ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-29/20 от 16.12.2020 Октябрьского городского суда (Самарская область)

Дело Мировой судья Мельникова С.В.

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

16 декабря 2020 года г.Октябрьск Самарской области

Судья Октябрьского городского суда Самарской области Баринов М.А., рассмотрев жалобу ООО Проектно-строительной компании «Волга» (ООО ПСК «Волга») на постановление мирового судьи судебного участка №70 судебного района г.Октябрьск Самарской области,вынесенное в отношении юридического лица ООО ПСК «Волга» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка №70 судебного района г.Октябрьск Самарской области от13.10.2020 годаюридического лица ООО ПСК «Волга» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ. За совершение этого правонарушения назначено наказание в виде административного штрафа в размере21049042 рубля 29 копеек.

Не согласившись с данным постановлением, ООО ПСК «Волга» обжаловал его в районный суд. В жалобе, поступившей в Октябрьский городской суд ООО ПСК «Волга» не соглашается с постановлением мирового судьи, просит его отменить, а производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

В обоснование жалобы указано, что мировым судьей оставлено без внимания то обстоятельство, что в пояснениях у ФИО2 и у прораба речь идет о невыполненных работах в размере 10%, что составляет 3,4 млн рублей, а не 21 049 042.29 рублей. Т.е. эти невыполненные 10% работ являются дополнительными видами работ, которые необходимо было отдельно согласовать и включить их в контракт. Но поскольку такое дополнительное соглашение так и не было подписано, то и обязанности по их выполнению у ООО ПСК «Волга» не было. Каких-либо доказательств того, что вследствие неисполнения ООО ПСК «Волга» обязательств по контракту причинен существенный вред охраняемым законом интересам общества и государства - в материалах дела об административном правонарушении не содержится. Более того, напротив, Заказчик в пояснении от 05.08.2020 г. подтверждает, что права граждан РФ, в том числе, жителей г.о. Октябрьска на отдых, на право пользования водными и иными природными ресурсами не были нарушены. Бюджету РФ любого уровня также не был причинен материальный ущерб, так как денежные средства за выполненные работы и до сегодняшнего не перечислены ООО ПСК «Волга». Согласно Акту сверки взаимных расчетов по состоянию на 09.11.2020 г. задолженность Заказчика перед ООО ПСК «Волга» составляет 6 549 346,01 рублей. Кроме того, заключая контракт №31 от 24.12.2019 г. заказчик не планировал производить оплату в течение очень долгого времени, поскольку п.3.6. контракта «Аванс не предусмотрен». Заказчиком было потребовано от Подрядчика изменение видов работ по доступу на территорию пляжа маломобильных групп населения. Все эти работы могут быть произведены Подрядчиком только в случае их включения непосредственно в текст и в приложения к муниципальному контракту, так как выполнение дополнительных работ влечет за собой увеличение финансирования строительства и внесение изменений в Техническое задание. ООО ПСК «Волга» неоднократно направляло письменные запросы в адрес Администрации г.о. Октябрьск, однако, долгое время ответа и согласования дополнительно выявленных работ в их адрес от Заказчика не поступало. В связи с чем, у Подрядчика отсутствовали законные основания выполнять такие работы в нарушение действующего контракта (ст. 716 ГК РФ). Кроме того, начиная с февраля 2020 года Заказчик не исполнял свои обязанности по оплате выполненных Подрядчиком работ, несмотря на предоставление ООО ПСК «Волга» всех необходимых документов: Актов о приеме выполненных работ (форма КС-2), справок о стоимости (форма КС-3), счетов-фактур (нарушение заказчиком ст. 718 ГК РФ). В устном порядке им поясняли, что у Заказчика отсутствует возможность произвести оплату, так как нет денежных средств. В повторном письме заказчику от 14.04.2020 г. ООО ПСК «Волга» в очередной раз просило произвести оплату за выполненные работы и объясняло, что отсутствие оплаты Заказчиком уже выполненных и принятых работ на такую сумму не позволяет Подрядчику выполнять работы на объекте, так как данные денежные средства должны быть переведены в качестве оплаты поставщикам, субподрядчикам, работающим на объекте, а также использоваться для перечисления заработной платы сотрудникам ООО ПСК «Волга». К тому же меры, принятые Президентом и Правительством РФ (позже и губернатором Самарской области) для преодоления пандемии нового коронавируса COVID19: Указ Президента РФ от 25 марта 2020 г. № 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», действующий до 12 мая 2020 г., а также решение Глава Самарской области Д.И. Азаров о продлении режима самоизоляции пока до 23 июня 2020 г. также повлияли на сроки выполнения контрактных обязательств. В связи с чем считают, что отсутствует и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель ООО ПСК «Волга» Орлова С.Е. поддержала жалобу, сославшись на доводы изложенные в жалобе, а так же пояснила, что отсутствуют доказательства причинения существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства в результате просрочки исполнения обязательств по контракту. Объект был сдан к эксплуатации с опозданием из-за того что заказчик не согласовывал дополнительно выявленные работы, так же заказчик не выполнял обязательства по оплате выполненных Подрядчиком работ. Так же в график работ вмешались обстоятельства связанные с COVID 19. Был издан указ Президента об объявлении в РФ нерабочих дней до 12 мая 2020 и продленных до 23 июня 2020 года. ООО ПСК «Волга» ранее к административной ответственности за правонарушение в сфере порядка заключения и изменения контракта не привлекалось, правонарушение выявлено в ходе государственного контроля (надзора), ООО ПСК «Волга» входит в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а поэтому с целью соблюдения баланса частных и публичных интересов, принципов соразмерности, индивидуализации, справедливости и неотвратимости мер административной ответственности и с учетом специфики конкретного правонарушения должны применяться институты смягчения и возможность освобождения от административной ответственности за нарушения законодательства.

Представитель Администрации г.о.Октябрьск Лукашина Н.А. с жалобой согласилась и показала, что общая сумма контракта составила 34294684,43 рубля. Работы выполнены на сумму 27584889, 12 рублей. На оставшуюся сумму 6709795,31 рублей не будут выполняться, так как в ходе строительства были выявлены дополнительные работы, которые необходимо включить в муниципальный контракт, но они не были включены. В связи с этим ООО ПСК «Волга» не могла выполнить работы на указанную сумму. На данную сумму происходит расторжение контракта и проходит в одностороннем отказе от исполнения контракта. Так же считает, что благоустройство пляжа было завершено ещё в январе 2020 года, о чём свидетельствуют скриншоты с ленты новостей.

Помощник прокурора города Октябрьск Самарской области Камин А.В., с жалобой не согласился и считает, что вина ООО ПСК «Волга» доказана представленными доказательствами, решение вопроса о замене административного наказания, назначенное ООО ПСК «Волга», в виде штрафа на предупреждение оставляет на усмотрение суда.

Судья, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 30.6 ч.3 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 26.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии с ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не влекут уголовной ответственности

Из материалов дела усматривается, что24.12.2019 между МКУ «Комитет по архитектуре, строительству и транспорту Администрации г.о. Октябрьск Самарской области» в лице его руководителя ФИО2 и ООО «ПСК Волга» заключен муниципальный контракт (далее - Контракт) на выполнение работ по благоустройству территории (участка) в районе центрального пляжа г.о. Октябрьск (для круглогодичного использования).

Цена Контракта составила 34 294 684 руб. (п. 3.1. Контракта).

Пунктом 6.2 Контракта определён срок выполнения работ, являющихся предметом Контракта, а именно, с даты подписания Контракта, т.е. с 24.12.2019 г. до 15.06.2020 г.

В силу п. 3.6 Контракта промежуточный и окончательный расчёт за выполненные работы производится Заказчиком безналичным платежом на расчётный счёт Подрядчика на основании предоставляемых Подрядчиком счетов-фактур, подписанных сторонами актов о приёмке выполненных работ (форма КС-2), справок о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), в течение 30 (тридцати) календарных дней с момента подписания вышеуказанных актов.

Муниципальный контракт от 24.12.2019 № 31, между МКУ «Комитет по архитектуре, строительству и транспорту Администрации г.о. Октябрьск Самарской области» и ООО «ПСК Волга» заключен при реализации национального проекта «Жильё и городская среда».

В силу п. 1 ч. 4.3 «Паспорт национального проекта «Жилье и городская среда» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 ), основной задачей одноименной программы национального проекта «Жильё и городская среда», является создание механизмов развития комфортной городской среды, комплексного развития городов и других населенных пунктов с учетом индекса качества городской среды.

В ходе проверки, проведенной прокуратуройгорода Октябрьск Самарской областина предмет исполнения федерального законодательства о контрактной системе в сфере закупок, установлено, что предусмотренные вышеуказанным муниципальным контрактом работы в предусмотренные сроки выполнены не были, а именно по состоянию на 16 июня 2020 года сумма неисполненных ООО «ПСК Волга» обязательств, при проведении работ по благоустройству территории (участка) в районе центрального пляжа г.о. Октябрьск составила 21 049 042, 29 рубль (с учётом НДС 20%). На 14.05.2020 года работы выполнены на сумму 13 245 642,14 рублей ( с учетом НДС).

Указанные обстоятельства не оспариваются.

Эти обстоятельства явились основанием для вынесения8 сентября 2020 года прокурором города Октябрьск Самарской областипостановления о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ, в отношении ООО ПСК «Волга», ИНН 6325043826.

Обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждаются имеющимися в деле доказательствами:

- постановлением о возбуждении производства по делу ос административном правонарушении от 08 августа 2020 года, согласно которого прокуратурой города Октябрьска выявлены нарушения законодательства при реализации национального проекта, а именно неисполнение муниципальной контракта от 24 декабря 2019 года, заключенного между МКУ «Комите­та архитектуре, строительству, транспорту Администрации г.о.Октябрьск Самарской области и ООО «ПСК «Волга».

- копией муниципального контракта (ИКЗ ) от 24 декабря 2019 года, согласно которого цена. контракта составляет 34 294 684,43 рубля ( в том числе НДС 20%).Срок исполнения - до 15 июня 2020 года (в соответствии с п.6. Контракта).

- копией протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 13 декабря 2019 года, согласно которого срок выполнения работ, оказания услуг указан до 15 июня 2019 года. Участников аукциона являлось ООО ПСК «Волга» (ИНН 6325043826). С данным участником заключен контракт на сумму 34 294 684,43 рубля.

- копией справки о стоимости выполненных работ и затрат на отчетный период с 24 декабря 2019 года по 14 мая 2020 года, согласно которой работы выполнены на сумму 13 243 642,14 рублей.

Факт неисполнения обязательства ООО ПСК «Волга» сомнений не вызывает.

С учетом вышеизложенного мировым судьей был сделан обоснованный вывод о том, что ООО ПСК «Волга» не выполнило в полном объеме работы в срок, предусмотренный контрактом, в связи с чем цели, которые ставил заказчик перед застройщиком, не были достигнуты.

Выводы мирового судьи о наличии в действиях директора ООО ПСК «Волга» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ, обоснованы и достаточно мотивированы в судебном постановлении.

Основной задачей одноименной программы национального проекта «Жильё и городская среда», является создание механизмов развития комфортной городской среды, комплексного развития городов и других населенных пунктов с учетом индекса качества городской среды, в связи с чем неисполнение в установленный срок работ привело к нарушению механизма развития комфортной городской среды, а так же комплексного развития г.о.Октябрьск.

Изучение представленных материалов свидетельствует, что при рассмотрении дела, мировым судьей всесторонне, полно и объективно исследовались все доказательства по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ. Оснований не соглашаться с оценкой доказательств, данной мировым судьей, не имеется. Бремя доказывания распределено правильно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности не нарушен.

Несостоятельной является ссылка представителя ООО ПСК «Волга» Орловой С.Е. об отсутствии вины в завершении строительства в более поздний срок, чем это предусмотрено муниципальным контрактом, поскольку просрочка сдачи объекта строительства произошла в результате действий застройщика, который в соответствии с Контракта от 24.12.2019г. обязан был своевременно проверить правильность и своевременность оформления проектной документации.

Срок давности и порядок привлечения ООО ПСК «Волга» к административной ответственности не нарушен.

Вместе с тем, при разрешении вопроса о назначении наказания, мировой судья, не применив положения ст. 4.1.1 КоАП РФ, не мотивировал отсутствие оснований для замены административного штрафа предупреждением, в связи с чем, постановление мирового судьи подлежит изменению.

Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 названного Кодекса).

В части 1 статьи 1.4 КоАП РФ воспроизведен и конкретизирован закрепленный частью 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации принцип равенства всех перед законом.

Одновременно частью 3 указанной статьи Кодекса допускается наличие особых условий применения мер административной ответственности в отношении являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Так, частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ предусмотрена возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением юридическим лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если за него не предусмотрено административное наказание в виде предупреждения, при условии, что ответственность за совершенное административное правонарушение не установлена нормами, перечисленными в части 2 данной статьи, и при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса.

Из буквального содержания части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что наказание в виде административного штрафа должно быть заменено при наличии совокупности приведенных в этой норме условий и только к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса (ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ).

На основании статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными данным Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

Согласно сведениям Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (https://rmsp.nalog.ru/) ООО ПСК «Волга» (ИНН 6325043826) включено в указанный реестр и отнесено к категории «Среднее предприятие».

Сведений о привлечении ранее ООО ПСК «Волга» к административной ответственности в материалах дела отсутствуют, совершенное указанным юридическим лицом деяние выявлено в ходе осуществления государственного надзора за исполнением законов, не относится к административным правонарушениям, указанным в ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ и не повлекло последствий, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ.

С учетом изложенного, учитывая обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения, полагаю возможным заменить юридическому лицу ООО ПСК «Волга» административный штраф на предупреждение.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи судебного участка №70 судебного района города Октябрьск Самарской области от13 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ, в отношении юридического лица – ООО ПСК «Волга» изменить.

Заменить назначенное ООО Проектно-строительной компании «Волга» административное наказание в виде административного штрафа в размере21049042 рублей 29 копеекна предупреждение.

В остальной части постановление мирового судьи судебного участка №70 судебного района города Октябрьск Самарской области от13 октября 2020 года оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу с момента его принятия.

Председательствующий: судья М.А. Баринов