относится к ценным видам водных биологических ресурсов, реку Быструю следует отнести к водным объектам имеющим особо ценное рыбохозяйственное значение, и, следовательно ее прибрежно-защитная полоса в соответствии с ч.13 ст.65 Водного кодекса РФ составляет 200 метров.
То обстоятельство, что по состоянию на декабрь 2020 года в Государственный рыбохозяйственный реестр не внесены изменения в отношении категории <адрес>, и исходя из этого Сахалино-курильским территориальным управлением предоставлены сведения о категории <адрес>, по указанным выше основанием, суд расценивает как не имеющее юридического значения для рассмотрения данного дела.
Тот факт, что отвалы грунта, полученного в результате угледобычи, содержащие в себе, в том числе и легкоразмываемые грунты используются для обустройства технологических дорог, не исключают из действий ООО «Горняк-1» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.42 КоАП РФ, поскольку наличие в границах прибрежно-защитной полосы отвалов легкоразмываемых грунтов приводит к увеличению количества взвешенных частиц в водоемах негативно сказывающихся на жизнедеятельности его обитателей.
Доводы ООО «Горняк-1» о том, что с учетом требований п.11 ст.65 Водного кодекса РФ исходя из уклонов берега водного объекта не установлена ширина прибрежно-защитной полосы, не имеют юридического значения для рассмотрения дела по существу, т.к. минимальная ее ширина в силу требований п.11 ст.65 Водного кодекса РФ составляет 30 метров, а с учетом того, что <адрес> относится в водным объектов рыбохозяйственного значения высшей категории, ее защитная полоса в соответствии с требованиями п.13 ст.65 Водного кодекса РФ составляет 200 метров.
Кроме того, из акта проверки от 31 августа 2020 года следует, что отвалы легкоразмываемого грунта в отношении ручья <адрес> находятся на расстоянии до 12 и 20 метров от уреза воды в зависимости от берега, и отвалами грунта заужено русло ручья. Из показаний свидетелей ФИО7 и ФИО8 следует, что в отношении <адрес> отвалы легкоразмываемых грунтов расположены на расстоянии до 50 метров от уреза реки. Через реку <адрес> создана дамба с использованием легкоразмываемого грунта, что свидетельствует о том, что в непосредственной близости от водоема находятся отвалы легкоразмываемого грунта.
Тот факт, что в акте проверки не установлены объемы отвалов, не имеет юридического значения для рассмотрения дела по существу, поскольку действующим законодательством запрет размещения отвалов легкоразмываемых грунтов не поставлен в зависимости от их объемов. Кроме того, их размеры зафиксированы на фотоматериалах приложенных к акту проверки.
Доводы жалобы о том, что производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании ч.5 ст.4.1 КоАП РФ, поскольку постановлением № от 04 августа 2020 года начальника отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по <адрес> ООО «Горняк-1» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.8.42 КоАП РФ за размещение отвалов легкоразмываемых грунтов расположенных в трех мерах от уреза воды, суд находит не несостоятельными, поскольку по данному делу об административном правонарушении вменено нахождение отвалов легкоразмываемого грунта на расстоянии от уреза воды по левому берегу – 12 метров, по правому берегу – 20 метров в отношении ручья <адрес>, в то время как постановлением от 04 августа 2020 года ООО «Горняк-1» привлечено к ответственности за размещение отвалов легкоразмываемого грунта на расстоянии 3 метров.
Также суд принимает во внимание следующее.
Частью 1 статьи 4.4Частью 1 статьи 4.4 КоАП РФ установлено, что при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
В рассматриваемом случае, исходя из установленных фактических обстоятельств дела, с учетом нахождения в разное время отвалов легкоразмываемых грунтов в разных местах прибрежно-защитной полосы ручья Живой и в различное время представляют собой самостоятельное правонарушение, вследствие чего вынесение двух постановлений о привлечении к административной ответственности является законным.
Согласно разъяснению, изложенному в ответе на 21 вопрос Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07.03.2007, повторное привлечение лица к административной ответственности за совершение длящегося правонарушения возможно в течение установленного срока давности, исчисляемого с момента вступления в законную силу ранее вынесенного постановления по тому же составу административного правонарушения.
В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
Соответственно, правонарушение, выражающееся в периодическом размещении отвалов легкоразмываемых грунтов в границах прибрежно-защитной полосы ручья Живой с учетом продолжающейся деятельности ООО «Горняк-1» по угледобычи не может быть признано длящимся.
Все фактические обстоятельства по делу, подлежащие доказыванию, установлены верно, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, всесторонне, полно и объективно исследованными и получившими надлежащую оценку в постановлении.
Иные доводы жалобы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления. Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы о виновности ООО «Горняк-1» в инкриминируемом правонарушении, не приведено.
Правильность правовой оценки доказательств сомнений не вызывает.
В соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ч.1 ст.8.42 КоАП РФ.
Сроки и процедура привлечения ООО «Горняк-1» к ответственности не нарушены. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Государственным инспектором в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора обоснованно при назначении наказания, с учетом характера совершенного административного правонарушения, юридическому лицу назначено минимальное наказание в пределах санкции ч.1 ст.8.42 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, учитывая, что правильно применены нормы материального права и не допущено нарушений норм процессуального права, оснований для отмены постановления не имеется.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 29.10, 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление №ДК-№ государственного инспектора в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от 09 октября 2020 года о признании общества с ограниченной ответственностью «Горняк-1» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.42 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000,00 рублей оставить без изменения, а жалобы генерального директора ООО «Горняк-1» ФИО3, защитника ООО «Горняк-1» ФИО6 на указанное постановление – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано и/или не него может быть принесен протест в Сахалинский областной суд через Смирныховский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья О.А. Михайлова