РЕШЕНИЕ
03 февраля 2022 года город Саратов
Судья Заводского районного суда города Саратова ФеврА. А.И., при секретаре Курдиной Т.А., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям от 08 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 КоАП РФ, в отношении главного инженера Саратовского отделения филиала «Приволжский территориальный округ» Федерального государственного унитарного предприятия «Федеральный экологический оператор» ФИО1,
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям от 08 ноября 2021 года ФИО1, как должностное лицо, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей 00 копеек.
Определением судьи от 22 декабря 2021 года удовлетворено ходатайство ФИО1, восстановлен срок обжалования вышеуказанного постановления.
В поданной в суд жалобе ФИО1 просит отменить постановление о назначении административного наказания, производство по делу прекратить, ссылаясь на соответствие программы производственного экологического контроля предъявляемым требованиям. Считает, что не является субъектом вменяемого административного правонарушения, ссылаясь на отнесение разработки программ производственного экологического контроля к должностным обязанностям ведущего специалиста по охране труда, промышленной безопасности окружающей вреде.
В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 поддержал жалобу по изложенным в ней доводам.
Заслушав объяснения участника процесса, исследовав материалы дела, судья пришел к следующему выводу.
В соответствии со статьей 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно пункту 1 статьи 15, пункту 1 статьи 30 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны, в том числе: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух;
Согласно пункту 2 статьи 67 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
В соответствии с пунктом 3 статьи 67 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» программа производственного экологического контроля содержит сведения: об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников; об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников; об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения; о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля; о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации; о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что на основании решения руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27 июля 2021 года № РЕ-09/1 с учетом решения о приостановлении срока проведения контрольно-надзорного) мероприятия от 09 августа 2021 года № РЕ-09/5 в отношении Федерального государственного унитарного предприятия «Федеральный экологический оператор» (далее - ФГУП «ФЭО») проведена плановая выездная проверка, в том числе в отношении Саратовского отделения филиала «Приволжский территориальный округ» ФГУП «ФЭО».
Филиал расположен по адресу: <адрес> Саратовское отделение осуществляет деятельность по адресу: <адрес>
В ходе проверки установлено, что ФГУП «ФЭО» на объекте НВОС с кодом 63-0164-000727-П, 3 категории, имеет двухэтажное административное здание, боксовые гаражи на 9 автомобилей со слесарным участком, открытую стоянку автомобилей и сварочный пост.
Отопление помещений осуществляется электрокотлами.
На объекте выявлено 6 источников выделения и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух: 2 организованных (газоотводное оборудование гаража на участке ТО и ТР бокса на 4 автомобиля и вытяжная вентиляция сварочного поста) и 4 неорганизованных (моечная ванна бокса на 4 автомобиля, слесарный участок, бокс на 5 автомобилей и открытая стоянка автомобилей).
В атмосферу выбрасывается 12 загрязняющих веществ, из них: твердых – 4, газообразных и жидких – 8.
Суммарный выброс загрязняющих веществ составляет 0,311884 т/год, максимально-разовый 0,4835709 г/сек.
На момент осмотра 03 августа 2021 года установлено, что на территории объекта ведутся ремонтно-строительные работы по благоустройству зданий и территории.
ФГУП «ФЭО» на вышеуказанный объект представлена программа производственного экологического контроля (далее – ПЭК), утвержденная 11 июля 2019 года приказом Саратовского отделения филиала № 214-36/78-П.
Программа ПЭК по данному объекту разработана с отклонениями от требований приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28 февраля 2018 года № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля», а именно: раздел 9.1.3 не содержит обоснование практической возможности проведения инструментальных или расчетно-балансовых методов измерений выбросов.
Согласно пункту 9.1 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля подраздел «Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха» должен содержать, в том числе: план-график контроля стационарных источников выбросов (далее - План-график контроля) с указанием номера и наименования структурного подразделения (площадка, цех или другое) в случае их наличия, номера и наименования источников выбросов, загрязняющих веществ, периодичности проведения контроля, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений, методов контроля (расчетные и инструментальные) загрязняющих веществ в источниках выбросов; план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха (далее - План-график наблюдений) с указанием измеряемых загрязняющих веществ, периодичности, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений.
Согласно подпункту 9.1.3 указанных Требований расчетные методы контроля используются для определения показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников в следующих случаях:
отсутствие аттестованных в установленном законодательством Российской Федерации о единстве измерений порядке методик измерения загрязняющего вещества;
отсутствие практической возможности проведения инструментальных измерений выбросов, в том числе высокая температура газовоздушной смеси, высокая скорость потока отходящих газов, сверхнизкое или сверхвысокое давление внутри газохода, отсутствие доступа к источнику выбросов;
выбросы данного источника по результатам последней инвентаризации выбросов формируют приземные концентрации загрязняющих веществ или групп суммации в атмосферном воздухе на границе территории объекта менее 0,1 доли предельно допустимых концентраций.
Поскольку при указании в Плане-графике контроля мест отбора проб указываемая информация о данных местах отбора проб должна позволять идентифицировать данные места отбора проб, а также при необходимости их технологические особенности, для выбора проведения инструментальных или расчетно-балансовых методов измерений выбросов необходимо обосновать, на каком основании выбран тот или иной метод.
Таким образом, расчетные методы контроля используются для определения показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарного источника в случаях, изложенных в пункте 9.1.3 Требований. В остальных случаях должны использоваться инструментальные методы контроля выбросов.
Согласно пункту 3 статьи 67 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункта 2 приказа Минприроды России от 28 февраля 2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» программа производственного экологического контроля должна содержать сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
Испытательной лаборатории, осуществляющей работы в области отбора и исследования проб атмосферного воздуха, необходимо получение аттестата аккредитации - официальное подтверждение своей компетенции на государственном уровне.
Согласно ПЭК указанный контроль в отделении осуществляет силами службы радиационной, промышленной и экологической безопасности.
Материалы проверки не содержат соответствующих результатов испытаний, полученных юридическим лицом в установленном порядке, которые свидетельствовали бы о возможности применения расчетных методов контроля для определения показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарного источника в случаях, изложенных в пункте 9.1.3 Требований.
При этом необходимость обосновать выбор проведения инструментальных или расчетно-балансовых методов измерений выбросов разъяснена ФГУП «ФЭО» также Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в решении, принятом по результатам рассмотрения жалобы на пункт 77 предписания от 07 сентября 2021 года.
По результатам проверки составлен акт от 07 сентября 2021 года.
По факту выявленного нарушения 25 октября 2021 года в отношении главного инженера Саратовского отделения филиала «Приволжский территориальный округ» ФГУП «ФЭО» ФИО1, как ответственного должностного лица, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 КоАП РФ.
Установленные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 25 октября 2021 года; актом проверки от 07 сентября 2021 года; содержанием ПЭК, утвержденной приказом от 11 июля 2019 года; иными, представленным в материалы дела доказательствами, которым мировым судьей дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что ФИО1, как должностное лицо, не является субъектом вменяемого административного правонарушения, необоснованны.
Из материалов дела следует, что ФИО1 переведен на должность главного инженера приказом от 11 декабря 2018 года № 157-к.
Приказом директора Саратовского отделения филиала «Приволжский территориальный округ» ФГУП «ФЭО» от 21 мая 2020 года главный инженер ФИО1 назначен ответственным лицом за охрану окружающей среды, планирование природоохранной деятельности, контроль выполнения природоохранных мероприятий в целом по отделению.
В соответствии с должностной инструкцией главного инженера от 01 марта 2021 года он подчиняется непосредственно директору отделения, в его основные обязанности входит осуществление производственного контроля за радиационной безопасностью, производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, организации работ по охране окружающей среды и экологической безопасности; организация работы по подготовке и последующему внедрению разрешительных и лицензионных документов, программ обеспечения качества и производственного контроля, технологических инструкций.
Согласно приложенной к жалобе копии должностной инструкции от 27 мая 2021 года главный инженер отделения является непосредственным руководителем ведущего специалиста по охране труда, промышленной безопасности и окружающей среде.
Согласно приложенной копии приказа ФИО2, как ведущий специалист по охране труда, промышленной безопасности и окружающей среде, назначена лицом, ответственным за проведение производственного экологического контроля в структурных подразделениях Саратовского отделения филиала юридического лица только 30 июля 2021 года.
Проверка же деятельности Саратовского отделения имела место 03 августа 2021 года.
Изложенные обстоятельства не позволяют сделать вывод, что ответственность за допущенное несоблюдение экологических требований может быть возложена на подчиненного главного инженера, в том числе с учетом того, что вменяемое административное правонарушение является длящимся, с учетом периода возложения работодателем соответствующей ответственности на ведущего специалиста, а также с учетом того, что главный инженер не освобожден работодателем от вышеперечисленных должностных обязанностей.
При таком положении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности должностное лицо пришло к обоснованному выводу о наличии в деянии ФИО1, как должностного лица, состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.1 КоАП РФ.
Действия ФИО1 квалифицированы по статье 8.1 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Оснований полагать, что ФИО1 не имел возможности исполнить требования, предъявляемые к содержанию ПЭК, не имеется.
Какие-либо нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу не допущены.
Несогласие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, с оценкой конкретных обстоятельств дела и доказательств, а также иное толкование норм права само по себе не может служить основанием для отмены вынесенного по делу судебного акта.
Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено ФИО1, как должностному лицу, в пределах санкции статьи 8.1 КоАП РФ, определено с учетом фактических обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения и в соответствии с правилами, установленными статьями 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ. Оснований для изменения вида назначенного административного наказания судья не усматривает.
Обстоятельств, которые в силу статьи 30.7 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.1-30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление постановление заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям от 08 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 КоАП РФ, в отношении главного инженера Саратовского отделения филиала «Приволжский территориальный округ» Федерального государственного унитарного предприятия «Федеральный экологический оператор» ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Судья А.И. ФеврА.