Дело № 12-29/2016 Копия
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
15 февраля 2016 года г. Николаевск-на-Амуре г. Николаевск-на-Амуре
Судья Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края Е.Н. Головина,
рассмотрев в судебном заседании жалобу должностного лица ООО «Николаевск Сервис», генерального директора Юрова Е.В. на постановление Административной комиссии Николаевского муниципального района № 17/010 от 18.01.2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.37 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях, о привлечении Юрова Евгения Владимировича к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель по жалобе Юров Е.В. обратился в суд с жалобой на вынесенное в отношении него постановление Административной комиссии Николаевского муниципального района № 17/010 от 18.01.2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.37 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей, в рамках жалобы просить постановление отменить, указав доводами то, что между ООО <данные изъяты> и ООО <данные изъяты>, ООО <данные изъяты> заключены договоры на вывоз бытовых отходов с территории жилищного фонда № 1-153 от 01.09.2015 г. и № 1-154 от 01.09.2015 г. соответственно. Согласно п.2.2.3 указанных договоров исполнитель имеет право приостанавливать либо отказывать в вывозе при неоднократной неоплате услуг в сроки, установленные настоящим договором, при отсутствии авансирования, предусмотренного настоящим договором. Также последний абзац раздела 3 «права и обязанности Заказчика» содержит п.3.1.8 - заказчик обязан производить оплату выполненных исполнителем работ в порядке, предусмотренном настоящим договором и оговорку следующего содержания: при невыполнении заказчиком хотя бы одного из условий настоящего договора, Исполнитель освобождается от ответственности за неисполнение принятых на себя обязательств. Таким образом как указал заявитель в жалобе, заключив указанные договоры с ООО «Николаевск Сервис», управляющие компании ООО <данные изъяты> и ООО <данные изъяты> были согласны с их условиями и осведомлены о последствии нарушений сроков оплаты, тем самым осознавая, что приостановление вывоза ТБО либо полный отказ от вывоза, приведут к нарушению содержания территории городского поселения и тем не менее сознательно, несмотря на неоднократные предупреждения о наличии задолженности и несвоевременной оплате, направленные исполнителем, нарушали условия заключенных договоров, что привело к невозможности исполнения обязательств, принятых на себя ООО «Николаевск Сервис» по причине отсутствия денежных средств на заправку техники для вывоза ТБО топливом, а также выплату заработной платы работникам. Сложившаяся ситуация с вывозом мусора спровоцирована неплатежами ООО <данные изъяты> и ООО <данные изъяты> за оказанные услуги. Как указал заявитель в жалобе, ответственность за нарушение правил благоустройства городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» должна быть полностью возложена на указанные управляющие компании, которые имели реальную возможность предотвратить нарушение ими условий договоров и последствия, которые повлекли указанные нарушения (приостановка вывоза ТБО). Обращаться в суд с требованием о расторжении договоров у ООО «Николаевск Сервис» не было необходимости, так как приостановка оказания услуги и основания для приостановки четко прописаны в договоре, кроме того при отсутствии авансирования, предусмотренного договорами и расчетов за услуги, оказанные ранее ООО «Николаевск Сервис» не могло осуществлять деятельность по вывозу ТБО, так как техника на воде не работает, а топливо в долг на АЗС г. Николаевска-на-Амуре не отпускается. Заявитель со ссылкой на ст.1.5, ст.2.1 КоАП РФ указывает, что в бездействии должностного лица генерального директора ООО «Николаевск Сервис» нет виновного противоправного поведения, поскольку у юридического лица ООО «Николаевск Сервис» отсутствовала реальная возможность исполнения норм закона, так как отсутствовала сама финансовая возможность, соответственно отсутствует сама виновность и противоправность деяния. Считает, что административным органом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы права, в связи с чем само постановление подлежит отмене.
В судебном заседании Юров Е.В. жалобу поддержал по изложенным в ней доводам, дополнительно суду пояснив, что между ООО «Николаевск Сервис» и Администрацией городского поселения как собственником движимого и недвижимого имущества был заключен договор аренды с 01.01.2015 г. по 31.12.2015 г., в том числе им было передано имущество для осуществления ими деятельности по вывозу мусора, договор возмездный, арендная плата <данные изъяты> рублей в месяц, которую они за аренду техники должны были платить Администрации, за период с 01.09.2015 г. по 31.12.2015 г. ими 3-4 раза была приостановлена деятельность по вывозу мусора в связи с неоплатой счетов по договорам № 1-153 и № 1-154 с управляющими организациями, а где-то с ноября 2015 года около 2-х недель они вообще не осуществляли данные виды работ, а именно не осуществлялся вывоз с контейнеров по указанным улицам в постановлении прокурора, в это время они производили претензионную работу с ООО <данные изъяты> и ООО <данные изъяты> в связи с неоплатой, так как у них не было денег на заправку автомобилей топливом и выплату заработной платы рабочим, согласно условий договоров с указанными управляющими компаниями предусмотрен либо ежедневный вывоз мусора, это ряд домов по ул. Луначарского, где имеются шахты, там необходимо очищать их каждый день, что они и делали, несмотря на отсутствие финансирования, поскольку там нельзя не вывезти мусор, иначе возникнут проблемы, шахта забьется, либо через день, это по вмененным в постановлении прокурора улицам, все отражено в согласованном графике. Скопившийся мусор и свалки возникли не по их вине, а по причине отсутствия финансирования и неоплаты проделанной ими работы управляющими компаниями, после того, как ими был составлен график гашения задолженности с этими управляющими организациями и получения 12.01.2016 г. частично оплаты суммы задолженности, 14.01.2016 ими полностью бытовой мусор с указанных адресов был убран. Заправка стоимости одной машины для вывоза мусора <данные изъяты> рублей, у них задействовано 4 единицы уборочных машины, из них 3 самосвальные, и их заправка обходится около <данные изъяты> рублей в день.
В судебном заседании ст.помощник Николаевского-на-Амуре городского прокурора Бывалина Л.В. показала, что должностное лицо ООО «Николаевск Сервис», генеральный директор Юров Е.В. обоснованно привлечен к административной ответственности, а само постановление в отношении него является законным и обоснованным, поскольку факт наличия мусора и его складирования имел место, что зафиксировано как актом осмотра территорий, так и фотографиями к акту, кроме того между ООО «Николаевск Сервис» и ООО <данные изъяты> и ООО <данные изъяты> заключены договоры на вывоз бытового мусора, в соответствии с которым они обязаны осуществлять работы по вывозу бытовых отходов, кроме того Администрация городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» заключило контракт с ООО «Николаевск Сервис» на аренду муниципального имущества, в котором также была оговорена с 01.01.2015 г. по 31.12.2015 г. обязанность осуществлять работы по вывозу бытового мусора, а ссылка на то, что в договоре предусмотрено основание приостановления деятельности ООО «Николаевск Сервис» в случае неоплаты, то в данном случае данное условие договора ничтожно, поскольку в силу ст.168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, при этом посягающая на публичные интересы и права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что это сделка оспорима и к ней могут применяться последствия такого нарушения, а указанными договорами затронуты интересы третьих лиц, как возникших из обязанности соблюдения публичных интересов. Кроме того ООО «Николаевск Сервис» выставлены на оплату счета-фактуры от 31.12.2015 г., в которых они указывают, что за вывоз бытового мусора они выставляют <данные изъяты> рублей, хотя фактически вывоз мусора ими не осуществлялся. Рейд ею осуществлялся в рамках поступающей информации, во-первых от самой Администрации городского поселения о том, что город весь в мусоре, который не убирается, во-вторых, от граждан г. Николаевска-на-Амуре, т.е. самих жильцов, также у них имеется задание Хабаровской краевой прокуратуры о том, чтобы они регулярно отслеживали ситуацию в городе, касающейся санитарно-эпидемиологического состояния и необходимости реагирования на подобные ситуации, как с ненадлежащим вывозом мусора в городе.
В судебном заседании должностное лицо административного органа, действующий на основании доверенности б/н от 12.01.2016 г. и в пределах предоставленных полномочий, Пинегин А.Ю. показал, что жалобу считает необоснованной, а постановление законным, доводы, изложенные ст.помощником прокурора Бывалиной Л.В., полностью поддерживает.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, в том числе представленные по запросу суда из административного органа, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ст.26.11, частью 3 ст.30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Событие административного правонарушения также установлено судом 24.12.2015 года, когда должностное лицо ООО «Николаевск Сервис», генеральный директор Юров Е.В. с указанной даты допустил бездействие, и в нарушение п.8.1, п.8.1.7, п.8.1.9 Правил благоустройства и содержания территорий городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре», утвержденных решением Совета депутатов городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края от 02.08.2013 г. № 67-280, прекратил вывоз бытовых отходов с контейнеров и внутридомовой территории многоквартирных домов и не обеспечил своевременный вывоз мусора и ТБО из мусорных контейнеров в районе многоквартирных домов <адрес>, чем допустил образование свалку бытовых отходов на ул. <адрес> на площади <данные изъяты> кв.м., ул. <адрес> на площади <данные изъяты> кв.м., ул. <адрес> – на площади <данные изъяты> кв.м., ул. <адрес> на площади <данные изъяты> кв.м., ул. <адрес> на площади <данные изъяты> кв.м., ул. <адрес> на площади <данные изъяты> кв.м., ул. <адрес> на площади <данные изъяты> кв.м.
Бездействие должностного лица генерального директора ООО «Николаевск Сервис» Юрова Е.В. квалифицированы должностным лицом по ч.1 ст.37 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях, с которой соглашается и суд.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил благоустройства населенных пунктов, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и влечет административную ответственность для должностных лиц в размере от 3 000 до 4 000 рублей.
Согласно пункту 25 статьи 16 Федерального закона от 16.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация благоустройства территории городского округа отнесена к вопросам местного значения городского округа (поселения).
В соответствии с п.8.1 Правил благоустройства и содержания территорий городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре», утвержденных решением Совета депутатов городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края от 02.08.2013 г. № 67-280 установлено, что физические и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм, обязаны обеспечивать своевременную и качественную очистку и уборку земельных участков и прилегающих территорий, принадлежащих им на праве собственности или на ином вещном праве в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с п.8.1.7 указанных Правил, вывоз бытовых отходов и потребления из жилых домов осуществляется в том числе и на основании соответствующих договоров со специализированными организациями.
В соответствии с п.8.1.9 указанных Правил, для предотвращения засорения улиц, площадей, скверов и других общественных мест отходами производства и потребления устанавливаются специально предназначенные для временного хранения отходов емкости (урны, контейнеры). Урны (контейнеры) следует содержать в исправном и опрятном состоянии, очищать по мере накопления мусора.
В соответствии со ст.13 ФЗ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории городских и других поселений подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Как установлено судом ООО «Николаевск Сервис» со стороны Администрации городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» в целях использования муниципального имущества, в том числе для сбора и вывоза твердых и жидких бытовых отходов с территории городского поселения, по договору аренды № 01-15 передано муниципальное движимое и недвижимое имущество, срок действия договора предусмотрен с 16.01.2015 г. по 31.12.2015 г., соответственно ООО «Николаевск Сервис» является специализированной организацией, осуществляющей указанный вид деятельности, в частности организация сбора и вывоза твердых и жидких бытовых отходов, заключение указанного договора не оспорено и самим должностным лицом Юровым Е.В.
Согласно п.2.2.3 указанного договора № 01-15 ООО «Николаевск Сервис» обязуется заключать договоры на оказание коммунальных услуг и осуществлять деятельность по сбору и вывозу твердых и бытовых отходов.
Как установлено судом, ООО «Николаевск Сервис» в лице генерального директора Юрова Е.В. в целях использования данного имущества по назначению, заключил договоры с ООО <данные изъяты> и ООО <данные изъяты> на вывоз бытовых отходов с территории жилищного фонда, что подтверждено заключением соответствующих договоров № 1-153 и № 1-154 от 01.09.2015 г. соответственно.
Как усматривается из договоров ООО «Николаевск Сервис» с указанными организациями, ООО «Николаевск Сервис» обязуется оказывать услуги и выполнять работы по вывозу бытовых отходов от жилого фонда, в том числе расположенного по адресам: <адрес>.
Согласно п.2.1 договора ООО «Николаевск Сервис» с ООО <данные изъяты> и ООО <данные изъяты> от 01.09.2015 г. ООО «Николаевск Сервис» обязано обеспечить регулярный вывоз бытовых отходов с территории жилищного фонда по графику, согласованному сторонами, в соответствии с п.2.1.3 обязуется гарантировать качество выполнения всех работ в соответствии с действующим законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии.
В соответствии со ст.41,42 Конституции РФ, ст.11 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, и данное требование должно быть обеспечено строгим соблюдением требований природоохранного, санитарного законодательства.
Разделом 7 указанных договоров «качество работ» предусмотрено, что при исполнении работ по договору, исполнитель (ООО «Николаевск Сервис») обязуется соблюдать требования, которые в соответствии с действующим законодательством носят общеобязательный характер и направлены на обеспечение безопасного и благоприятного проживания граждан, а также обязуется руководствоваться санитарными нормами и (п.7.1 договора № 1-153 и № 1-154 от 01.09.2015 г.).
Вместе с тем, Юров Е.В., являясь надлежащим должностным лицом, генеральным директором ООО «Николаевск Сервис», в чьи обязанности входит соблюдение законодательства, в том числе и о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в нарушении принятых возглавляемым им юридическим лицом обязательств не принял должных мер для выполнения обязательных к применению п.7 договоров № 1-153 и № 1-154, требований.
Суд считает доказанной вину данного должностного лица, поскольку в силу особенностей своей деятельности данное должностное лицо, наделенное организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, обязан был соблюдать нормы и требования в сфере благоустройства и содержания территории в границах городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре».
В данном случае вина Юрова Е.В. заключается в несоблюдении правил благоустройства и содержания территории городского поселения.
При таких обстоятельствах административный орган обоснованно усмотрел в действиях должностного лица генерального директора ООО «Николаевск Сервис» Юрова Е.В. наличие состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 37 Кодекса.
Ссылка заявителя по жалобе на п.2.2.3 договора о том, что ООО «Николаевск Сервис» как исполнитель имеет право приостанавливать либо отказывать в вызове жидких и твердых бытовых отходов в случае неоднократной неоплаты в сроки, установленные настоящий договором либо при отсутствии авансирования, предусмотренного настоящим договором, не имеет правового значения, поскольку ООО «Николаевск Сервис» предусмотрев в данном договоре право на приостановление такой деятельности, обязалось выполнять указанные виды работ, не допуская нарушений санитарно-эпидемиологического благополучия.
Таким образом как сторона по договору, ООО «Николаевск Сервис» могло воспользоваться предоставленным ей правом на приостановку такой деятельности с целью понуждения контрагента к исполнению своих финансовых обязательств, однако такая приостановка не должна приводить к нарушению санитарно-эпидемиологического законодательства в области благополучия населения на безопасную окружающую среду, в результате чего возникла угроза жизни и здоровью граждан, выразившиеся в допущении складирования бытового мусора без его регулярного вывоза по вышеуказанным адресам бездействием заявителя по жалобе, что объективно подтверждено как актом осмотра, так и фотографиями к акту осмотра и не оспорено при рассмотрении дела заявителем по жалобе.
Кроме того заключая гражданско-правовой договор на вывоз бытового мусора следовало учитывать, что данный вид обязательств относится к благоустройству территории городского округа и затрагивает интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории городского поселения, а значит в рамках ст. 168 ГК РФ такой гражданско-правовой договор должен соответствовать закону, отражать защиту прав и охраняемых законом интересов третьих лиц, поскольку его соблюдение его условий затрагивают возникшие публично-правовые отношения, а именно Администрацией городского поселения ООО «Николаевск Сервис» передано в аренду имущество именно для обеспечения благоустройства территории городского поселения путем заключения соответствующих договоров, для чего в данные договоры и введена обязанность исполнителя ООО «Николаевск Сервис» соблюдать санитарное и эпидемиологическое законодательство вне зависимости от выполнения или невыполнения контрагентом принятых на себя обязательств.
Ссылка заявителя по жалобе на оговорку о том, что при невыполнении заказчиком хотя бы одного из условий настоящего договора, Исполнитель освобождается от ответственности за неисполнение принятых на себя обязательств, не имеет существенного значения, поскольку в данном случае речь идет о гражданско-правовой ответственности по договору, между тем должностное лицо генеральный директор Юров Е.В. привлечен к административной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства в рамках принятых ООО «Николаевск Сервис» обязательств по регулярной очистке и вывозу жидких и твердых бытовых отходов с обязательством соблюдения санитарного законодательства.
Указанные обстоятельства о неукоснительном исполнении ООО «Николаевск Сервис», генеральным директором которого является Юров Е.В., требований санитарно-эпидемиологического законодательства, объективно вытекают и из самого договора, где в разделе 7 «качество работ» указано, что при исполнении работ, предусмотренных настоящим договором, исполнитель (ООО «Николаевск Сервис») обязуется соблюдать требования, которые в соответствии с действующим законодательством носят общеобязательный характер и направлены на обеспечение безопасного и благоприятного проживания граждан, а также обязуется руководствоваться санитарными нормами и правилами, нормами противопожарной и иной безопасности (п.7.1 договора № 1-153 и № 1-154 от 01.09.2015 г.).
Отсутствие финансирования или несвоевременная оплата стоимости оказываемых услуг не свидетельствуют о невиновности как ООО «Николаевск Сервис», так и самого должностного лица Юрова Е.В. и не является основанием для освобождения от административной ответственности за вменяемый состав правонарушения.
Таким образом, само по себе отсутствие финансирования не освобождает должностное лицо от необходимости соблюдения установленных законом ограничений, не освобождает его от ответственности за нарушение правил благоустройства, в частности предусмотренных п.8.1, 8.1.7., 8.1.9 вышеуказанных Правил и выразившихся в нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении от 14.01.2016 г., актом проверки от 11.01.2016 г. б/н, свидетельством оп постановке на учеты, объяснением Юрова Е.В. в материалах дела, решением № 1, договором № 1-153 от 01.09.2015 г. с ООО <данные изъяты>, договором № 1-154 от 01.09.2015 г. с ООО <данные изъяты>, списком объемов и стоимости вывоза ТБО, фотографиями к акту осмотра территорий МКД, договором аренды № 01-15.
Виновность должностного лица ООО «Николаевск Сервис» Юрова Е.В. выразилась в бездействии, в нарушение правил благоустройства, в частности предусмотренных п.8.1, 8.1.7, 8.1.9 вышеуказанных Правил.
Доказательств того, что данным должностным лицом были приняты меры к надлежащему выполнению возложенных на него законом обязанностей по выполнению указанных правил и требований, судом не установлено, а приложенная переписка претензионного характера об этом не свидетельствует.
Доказательства, исследованные в ходе рассмотрения дела, получены в установленном КоАП РФ порядке, соответствуют требованиям относимости, допустимости, достоверности, каких-либо нарушений КоАП РФ при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, иных процессуальных документов по делу, судом не установлены.
Полномочия административного органа по вынесению постановления о возбуждении дела об административном правонарушении реализованы в порядке ст.28.4 КоАП РФ, а по рассмотрению вынесенного прокурором постановления реализованы в соответствии со ст.6 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях. Порядок и сроки привлечения к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ. Обстоятельств, исключающих производства по административному делу, не установлено.
Иные доводы жалобы не влияют на обоснованность вынесенного в отношении данного должностного лица постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и вынесенного по результатам его рассмотрения постановления по делу о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 3 000 рублей.
Нарушений норм процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении, не установлено.
Прихожу к убеждению, что факт совершения Юровым Е.В. административного правонарушения по ч.1 ст.37 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях должным образом установлен.
Оснований для признания деяния малозначительным и освобождения должностного лица от административной ответственности по ст.2.9 КоАП РФ суд не усматривает.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, суд не усматривает.
В связи с чем назначенное наказание является справедливым, оно мотивировано и является минимальным, в связи с чем, не имеется оснований для отмены постановления должностного лица.
Руководствуясь ст. 30.7 п.1 пп.1 ст.30.8 КоАП РФ, судья,
РЕШИЛ:
Постановление Административной комиссии Николаевского муниципального района № 17/010 от 18.01.2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.37 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях, о привлечении должностного лица ООО «Николаевск-Сервис» Юрова Е.В. к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей, - оставить без изменения, а жалобу Юрова Е.В. – без удовлетворения.
Копию решения по жалобе на постановление о назначении административного наказания в течение трех суток направить заинтересованным лицам.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения или вручения копии решения в Хабаровский краевой суд через Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края.
Судья Е.Н. Головина