Дело № 12-29/2022
Р Е Ш Е Н И Е
г. Элиста 01 марта 2022 года
Судья Элистинского городского суда Республики Калмыкия Согданова Е.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя начальника отдела капитального строительства Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия ФИО1 на постановление руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия ФИО2 № 30-14-40/2021 от 15.12.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 10 ст. 7.32 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
постановлением руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия (далее – УФК по РК, Управление) ФИО2 № 30-14-40/2021 от 15.12.2021 заместитель начальника отдела капитального строительства Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия ФИО1 признан виновным по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 10 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой ставит вопрос о его отмене. Указывает, что Министерством по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия и ООО «АлексСтрой» заключен государственный контракт от 01.07.2019 № 29-19 (далее – Контракт) на сумму 359 554 243,00 руб., в соответствии с п. 4.3 Контракта цена контракта остается твердой и неизменной, за исключением случаев и на условиях, предусмотренных Контрактом и законодательством Российской Федерации. Согласно дополнительному соглашению от 30.12.2020 № 8 к Контракту на основании ч. 1 ст. 452 Гражданского кодекса РФ и в соответствии с п.п. «в» п. 1 ч. 1 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ стороны договорились внести в государственный контракт от 01.07.2019 № 29-19 следующие изменения: 1. Внести изменения в п. 4.1 Контракта и изложить в следующие изменения: «4.1 Стоимость работ по настоящему Контракту, объявленная Подрядчиком, составляет 374 492 699 руб., в том числе НДС 20 %». По вопросу применения квартального индекса 2, 3, 4 квартала 2020 в первичных документах по форме КС-2 между Министерством и подрядной организацией «АлексСтрой» по объекту «Городская детская поликлиника на 550 посещений в смену в г. Элиста РК» показывает, что в случае прохождения экспертизы проектно-сметной документации в рамках экспертного сопровождения орган главного управления государственной экспертизы требует перерасчета с индексом в текущие цены на период прохождения экспертизы (Постановление Правительства РФ от 05.03.2007 №145, приложение № 1). Таким образом, перерасчет квартального индекса 2, 3, 4 квартала 2020 года с прохождением положительного заключения главгосэкспертизы в 1 квартале 2019 невозможен, если произвести перерасчет, то достоверность сметной документации не будет соответствовать нормативам и требованиям.
В судебном заседании ФИО1 поддержал доводы жалобы, просил прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава правонарушения.
Представитель Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия ФИО3 указала, что правовых оснований для отмены оспариваемого постановления не имеется, поддержала доводы, указанные в письменных возражениях, просила в удовлетворении жалобы отказать.
Заслушав участников процесса, изучив доводы жалобы и письменных возражений, исследовав материалы административного дела № 14-40/2022, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не связан её доводами и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления.
Административная ответственность по ч. 10 ст. 7.32 КоАП РФ предусмотрена за приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельного папа исполнения контракта в случае несоответствия этих товара, работы, услуги либо результатов выполненных работ условиям контракта, если выявленное несоответствие не устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привело к дополнительному расходованию средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ) закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых и установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 44-ФЗ государственный контракт, муниципальный контракт - гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
В силу ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Из материалов дела следует, что между Министерством по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия и ООО «АлексСтрой» заключен государственный контракт от 01.07.2019 № 29-19 на сумму 359 554 243,00 руб., в соответствии с п. 4.3 которого цена контракта остается твердой и неизменной, за исключением случаев и на условиях, предусмотренных контрактом и законодательством Российской Федерации.
Федеральным казначейством в рамках осуществления непрерывного финансового контроля за эффективным использованием бюджетных средств, выделенных из федерального бюджета бюджету Республики Калмыкия на реконструкцию республиканской больницы им. П.П. Жемчуева и строительство городской детской поликлиники на 550 посещений в смену, проведена проверка использования субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности на период с 01.01.2020 по 31.03.2021 в Министерстве по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия.
Анализом актов КС-2 выявлено, что за период с 18.12.2020 по 25.12.2020 применены индексы изменения сметной стоимости, противоречащие условиям государственного контракта от 01.07.2019 №29-1- с ООО «АлексСтрой» на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Городская детская поликлиника на 550 посещений в смену г. Элиста РК».
Согласно пункту 12.10 документации аукциона в электронной форме, контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении аукциона в электронной форме и документации об электронном аукционе в цене, предложенной победителем. В разделе V документации аукциона в электронной форме представлено обоснование НМЦК, также ЕИС размещен расчет НМЦК.
При расчете НМЦК применены индексы изменения сметной стоимости работ к ТЕР-2001 согласно письму Минстроя России от 22.01.2019 № 1408-ЛС/09 на 1 квартал 2019 года:
- СМР – 7,02 (вид строительства «Объекты здравоохранения. Поликлиники»);
- Стоимость оборудования -3,85 (приложение 3 отрасль «Здравоохранение»);
- Стоимость пусконаладочных работ и затрат -18,8;
- Стоимость прочих работ и затрат – 7,82;
а также индексы-дефляторы, учитывающие инфляционные процессы для каждого квартала на протяжении всего срока исполнения контракта.
Для упрощения расчетов за выполнение работы определен средний индекс-дефлятор 1,03477999424, путем деления стоимости работ после применения квартальных индексов-дефляторов на стоимость строительства в ценах 1 квартала 2019 года. Данные индексы подлежат использованию в расчетах на протяжении всего срока исполнения контакта № 29-19.
Документацией аукциона в электронной форме возможность заказчика изменить условия контракта предусмотрена в соответствии с положениями ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ.
Так, в силу п.п. «в» п. 1 ч. 1 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ (в редакции №79 от 02.07.2021) изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях: при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта не более чем на десять процентов цены контракта.
Вместе с тем возможность изменения цены товара, работы или услуги указанным подпунктом не предусмотрена.
В актах КС-2 за период с 18.02.2020 по 25.12.2020 применены следующие индексы изменения сметной стоимости по состоянию:
на 2 квартал 2020 года в Актах КС-2 от 25.12.2020 №№ 48/1-48/14, 48/35, 48/38-48/42, 48/45, 48/46, 48/46, 48/62, 48/71-48/73 согласно письму Минстроя России от 21.05.2020 № 19271-ИФ/09:
СМР - 7,43 («Объекты здравоохранения. Поликлиники»);
стоимость оборудования -4,09 («Здравоохранение»);
стоимость прочих работ и затрат – 8,33;
на 3 квартал 2020 года в актах КС-2 от 25.12.2020 № 48/15, 48/17-48/23 согласно письму Минстроя России от 19.08.2022 № 32582/-ИФ/09:
СМР - 7,55 («Объекты здравоохранения. Поликлиники»);
стоимость оборудования -4,33 («Здравоохранение»);
стоимость прочих работ и затрат – 8,81;
на 4 квартал 2020 года в актах КС-2 от 25.12.2020 №№ 48/24, 48/25, 48/31, 48/33, 48/52-48/54, 48/59, 48/65-48/70 согласно письму Минстроя России от 12.11.2020 № 45484-ИФ/09:
СМР - 7,62 («Объекты здравоохранения. Поликлиники»);
стоимость оборудования -4,39 («Здравоохранение»);
стоимость прочих работ и затрат – 8,95;
стоимость пусконаладочных работ и затрат – 20,00.
Анализом актов КС-2 за период с 18.12.2020 по 25.12.2020, подтверждающих выполнение работ за счет резерва на непредвиденные работы и затраты, выявлено, что работы приняты по сметно-нормативной базе и индексам изменения сметной стоимости по состоянию на 4 квартал 2020 года, что также не соответствует условиям контракта № 29-19 и подпункту «в» пункта 1 части 1 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ, так как при расчете НМЦК резерв средств на непредвиденные работы и затраты определен по процентной норме от стоимости строительства и переведен в текущие цены индексами по состоянию на 1 квартал 2019 года.
Ввиду того, что в актах КС-2 за период с 18.12.2020 по 25.12.2020 расчет базисной стоимости материалов и оборудования, отсутствующих в сметно-нормативной базе, произведен методом «обратного счета» также с применением индексов изменения сметной стоимости, не соответствующих условиям контракта № 29-19, а именно: 7,02 для материалов и 3,8/5 для оборудования. По позициям, включенным в откорректированную сметную документацию после её утверждения приказом от 30.05.2019 № 191/1-п, перерасчет производился с учетом среднего индекса-дефлятора 1,03477999424.
В результате корректного пересчета установлено, что завышение цены работ, материалов и оборудования составило 6 228 335,0 руб. с учетом НДС 20%.
Следовательно, в нарушение требований, установленных пунктом 1 ст.709 Гражданского кодекса РФ, частями 2 и 18 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ, пунктом 4.3 Контракта № 29-19, стоимость которых рассчитана с учетом индексов перевода в текущие цены, противоречащих условиям контракта и приводящих к необоснованному завышению цены работ, материалов и оборудования, на сумму 6 228 335,0 руб. с учетом НДС 20%.
Частью 8 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что заказчик вправе не отказывать в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в случае выявления несоответствия этих результатов либо этих товара, работы, услуги условиям контракта, если выявленное несоответствие не препятствует приемке этих результатов либо этих товара, работы, услуги и устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Министерством осуществлена приемка актов выполненных работ без направления мотивированного отказа от подписания акта приемки-передачи с указанием недостатков. Таким образом, Министерством подтверждено соответствие стоимости работ требованиям, установленным контрактом и законодательством Российской Федерации.
Акты КС-2, стоимость которых рассчитана с учетом индексов перевода в текущие цены, противоречащих условиям контракта и приводящих к необоснованному завышению цены работ, материалов и оборудования, подписаны заместителем начальника отдела капитального строительства Министерства ФИО1
Таким образом, ФИО1 не соблюдены требования п. 1 ст. 709 ГК РФ, ч.ч. 2 и 18 с. 34, ч.ч. 7-8 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ, то есть совершено административное правонарушение, ответственность за которое установлена ч. 10 ст. 7.32 КоАП ПФ.
Анализом актов КС-2 выявлено, что за период с 18.12.2020 по 25.12.2020 по контракту № 29-19 с ООО «АлексСтрой» ФИО1 приняты и подписаны следующие акты КС-2: за 2 квартал 2020 года в актах КС-2 от 25.12.2020 №№ 48/1-48/14, 48/35, 48/38-48/42, 48/45, 48/46, 48/62, 48/71-48/73; за 3 квартал 2020 года в актах КС-2 от 25.12.2020 №№48/15, 48/17-48/23; за 4 квартал 2020 года в актах КС-2 от 25.12.2020 №№ 48/24, 48/25, 48/31, 48/33, 48/52-48/54, 48/59, 48/65-48/70.
Представленные материалы свидетельствуют, что ФИО1 в рамках одной проверки по объекту «Городская детская поликлиника на 550 посещений в смену г. Элиста РК» совершено несколько фактов нарушения одних и тех же требований законодательства РФ.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Приказом Министерства от 12.05.2020 № 106-п обязанность по проверке и подписанию актов выполненных работ по форме КС-2 по объекту «Городская детская поликлиника на 550 посещений в смену г. Элиста РК» закреплена за главным специалистом отдела капитального строительства министра по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия ФИО1
Приказом Министерства от 01.06.20230 № 50-л/с ФИО1 переведен на должность заместителя начальника отдела капительного строительства.
Следовательно, ФИО1 не соблюдены требования п. 1 ст. 709 Гражданского кодекса РФ, ч.ч. 2 и 18 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ, ч.ч. 7-8 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, прихожу к выводу о виновности должностного лица – начальника отдела капитального строительства Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.
Выводы должностного лица о виновности заместителя начальника отдела капитального строительства Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия подтверждается собранными по делу доказательствами.
Доводы жалобы не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранным по делу доказательств, и не ставят под сомнение наличие в действиях ФИО1 объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь отмену обжалуемого постановления должностного лица, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,
р е ш и л:
постановление руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия ФИО2 № 30-14-40/2021 от 15.12.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 10 ст. 7.32 КоАП РФ, в отношении заместителя начальника отдела капитального строительства Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: Е.Е. Согданова