ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-29/20 от 25.06.2020 Советского городского суда (Калининградская область)

Р Е Ш Е Н И Е

25 июня 2020 года город Советск

Судья Советского городского суда Калининградской области Баландина О.В.

при секретаре Пигаревой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, администрации Советского городского округа на постановление ведущего консультанта отдела административно-технического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области ФИО1 от 30.01.2020 о назначении администрации Советского городского округа административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением ведущего консультанта отдела административно-технического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области ФИО1 от 30.01.2020 администрация Советского городского округа признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 120 000 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, администрация Советского городского округа подала на него жалобу, в которой просила вышеуказанное постановление отменить, производство по делу прекратить, полагая его незаконным по следующим основаниям. Из системного толкования ст.1, п.2 ст.8, п.2 ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.2 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.24 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №31-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований. Доказательств тому, что администрация осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами в материалах дела не имеется. Поскольку в соответствии с п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 №31-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для решения вопросов местного значения городского округа по благоустройству Советского городского округа создано МБУ «Благоустройство», которому переданы в оперативное управление все муниципальные контейнерные площадки, то в силу п.2 и абзаца 2 п.3 ст.215 Гражданского кодекса Российской Федерации, муниципальные контейнерные площадки в состав казны муниципального образования не входят и не эксплуатируются администрацией Советского городского округа. Такие виды деятельности как сбор, складирование, использование, сжигание, переработка, обезвреживание, транспортировка, захоронение и иное обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами не относятся к уставной деятельности администрации Советского городского округа. С учетом положений п.4 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» полномочия администрации по организации сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, созданию и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов на территориях городского округа являются властно-распорядительной функцией данного органа, а не деятельностью по обращению с отходами. Вместе с тем, неисполнение полномочий (властно-распорядительных функций) не охватывается диспозицией ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и, как следствие, администрация Советского городского округа не является субъектом вышеуказанного административного правонарушения. Кроме того, проведенная проверка имеет признаки внеплановой выездной проверки, требования к проведению которой, регламентированные ст.ст.10, 12 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», нарушены, в связи с чем в силу ч.3 ст.26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях её результаты не могут быть использованы в качестве доказательств по делу об административном правонарушении.

В судебное заседание законный представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не явился.

Защитник Колмогорова Т.А., действующая на основании доверенности от 13.04.2020 , в судебном заседании доводы жалобы поддержала и просила удовлетворить.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ст.8.2.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 17.12.2019 в период времени с 11 часов 56 минут до 12 часов 38 минут при осмотре, обследовании земельных участков в границах территории МО «Советский городской округ» ведущим консультантом отдела административно-технического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области ФИО1 установлено, что площадки для накопления твердых коммунальных отходов, расположенные у д.74 по ул.ФИО2 г.Советска Калининградской области и д.4 по ул.Маяковского г.Советска Калининградской области не имеют твердого покрытия, ограждений с трех сторон.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для возбуждения 30.12.2019 ведущим консультантом отдела административно-технического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области ФИО1 в отношении администрации Советского городского округа дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения её к административной ответственности за совершение вышеуказанного правонарушения.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 30.12.2019 и постановлению о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 30.01.2020 администрация Советского городского округа Калининградской области допустила нарушение (несоблюдение) требований в области охраны окружающей среды, предусмотренных п.1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.2 ст.11 и п.3 ст.13.4 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.3.7.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда при осуществлении своих полномочий в области обращения с твердыми коммунальными отходами и при обеспечении накопления твердых коммунальных отходов на территории Советского городского округа при эксплуатации мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов с адресами: 162, Советский городской округ, Советск, ФИО2, 74; 157, Советский городской округ, Советск, Маяковского, 4.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со ст.26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения. При этом решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного, объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

Согласно п.1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В силу ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходами производства и потребления (далее - отходы) признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», под обращением с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, в том числе путем создания и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, определения схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, организации экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пп.24 п.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №31-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.4 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

При рассмотрении дела об административном правонарушении ведущему консультанту отдела административно-технического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области ФИО1 из представленного постановления администрации Советского городского округа Калининградской области от 02.10.2019 было известно о том, что муниципальное движимое имущество – места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов по адресам: ул. Маяковского, 4, и ул. ФИО2, 74, закреплены за муниципальным бюджетным учреждением «Благоустройство» на праве оперативного управления. При рассмотрении настоящей жалобы администрацией Советского городского округа представлен также акт приема-передачи от 03.10.2019, в том числе, вышеуказанных площадок.

Нарушение требований в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности администрации Советского городского округа не вменяется и из обстоятельств дела не следует.

Поскольку полномочия администрации по организации сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территории Советского городского округа являются властно-распорядительной функцией данного органа, неисполнение которых не охватывается диспозицией ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, администрация Советского городского округа Калининградской области субъектом данного правонарушения не является.

При таких обстоятельствах жалоба лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, подлежит удовлетворению, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст.30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л :

Постановление ведущего консультанта отдела административно-технического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области ФИО1 от 30.01.2020 о назначении администрации Советского городского округа административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Жалобу администрации Советского городского округа удовлетворить.

Решение суда может быть обжаловано в Калининградский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья О.В. Баландина