№
Дело № 12-29/2020
№
">РЕШЕНИЕ
по жалобе по делу об административном правонарушении
27 августа 2020 года г. Солигалич
Судья Чухломского районного суда Костромской области Размахов В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ОГБУ «Костромаавтодор» Шведова А.А. на постановление заместителя Руководителя Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям от 02 июля 2020 года, которым директор ОГБУ «Костромаавтодор» Шведов А.А. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.8.6 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа,
№"> УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя Руководителя Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям от 02 июля 2020 года № 03/85 директор ОГБУ «Костромаавтодор» Шведов А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.6 КоАП РФ, совершенного при следующих обстоятельствах:
24 января 2020 года в 13 ч. 15 мин. по информации, поступившей в Управление Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям из Управления Росреестра по Костромской области о проведении 16.12.2019 г. контрольно-надзорных мероприятий на земельном участке сельскохозяйственного значения, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером №, расположенном в №, общей площадью ... кв.м., принадлежащем на праве собственности СПОК «Горка» на основании договора № от 13.06.2018 г., установлено, что вышеуказанный земельный участок граничит с земельным участком сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием -для сельскохозяйственного производства, с кадастровым №, расположенным по адресу <адрес>, площадью ... кв.м, принадлежащим на праве собственности СПОК «Горка», на котором ОГБУ «Костромское областное Управление дорог общего пользования «Костромаавтодор» проводит разработку карьера по добыче полезных ископаемых.
Учреждение, директором которого является ФИО1, используя по договору аренды от 31.05.2019 г. №, для добычи полезных ископаемых земельный участок с кадастровым №, также осуществило выемку полезных ископаемых за пределами границ данного земельного участка, а именно - на смежном земельном участке, имеющем кадастровый №, на площади, составляющей ... кв.м.
Факт нарушения директором ОГБУ «Костромское областное Управление дорог общего пользования «Костромаавтодор» ФИО1 требований нормативно-правовых актов, устанавливающих обязанности по использованию земельного участка установлен, и материалами дела № от 24.01.2020 г. подтвержден.
Директор ОГБУ «Костромское областное Управление дорог общего пользования «Костромаавтодор» ФИО1 имел возможность соблюдать установленные требования, однако не принял необходимых и своевременных мер, что свидетельствует о виновности данного лица в совершении вменяемого ему правонарушения.
Таким образом, директор ОГБУ «Костромское областное Управление дорог общего пользования «Костромаавтодор» ФИО1 допустил самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы, чем нарушил требования ст. 12, абз. 7 ст. 42, п. 3 ст. 13 Земельного кодекса РФ, ч. 1 ст. 78 Земельного кодекса РФ, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.6. КоАП РФ - самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы.
За данное правонарушение директор ОГБУ «Костромское областное управление автомобильных дорог общего пользования «Костромаавтодор» ФИО1 вышеуказанным постановлением привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.8.6 КоАП РФ и ему назначено наказание, в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, директор ОГБУ «Костромское областное управление автомобильных дорог общего пользования «Костромаавтодор» ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просил отменить вышеуказанное постановление и прекратить производство по делу, мотивируя тем, что постановлением по делу об административном правонарушении от 02.07.2020 г. № установлено, что 24.01.2020 г. в 13 ч. 15 мин. по информации, поступившей в Управление Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям из Управления Росреестра по Костромской области (вх. ...) о проведении в период с 16.12.2019 г. по 16.12.2019 г. контрольно-надзорных мероприятий на земельном участке сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства, с кадастровым №, расположенном в <адрес>, общей площадью ... кв.м., принадлежащем на праве собственности СПОК «Горка» установлено, что вышеуказанный земельный участок граничит с земельным участком сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства, с кадастровым №, расположенным по адресу: <адрес>, площадью ... кв.м., принадлежащем на праве собственности СПОК
«Горка», согласно договору аренды № от 31.05.2019 года, на котором ОГБУ «Костромаавтодор» проводит разработку карьера по добыче полезных ископаемых.
Факт нарушения директором ОГБУ «Костромаавтодор» ФИО1 требований нормативно-правовых актов, устанавливающих обязанности по использованию земельного участка - установлен, материалами дела № от 24.01.2020 г. подтвержден.
При этом в постановлении по делу об административном правонарушении от 02.07.2020 г. № не указано, какими именно документами и на основании чего установлен и подтвержден факт нарушения директором ОГБУ «Костромаавтодор» ФИО1 требований нормативно-правовых актов, устанавливающих обязанности по использованию земельного участка.
Кроме того, с момента реорганизации ОГБУ «Костромаавтодор» (с конца 2016 года) между ООО «Центр обслуживания новых технологий и инвестиций» (правопредшественник Сельскохозяйственного потребительского кооператива «ГОРКА») и, в дальнейшем Сельскохозяйственным потребительским обслуживающим кооперативом «ГОРКА» (далее по тексту - СПОК «Горка») сложились устойчивые деловые отношения по вопросам пользования земельным участком с кадастровым № и заключен договор аренды от 31.05.2019 г. №.
Также 31 декабря 2019 года заключен договор аренды земельного участка с кадастровым №
Считает, что неоднократно было доказано, в том числе и в рамках рассмотрения гражданского дела в Арбитражном суде Костромской области, что ОГБУ «Костромаавтодор» приняло спорный земельный участок для добычи полезных ископаемых в рамках Лицензии уже с нарушенными землями, а доказательств нарушения Лицензионного соглашения в материалах дела - не имеется. Также данный факт подтверждается Отчетом о геологическом изучении участка недр местного значения «Лебедевское» в Солигаличском районе Костромской области от 30.07.2019 года, утвержденном Экспертной комиссией по государственной экспертизе запасов №.
Кроме того, допрошенный представитель потерпевшей стороны СПОК «Горка» пояснил, что на земельном участке с с кадастровым № снятие и перемещение плодородного слоя, а также выемка полезных ископаемых отсутствует, что подтверждается вступившим в законную силу решением Чухломского районного суда Костромской области от 12 декабря 2019 года.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае со стороны директора ОГБУ «Костромаавтодор» ФИО1 предприняты все исчерпывающие меры для соблюдения норм действующего законодательства Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, в связи с чем, правовых оснований для привлечения его к административной ответственности по ч.1 ст.8.6 КоАП РФ не имеется.
В судебном заседании представитель директора ОГБУ «Костромаавтодор» ФИО1 - ФИО2 (по доверенности) жалобу поддержала по указанным в ней основаниям, дополнительно пояснила, что в период указанный в постановлении в отношении ОГБУ «Костромаавтодор» осуществлялась прокурорская проверка, по результатам которой нарушений в деятельности их предприятия выявлено не было. Границы земельных участков с кадастровыми № на местности не обозначены, и определить эти границы фактически не возможно. В настоящее времяраспоряжением Губернатора Костромской области от 03 августа 2020 года земельные участки с кадастровыми № переведены из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения». Кроме того, она не отрицала, что на земельном участке с кадастровым № имеются незначительные повреждения грунта, и скорее всего, это сделали местные жители при помощи лопат, когда осуществляли выемку грунта. Также имеются участки, на которых возможно снимался слой грунта, но это было давно, так как эти участки уже заросли травой и мелкими деревьями. ОГБУ «Костромаавтодор» к снятию и перемещению грунта на земельном участке с кадастровым № отношения не имеет.
Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление - заместитель Руководителя Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям ФИО3, предоставил в суд пояснения по жалобе, а руководитель управления ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
В отзыве на жалобу ФИО3 указал, что согласно статье 12 ЗК РФ использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности, обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что по информации, поступившей в Управление Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям из Управления Росреестра по Костромской области о проведении в период с 16.12.2019 г. по 16.12.2019 г. контрольно-надзорных мероприятий на земельном участке с кадастровым номером № расположенном в <адрес>, установлено, что земельный участок с кадастровым № граничит с земельным участком №, на котором производится разработка карьера по добыче полезных ископаемых ОГБУ «Костромское областное Управление автомобильных дорог общего пользования «Костромаавтодор». Учреждение, используя по договору аренды земельного участка с кадастровым № для добычи полезных ископаемых, также осуществил выемку полезных ископаемых за пределами границ земельного участка с кадастровым №, т.е. на смежном участке, имеющим кадастровый №, на площади ... кв.м., тем самым ОГБУ «Костромское областное Управление автомобильных дорог общего пользования «Костромаавтодор» совершило самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы на земельном участке с КН № без согласования с собственником земельного участка.
Указанный земельный участок принадлежит на праве аренды СПОК «Горка» (запись о государственной регистрации права от 13.07.2018 года №).
Директором ОГБУ «Костромское областное Управление автомобильных дорог общего пользования «Костромаавтодор» является ФИО1, согласно выписки из ЕГРЮЛ от 24.01.2019 г. №.
Материалы административного производства по делу от ДД.ММ.ГГГГ№ содержат достаточное описание события правонарушения для возможности квалификации объективной стороны как деяния, нарушающего соответствующие нормы закона.
31.12.2019 г. между ОГБУ «Костромаавтодор» и СПОК «Горка» после ряда судебных тяжб заключен договор аренды от 31.12.2019 г. № на вышеуказанный земельный участок.
В материалах дела установлено, что в период с 16.12.2019 г. по 16.12.2019 г. выявлено самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы на земельном участке с КН №, т.е. до момента подписания договора аренды между ОГБУ «Костромаавтодор» и СПОК «Горка».
В жалобе заявитель указывает, что на земельном участке с кадастровым № снятие и перемещение плодородного слоя, а также выемка полезных ископаемых отсутствует, что подтверждается вступившим в законную силу решением Чухломского районного суда Костромской области от 12.12.2019 г.
Решение Чухломского районного суда Костромской области от 12.12.2019 г. Управлением в настоящее время обжалуется во 2-ом кассационном суде общей юрисдикции, поэтому нельзя сделать однозначный вывод об отсутствии на земельном участке с КН № снятия и перемещения плодородного слоя, а также выемки полезных ископаемых.
Материалами проверки установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 44:20:104503:154 на площади 2164 кв.м. осуществляется выемка полезных ископаемых.
Использование земельного участка сельскохозяйственного назначения с целью геологического изучения, разведки и добычи валуйно-гравийно-песчаного материала не допускается. Разработка и добыча валуйно-гравийно-песчаного материала возможно только после перевода участка в иную категорию.
Земли сельскохозяйственного назначения имеют особый охранный режим.
Согласно ч. 1 ст. 78 ЗК РФ - земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
В соответствии с ч. 1 ст. 79 ЗК РФ: сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Объективной стороной правонарушения является самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы.
Самовольное снятие плодородного слоя почвы означает его отделение от поверхности земли без разрешения. Самовольное перемещение плодородного слоя почвы - это осуществленное без надлежащего разрешения изменение пространственного расположения плодородного слоя почвы.
Конституцией Российской Федерации предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Согласно статьи 15 Конституции Российской Федерации любое лицо должно соблюдать Конституцию РФ и законы, а, следовательно, и установленные законом обязанности. То есть, вступая в земельные правоотношения, лицо должно знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для соблюдения требований закона.
В Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности; граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 9, части 1 и 3 статьи 36 Конституции Российской Федерации).
В пункте 2 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен один из основных принципов земельного законодательства, закрепляющий приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества.
В соответствии с абз. 2 ст. 42 ЗК РФ - собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Считает, что директор ОГБУ «Костромаавтодор» ФИО1 имел возможность соблюдать установленные требования, однако не принял необходимых и своевременных мер, что свидетельствует о виновности данного лица в совершении вменяемого ему правонарушения.
Оценивая в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает доказанным наличие в действиях Директора ОГБУ «Костромаавтодор» ФИО1 вины в совершении вменяемого административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что заявитель принял все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства. Обстоятельств, препятствующих заявителю соблюсти правила и нормы, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, административным органом не установлено, а также не найдено доказательств принятия заявителем всех зависящих от него мер по их соблюдению.
На основании вышеизложенного, считает, что постановление по делу об административном правонарушении от 02 июля 2020 года №03/85 вынесенное в отношении директора ОГБУ «Костромаавтодор» ФИО1 отмене не подлежит.
Представитель потерпевшей стороны председатель СПОК «Горка» ФИО4 предоставила в суд ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя СПОК «Горка» и письменную позицию по делу, из которой следует, что в рамках рассмотрения указанной жалобы СПОК «Горка» является лицом, участвующим в деле, потерпевшей стороной.
При этом, СПОК «Горка» не получил копию названного постановления от Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям, вынесенное по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении и обжалуемое в рамках настоящего дела.
Как следует из жалобы, постановлением № от 02.07.2020 установлено, что ОГБУ «Костромаавтодор» в лице директора ФИО1 осуществило выемку полезных ископаемых на земельном участке с кадастровым №.
Однако, указанная информация не достоверна, выводы Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям незаконны и не соответствуют действительности.
Информацию об отсутствии на вышеуказанном земельном участке какой-либо разработки и выемки полезных ископаемых подтверждает вступившее в законную силу решение Чухломского районного суда Костромской области от 12.12.2019 года, решение Костромского областного суда от 06.03.2020 года, а также постановление от 20.11.2020 ПП №17 МОтд МВД России «Чухломское».
Кроме того, при даче показаний должностному лицу Галичского межмуниципального отела Управления Росреестра по Костромской области 17.12.2019 года председатель СПОК «Горка» ФИО4 пояснила, что ОГБУ «Костромаавтодор» в лице директора ФИО1 не нарушает права и законные интересы СПОК «Горка», а именно не осуществляет самовольное занятие земельного участка с кадастровым № и не ведет на указанном земельном участке разработку, а также то, что на указанном земельном участке отсутствует карьер и какая-либо выемка полезных ископаемых не ведется.
Кроме того, в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении, по результатам которого вынесен обжалуемый акт, СПОК «Горка» предоставлял позицию в Управление Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям (исх. № от 02.07.2020), в которой пояснил, что на земельном участке с кадастровым № ОГБУ «Костомаавтодор» в лице директора ФИО1 не осуществлял и не осуществляет противоправные действия, нарушающие права и законные интересы СПОК «Горка», в том числе самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы.
В рамках рассмотрения настоящего дела СПОК «Горка» подтверждает вышеуказанную информацию.
Земельный участок с кадастровым № на момент проведения проверок со стороны Управления Росреестра по Костромской области и со стороны Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям использовался СПОК «Горка» в сельскохозяйственных целях в соответствии с той категорией, к которой он относится.
При этом, на земельном участке с кадастровым № ОГБУ «Костомаавтодор» в лице директора ФИО1 не осуществлял и не осуществляет выемку полезных ископаемых, снятие и перемещение плодородного слоя почвы.
Полагает, что в рамках настоящего дела имеются основания для прекращения производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Выслушав участвующих в рассмотрении жалобы лиц, изучив доводы жалоб и возражений, исследовав материалы дела, прихожу к следующему:
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов. Суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Из примечания к указанной статье следует, что под должностным лицом следует понимать, в частности, лицо, совершившее административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководителя организации.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья закона, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Согласно ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ постановление об административном правонарушении должно быть мотивировано и содержать нормы права, в соответствии с которыми лицо привлекается к административной ответственности, и обстоятельства, установленные административным органом.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ, образуют самовольные действия лица, признаваемого субъектом административного правонарушения, в результате которых возникли неблагоприятные последствия в виде снятия или перемещения плодородного слоя почвы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 16 января 2020 года в Управление Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям из Управления Росреестра по Костромской области поступило информационное письмо, из которого следует, что Управленим Росреестра 16.12.2019 г. проведены контрольно-надзорные мероприятия на земельном участке сельскохозяйственного значения, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства, с кадастровым №, расположенном в <адрес>, общей площадью ... кв.м., принадлежащем на праве собственности СПОК «Горка» на основании договора № от 13.06.2018 г. В ходе вышеуказанных мероприятий установлено, что вышеуказанный земельный участок граничит с земельным участком сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства, с кадастровым №, расположенным по адресу <адрес> площадью ... кв.м, принадлежащим на праве собственности СПОК «Горка», на котором ОГБУ «Костромское областное Управление дорог общего пользования «Костромаавтодор» проводит разработку карьера по добыче полезных ископаемых. Учреждение, директором которого является ФИО1, используя по договору аренды от 31.05.2019 г. №, для добычи полезных ископаемых земельный участок с кадастровым №, также осуществило выемку полезных ископаемых за пределами границ данного земельного участка, а именно - на смежном земельном участке, имеющем кадастровый №.
На основании информации поступившей в Управление Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям из Управления Росреестра по Костромской области 24 января 2020 года в отношении должностного лица директора ОГБУ «Костромаавтодор» ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении №, а 27 января 2020 года вынесено постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ, которое было отменено решением Чухломского районного суда Костромской области, в связи с непривлечением к участию в деле в качестве потерпевшей стороны СПОК «Горка». 02 июля 2020 года вынесено новое постановление о назначении директору ОГБУ «Костромаавтодор» ФИО1 административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ.
Вместе с тем, положенные в основу оспариваемого постановления доказательства не содержат достаточных и достоверных данных о причастности указанного должностного лица к совершению вмененного ему административного правонарушения.
Так, в протоколе об административном правонарушении и в постановлении при описании события правонарушения указано лишь на то, что 24 января 2020 года в 13 ч. 15 мин. по информации, поступившей в Управление Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям из Управления Росреестра по Костромской области о проведении 16.12.2019 г. контрольно-надзорных мероприятий на земельном участке сельскохозяйственного значения, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером №, расположенном в <адрес>, общей площадью ... кв.м., принадлежащем на праве собственности СПОК «Горка» на основании договора № от 13.06.2018 г., установлено, что вышеуказанный земельный участок граничит с земельным участком сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства, с кадастровым №, расположенным по адресу <адрес> площадью ... кв.м, принадлежащим на праве собственности СПОК «Горка», на котором ОГБУ «Костромское областное Управление дорог общего пользования «Костромаавтодор» проводит разработку карьера по добыче полезных ископаемых.
Учреждение, директором которого является ФИО1, используя по договору аренды от 31.05.2019 г. №, для добычи полезных ископаемых земельный участок с кадастровым №, также осуществило выемку полезных ископаемых за пределами границ данного земельного участка, а именно - на смежном земельном участке, имеющем кадастровый №, на площади, составляющей ... кв.м.
Также в постановлении указано, что факт нарушения директором ОГБУ «Костромское областное Управление дорог общего пользования «Костромаавтодор» ФИО1 требований нормативно-правовых актов, устанавливающих обязанности по использованию земельного участка установлен, и материалами дела № от 24.01.2020 г. подтвержден.
В оспариваемом постановлении время и способ совершения заявителем правонарушения не указаны, а наличие его вины мотивировано результатами контрольно-надзорных мероприятий на земельном участке сельскохозяйственного значения, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства, проведенных Управленим Росреестра по Костромской области. При этом других доказательств, вопреки утверждению, что факт правонарушения подтвержден материалами дела, при рассмотрении данного дела, не представлено.
То есть, не описана объективная сторона правонарушения в полном объеме, в результате чего невозможно определить, какие конкретно действия предъявлены в вину ФИО1, в чем заключается его вина по данному составу правонарушения.
Объективно информация о совершении противоправных действий ФИО1 по самовольному снятию плодородного слоя и его перемещению ни в акте проверки, ни в протоколе, ни в постановлении не нашла своего отражения. Данных о том, при каких обстоятельствах произошло самовольное снятие плодородного слоя почвы, ее самовольное перемещение не имеется. Не установлено, когда, кем произведено снятие плодородного слоя и его перемещение. Сам лишь факт того, что ОГБУ «Костромаавтодор» для добычи полезных ископаемых использует земельный участок с кадастровым №, а земельный участок с кадастровым № является для него смежным, не является бесспорным доказательством того, что ОГБУ «Костромаавтодор» также осуществило выемку полезных ископаемых за пределами границ используемого земельного участка, а именно - на смежном земельном участке, с кадастровым №, площадью, составляющей ....м., и не образует состав данного правонарушения.
ФИО1 вину в совершении правонарушения не признал, доказательств тому, что он осуществлял самовольное снятие плодородного слоя и его перемещение, либо совершил иные действия, послужившие самовольному снятию плодородного слоя и перемещению, в протоколе, постановлении, информационном письме не указано и в административном деле отсутствуют. При этом доводы представителя потерпевшего СПОК «Горка», о том, что земельный участок с кадастровым № на момент проведения проверок со стороны Управления Росреестра по Костромской области и со стороны Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям использовался СПОК «Горка» в сельскохозяйственных целях в соответствии с той категорией, к которой он относится.Информацию об отсутствии на вышеуказанном земельном участке какой-либо разработки и выемки полезных ископаемых подтверждает вступившее в законную силу решение Чухломского районного суда Костромской области от 12.12.2019 года, которым постановление Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям о привлечении СПОК «Горка» к административной ответственности по ч.1 ст.8.7 КоАП РФ, то есть за не проведение рекультивации на земельном участке с кадастровым номером № отменено, а производство по делу прекращено, решение Костромского областного суда от 06.03.2020 года, а также постановление от 20.11.2020 ПП №17 МОтд МВД России «Чухломское». На земельном участке с кадастровым № ОГБУ «Костомаавтодор» в лице директора ФИО1 не осуществляло и не осуществляет выемку полезных ископаемых, снятие и перемещение плодородного слоя почвы, при рассмотрении дела оставлены без внимания, и им не дана надлежащая оценка.
В силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Исходя из приведенных норм, бремя доказывания наличия безусловных оснований к принятию решения о применении мер административной ответственности возлагается на должностных лиц уполномоченных государственных органов.
По смыслу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях во взаимосвязи с нормами статей 26.1, 29.1, 29.9 Кодекса, совокупность достаточных и неопровержимых доказательств виновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должна быть представлена и всесторонне исследована до принятия постановления в порядке, установленном главой 29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Должностным лицом управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям при подготовке и рассмотрении дела об административном правонарушении вышеуказанные процессуальные требования соблюдены не были, вследствие чего, вина директора ОГБУ «Костромаавтодор» ФИО1 в совершении инкриминируемого ему правонарушения не была доказана.
При данных обстоятельствах обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу - прекращению, по основаниям, предусмотренным п. 3. ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно было вынесено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь п.3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя Руководителя Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям от 02 июля 2020 года № о назначении директору ОГБУ «Костромское областное управление автомобильных дорог общего пользования «Костромаавтодор» ФИО1 административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.6 КоАП РФ, - отменить, производство по делу - прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Настоящее решение может быть обжаловано или опротестовано в Костромской областной суд через Чухломский районный суд в г. Солигаличе в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: Размахов В.Н.