дело № 12-29/2016
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
Судья Сковородинского районного суда Амурской области Сушко Е.Ю.,
при секретаре Умец О.А.,
с участием заявителя ФИО2,
представителя ФИО2 – ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу индивидуального предпринимателя ФИО5 <данные изъяты> на постановление об административном правонарушении №3135/Ц от 23 ноября 2015 года в отношении ИП ФИО5 <данные изъяты> по ч.3 ст.12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель ФИО2 обратилась в суд с жалобой на постановление №/Ц, вынесенное государственным инспектором отдела АТ и АДН УГАДН по Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6, о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.12.21.1 КоАП РФ и наложении административного штрафа.
Постановлением государственного инспектора отдела АТ и АДН УГАДН по Амурской области №/Ц от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.12.21.1 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Не согласившись с вышеназванным постановлением, ИП ФИО2 подала жалобу, в которой указала, что она имеет в собственности транспортное средство: тягач "Freightliner Century" <данные изъяты> rus и полуприцеп "<данные изъяты> rus. Данное транспортное средство, согласно паспорту транспортного средства, приобретено ей и её супругом в период брака, является их общей совместной собственностью. Также она является индивидуальным предпринимателем, основной вид её деятельности - грузоперевозки. ДД.ММ.ГГГГ, в 20 часов 24 минуты, на стационарном пункте весового контроля (далее СПВК), расположенном на 991 км Федеральной автодороги Р-297 «Амур» Чита-Хабаровск, должностными лицами Управления Государственного автодорожного надзора по <адрес> (далее «УГАДН») - инспектором УГАДН ФИО10 было проведено измерение общей массы и нагрузки на оси указанного транспортного средства, посредством весов, расположенных на проезжей части дороги на подъезде к СПВК на дополнительной полосе движения. На данном транспортном средстве, под управлением водителя ФИО4, осуществлялась перевозка груза по маршруту <адрес>, груз - бытовая химия и товары народного потребления. На движение данного транспортного средства по автомобильным дорогам ДД.ММ.ГГГГ межрегиональной дирекцией по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Амурским филиалом ФКУ ДСД «Дальний Восток» выдано специальное разрешение №, действие разрешения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Должностные лица УГАДН, проводившие взвешивание, заявили, что ими установлено превышение нагрузки на вторую, третью и шестую оси автомобиля, в результате чего, был составлен акт № о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось, которым зафиксировано, что она осуществляла перевозку тяжеловесного груза, якобы, с превышением осевых нагрузок на вторую ось - на 39,71%, на третью ось - на 39,14% и на шестую ось - на 27,69%. Составлен акт результатов планового (рейдового) осмотра, обследования грузового транспортного средства №. ДД.ММ.ГГГГ она получила постановление об административном правонарушении №/Ц, датированное ДД.ММ.ГГГГ, которым она привлечена к административной ответственности по ч.3 ст.12.21.1 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде штрафа в сумме 350000 рублей.
Постановление мотивировано тем, что представленное водителем ФИО4 специальное разрешение № от ДД.ММ.ГГГГ к данной перевозке отношения не имеет, так как выдано ФИО7, в то время как перевозку осуществляет ФИО2. С данным постановлением она не согласна, считает его незаконным по следующим основаниям.
В соответствие с частью 1 статьи 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных грузов, допускается при наличии специального разрешения.
Для получения специального разрешения владелец транспортного средства, осуществляющий перевозки тяжеловесных грузов, обязан возместить вред, причиняемый таким транспортным средством автомобильным дорогам (часть 2 статьи 31 Федерального Закона №257-ФЗ).
Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, утвержден приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно п.3 Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов (утвержденного приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ№), (далее - «Порядок») специальное разрешение согласно образцу приложения № к настоящему Порядку выдается владельцу транспортного средства или его представителю. В специальном разрешении содержится следующая информация: на лицевой стороне: номер специального разрешения, вид перевозки (международная, межрегиональная, местная), календарный год действия специального разрешения, количество разрешенных поездок, срок выполнения поездок, маршрут транспортного средства, сведения о транспортном средстве (автопоезде) (марка и модель транспортного средства (тягача, прицепа (полуприцепа)), государственный регистрационный знак транспортного средства (тягача, прицепа (полуприцепа)), наименование, адрес и телефон владельца транспортного средства, характеристика груза (наименование, габариты и масса), параметры транспортного средства (автопоезда) (масса транспортного средства (автопоезда) без груза/с грузом, масса тягача, прицепа (полуприцепа)), расстояние между осями, нагрузки на оси, габариты транспортного средства (автопоезда) (длина, ширина, высота), наименование уполномоченного органа, выдавшего специальное разрешение, должность лица, подписавшего специальное разрешение, его фамилия, имя, отчество, место для печати уполномоченного органа, выдавшего специальное разрешение, и дата оформления специального разрешения; на оборотной стороне: вид сопровождения, особые условия движения, перечень владельцев автомобильных дорог, сооружений, инженерных коммуникаций, органов управления Госавтоинспекции и других организаций, согласовавших перевозку (наименование согласующих организаций, исходящий номер и дата согласования), подпись водителя транспортного средства об ознакомлении с основными положениями и требованиями законодательства Российской Федерации в области перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по дорогам Российской Федерации и настоящего специального разрешения, подпись владельца транспортного средства о соответствии требованиям законодательства Российской Федерации в области перевозки грузов и параметрам, указанным в специальном разрешении, место для отметок владельца транспортного средства о поездке (поездках) транспортного средства (указание даты начала каждой поездки, заверенной подписью ответственного лица и печатью организации), отметки грузоотправителя об отгрузке груза при межрегиональных и местных перевозках (указание даты отгрузки, реквизитов грузоотправителя, заверенные подписью ответственного лица и печатью организации-грузоотправителя), особые отметки контролирующих органов.
Специальное разрешение выдается на одну поездку или на несколько поездок (не более десяти) транспортного средства по определенному маршруту с аналогичным грузом, имеющим одинаковую характеристику (наименование, габариты, масса). Специальное разрешение выдается на срок до трех месяцев.
В выданном им специальном разрешении № от ДД.ММ.ГГГГ, указаны: транспортное средство: тягач "Freightliner Century (<данные изъяты>)" + полуприцеп <данные изъяты>), параметры транспортного средства (автопоезда): масса автопоезда без груза 16,766т, с грузом 39,500т., масса тягача 7,700т, масса прицепа (полуприцепа) 9,066т; расстояние между осями 5,10-1,33-8,50-1,30-1,30. Нагрузки на оси: 6,100-6,900-7,000-6,300-6,700-6,500. Габариты транспортного средства: длина 21,00м, ширина 2,70м, высота 4,10м.
Получены согласования УГИБДД УМВД России по Амурской области и владельцев автомобильных дорог по пути следования заявленного маршрута - ФКУ Упрадор «Лена» и ФКУ Упрадор «Колыма», в разрешении Уполномоченным органом и владельцами автодорог указаны особые условия движения. Также в разрешении указаны водители, имеющие право управлять данным транспортным средством - ФИО7 и ФИО4.
Согласно п.2. Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ 934), вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами (далее - вред), подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
При получении разрешения ею внесена плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов, что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку в свидетельстве о государственной регистрации транспортного средства, паспорте транспортного средства указан ее супруг ФИО5 <данные изъяты>, то и в графе «наименование, адрес и телефон владельца транспортного средства» названного специального разрешения, в соответствии с п.3 указанного Порядка, указан он же.
Вместе с тем, на момент проверки, автомобилем управлял водитель ФИО4, заключивший с ней договор оказания услуг на условиях агентирования от ДД.ММ.ГГГГ и заключивший с ФИО7 договор аренды транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ.
Копия договора аренды была предоставлена сотрудникам УГАДН водителем ФИО4. Согласно этому договору ФИО1 (арендодатель) и ФИО4 (арендатор) заключили договор аренды транспортного средства (фрахтования на время) на срок до ДД.ММ.ГГГГ<адрес> этого договора является предоставление арендодателем арендатору автомобиля "Freightliner Century" <данные изъяты> rus с прицепом "Fruehauf <данные изъяты> rus за плату во временное владение и пользование с оказанием услуг по управлению и его технической эксплуатации. При этом, в указанном специальном разрешении на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, имеются отметки о поездках транспортного средства, а также отметки грузоотправителя ООО «Эй-Пи Трейд» об отгрузке груза при межрегиональных перевозках. Отклонения от указанного в специальном разрешении маршрута движения допущено не было.
В соответствии со ст.34 СК РФ, имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.
Таким образом, она привлечена к административной ответственности незаконно, поскольку ДД.ММ.ГГГГ все предусмотренные законом условия для осуществления перевозки тяжеловесного груза были соблюдены, груз перевозился при наличии специального разрешения от ДД.ММ.ГГГГ. Указание в специальном разрешении в качестве владельца транспортного средства не нее, а её супруга ФИО7, правового значения не имеет, поскольку наряду с ФИО7 она является собственником, т.е. владельцем этого же транспортного средства.
Данные обстоятельства полностью соответствуют ст.31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п.23.5 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, Приказа Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
В судебном заседании ФИО2 дополнила доводы жалобы следующим: протокол об административном правонарушении по ч.3 ст.12.21.1 КоАП РФ в отношении нее, насколько ей известно, не составлялся. Тем самым, нарушен порядок (процедура) привлечения ее к административной ответственности. В соответствии с п.2.2. ст.4.1. КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
Согласно Постановлению КС РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-П, Меры административной ответственности и правила их применения, устанавливаемые законодательством об административных правонарушениях, должны не только соответствовать характеру правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, тому вреду, который причинен в результату административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; применение одинаковых мер ответственности за различные по степени опасности административные правонарушения без надлежащего учета характеризующих виновное в совершении административно-противоправного деяния лицо обстоятельств, имеющих объективное и разумное обоснование, противоречит конституционному запрету дискриминации и выраженным в Конституции Российской Федерации идеям справедливости и гуманизма и несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-П, от ДД.ММ.ГГГГ№- П, от ДД.ММ.ГГГГ, №-П, от ДД.ММ.ГГГГ, №-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 1-П и от ДД.ММ.ГГГГ N 4-П). Соблюдение этих - вытекающих из конституционных принципов равенства, пропорциональности и соразмерности - требований призвано обеспечить индивидуализацию наказания лиц, виновных в совершении административных правонарушений, и одновременно не допустить при применении мер административной ответственности избыточного ограничения их имущественных прав и интересов. В противном случае, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ№-П, нельзя исключить превращения административных штрафов, имеющих значительные минимальные пределы, из меры воздействия, направленной на предупреждение административных правонарушений, в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что недопустимо в силу статей 17, 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1,2иЗ) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации и противоречит общеправовому принципу справедливости.
Состав её семьи: она, супруг ФИО5 <данные изъяты>, несовершеннолетний ребенок ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ.р. Сын проходит очное обучение в МОУ СОШ №, полностью находится на их иждивении. Также у них имеется уже совершеннолетний сын ФИО5 <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проходит военную службу в Приморье в звании рядового, его супруга места работы не имеет, поэтому они им постоянно оказывают материальную помощь. В настоящее время дохода она не получает, была вынуждена прекратить Индивидуальную предпринимательскую деятельность, о чем прилагает копии листа записи из ЕГРИП от ДД.ММ.ГГГГ. На ее счете, как физического лица, денежных средств также практически нет, что подтверждается справкой банка ВТБ 24 от ДД.ММ.ГГГГ. (остаток 523,94 руб.). В результате, в настоящее время, их совокупного дохода едва хватает на жизнь семьи. Денежных средств на оплату штрафа у нее нет. Согласно справке филиала «Амурский» Тембр-банка РФ от ДД.ММ.ГГГГ, имевшийся у нее расчетный счет закрыт. К административной ответственности она привлекается впервые, положительно характеризуется по месту жительства.
В процессе своей деятельности она осуществляла грузоперевозки, в первую очередь, промышленных товаров, на дальние расстояния, в результате ее работы происходило улучшение снабжения граждан РФ разных, в т.ч. отдаленных регионов. Таким образом, осуществляемая ею деятельность, в связи с которой она была подвергнута административному штрафу, имела определенную социальную значимость.
Поэтому, если суд не согласится с ее позицией по самому факту правонарушения, и придет к выводу о том, что она должна нести административную ответственность, в этом случае её нужно определить в соответствии с п.2.2. ст.4.1. КоАП РФ, с учетом мнения КС РФ, отраженном в указанном постановлении, т.к. взимание наложенной на нее УГАДН суммы штрафа в виде 350000 рублей чрезмерно, не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение ее прав, соответственно имеются основания для снижения назначенного административного штрафа ниже низшего предела санкции. Необходимость снижения размера штрафа обусловлена реальной угрозой наступления необратимых негативных имущественных последствий для нее и ее семьи, о чём указано выше.
Таким образом, в данном случае имеется наличие обстоятельств позволяющих, согласно п.2.2. ст.4.1. КоАП РФ, снизить размер штрафа до 175 000 рублей.
На основании изложенного просит суд постановление государственного инспектора отдела AT и АДН УГАДН по <адрес> ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.12.21.1 КоАП РФ - прекратить. Если суд не согласится с её позицией, просит применить в отношении нее п.2.2. ст.4.1. КоАП РФ, признав наличие исключительных обстоятельств, и снизить размер административного штрафа до 175000 рублей.
Представитель ФИО2 – ФИО3 в судебном заседании поддержал доводы ФИО2, просит суд постановление государственного инспектора отдела AT и АДН УГАДН по Амурской области ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.12.21.1 КоАП РФ – прекратить.
Суд, изучив материалы дела, установил, что ФИО2 копия обжалуемого постановления от ДД.ММ.ГГГГ получена по почте ДД.ММ.ГГГГ, а жалоба на указанное постановление от ФИО2 поступила в Благовещенский городской суд <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, в силу ст.30.3 КоАП РФ, суд полагает, что ФИО2 срок подачи жалобы на постановление государственного инспектора отдела АТ и АДН УГАДН по Амурской области №/Ц от ДД.ММ.ГГГГ не пропущен.
При рассмотрении жалобы лицам, участвующим в деле разъяснены их права и обязанности, предусмотренные ст.ст.25.1.-25.6. КоАП РФ. Ходатайств об отводе судье, рассматривающему дело, не поступило.
Заявительница ФИО2, представитель ФИО2 – ФИО3, действующий на основании ордера, допрошенные в судебном заседании посредством видеоконференц-связи настаивают на доводах, изложенных в жалобе.
Представитель УГАДН по Амурской области,извещенный о дате, времени и месте судебного заседания должным образом, в судебное заседание своего представителя не направил.
Свидетель ФИО7 суду показал, что он ФИО5 <данные изъяты>, является супругом ФИО2. Им ДД.ММ.ГГГГ годы были приобретены тягач <данные изъяты>) и полуприцеп <данные изъяты>), данные транспортные средства были приобретены в период брака с ФИО2 и оформлены на него. На момент приобретения транспортных средств, в качестве индивидуального предпринимателя была зарегистрирована его супруга ФИО2. ДД.ММ.ГГГГ на момент привлечения ФИО2 к административной ответственности, она была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.
Его супруга ФИО2 являлась индивидуальным предпринимателем до конца января 2016 года, в связи с тяжелым положением ей пришлось закрыть ИП.
Ранее порядок оформления специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, строился следующим образом: <данные изъяты> Н.А. оформляла заявки на машины, после оформления заявок оплачивала через банк налог за получение специального разрешения, после чего ею на руки получался бланк специального разрешения. Заявление о получение специального разрешения оформляла ФИО2, а подписывал данное заявление он. Автомобиль на момент привлечения к административной ответственности принадлежал ему на праве собственности, в настоящий момент автомобиль также принадлежит ему. Однако данный автомобиль был приобретен в период брака с ФИО2 и является их общим имуществом. По обстоятельствам, произошедшим ДД.ММ.ГГГГ, может пояснить следующее, ДД.ММ.ГГГГ машина загрузилась и вышла в рейс. Водителем автомобиля являлся ФИО4. Перед рейсом ФИО4 прошел медицинский контроль, после получения путевого листа, выехал в рейс. Об обстоятельствах, произошедших на весовом посту, знает со слов водителя ФИО4. Ранее им было получено специальное разрешение специальное разрешение на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов на автомобиль, перед выходом в рейс все документы проверялись: а именно специальное разрешение, договор аренды автомобиля.
В специальном разрешении он указан, как владелец транспортного средства. В качестве водителей данного транспортного средства были допущены он и ФИО4. Специальное разрешение под № было выдано ДД.ММ.ГГГГ и действовало по ДД.ММ.ГГГГ. Ему известно о том, что специальное разрешение выдается на транспортное средство. У него на руках имеется разъяснения Директора Федерального дорожного агентства в г.Благовещенске АФИО14, в п.1 данных разъяснениях указано, что графа "Перевозчик" в специальном разрешении не предусмотрена, в п.2 указано графа "Наименование, адрес и телефон владельца автотранспортного средства", предполагает указание одного владельца, так как слово "владельца" указано в единственном числе. В п.3 указано, что согласно п.4 порядка выдачи специального разрешения, специальное разрешение выдается на одну поездку или на несколько поездок (не более десяти) транспортного средства по определенному маршруту с аналогичным грузом, имеющим одинаковую характеристику (наименование, габариты, масса). Водитель представлял специальное разрешение при прохождении пункта весового контроля, его предоставление является обязательным условием при прохождении пункта весового контроля.
На всех пунктах весового контроля водители обязаны предоставить договоры на основании, которых работают на данном автомобиле, на каком основании перевозят грузы, документы, подтверждающие прохождения медицинского контроля, а также специальное разрешение. Инспекторы УГАДН при привлечении ФИО2 к административной ответственности руководствовались тем, что специальное разрешение выписано на него, как физическое лицо, а грузоперевозками занимается ФИО2. Данный бизнес является единственным семейным бизнесом, в связи с чем, они несут равную ответственность, так как они состоят в браке, проживают совместно, и все имущество у них нажито в браке. В период, когда ФИО2 являлась индивидуальным предпринимателем, он работал у нее водителем.
Кроме того между ним и ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор безвозмездного пользования автомобилем, согласно данному договору он передал ФИО2 во временное пользование автомобиль принадлежащий ему на праве частной собственности.
Свидетель ФИО4 суду показал, что он ФИО4 в сентябре 2015 года осуществлял грузоперевозки на автомобиле принадлежащем ФИО2 на основании договора аренды агентирования. Они перевозили бытовую химию и средства личной гигиены. При себе у него всегда имелись следующие документы: документы на автомобиль, специальное разрешение на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, путевой лист и сопроводительные документы на груз. По обстоятельствам рассматриваемого дела поясняет следующее: ДД.ММ.ГГГГ, он загрузил автомобиль и выехал по маршруту. ДД.ММ.ГГГГ был остановлен сотрудниками весового поста, по их приглашению он проследовал на пост для предъявления документов. Все имеющиеся при нем документы были переданы сотруднику поста для проверки. После проверки документов и прохождения им пункта весового контроля, сотрудники УГАДН сказали, что имеющееся специальное разрешение недействительно.
Кроме того, сотрудники УГАДН пояснили, что специальное разрешение недействительно, так как оно выписано на ФИО7, а перевозки осуществляет ФИО2. Также им были предоставлены сотрудникам УГАДН договор аренды и агентирования. После предъявления сотрудникам УГАДН договора аренды и специального разрешения, они пояснили ему, что договор аренды и специальное разрешение недействительны. Ему неизвестно кто зачеркнул в акте № сведения о предоставления договора аренды.
Выслушав заявителя ФИО2, представителя ФИО2 – ФИО3, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу п.п.1,3,7 ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Из протокола об административном правонарушении №/Ц от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ, в 20 часов 24 минуты, на стационарном пункте весового контроля, расположенном в Амурской области Сковородинском районе, 991 км ФАД «Амур» ИП ФИО2 осуществляла движение транспортного средства <данные изъяты> регистрационный знак <данные изъяты> 28 с полуприцепом <данные изъяты> регистрационный знак <данные изъяты> под управлением водителя ФИО4 по маршруту «<адрес> – <адрес>» с превышением допустимых осевых нагрузок указанного транспортного средства на вторую ось на 2,78 тонны (39,71%), на третью ось на 2,74 тонны (39,14%), на шестую ось на 1,8 тонны (27,69%). Измеренная нагрузка на второй оси составила 9,78 тонн при норме 7 тонн (с учетом расстояния между первой и второй осью 5,4 метра), на третьей оси составила 9,74 тонн при норме 7 тонн (с учетом расстояния между второй и третьей осью 1,3 метра), на шестой оси 8,30 тонн при норме 6,50 тонны (с учетом расстояния между пятой и шестой осью 1,28 метра).
Взвешивание транспортного средства производилось в статическом режиме весами № и поверенными ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о поверке БА №).
Протокол составлен на основании данных, содержащихся в акте № от ДД.ММ.ГГГГ о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось.
В соответствии с ч.3 ст.12.21.1 КоАП РФ, движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 20, но не более 50 сантиметров либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 20, но не более 50 процентов без специального разрешения -
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от двух до четырех месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от тридцати пяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - на собственника (владельца) транспортного средства в размере четырехсот тысяч рублей.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч.3 анализируемой статьи, являются водители транспортных средств, должностные лица, ответственные за перевозку, юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся грузоотправителями или перевозчиками,
Согласно ст. 2 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" грузоотправитель - это физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной; перевозчик - это юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу.
С субъективной стороны комментируемое правонарушение может совершаться как умышленно, так и по неосторожности.
Состав административного правонарушения, предусмотренный ч.3 данной статьи является формальным и считается оконченным с момента совершения указанных в ней действий.
В силу п. 23.5 Правил дорожного движения перевозка тяжеловесных грузов должна осуществляться в соответствии со специальными правилами.
Согласно ч.2 ст. 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
Порядок организации перевозки различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозки грузов и предоставления транспортных средств для такой перевозки предусмотрены Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 272 (далее по тексту - Правила).
В соответствии с п.5 Правил под тяжеловесным грузом понимается груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает предельно допустимые массы транспортных средств согласно приложению N 1 или предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению N 2.
В Приложении N 2 к Правилам определены предельно допустимые параметры осевой нагрузки транспортных средств.
Как следует из материалов дела, транспортное средство FREIGHTLINER CENTURU регистрационный знак <***> является трехосным, полуприцеп FRUEHAUF FBX-X3W-48-102-CS регистрационный знак АР1046 28 также является трехосным (всего 6 осей).
В акте № от ДД.ММ.ГГГГ о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на оси указано, что нагрузка на вторую ось составила 9,78 тонны, на третью ось составила 9,74 тонны, при этом, допустимая нагрузка на вторую и третью ось указанного транспортного средства составляет 7 тонн. Нагрузка на шестую ось составила 8,30 тонны, допустимая нагрузка на шестую ось указанного транспортного средства составляет 6,50 тонны.
В результате взвешивания вышеназванного транспортного средства на весах ВА-Д-20 N 13-36149 (свидетельства о поверке N 195166 от ДД.ММ.ГГГГ, действительно до ДД.ММ.ГГГГ) выявлено превышение предельно допустимой нагрузки на вторую ось транспортного средства на 2.78 тонны, что составляет 39,71 процентов; на третью ось транспортного средства на 2, 74 тонны, что составляет 39,14 процентов; на шестую ось транспортного средства на 1,80 тонны, что составляет 27,69 тонны.
Таким образом, должностным лицом отдела УГАДН по Амурской области (РОСТРАНСНАДЗОР) установлено, что ДД.ММ.ГГГГ, в 20 часов 24 минуты, в Амурской области Сковородинском районе, на стационарном пункте весового контроля (СПВК), расположенном на 991 км. федеральной автодороги «Амур», ИП ФИО2 осуществляла движение транспортного средства FREIGHTLINER CENTURU регистрационный знак <***> с полуприцепом FRUEHAUF-FBX-X3W-48-102 -CS регистрационный знак АР 1046 28 под управлением водителя ФИО4 по маршруту «<адрес> – <адрес>» с превышением допустимых осевых нагрузок указанного транспортного средства на вторую ось на 2,78 тонны (39,71%), на третью ось на 2,74 тонны (39,14%), на шестую ось на 1,8 тонны (27,69%).
Факт совершения административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении N 3135/Ц от ДД.ММ.ГГГГ, актом N 27 от ДД.ММ.ГГГГ о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось, актом № результатов планового (рейдового) осмотра, обследования грузового транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ, путевым листом № от ДД.ММ.ГГГГ, товаро-транспортной накладной № ЫАРВ001664 от ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, в материалах дела имеется копия специального разрешения № на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, выданное на транспортное средство FREIGHTLINER CENTURY рег. знак B610ME 28 RUS, полуприцеп FRUEHAUF FBX-X3W-48-102-CS рег. знак AP 1046 28 RUS на 10 поездок в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по маршруту <адрес> – г, Якутск и обратно. Согласован маршрут: <адрес> – а/д «Подъезд к Благовещенску» км 124 – км 0 – а/д «Амур» км 1523 – км 991 – а/д «Лена» - Тында - автомобильная дорога Р-504 «Колыма» км 22 (<адрес>) - км 18,4 (правый берег <адрес>); км 6,4 (левый берег <адрес>) – км 5 Якутск и обратно.
Специальное разрешение представляет собой оформленный на специальном бланке документ, выдаваемый на конкретное автотранспортное средство, осуществляющее определенный вид перевозок, в котором содержится информация о дате его выдачи, перевозчике, перевозимом грузе, транспортном средстве, сроке действия разрешения и маршрутах движения транспортного средства. Разрешение удостоверяется уполномоченным должностным лицом и печатью соответствующего органа, его выдавшего.
Условия выдачи специального разрешения и перечень органов, уполномоченных на его выдачу, определены в ст.31 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Для получения специального разрешения на движение по российским автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, владелец транспортного средства или его представитель должны обратиться с заявлением в уполномоченный орган. В зависимости от того, по каким автомобильным дорогам - федеральным, региональным, межрегиональным, межмуниципальным, муниципальным или частным - проходит маршрут, специальные разрешения на перевозку тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов выдаются региональными управлениями автомобильных дорог, подведомственными Федеральному дорожному агентству (выдают разрешения на межрегиональную и местную перевозку по федеральным автомобильным дорогам), органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования или собственником автомобильной дороги (п. 10 ст. 31 упомянутого Закона).
Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, утвержден Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ N 258.
Вопросы организации движения транспортных средств, перевозящих крупногабаритные и тяжеловесные грузы, а также требования к техническому состоянию, оборудованию транспортных средств и обозначению груза изложены в Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утв. Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ
Обязательным условием выдачи специального разрешения является согласование маршрута транспортного средства, т.е. пути его следования между пунктами отправления и назначения (п. 8 ст. 2 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта").
Согласование маршрута транспортного средства производит орган, выдающий специальное разрешение:
- тяжеловесных транспортных средств, а также крупногабаритных транспортных средств, габариты которых не превышают допустимых габаритов более чем на 2%, - с владельцами автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства;
- крупногабаритных транспортных средств, габариты которых превышают допустимые габариты более чем на 2%, - с владельцами автомобильных дорог и с органом ГИБДД.
Согласование маршрута с органами ГИБДД производится и в тех случаях, когда для движения транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, требуется укрепление отдельных участков автомобильных дорог или принятие специальных мер по обустройству автомобильных дорог и пересекающих их сооружений и инженерных коммуникаций в пределах согласованного маршрута.
Допускается установление постоянных маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов. Основанием для установления постоянного маршрута являются выданные в течение предыдущих 12 месяцев специальные разрешения на движение тяжеловесных транспортных средств с превышением допустимых нагрузок на ось на 10% и более. Перечни постоянных маршрутов, установленных органами, осуществляющими выдачу специальных разрешений, размещаются на официальных сайтах указанных органов в сети Интернет.
Маршрут транспортного средства указывается в специальном разрешении. Для получения специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, требуется наряду с согласованием маршрута транспортного средства возмещение владельцем тяжеловесного транспортного средства вреда, который будет причинен таким транспортным средством.
Порядок возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, и порядок определения размера такого вреда установлены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации".
В случае если нагрузка на ось тяжеловесного транспортного средства превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства более чем на 2%, но не более чем на 10%, то специальное разрешение на движение такого транспортного средства по установленному постоянному маршруту, в том числе, в электронной форме, выдается в упрощенном порядке. Уполномоченный орган, собственник частной автомобильной дороги, осуществляющие выдачу указанного специального разрешения в упрощенном порядке, доводят до заявителя размер платы в счет возмещения вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством, в течение одного рабочего дня со дня регистрации заявления о выдаче указанного специального разрешения.
Специальное разрешение должно быть выдано в срок не более одного дня со дня подтверждения внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством.
Согласно п. 4 ст. 31 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" формы бланков специальных разрешений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства. Таким органом является Федеральное дорожное агентство (Росавтодор), которым до настоящего времени соответствующий нормативный правовой акт не принят. В связи с этим до сих пор применяется форма бланка специального разрешения, утвержденная Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ N 258.
Специальное разрешение выдается владельцу транспортного средства или его представителю.
В специальном разрешении содержится следующая информация:
на лицевой стороне: номер специального разрешения, вид перевозки (международная, межрегиональная, местная), календарный год действия специального разрешения, количество разрешенных поездок, срок выполнения поездок, маршрут транспортного средства, сведения о транспортном средстве (автопоезде) (марка и модель транспортного средства (тягача, прицепа (полуприцепа)), государственный регистрационный знак транспортного средства (тягача, прицепа (полуприцепа)), наименование, адрес и телефон владельца транспортного средства, характеристика груза (наименование, габариты и масса), параметры транспортного средства (автопоезда) (масса транспортного средства (автопоезда) без груза/с грузом, масса тягача, прицепа (полуприцепа)), расстояние между осями, нагрузки на оси, габариты транспортного средства (автопоезда) (длина, ширина, высота), наименование уполномоченного органа, выдавшего специальное разрешение, должность лица, подписавшего специальное разрешение, его фамилия, имя, отчество, место для печати уполномоченного органа, выдавшего специальное разрешение, и дата оформления специального разрешения;
на оборотной стороне: вид сопровождения, особые условия движения, перечень владельцев автомобильных дорог, сооружений, инженерных коммуникаций, органов управления Госавтоинспекции и других организаций, согласовавших перевозку (наименование согласующих организаций, исходящий номер и дата согласования), подпись водителя транспортного средства об ознакомлении с основными положениями и требованиями законодательства Российской Федерации в области перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по дорогам Российской Федерации и настоящего специального разрешения, подпись владельца транспортного средства о соответствии требованиям законодательства Российской Федерации в области перевозки грузов и параметрам, указанным в специальном разрешении, место для отметок владельца транспортного средства о поездке (поездках) транспортного средства (указание даты начала каждой поездки, заверенной подписью ответственного лица и печатью организации), отметки грузоотправителя об отгрузке груза при межрегиональных и местных перевозках (указание даты отгрузки, реквизитов грузоотправителя, заверенные подписью ответственного лица и печатью организации-грузоотправителя), особые отметки контролирующих органов.
Поскольку, судом установлено, что специальное разрешение № на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов выдано на транспортное средство FREIGHTLINER <данные изъяты>, полуприцеп <данные изъяты> рег. знак <данные изъяты> на 10 поездок в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по маршруту <адрес> – г, Якутск и обратно, маршрут согласован: <адрес> – а/д «Подъезд к Благовещенску» км 124 – км 0 – а/д «Амур» км 1523 – км 991 – а/д «Лена» - Тында - автомобильная дорога Р-504 «Колыма» км 22 (<адрес>) - км 18,4 (правый берег <адрес>); км 6,4 (левый берег <адрес>) – км 5 Якутск и обратно, определены параметры транспортного средства, указан собственник транспортного средства, имеются отметки о поездке транспортного средства, данное специальное разрешение согласовано с владельцами автомобильных дорог – ФКУ Упрдор «Лена» № АЛД0014845 от ДД.ММ.ГГГГ, ФКУ Упрдор «Колыма» № КЛМ0009078 от ДД.ММ.ГГГГ и согласовано с УГИБДД УМВД России по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, в нем имеются отметки грузоотправителя об отгрузке груза с указанием даты отгрузки, заверенные подписью ответственного лица и печатью организации-грузоотправителя, следовательно, данное разрешение выдано на законном основании, в нем указаны все существенные реквизиты, поэтому, указанное разрешение является действительным.
Кроме того, как следует из ответа директора филиала Федерального казенного учреждения межрегиональной дирекции по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агенства в <адрес> « АФ-272 от ДД.ММ.ГГГГ, графа «Перевозчик» в специальном разрешении не предусмотрена; графа «Наименование, адрес и телефон владельца транспортного средства» предполагает указание одного владельца, так как слово «владельца» указано в единственном числе. Согласно п.4 порядка выдачи специального разрешения, специальное разрешение выдается на одну поездку или на несколько поездок (не более десяти) транспортного средства по определенному маршруту с аналогичным грузом, имеющим одинковую характеристику (наименование, габариты, масса).
На основании вышеизложенного, доводы государственного инспектора отдела AT и АДН ФИО6 в постановлении о привлечении ФИО2 к административной ответственности о том, что, так как данное разрешение выдано на имя ФИО7, в то время как Договор на перевозку грузов заключен с ФИО2, то разрешение не может быть признано действительным, судом признаются необоснованными, поскольку специальное разрешение выдается не физическому лицу, а на конкретное транспортное средство, осуществляющее перевозку по указанному в нем маршруту.
Согласно ч. ч. 1,3,4 ст. 1.5. КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
По смыслу ст.1.5 КоАП РФ, вина лица должна быть установлена и доказана административным органом в соответствии со статьей2.2 КоАП РФ.
В соответствии с п.п.1,3,7 ст.26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
С учетом установленных обстоятельств и приведенных положений КоАП РФ об административных правонарушениях суд приходит к выводу о том, что в действиях ФИО2 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.12.21.1 КоАП РФ.
Согласно ст.24.5 КоАП РФ, в случае отсутствия состава административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, суд выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу от том, что постановление государственного инспектора отдела AT и АДН ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО2 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.21.1 КоАП РФ, не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене, а производство по делу - прекращению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 РФ Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Жалобу индивидуального предпринимателя ФИО5 <данные изъяты> – удовлетворить.
Постановление государственного инспектора отдела АТ и АДН УГАДН по <адрес> (РОСТРАНСНАДЗОР) №/Ц от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.12.21.1 КоАП РФ в отношении индивидуального предпринимателя ФИО5 <данные изъяты> отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя ФИО5 <данные изъяты> по ч.3 ст.12.21.1 КоАП РФ прекратить, в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, установленном главой 30 КоАП РФ.
Судья Е.Ю.Сушко