Дело № 12-29/2018
Р Е Ш Е Н И Е
06 апреля 2018 года г. Бийск
Судья Бийского городского суда Алтайского края Ануфриев В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного бухгалтера ООО «Теплоэнергогаз» ФИО1 на постановление начальника Межрайонной ИФНС России №1 по Алтайскому краю ФИО2 №КД-0110 от 16 января 2018 года, которым
главный бухгалтер ООО «Теплоэнергогаз» ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.1 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4000 рублей,
У С Т А Н О В И Л:
Согласно протоколу об административном правонарушении от 29 декабря 2017 года, составленному главным государственным налоговым инспектором отдела оперативного контроля Межрайонной ИФНС России №1 по Алтайскому краю ФИО3, в период с 27.10.2017 года по 27.12.2017 года на основании поручения на исполнение Государственной функции № РПС-080-000004 от 27.10.2017 сотрудниками отдела оперативного контроля Межрайонной ИФНС России № 1 по Алтайскому краю проведена проверка использования специального банковского счета для осуществления расчетов за период с 01.09.2017 года по 26.10.2017 года ООО «Теплоэнергогаз» (ИНН: <данные изъяты> В ходе проверки установлено, что как в проверяемый период с 01.09.2017 года по 26.10.2017 года, так и в ходе проведения проверки с 27.10.2017 года по 27.12.2017 года ООО «Теплоэнергогаз», являясь поставщиком коммунальных услуг, в нарушение частей 18, 19 и 20 статьи 4 и части 4 статьи 8 Федерального закона от 03 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», (далее – Федеральный закон № 103-ФЗ) приняло денежные средства в сумме 2809440,63 руб. (563930,27 + 2245510,36 = 2809440,63), полученные банковскими платежными агентами ФГУП «Почта России» и МУП г. Бийска «ЕИРКЦ» от потребителей в пользу ООО «Теплоэнергогаз», на расчетные счета, которые не являются специальным банковским счетом поставщика.
16 января 2018 года начальником Межрайонной ИФНС России №1 по Алтайскому краю ФИО2 вынесено указанное выше постановление.
ФИО1 обратилась в суд с жалобой на указанное постановление, в которой просит признать постановление незаконным и отменить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы ФИО1 указала на то, что налоговым органом при вынесении обжалуемого постановления дано неправильное толкование норм Федерального закона № 103-ФЗ и Федерального закона от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», спутав понятия «банковский платежный агент» и «платежный агент», так как принимающие от физических лиц наличные денежные средства МУП г.Бийска «ЕИРКЦ» и ФГУП «Почта России» являются банковскими платежными агентами, а не платежными агентами и на них положения Федерального закона № 103-ФЗ не распространяются, что подтверждается Письмом Центрального банка РФ от 06.03.2012 г. № 08-17/950, в п.2 которого указано, что ч.21 ст.4 Федерального закона N 103-ФЗ установлено, что кредитные организации не вправе выступать операторами по приему платежей или платежными субагентами, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по приему платежей. Вместе с тем кредитные организации вправе без ограничений осуществлять безналичные расчеты в пользу поставщиков по переводам денежных средств физических лиц без открытия банковского счета с приемом от них наличных денежных средств в кассы, платежные терминалы и банкоматы кредитных организаций. Соответствующие разъяснения содержатся в письме Банка России от 07.07.2011 N 99-Т "О требованиях законодательства Российской Федерации о национальной платежной системе" и Информации Банка России от 12.08.2011, размещенной на официальном сайте Банка России в сети Интернет; кроме того, в рамках расчетов с использованием системы "Город" (технологии переводов) плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на расчетный счет ООО «Теплоэнергогаз» в безналичном порядке путем перевода банком денежных средств со счетов партнеров (участников расчетов), являющихся банковскими платежными агентами, то положения Федерального закона N 103-ФЗ в части обязанности использовать специальный банковский счет не применяются; не рассмотрен вопрос о малозначительности административного правонарушения, поскольку нарушение было совершено впервые, жалоб заинтересованных лиц не поступило, отсутствуют доказательства причинения экономического ущерба интересам граждан, общества и государства.
ФИО1, в отношении которой ведется производство по делу не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте его проведения, об отложении судебного заседания не ходатайствовала, в связи с чем дело рассматривается в её отсутствие в силу части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ранее, ФИО1 в судебном заседании настаивала на удовлетворении доводов жалобы.
Защитник Логункова Н.И. в судебном заседании подержала доводы жалобы в полном объеме.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении ФИО3 показал в судебном заседании о том, что выявил административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ на основании доказательств, имеющихся в деле и анализа положений Федеральный закон № 103-ФЗ.
Свидетель П.С. показал в судебном заседании о том, что занимает должность директора ООО «Бийский расчетный центр», которое в рамках работы Системы сбора и обработки платежей «Город» (далее - Система «Город») является оператором. Оператор - организация, которая осуществляет услуги по информационному и технологическому обслуживанию клиентов, в том числе обеспечивает координацию деятельности по приему платежей с использованием Системы «Город» на территории г. Бийска. В целом работа по приему платежей строится на условиях Правил работы Системы и договоров присоединения к Правилам. ООО «Теплоэнергогаз» заключен договор присоединения к Правилам работы Системы № 1923/К/Б от 31.07.2012 г. На сегодняшний день в Системе «Город» прием платежей осуществляют только банки и банковские платежные агенты, последние работают на основании Федерального закона № 103-ФЗ. В пользу ООО «Теплоэнергогаз» прием платежей осуществляют банковские платежные агенты МУП г. Бийска «ЕИРКЦ» являющееся банковским платежным агентом АО КБ «Форбанк», которым заключен договор присоединения к Правилам работы Системы № 71/0 от 27 июня 2013 г. и подразделение ФГУП «Почта России», являющееся банковским платежным агентом ПАО АКБ «Связь-Банк», которым заключен договор присоединения к Правилам работы Системы № 74/0 от 03 сентября 2014 г.
Фактически прием платежей происходит следующим образом: физическое лицо (плательщик) обращается в кассу приема платежей банковского платежного агента, деньги аккумулируются в течение дня, а по окончании дня, выполнения отчета, банковский платежный агент отправляет деньги на счета клиентов (получателей денег) на основании поручения от плательщика и информации, которая выставлена в режиме онлайн в Системе.
Порядок приема платежей банковскими платежными агентами установлен ст. 14 Федерального закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», в которой не говорится о том, что получатель денег от банковского платежного агента обязан использовать специальный банковский счет, в числе операций по счету банковского платежного агента указана одна операция - списание денежных средств на банковские счета. Поэтому, указанный закон не обязывает получателя иметь специальный банковский счет при приеме платежей в его пользу банковским платежным агентом.
Исследовав представленные материалы, изучив доводы жалобы, показания свидетеля, прихожу к следующим выводам.
Частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей за нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов
Проведенной налоговым органом проверкой по сведениям и документам, представленными ООО «Теплоэнергогаз», МУП г. Бийска «ЕИРКЦ» и ФГУП «Почта России» установлено:
- за период с 01.09.2017 года по 26.10.2017 года ООО «Теплоэнергогаз» в рамках договора от 31.07.2012 года № 1923/К/Б приняло от МУП г. Бийска «ЕИРКЦ» на расчетный счет №, открытый в Сибирском филиале ПАО «РОСБАНК», принятые МУП г. Бийска «ЕИРКЦ» в пользу ООО «Теплоэнергогаз» от потребителей наличные денежные средства в качестве оплаты за оказанные коммунальные услуги (отопление и горячее водоснабжение), на общую сумму 563930,27 руб., в том числе: 01.09.2017 года – 1196,15 руб.; 04.09.2017 года - 8180,40 руб.; 05.09.2017 года - 5015,63 руб.; 06.09.2017 года - 3911,12 руб.; 07.09.2017 года -25554,96 руб.; 08.09.2017 года - 30138,01 руб.; 11.09.2017 года - 40508,23 руб.; 12.09.2017 года - 27517,14 руб.; 13.09.2017 года - 14317,58 руб.; 14.09.2017 года - 11999,84 руб.; 15.09.2017 года - 10847,56 руб.; 18.09.2017 года - 9306,90 руб.; 19.09.2017 года - 20381,34 руб.; 20.09.2017 года - 14726,82 руб.; 21.09.2017 года - 6435,61 руб.; 22.09.2017 года - 9781,62 руб.; 25.09.2017 года - 15862,58 руб.; 26.09.2017 года - 16008,97 руб.; 27.09.2017 года - 11222,19 руб.; 28.09.2017 года - 5388,26 руб; 29.09.2017 года - 2361,57 руб.; 02.10.2017 года - 3264,62 руб.; 03.10.2017 года - 5897,29 руб.; 04.10.2017 года - 15536,59 руб.; 05.10.2017 года - 16167,54 руб.; 06.10.2017 года - 21019,71 руб.; 09.10.2017 года - 26546,72 руб.; 10.10.2017 года - 39103,53 руб.; 11.10.2017 года - 32251,94 руб.; 12.10.2017 года - 15717,69 руб.; 13.10.2017 года - 10186,93 руб.; 16.10.2017 года - 8453,20 руб.; 17.10.2017 года - 14595,67 руб.; 18.10.2017 года - 4860,84 руб.; 19.10.2017 года - 7999,73 руб.; 20.10.2017 года - 3845,72 руб.; 23.10.2017 года - 12638,02 руб.; 24.10.2017 года - 13950,34 руб.; 25.10.2017 года - 12414,02 руб. и 26.10.2017 года - 8817,69 руб. (Приложение 1 к акту № 000004 от 27.12.217 года);
- за период с 01.09.2017 года по 30.11.2017 года ООО «Теплоэнергогаз» в рамках договора от 31.07.2012 года № 1923/К/Б приняло от ФГУП «Почта России» на расчетный счет №, открытый в Сибирском филиале ПАО «РОСБАНК», принятые ФГУП «Почта России» в пользу ООО «Теплоэнергогаз» от потребителей наличные денежные средства в качестве оплаты за оказанные коммунальные услуги (отопление и горячее водоснабжение), на общую сумму 2245510,36 рублей. (Приложение 2 к акту № 000004 от 27.12.2017 года).
Так же по делу установлено, что основным видом деятельности ООО «Теплоэнергогаз» является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными (код по ОКВЭД: 35.30.14).
ООО «Теплоэнергогаз» имеет расчетные счета: - №, открытый в филиале № 5440 ПАО «ВТБ 24»; №, открытый в Алтайском отделении № 8644 ПАО «Сбербанк России»; № и №, открытые в Сибирском филиале ПАО «РОСБАНК».
При этом специальный банковский счет у ООО «Теплоэнергогаз» отсутствует;
В рамках системы сбора и обработки платежей «Город» кредитные организации, ФГУП «Почта России» и банковские платежные агенты (юридические лица и ФГУП «Почта России») осуществляли деятельность по приему платежей от потребителей в пользу ООО «Теплоэнергогаз».
ООО «Единый расчетный центр», и ООО «Теплоэнергогаз», заключили договор присоединения к системе сбора и обработки платежей «ГОРОД» от 31.07.2012 года № 1923/К/Б.
В силу части 4 статьи 154 Жилищного Кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 15 статьи 155 Жилищного Кодекса Российской Федерации наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
На основании статьи 1 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее - Федеральный закон № 161-ФЗ) настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы национальной платежной системы, регулирует порядок оказания платежных услуг, в том числе осуществления перевода денежных средств, использования электронных средств платежа, деятельность субъектов национальной платежной системы, а также определяет требования к организации и функционированию платежных систем, порядок осуществления надзора и наблюдения в национальной платежной системе.
В статье 3 настоящего Федерального закона № 161-ФЗ определены, в том числе, следующие основные понятия:
- банковский платежный агент - юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией, или индивидуальный предприниматель, которые привлекаются кредитной организацией в целях осуществления отдельных банковских операций;
- оператор услуг платежной инфраструктуры - операционный центр, платежный клиринговый центр и расчетный центр;
- операционный центр - организация, обеспечивающая в рамках платежной системы для участников платежной системы и их клиентов доступ к услугам по переводу денежных средств, а также обмен электронными сообщениями (далее - операционные услуги);
- перевод денежных средств - действия оператора по переводу денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов по предоставлению получателю средств денежных средств плательщика;
- платежная услуга - услуга по переводу денежных средств, услуга почтового перевода и услуга по приему платежей.
Статьей 4 Федерального закона № 161-ФЗ установлен порядок оказания платежных услуг:
- оператор по переводу денежных средств оказывает услуги по переводу денежных средств на основании договоров, заключаемых с клиентами и между операторами по переводу денежных средств, в рамках применяемых форм безналичных расчетов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (часть 1);
- банковские платежные агенты и банковские платежные субагенты участвуют в оказании услуг по переводу денежных средств на основании договоров, заключаемых соответственно с операторами по переводу денежных средств и банковскими платежными агентами в соответствии с требованиями статьи 14 настоящего Федерального закона (часть 2);
- организации федеральной почтовой связи оказывают услуги почтового перевода денежных средств в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» (часть 3);
- платежные агенты оказывают услуги по приему платежей в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (часть 4).
На основании части 1 статьи 14 Федерального закона № 161-ФЗ оператор по переводу денежных средств, являющийся кредитной организацией, в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», вправе на основании договора привлекать банковского платежного агента:
1) для принятия от физического лица наличных денежных средств;
2) для предоставления клиентам электронных средств платежа и обеспечения возможности использования указанных электронных средств платежа в соответствии с условиями, установленными оператором по переводу денежных средств;
3) для проведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма идентификации или упрощенной идентификации клиента - физического лица в целях осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, а также предоставления указанному клиенту - физическому лицу электронного средства платежа.
Привлечение оператором по переводу денежных средств банковского платежного агента может осуществляться при одновременном соблюдении следующих требований (часть 3 статьи 14 Федерального закона № 161-ФЗ):
1) осуществлении указанной в части 1 настоящей статьи деятельности или ее части (далее - операции банковского платежного агента) от имени оператора по переводу денежных средств;
2) проведении банковским платежным агентом в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма идентификации или упрощенной идентификации клиента - физического лица в целях осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, а также предоставления указанному клиенту - физическому лицу электронного средства платежа;
3) использовании банковским платежным агентом специального банковского счета (счетов) для зачисления в полном объеме полученных от физических лиц наличных денежных средств в соответствии с частями 5 и 6 настоящей статьи;
4) подтверждении банковским платежным агентом принятия (выдачи) наличных денежных средств путем выдачи (направления) кассового чека;
5) предоставлении банковским платежным агентом физическим лицам информации, предусмотренной частью 15 настоящей статьи;
6) применении банковским платежным агентом платежных терминалов и банкоматов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.
На основании пункта 5 статьи 14 Федерального закона № 161-ФЗ по специальному банковскому счету банковского платежного агента (субагента) могут осуществляться следующие операции:
1) зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств;
2) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета банковского платежного агента (субагента);
3) списание денежных средств на банковские счета.
Согласно пункту 6 статьи 14 Федерального закона № 161-ФЗ осуществление иных операций, помимо предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, по специальному банковскому счету не допускается.
В силу статьи 7 Федерального закона № 161-ФЗ контроль за соблюдением банковскими платежными агентами (субагентами) обязанностей по сдаче оператору по переводу денежных средств полученных от физических лиц наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а также по использованию банковскими платежными агентами (субагентами) специальных банковских счетов для осуществления расчетов осуществляют налоговые органы Российской Федерации.
На основании части 8 статьи 38 Федерального закона № 161-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона деятельность банковских платежных агентов без использования специального банковского счета (счетов) для зачисления в полном объеме полученных от физических лиц наличных денежных средств в соответствии с частями 5 и 6 статьи 14 настоящего Федерального закона не допускается.
Федеральный закон № 103-ФЗ регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 1 Федерального закона № 103-ФЗ).
В силу пункта 3 статьи 1 Федерального закона № 103-ФЗ к отношениям, регулируемым настоящим Федеральным законом, нормы Федерального закона № 161-ФЗ применяются только в части осуществления Банком России мониторинга в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 35 указанного Федерального закона.
Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов (пункта 2 статьи 1 Федерального закона № 103-ФЗ):
1) осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;
2) между юридическими лицами, и (или) индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими предпринимательской деятельности, и (или) лицами, занимающимися частной практикой и не являющимися индивидуальными предпринимателями, которая не связана с выполнением функций платежных агентов;
3) в пользу иностранных юридических лиц;
4) осуществляемых в безналичном порядке;
5) осуществляемых в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
В статье 2 Федерального закона № 103-ФЗ определены следующие основные понятия:
1) поставщик - юридическое лицо за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации;
2) плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;
3) платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;
4) оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;
5) платежный субагент - платежный агент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона № 103-ФЗ под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
В силу пунктов 18, 19 и 20 статьи 4 Федерального закона № 103-ФЗ:
- поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами;
- по специальному банковскому счету поставщика могут осуществляться следующие операции: зачисление денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента и списание денежных средств на банковские счета;- осуществление других операций по специальному банковскому счету поставщика не допускается.
На основании пункта 4 статьи 7 Федерального закона № 103-ФЗ контроль за соблюдением платежными агентами обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а также по использованию платежными агентами и поставщиками специальных банковских счетов для осуществления расчетов при приеме платежей осуществляют налоговые органы Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 8 Федерального закона № 103-ФЗ получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, указанными в части 18 статьи 4 настоящего Федерального закона, не допускаются.
Согласно приведенным нормам, обязанность по использованию специального банковского счета возложена на банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом № 161-ФЗ, и на поставщиков, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом № 103-ФЗ.
Специальный банковский счет в силу Федерального закона № 161-ФЗ должен использоваться банковскими платежными агентами для зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств, зачисления денежных средств, списанных с другого специального банковского счета банковского платежного агента и для списания денежных средств на банковские счета.
На основании Федерального закона № 103-ФЗ поставщик должен использовать специальный банковский счет для зачисления денежных средств, списанных со специального банковского счета банковского платежного агента и списания денежных средств на банковские счета.
Законодатель связывает использование специального банковского счета для поставщиков только при условии осуществления деятельности по приему платежей физических лиц в соответствии с Федеральным законом № 103-ФЗ, а для банковских платежных агентов - при осуществлении деятельности в соответствии с Федеральным законом № 161-ФЗ.
В случае, когда банковский платежный агент осуществил прием денежных средств от плательщика (физического лица) в пользу поставщика, такие наличные денежные средства должны быть сданы банковским платежным агентом для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).
Обязанность осуществления таких действий закреплена для банковского платежного агента - пунктом 3 части 3, частью 7 статьи 14 и частью 8 статьи 38 Федерального закона № 161-ФЗ, а для поставщика – частью 18, 19 и 20 статьи 4 и частью 4 статьи 8 Федерального закона № 103-ФЗ.
Должностным лицом, вопреки доводам жалобы, сделан обоснованный вывод о наличии в действиях главного бухгалтера ООО «Теплоэнергогаз» ФИО4 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.1 КоАП РФ, так как из содержания договора от 27.06.2013 года № 0016/2063, заключенного ОАО «Коммерческий банк «ФорБанк» с МУП г. Бийска «ЕИРКЦ», и норм Федерального закона № 161-ФЗ, следует, что МУП г. Бийска «ЕИРКЦ» является банковским платежным агентом, а ОАО «Коммерческий банк «ФорБанк» - оператором по переводу денежных средств.
Порядок оказания платежных услуг каждым из субъектов национальной платежной системы предусмотрен статьей 4 Федерального закона № 161-ФЗ, согласно которой к числу субъектов отнесены, в том числе, и организации федеральной почтовой связи при оказании услуг почтового перевода денежных средств в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» (пункт 3).
Согласно ст.2 Федерального закона от 17.07.1999 года № 176-ФЗ «О почтовой связи», почтовый перевод денежных средств это услуга организаций федеральной почтовой связи по приему, обработке, перевозке (передаче) доставке (вручению) денежных средств с использованием сетей почтовой и электрической связи.
Из анализа вышеприведенных положений закона следует, что самостоятельным субъектом национальной платежной системы предприятия почтовой связи признаются только в части услуг по почтовому переводу денежных средств.
В отношениях по приему платежей за оказанные ООО «Теплоэнергогаз» коммунальные услуги и последующему перечислению денежных средств на расчетный счет ООО ООО «Теплоэнергогаз», ФГУП «Почта России» выполняет функции банковского платежного агента.
Кроме того, согласно договора № НПУ<...> от 25.09.2014 года, заключенного ОАО АКБ «Связь-Банк» с ФГУП «Почта России», и норм Федерального закона № 161-ФЗ, ФГУП «Почта России» является банковским платежным агентом, а ОАО АКБ «Связь-Банк» - оператором по переводу денежных средств.
С учетом положений Федерального закона № 103-ФЗ, а также исходя из содержания договора от 31.07.2012 года № 1923/К/Б, заключенного ООО «Единый расчетный центр» с ООО «Теплоэнергогаз», ООО «Теплоэнергогаз» является поставщиком.
Поскольку прием платежей от физических лиц осуществляется ОАО «Коммерческий банк «ФорБанк» и ОАО АКБ «Связь-Банк» посредством банковских платежных агентов МУП г. Бийска «ЕИРКЦ» и ФГУП «Почта России», следовательно, в понимании Федерального закона № 161-ФЗ ОАО «Коммерческий банк «ФорБанк» и ОАО АКБ «Связь-Банк» являются операторами по переводу денежных средств.
Правоотношения между операторами по переводу денежных средств ОАО «Коммерческий банк «ФорБанк» и ОАО АКБ «Связь-Банк», банковскими платежными агентами МУП г. Бийска «ЕИРКЦ» и ФГУП «Почта России» и поставщиком коммунальных услуг - ООО «Теплоэнергогаз» связаны с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых в безналичном порядке. При этом, изначально денежные средства от плательщиков поступают к банковским платежными агентами МУП г. Бийска «ЕИРКЦ» и ФГУП «Почта России» в виде наличных денежных средств.
Расчеты между банковскими платежными агентами МУП г. Бийска «ЕИРКЦ» и ФГУП «Почта России» и поставщиком коммунальных услуг ООО «Теплоэнергогаз» не могут быть признаны расчетами, осуществляемыми в безналичном порядке в смысле пункта 4 части 2 статьи 1 Федерального закона № 103-ФЗ. Денежные средства, внесенные физическими лицами банковским платежным агентам: «МУП г.Бийска «ЕИРКЦ» и ФГУП «Почта России», являются наличными расчетами в смысле, придаваемом таким расчетам названным Федеральным законом № 103 – ФЗ.
Из требований статей 2 - 4 Федерального закона № 103-ФЗ также следует вывод о том, что если денежные средства получены поставщиком от платежного агента (оператора по приему платежей, либо платежного субагента), за исключением кредитной организации, такие денежные средства должны быть зачислены исключительно на специальный банковский счет поставщика.
Использование операторами по переводу денежных средств ОАО «Коммерческий банк «ФорБанк» и ОАО АКБ «Связь-Банк» для непосредственного приема наличности услуг банковских платежных агентов МУП г. Бийска «ЕИРКЦ» и ФГУП «Почта России», которые в дальнейшем перечисляют денежные средства, поступившие от населения за коммунальные услуги, не может свидетельствовать об осуществлении расчетов в безналичном порядке в смысле пункта 4 части 2 статьи 1 Закона № 103-ФЗ.
В данном случае существенное значение имеет не то обстоятельство, что перечисление денежных средств от банковских платежных агентов, а в последующем поставщику происходит в безналичном порядке, а то, что непосредственный прием денежных средств от граждан для их последующего перечисления поставщику осуществляется именно посредством наличных денежных средств, поэтому проведение расчетов между банковскими платежными субагентами и ООО «Теплоэнергогаз» как поставщиком безналичными денежными средствами не освобождает последнего от обязанности по приему соответствующих денежных средств именно на специальный банковский счет.
Расчетные счета № в филиале № 5440 ПАО «ВТБ 24», № в Алтайском отделении № 8644 ПАО «Сбербанк России» и № и № в Сибирском филиале ПАО «РОСБАНК», открытые ООО «Теплоэнергогаз», не являются специальными банковскими счетами поставщика в связи с тем, что согласно положению Центрального банка Российской Федерации от 16.07.2012 года № 385-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» счет № – это «Специальный банковский счет платежного агента, банковского платежного агента (субагента), поставщика». Его назначение - специальный банковский счет, открываемый платежным агентам, банковским платежным агентам (субагентам), поставщикам для зачисления и списания денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В рамках договора от 31.07.2012 года № 1923/К/Б ООО «Теплоэнергогаз» не использовало специальный банковский счет.
Должностное лицо, вынесшее оспариваемое постановление, руководствуясь положениями ст.ст. 2 и 3 Федерального закона № 103-ФЗ и ч. 15 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, пришло к правильному выводу о том, что поскольку ООО «Теплоэнергогаз» является юридическим лицом, которому вносится плата за поставленные коммунальные услуги, то оно, для целей Федерального закона № 103-ФЗ, признается поставщиком услуг.
Следовательно, ООО «Теплоэнергогаз», являясь поставщиком коммунальных услуг, как в проверяемый период с 01.09.2017 года по 27.10.2017 года, так и в ходе проведения проверки с 27.10.2017 года по 27.12.2017 года в нарушение части 18, 19 и 20 статьи 4 и части 4 статьи 8 Федерального закона № 103-ФЗ приняло денежные средства в сумме 2809440,63 руб. (563930,27 + 2245510,36 = 2809440,63), полученные банковскими платежными агентами ФГУП «Почта России» и МУП г. Бийска «ЕИРКЦ» от потребителей в пользу ООО «Теплоэнергогаз», на расчетный счет, который не является специальным банковским счетом поставщика.
Таким образом, осуществление ООО «Теплоэнергогаз», расчетов с банковскими платежными агентами МУП г. Бийска «ЕИРКЦ» и ФГУП «Почта России» без использования специального банковского счета, в том числе в случае отсутствия специального банковского счета, нарушает требования Федерального закона № 103-ФЗ и влечет ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.1 КоАП РФ, и вина ФИО1 в его совершении подтверждается совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств: актом проверки от 27.12.2017 № 000004 использования специального банковского счета для осуществления расчетов и Приложениями к нему №1, 2 <данные изъяты> информацией о расчетных счетах ООО «Теплоэнергогаз», <данные изъяты>); договором присоединения к системе сбора и обработки платежей «ГОРОД» № 1923/К/Б от 31 июня 2012 года <данные изъяты>); дополнительным соглашением от 09.09.2014 года к договору присоединения к системе сбора и обработки платежей «ГОРОД»(<данные изъяты>); Правилами работы системы сбора и обработки платежей «ГОРОД», утвержденными генеральным директором ООО «Единый расчетный центр» 1 апреля 2016 года (<данные изъяты>); договором об информационном и консультационно- справочном обслуживании от 01.07.2012 года № 648/07-2012 (<данные изъяты>); дополнительным соглашением от 09 сентября 2014 года к договору об информационном и консультационно- справочном обслуживании от 01.07.2012 года № 648/07-2012 (<данные изъяты>); дополнительным соглашением от 01 февраля 2016 года к договору об информационном и консультационно- справочном обслуживании от 01.07.2012 года № 648/07-2012 (<данные изъяты>); актом об исполнении договора присоединения к системе сбора и обработки платежей «ГОРОД» № 1923/К/Б от 31 июня 2012 года(<данные изъяты>); выпиской операций по лицевому счету за период с 1 сентября 2017 года по 30 сентября 2017 года (<данные изъяты>); выпиской операций по лицевому счету за период с 1 октября по 26 октября 2017 года (<данные изъяты>); выпиской операций по лицевому счету за период с 1 сентября 2017 года по 30 октября 2017 года (<данные изъяты>); выпиской из лицевого счета с 1 сентября 2017 года по 30 сентября 2017 года (<данные изъяты>); выпиской операций по лицевым счетам (<данные изъяты>); должностной инструкцией главного бухгалтера МУП г.Бийска(<данные изъяты>); копиями счетов-фактур (<данные изъяты> договором на прием платежей от населения от 25 сентября 2014 года № НПУ<...> (<данные изъяты>); дополнительным соглашением от 01 января 2015 года о внесении изменений и дополнений в договор по приему платежей от 25.09.2015 года № НПУ<...> (<данные изъяты>); информацией о перечисленных платежах физическими лицами в рамках системы «ГОРОД» по договору от 25.09.2014 года №НПУ <...> (т<данные изъяты> договором от 25 сентября 2014 года № НПУ <...> (<данные изъяты>); дополнительным соглашением от 1 января 2015 года к договору № НПУ<...> от 25 сентября 2014 года (<данные изъяты>); информацией о перечислениях в рамках системы сбора и обработки платежей «Город» по договору № НПУпл/13-14 от 25 сентября 2014 года (<данные изъяты>); ответом на требование МУП г.Бийска «ЕИРКЦ»(<данные изъяты>); агентским договором с банковским платежным агентом от 27 июня 2013 года № 0016/2063 (<данные изъяты>); дополнительным соглашением от 21 октября 2013 года № 2 к агентскому договору от 27 июня 2013 года № 0016/2063 (<данные изъяты>); дополнительным соглашением от 26 декабря 2016 года № 12 к агентскому договору от 27 июня 2013 года № 0016/2063 (т.<данные изъяты> распоряжением на периодический перевод денежных средств со специального банковского счета банковского платежного агента (субагента) (<данные изъяты>); протоколом об административном правонарушении от 29 декабря 2017 года (<данные изъяты>), приказом о приеме на работу от 11 ноября 2015 года № 277-л., приказом от 01.12.2016 года о назначении на должность;
Указанные доказательства оценены должностным лицом в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, в совокупности подтверждают наличие в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ.
Показания свидетеля ФИО5 о том, что ст. 14 Федерального закона № 161-ФЗ не обязывает получателя иметь специальный банковский счет при приеме платежей в его пользу банковским платежным агентом, а также платежные поручения: № 69 и № 38353 от 20.11.2017 года, № 88 и №9395 от 06.09.2017 года; № 71 и № 48335 от 22.09.2017 года, не опровергают выводов должностного лица о доказанности вины ФИО1 в совершенном административном правонарушении, поскольку ее вина подтверждается приведенными выше доказательствами, так как ООО «Теплоэнергогаз» являясь поставщиком коммунальных услуг, в нарушение частей 18, 19 и 20 статьи 4 и части 4 статьи 8 Федерального закона № 103-ФЗ приняло денежные средства в сумме 2809440,63 руб. полученные банковскими платежными агентами ФГУП «Почта России» и МУП г. Бийска «ЕИРКЦ» от потребителей в пользу ООО «Теплоэнергогаз», на расчетный счет, который не является специальным банковским счетом поставщика.
Так как субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, являются не только платежные агенты, но и поставщики, банковские платежные агенты, банковские платежные субагенты, которые в соответствии с вышеуказанными требованиями Федерального закона № 103-ФЗ обязаны использовать специальные банковские счета для осуществления соответствующих расчетов, неиспользование ООО «Теплоэнергогаз» специального банковского счета при приеме платежей от платежных агентов образует объективную сторону вмененного состава административного правонарушения.
Выводы должностного лица, изложенные в постановлении от 16 января 2018 года о привлечении главного бухгалтера ООО «Теплоэнергогаз» ФИО1 основаны на анализе действующего законодательства, о чем в постановлении приведены подробные мотивы, у суда нет оснований давать иную оценку приведенным доказательствам.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Таким образом, вывод должностного лица о наличии в действиях ФИО1, являющейся в силу положений примечания к статье 2.4 КоАП РФ должностным лицом, состава административного правонарушения, и квалификации ее действий по ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, как неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов, является правильным.
Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 статьи 15.1 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено ФИО1 в пределах, установленных санкцией ч. 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
При этом, судья не находит оснований для освобождения должностного лица от административной ответственности в соответствие с положениями ст. 2.9 КоАП РФ по следующим основаниям.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Статья 2.9 КоАП РФ является общей нормой, не содержащей каких-либо ограничений применительно к конкретным составам административных правонарушений. Следовательно, она может быть применена в отношении любого предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения (как материального, так и формального), совершенного гражданами, должностными и юридическими лицами, а также лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в п.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Использование этой возможности не зависит от вида (состава) совершенного административного правонарушения и распространяется на случаи, когда действие или бездействие, формально содержащее все признаки состава административного правонарушения, фактически - с учетом характера конкретного противоправного деяния, степени вины нарушителя в его совершении, отсутствия вредных последствий - не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, что позволяет компетентному субъекту административной юрисдикции освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
Доводы жалобы о совершении деяния впервые, отсутствия жалоб заинтересованных лиц, а также доказательств причинения экономического ущерба интересам граждан, общества и государства, не могут служить основанием для признания административного правонарушения малозначительным. Поскольку возможность освобождения от административной ответственности путем признания административного правонарушения малозначительным во всех случаях, когда правоприменительный орган на основе установленных по делу обстоятельств приходит к выводу о несоразмерности предусмотренного конкретной статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административного штрафа характеру совершенного правонарушения, способствовала бы формированию атмосферы безнаказанности, что несовместимо с вытекающим из статей 4 (часть 2), 15 (часть 2) и 19 (части 1 и 2) Конституции РФ принципом неотвратимости ответственности за нарушение закона.
В данном случае, совершенное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере организации наличного денежного обращения, создает угрозу общественным отношениям в сфере осуществления государством контроля за обращением денежной наличности, посягает на такие объекты публичных интересов, как устойчивость и стабильность денежной системы Российской Федерации. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении должностного лица ООО «Теплоэнергогаз» к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
При таких обстоятельствах, совершенное должностным лицом ООО «Теплоэнергогаз» административное правонарушение не может быть признано малозначительным, а соответственно должностное лицо подлежит привлечению к административной ответственности.
Нарушений норм процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении, дающих основание для признания принятого по делу постановления о назначении административного наказания незаконным и необоснованным, не установлено.
С учетом изложенного, не нахожу оснований для отмены постановления начальника межрайонной ИФНС России № 1 по Алтайскому краю № КД-0110 от 16 января 2018 года о назначении административного наказания и прекращения производства по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление начальника Межрайонной ИФНС России № 1 по Алтайскому краю ФИО2 № КД-0110 от 16 января 2018 года о привлечении главного бухгалтера ООО «Теплоэнергогаз» ФИО1 к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья В.Н. Ануфриев