ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-29/2021 от 22.01.2021 Феодосийского городского суда (Республика Крым)

Дело № 12-29/2021

УИД 91RS0022-01-2020-003935-49

РЕШЕНИЕ

22 января 2021 г. г. Феодосия

Судья Феодосийского городского суда Республики Крым Шаповал А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Дистрибьюторская Фирма «Руслана» на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по <адрес> и городу Севастополю ФИО1-Ф от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении юридического лица – ООО «ДФ Руслана» к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по <адрес> и городу Севастополю Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1-Ф от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - Общество с ограниченной ответственностью «Дистрибьюторская фирма «Руслана» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, и юридическому лицу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, законный представитель юридического лица – генеральный директор ООО «ДФ Руслана» обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить состоявшееся по делу постановление, освободить юридическое лицо от административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ, в связи с малозначительностью деяния, поскольку Общество допустило данное нарушение неумышленно, вследствие того, что считало, что за сдачу отходов от строительных и ремонтных работ на полигоны плату за негативное воздействие осуществляют данные полигоны. В результате действий ООО «ДФ Руслана» не нанесен какой-либо значительный ущерб интересам общества и государства. Плата за негативное воздействие за 2019 г., пеня за каждый день просрочки, а также авансовые платежи на 1 <адрес>. внесены в полном объеме ДД.ММ.ГГГГ

Кроме того, нарушение допущено должностным лицом ООО «ДФ Руслана», которое также привлечено к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ и уже оплатило штраф.

Кроме того, в соответствии с Указом Главы Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-У «О введении режима повышенной готовности на территории Республики Крым» в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) ООО «ДФ Руслана» было включено в Перечень системообразующих предприятий и организаций, имеющих региональное значение, осуществляющих работу в режиме обычного рабочего времени и осуществляющего свою деятельность по бесперебойному обеспечению населения Республики Крым важными продуктами питания (питьевой водой, напитками).

В судебном заседании законный представитель ООО «ДФ Руслана» поддержал жалобу.

Представитель Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2 возражал против доводов жалобы, считая постановление о привлечении к административной ответственности законным и обоснованным.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, в соответствии с которыми судья, должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме, а также ч. 3 ст. 30.9 КоАП РФ, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей, на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативным воздействием на окружающую среду признается воздействие хозяйственной или иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В силу ст. 16 Федерального закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Согласно п. 1 ст. 16.1 Федерального закона N 7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Указанные положения закреплены также частями 4 и 5 статьи 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных названной статьей, и суммирования полученных величин (пункт 1 статьи 16.3 Федерального закона N 7-ФЗ).

Пунктами 1, 2, 3, 8 ст. 16.4 Федерального закона N 7-ФЗ установлено, что плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления. Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном ст. 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. Не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Приказом Минприроды России N 3 от ДД.ММ.ГГГГ утверждена декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду, определены ее форма и порядок заполнения. Определено, что плательщики самостоятельно рассчитывают сумму платежей за негативное воздействие на окружающую среду и указывают основания для ее исчисления.

Как следует из материалов дела, в ходе проведения анализа поданных деклараций о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 г. был направлен запрос от ДД.ММ.ГГГГ № КС-10-6557 в адрес МУП «Каскад», эксплуатирующего полигон ТКО <адрес>.

Согласно письму МУП «Каскад» от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ДФ Руслана» передало для размещения на полигон отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ в объеме 229,03 т.

Исходя из Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного Приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ не относятся к отходам подобным твердым коммунальным и соответственно плата за НВОС за размещение указанных отходов должна быть внесена лицом, у которого они образовались.

Согласно выгрузки из реестра объектов негативного воздействия ПТО УОНВОС, объекты ООО «ДФ Руслана» на учет на поставлены, категория объектам не присвоена.

В адрес ООО «ДФ Руслана» был направлен запрос от ДД.ММ.ГГГГ № КС-10-7684 о предоставлении информации о подаче декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 г. и невнесении платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно ответу на запрос, ООО «ДФ Руслана» заключены договоры для оказания услуг по размещению отходов:

- с МУП «Каскад» от ДД.ММ.ГГГГ с целью захоронения отходов производства и потребления IV-V класса опасности (передано 229,3 т строительных отходов V класса опасности);

- с ГУП РК «Крымэкоресурсы» № АО22/364/ЮЛ/19 от ДД.ММ.ГГГГ по обращению с твердыми коммунальными отходами (передано 0 т строительных отходов);

- с ООО «Благоустройство города» -к/19 от ДД.ММ.ГГГГ по размещению отходов на полигоне в <адрес> (передано 96 т строительных отходов V класса опасности).

ДД.ММ.ГГГГ ООО «ДФ Руслана» подало в Росприроднадзор Декларацию о плате за НВОС за 2019 г. причиной несвоевременной подачи Декларации о плате за НВОС явилось то, что Общество, осуществляя сдачу образующихся отходов от строительных и ремонтных работ на захоронение в течение года полагало, что плату за НВОС осуществляют полигоны.

Однако плата за НВОС за размещение отходов в объеме 325,03 т., образовавшихся в результате деятельности Общества в 2019 г. не внесена до ДД.ММ.ГГГГ, что является нарушением ст. 8.41 КоАП РФ.

ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды, заместителем начальника отдела государственного экологического надзора по <адрес> и <адрес> регионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1 в отношении ООО «ДФ Руслана» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ, по факту невнесения в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год.

Фактические обстоятельства совершения вмененного ФИО4» административного правонарушения подтверждаются помимо протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, письмами МУП «Каскад» И ООО «ДФ Руслана», договорами между ООО «ДФ Руслана» и МУП «Каскад», ГУП РК «Крымэкоресурсы», ООО «Благоустройство города» на оказание услуг по размещению отходов, платежными поручениями по оплате за негативное воздействие за 2019 г., пени за каждый день просрочки, а также авансовых платежей на 1 <адрес>. от ДД.ММ.ГГГГ

Представленным по делу доказательствам, отвечающим требованиям ст. 26.2 КоАП РФ, на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела, с соблюдением правил ст. 26.11 КоАП РФ, должностным лицом дана обоснованная правовая оценка на предмет их допустимости, достоверности и достаточности.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что Обществом приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований приведенных требований законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды. Из материалов жалобы усматривается, что ООО «ДФ Руслана» располагало возможностью для своевременного внесения платы, но не исполнило эту обязанность из-за неверного толкования требований законодательства должностными лицами Общества.

Изложенное свидетельствует о том, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у юридического лица имелась, что подтверждает наличие вины в действиях общества.

При таких обстоятельствах должностное лицо административного органа пришло к правомерному выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения.

В силу ч. 1 и ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Статьей 24.1 КоАП РФ определены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

По смыслу ст. 26.1 КоАП РФ, выяснению по делу об административном правонарушении подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В силу п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" – малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По смыслу названных норм и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Вместе с тем, исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, оснований для признания его малозначительным и освобождения ООО «ДФ Руслана» от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ - не имеется, с учетом значительного периода невнесения платы, внесения платы только после соответствующего уведомления Росприроднадзора.

Назначенное ООО «ДФ Руслана» административное наказание в административного штрафа в минимальном размере 50 000 рублей, предусмотренного санкцией ст. 8.41 КоАП РФ, согласуется с его предупредительными целями (ст. 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.

Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемого акта.

Порядок и срок давности привлечения Общества к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности, не нарушены.

Руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Дистрибьюторская Фирма «Руслана» на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по <адрес> и городу Севастополю ФИО1-Ф от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении юридического лица – ООО «ДФ Руслана» к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ – оставить без удовлетворения; постановление -Ф от ДД.ММ.ГГГГ – без изменения.

Решение может быть обжаловано в порядке ст. 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья ФИО3