ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-29/2016 от 06.05.2016 Гвардейского районного суда (Калининградская область)

Дело № 12-29/2016

РЕШЕНИЕ

06 мая 2016 года г. Гвардейск

Судья Гвардейского районного суда Калининградской области Татаренкова Н.В.,

при секретаре Греченюк А.А.,

рассмотрев жалобу директора МБОУ СШ имени Героя России ФИО1 пос.Знаменска МО «Гвардейский городской округ» ФИО2 на постановление инспектора МОНД и ПР Полесского муниципального района, Правдинского и Гвардейского городских округов от 11 марта 2016 года,

у с т а н о в и л :

Постановлением инспектора МОНД и ПР Полесского муниципального района, Правдинского и Гвардейского городских округов от 11.03.2016 должностное лицо – директор МБОУ СШ имени Героя России ФИО1 пос. Знаменска МО «Гвардейский городской округ» (далее МБОУ СШ пос. Знаменска) ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.

ФИО2 обратился в суд с жалобой на постановление, просил его отменить в связи с тем, что им были приняты все, зависящие от него действия по устранению нарушений по предписаниям и соответственно он не должен быть признан виновным в совершении указанного административного правонарушения. Заявитель указывает в своей жалобе, что 28.08.2014 после внеплановой проверки ОНД Гвардейского и Правдинского районов Калининградской области Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий МБОУ СШ пос.Знаменска в лице директора ФИО2 получило предписание №74/1/57 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности. В частности, в подвальном помещении установлена котельная на твердом топливе. Срок устранения нарушений был установлен 05.04.2015. 29.08.2014 направлено письмо главе администрации с просьбой о составлении сметы по выносу котельной, 13.10.2014 Гвардейский райсуд предоставил отсрочку исполнения решения суда от 17.12.2013 по устранению нарушений пожарной безопасности и выполнению работы по выносу котельной из здания детского сада до 01.10.2015. В октябре-ноябре 2014 года велась переписка с ВРИО главы администрации МО «Знаменское сельское поселение», директором МУП «Энергетик» по поводу технических условий выноса котельной из здания СП «Детский сад», 11.12.2014 направлено письмо главе администрации с просьбой о содействии в формировании земельного участка по ул.Юбилейной. 16.01.2015 глава ответил, что земельный участок будет сформирован и поставлен на кадастровый учет в феврале 2015 года. 16.01.2015 направлено письмо и.о. начальника УО и ДВ администрации МО «Гвардейский городской округ» с просьбой о разрешении МБУ «Техконтрольстрой» произвести замеры будущей теплоцентрали. 26.01.2015 направлено письмо директору МБУ «Техконтрольстрой» с просьбой произвести замеры будущей теплоцентрали. 19.03.2015 направлено письмо главе администрации МО «Гвардейский городской округ» о невозможности выноса котельной из здания СП «Детский сад». 14.04.2015 направлено письмо начальнику УО и ДВ администрации МО «Гвардейский городской округ» с просьбой о разрешении заказа МБУ «Техконтрольстрой» составления сметной документации по устранению нарушений по предписаниям. 15.04.2015 глава администрации дал поручение о проведении межевания земельного участка в МБОУ СШ пос.Знаменска СП «Детский сад» по ул.Юбилейной в срок до 01.06.2015. 10.07.2015 получен кадастровый паспорт земельного участка СП «Детский сад» по ул.Юбилейной. 21.08.2015 постановлением главы МО «Гвардейский городской округ» №1540 зданию СП «Детский сад» по ул.Юбилейной, по просьбе директора школы, присвоен номер – 10. С 01.01.2015 произошло объединение муниципальный образований Гвардейского района в муниципальное образование «Гвардейский городской округ» и в связи с этим возникла необходимость перерегистрации прав собственности муниципальных образований. 24.11.2015, 21.01.2016 за МО «Гвардейский городской округ» зарегистрировано право собственности на здания СП «Детский сад». 20.01.2016 администрацией МО «Гвардейский городской округ» поданы заявления о перерегистрации прав собственности на земельные участки СП «Детский сад». 08.02.2016 получено свидетельство о государственной регистрации права на детский сад по адресу: <...>. 17.03.2016 направлено письмо главе администрации с просьбой о предоставлении земельных участков СП «Детский сад» в бессрочное пользование. Заявитель указывает, что мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности, исполнение которых возможно силами Знаменской средней школы, выполнены в полном объеме.

Также заявитель указывает, что при проведении проверки установлено, что в здании детского сада <...> в помещении электрощитовой отсутствует противопожарная дверь с пределом огнестойкости не менее 0,6 ч., но одна дверь в электрощитовой с пределом огнестойкости не менее 0,6 ч присутствует, относительно второй двери ни одна предыдущая проверка такого нарушения не обнаруживала. По нарушениям по зданию СП «Детский сад» по ул. Черняховского, 15 заявитель поясняет, что 12.11.2015 администрацией Знаменской средней школы было написано письмо начальнику межрайонного отдела надзорной деятельности и профилактической работы Полесского муниципального района, Гвардейского и Правдинского районов УНД и ПР ГУ МЧС с просьбой проверки проектно-сметной документации по ремонту здания СП «Детский сад» на предмет соответствия материалов и работ требованиям пожарной безопасности. С 24 марта 2016 года в этом здании, по поручению Губернатора Калининградской области ФИО3, начался капитальный ремонт с присоединением части здания, принадлежавшего ранее Знаменскому филиалу МБУ ДО ДМШ имени Таривердиева М.Л., а 12.11.2015 указанные нарушения будут устранены автоматически, за исключением такого нарушения как «Эвакуационный путь из подвала по лестничному маршу с различной шириной проступи ступеней», так как здание довоенной постройки, является приспособленным, и изменить такую конструктивную особенность здания в ходе ремонта не представляется возможным. Этот путь является эвакуационным только для взрослых. Воспитанники в этом помещении никогда не находятся и находиться не будут. В здании школы <...> узлы пересечения трубопроводом ограждающей конструкции между помещениями техперсонала, раздевалки, теплопункта, служебных помещений и коридора герметично изолированы и заштукатурены. Запор на двери эвакуационного выхода из спортзала на момент проверки был сломан учащимися и немедленно восстановлен. В данный момент запор обеспечивает возможность свободного открывания изнутри без ключа. Обработка деревянных конструкций сценической коробки огнезащитным составом будет произведена на летних каникулах. Ни в одном из предыдущих предписаний не было оговорено данное замечание. В здании школы <...> автоматическая пожарная сигнализация в помещениях мансардного этажа и чердака была демонтирована для производства ремонтных работ в данных помещениях. Помещения мансардного этажа и чердака будут оборудованы автоматической пожарной сигнализацией по окончании выполнения производимых в данный момент ремонтных работ. Ширина лестничного марша второго эвакуационного пути не может составлять 1,2 м в соответствии с конструктивной особенностью здания 1928 года постройки.

Директор МБОУ СШ пос.Знаменска ФИО2 в судебном заседании поддержал жалобу по основаниям, указанным в ней.

Защитник директора МБОУ СШ пос. Знаменск ФИО2 – ФИО4, действующий по устному заявлению, просил отменить обжалуемое постановление как незаконное и необоснованное, производство по делу прекратить. Указал, что постановление по делу об административном правонарушении не мотивированное, в нем отсутствует ссылка на доказательства, не установлено при помощи каких технических средств проводились измерения, не исследованы свидетельства об их поверке. В оспариваемом постановлении отсутствует надлежащее указание на нарушенные нормы о пожарной безопасности. Органом пожарной безопасности при вынесении постановления применены правила, являющиеся нормативными документами добровольного применения, и за их неисполнение не наступает административная ответственность.

Представитель главного управления МЧС России по Калининградской области ФИО5, действующий на основании доверенности, не согласился с доводами жалобы, просил оставить без изменения постановление по делу об административном правонарушении от 11.03.2016, а жалобу ФИО2 без удовлетворения.

Исследовав материалы дела, судья считает жалобу ФИО2 не подлежащей удовлетворению, а вынесенное постановление – оставлению без изменения по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Из содержания примечаний к указанной статье следует, что под должностным лицом следует понимать лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных, муниципальных и иных организациях.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В силу положений статьи 37 Федерального закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Согласно ст. 38 Федерального закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

Пунктом 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. N 313, установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжений о проведении плановой проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 25.01.2016 – межрайонный отдел Полесского, Правдинского и Гвардейского округов главного управления МЧС России по Калининградской области в период с 08.02.2016 проводил проверку соблюдения требований пожарной безопасности на объектах МБОУ средняя школа пос. Знаменска МО «Гвардейский городской округ», к которым относятся:

здание структурного подразделения – детский сад по адресу: <...>;

здание структурного подразделения – детский сад по адресу: пос. Знаменск, ул. Юбилейная 10;

здание школы по адресу: <...>;

здание школы по адресу: <...>.

В ходе данной проверки были выявлены нарушения требований: п. 6.25, 7.11 СНиП РФ 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий сооружений»; пунктов 4.3.2, 4.3.4, 5.2.13, п. 6.50, 8.1.5, 8.1.12 Свода правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты «эвакуационные пути и выходы»; п. 36 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме», п. 1.82 СНиП РФ «общественные здания и сооружения» 2.08.02-89, утвержденных постановлением Госстроя России от 23.06.2003 № 98; п. 1.8 СНиП II-35-76 «Котельные установки», п. 4 Перечня зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией (НПБ 110-03) п. А.10 Свода правил СП 5.13130.2009 системы противопожарной защиты «Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические», п. 22, 35, 61, 108 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме», а именно:

1) В здании школы <...>:

Узлы пересечения трубопроводом ограждающей конструкции между помещением техперсонала и служебным помещением, между служебным помещением и теплопунктом, между теплопунктом и коридором, между теплопунктом и раздевалкой с нормируемой огнестойкостью и пожарной опасностью снижен требуемый пожарно-технический показатель конструкции.

Запор на двери эвакуационного выхода из спортзала не обеспечивает возможность его свободного открывания изнутри без ключа.

Не обеспечена обработка деревянных конструкций сценической коробки огнезащитным составом.

2) В здании школы <...>:

Помещение мансардного этажа и чердака не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией.

Ширина лестничного марша второго эвакуационного пути с первого и второго этажа менее 1,2 м.

Ширина эвакуационных выходов на лестничную площадку первого и второго этажей менее 1,2 м.

3) В здании детского сада <...>:

Пути эвакуации второго и первого этажа отделаны горючими веществами (линолеум).

Эвакуационный путь из подвала по лестничному маршу с различной шириной проступи ступеней.

Пути эвакуации второго и первого этажа загромождены.

На втором этаже отсутствует второй эвакуационный выход.

Помещения детского сада, сблокированные с помещениями музыкальной школы, не отделены от помещений школы противопожарными перегородками пределом огнестойкости не ниже ЕI 45.

4) В здании детского сада <...>:

В помещении электрощитовой отсутствует противопожарная дверь с пределом огнестойкости не менее 0,6 ч.

В здании детского сада расположена встроенная котельная.

10.03.2016 инспектором МОНД и ПР Полесского муниципального района, Правдинского и Гвардейского городских округов Главного управления МЧС России по Калининградской области были составлены протоколы об административных правонарушениях в отношении должностного лица – директора школы ФИО2 № 28/2-11-51 по ч. 1 ст. 20.4, № 29/2-11-51 по ч. 4 ст. 20.4, № 30/2-11-51 по ч. 1 ст. 20.4, № 31/2-11-51 по ч.4 ст. 20.4, № 32/2-11-51 по ч.1 ст. 20.4, № 33/2-11-51 по ч.1 ст. 20.4, № 34/2-11-51 по ч.4 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Постановлением инспектора МОНД и ПР Полесского муниципального района, Правдинского и Гвардейского городских округов Главного управления МЧС России по Калининградской области № 14/2-11-51 от 11.03.2016 директор школы ФИО2 привлечен к административной ответственности по ч. ч. 1, 4 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 15000 рублей.

Учитывая, что нарушения требований пожарной безопасности, выявленные в ходе проверки, были допущены в результате бездействия, эти нарушения установлены в рамках одной проверки, рассмотрение дел об административных правонарушениях, возбужденных по результатам указанной проверки, подведомственно одному должностному лицу, то должностное лицо Ёжиков В.С. подвергнут административному наказанию по правилам ч. 2 ст. 4.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в минимальном размере санкции ч. 4 ст. 20.4 Кодекса, предусматривающей назначение более строго административного наказания.

Факт совершения административных правонарушений и виновность директора школы ФИО2 подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: актами проверок соблюдения требований пожарной безопасности, протоколами об административных правонарушениях, постановлением о привлечении к административной ответственности, а также другими имеющимися в материалах дела доказательствами.

При рассмотрении дела должностным лицом на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства. Выводы должностного лица о доказанности вины ФИО2 в совершении административных правонарушений и квалификации его действий по ч. ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, являются правильными и подтверждаются совокупностью приведенных выше доказательств.

Не могут быть приняты во внимание ссылки защитника привлекаемого к административной ответственности лица на Письмо МЧС России от 18.12.2013 N 19-3-1-5587 «О ведомственных документах по пожарной безопасности», поскольку СП 5.13130.2009, СП 1.13130.2009 не являются ведомственными (отраслевыми) документами по пожарной безопасности, а являются нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности.

Более того, иные нарушения законодательства о пожарной безопасности, вмененные в вину должностного лица ФИО2 в обжалуемом постановлении должностного лица по данному делу, достаточны для квалификации действий ФИО2 по ч.4 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Ссылки в жалобе на то, что проверяемый объект является зданием довоенной постройки и изменить такую конструктивную особенность как «различные проступи ступеней» не представляется возможным, не могут быть приняты во внимание, поскольку вопросы пожарной безопасности непосредственно связаны с безопасностью жизни и здоровья граждан, защитой имущества, и в соответствии с законодательством подлежат использованию и применению независимо от даты строительства здания.

Суд также не усматривает оснований для освобождения ФИО2 от административной ответственности на основании ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку квалификация административного правонарушения в качестве малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и должна соотноситься с характером и степенью социальной опасности совершенного деяния, а также с причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Между тем оснований для отнесения совершенного административного правонарушения к малозначительным и освобождения его от административной ответственности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ не имеется, поскольку в рассматриваемом случае вопросы пожарной безопасности непосредственно связаны с риском для жизни и здоровья детей.

Установленные в ходе производства по делу обстоятельства указывают на то, что ФИО2 не были приняты достаточные и все зависящие от него меры для соблюдения требований пожарной безопасности. Так, такие выявленные нарушения, как: обработка сценической коробки огнезащитным составом, загромождение путей эвакуации, неисправность запора на двери эвакуационного выхода, позволяют сделать вывод о наличии возможности для привлечения необходимых для исполнения требований законодательства денежных средств.

При таких обстоятельствах, инспектор МОНД и ПР Полесского муниципального района, Правдинского и Гвардейского городских округов ввиду нарушений требований пожарной безопасности, законно и обоснованно привлек директора Знаменской средней школы имени А.ФИО6 ФИО2 к административной ответственности по ст. 20.4 ч. 4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Руководствуясь ст. ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

р е ш и л :

Постановление инспектора МОНД и ПР Полесского муниципального района, Правдинского и Гвардейского городских округов Калининградской области по делу об административном правонарушении от 11.03.2016 - оставить без изменения, а жалобу директора МБОУ СШ имени Героя России ФИО1 пос.Знаменска МО «Гвардейский городской округ» ФИО2 - без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Гвардейский районный суд Калининградской области в течение 10 дней.

Судья: подпись

Копия верна.

Судья Н.В.Татаренкова