Дело № 12-29/2021
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Судья Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) Иванова С.Ж., рассмотрев жалобу защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – Акционерного общества «АЛРОСА-Газ»,
у с т а н о в и л :
Постановлением главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) № 14/7-1783-20-ОБ/12-428-И/74-133 от 08 февраля 2021 года юридическое лицо – АО «АЛРОСА-Газ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, защитник юридического лица обратился в суд с жалобой, которым просит признать незаконным и отменить постановление № 14/7-1783-20-ОБ/12-428-И/74-133 от 08.02.2021, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
В ходе судебного заседания защитник привлекаемого юридического лица ФИО1 изложенные в жалобе доводы и требование поддержал, просит отменить постановление в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление, производство по данному делу прекратить.
Представитель ГИТ в Республике Саха (Якутия) – государственный инспектор труда (по охране труда) ГИТ в РС(Я) ФИО2 на судебное заседание не явился, ходатайством просит рассмотреть дело в отсутствие представителя ГИТ в Республике Саха (Якутия).
Суд, выслушав доводы участника процесса, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу частей 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (п. 2 ст. 28.2 КоАП РФ).
Состав административного правонарушения - это совокупность предусмотренных КоАП объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как правонарушение; событие административного правонарушения - это факт совершения лицом действия, предусмотренного КоАП, за которое установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой, документарной проверки от 16.12.2020 № 14/7-1783-20-ОБ/12-4568-И/74-133 Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) в отношении юридического лица - АО «АЛРОСА-Газ» с 21.12.2020 по 25.01.2021 была проведена внеплановая документарная проверка, которая проводилась с целью осуществления федерального государственного надзора за соблюдением юридическим лицом обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; обращение № 14/7-1783-20-ОБ от 04.12.2020, мотивированное представление должностного лица от 10.12.2020.
По итогам проверки 29.12.2020 составлен Акт проверки, которым установлено, что «на основании распоряжения от 16.12.2020 № 14/7-1783-20-ОБ/12-4568-И/74-133 организована внеплановая документарная проверка в целях полного и всестороннего рассмотрения обращения гр. А в отношении АО «АЛРОСА-Газ» (далее - АО «АЛРОСА-Газ, Работодатель). Согласно утвержденному графику учета рабочего времени водителей ЛЭС-2 АО «АЛРОСА_Газ» за октябрь 2020 года, водитель автомобиля М в период с 1 по 30 октября 2020 года отработал 23 смены. Водитель М ознакомлен с графиком учета рабочего времени. При проверке графика и табеля учета рабочего времени водителей ЛЭС-2 за октябрь 2020 установлено, что водитель автомобиля М в период с 19 октября по 25 октября 2020 года отработал 63 часа, что превышает нормы рабочего времени, указанные в п. 17 Приказа Министерства транспорта РФ от 20.08.2004 № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей». Так же, согласно утвержденному графику учета рабочего времени водителей ЛЭС-2 за октябрь 2020 года, водитель автомобиля Н в период с 1 по 30 октября 2020 года отработал 23 смены, Н ознакомлен с графиком учета рабочего времени водителей ЛЭС-2 октябрь 2020. При проверке графика и табеля учета рабочего времени водителей ЛЭС-2 за октябрь 2020 года установлено, что водитель автомобиля Н с 19 октября по 25 октября 2020 года отработал 63 часа, что превышает нормы рабочего времени, указанные в п. 17 Приказа Министерства транспорта РФ от 20.08.2004 № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей». Для водителей АО «АЛРОСА-Газ», согласно трудовому договору, установлена сменная работа в соответствии с графиком сменности, утвержденным начальником УДТГ АО «АЛРОСА-Газ» С от 31.08.2020, работнику установлен суммированный учет рабочего времени, суммированный учет рабочего времени с учетным периодом 1 год. Согласно п. 17 Приказа Министерства транспорта РФ от 20.08.2004 № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», при суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за неделю не может превышать 56 часов и за две недели подряд – 90 часов (неделей считается период времени с 00 часов 00 минут 00 секунд понедельника до 24 часов 00 минут 00 секунд воскресенья). Таким образом, Работодателем в нарушение ст. 329 ТК РФ и Приказа Минтранса России № 15 от 20.08.2004 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» водители автомобилей М и Н отработали сверх суммарного продолжительного управления автомобилем. Также в своем обращении А указывает, что работодателем не соблюдаются установленные ст. 110 ТК РФ нормы, в ходе рассмотрения указано, что еженедельный непрерывный отдых должен быть 42 часа. В соответствии со ст. 110 ТК РФ продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов. Она рассчитывается от времени окончания работы накануне выходного дня до начала работы (смены) в следующий после выходного рабочий день. Минимальная продолжительность еженедельного непрерывного отдыха – 42 часа – должна соблюдаться всеми работодателями при установлении режимов работы и графиков сменности (в том числе и на непрерывных производствах). Также в соответствии с п. 27 Приказа Минтранса России от 20.08.2004 № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» при суммированном учете рабочего времени выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца. Согласно ст. 2 ТК РФ, свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности, запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда; выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (с указанием положений (нормативных) правовых актов)».
29.12.2020 ГИТ в Республике Саха (Якутия) в отношении АО «АЛРОСА-Газ» вынесено предписание № 14/7-1783-20-ОБ/12-4707-И/74-133 об устранении выявленных нарушений: в срок до 15.02.2021 устранить нарушение ст. 329 ТК РФ и п. 17 Приказа Минтранса России № 15; разработать графики учета рабочего времени водителей ЛЭС-2 АО «АЛРОСА-Газ» с учетом допустимой суммарной продолжительности управления автомобилем.
01.02.2021 в отношении юридического лица – АО «АЛРОСА-Газ» составлен протокол об административном правонарушении № 14/7-1783-20-ОБ/12-227-И/74-133, 19.10.2020 вынесено оспариваемое постановление № 14/7-1783-20-ОБ/12-428-И/74-133 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
Согласно ст. 91 Трудового кодекса РФ, рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.
Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
Порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.
Согласно ст. 110 Трудового кодекса РФ, продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов.
В соответствии со ст. 329 ТК РФ работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств. Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 17 Приказа Минтранса России от 20.08.2004 № 15 (ред. 07.08.2019) «Об утверждении Положения об особенностях рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» при суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за неделю не может превышать 56 часов и за две недели подряд - 90 часов (неделей считается период времени с 00 часов 00 минут 00 секунд понедельника до 24 часов 00 минут 00 секунд воскресенья).
Согласно п. 27 Приказа, при суммированном учете рабочего времени выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца.
Приказ Минтранса России от 20.08.2004 № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» утратил силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 26.10.2020 № 1742.
При рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении юридического лица АО «АЛРОСА-Газ» главный государственный инспектор труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) исходил из того, что обстоятельства дела, установленные в ходе проверки, свидетельствуют о совершении юридическим лицом административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
Вместе с тем главный государственный инспектор (по охране труда) в нарушение задач производства по делам об административных правонарушениях, установленных статьей 24.1 КоАП РФ, не принял меры к всестороннему, полному и объективному выяснению обстоятельств данного дела и разрешению его в соответствии с законом, не установил, допустило ли юридическое лицо, данное либо иное административное правонарушение; не оценил представленные по делу доказательства по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, учитывая, что в материалах дела, представленных ГИТ в суд, отсутствуют какие-либо доказательства в подтверждение установленного в постановлении.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд находит обоснованными доводы защитника юридического лица о том, что водители АО «АЛРОСА-Газ» в день непосредственно управляют автомобилем не более двух-трех часов, что подтверждается пройденным за день расстоянием, указываемым в путевых листах. Время непосредственного управления автомобилем фиксируется в электронных устройствах, которыми оснащены все автомобили АО «АЛРОСА-Газ», а не в табеле учета рабочего времени, так как не все рабочее время (в течение всего рабочего времени) водитель управляет автомобилем. Указанное подтверждается данными электронного учета, а также должностной инструкцией водителей, которые у Общества государственным инспектором не были истребованы. Таким образом, вывод о наличии в действиях АО «АЛРОСА-Газ» нарушений требований статьи 329 ТК РФ, а также пункта 17 Приказа Минтранса России от 20.08.2004 № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» суд находит преждевременным, соответственно постановление вынесенным без определенных законом доказательств.
Кроме того, следует принять во внимание доводы защитника о том, что Приказ Минтранса России от 20.08.2004 № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» утратил силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 26.10.2020 № 1742. Следовательно, на момент вынесения оспариваемого постановления об административном правонарушении в отношении юридического лица действовал Приказ Минтранса России от 16.10.2020 № 424 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей» (зарегистрирован в Минюсте России 09.12.2020 № 61352), устанавливающий иную продолжительность рабочего времени для водителей (п. 6).
Таким образом, административным органом не подтверждено наличие события административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.27 ч. 1 КоАП РФ.
В силу ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обязательств, на основании которых было вынесено постановление.
Частью 3 ст. 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
Частью 1 ст. 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Конституция РФ устанавливает, что, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (часть 2 статьи 54).
Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при признании утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность (пункт 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
В силу ч. 2 ст. 1.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и, в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Из анализа пункта 3 части 1 статьи 30.7 и части 3 статьи 30.9 КоАП Российской Федерации следует, что при отмене постановления и решения, вынесенных по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, в случае недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, выносится решение о прекращении производства по делу.
При таких обстоятельствах производство по настоящему делу подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Жалобу удовлетворить.
Постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) № 14/7-1783-20-ОБ/12-428-И/74-133 от 08 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – АО «АЛРОСА-Газ» отменить, производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Иванова С.Ж.