№12-477/2021
Р Е Ш Е Н И Е
г. Тарко-Сале, ЯНАО 13 января 2022 года
Судья Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа Пустовой А.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление заместителя начальника управления – начальника отдела проверок управления контроля закупок департамента экономики Ямало-Ненецкого автономного округа ФИО2 № 142МЗ-2021 от 18.08.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ в отношении должностного лица – руководителя контрактной службы, директора МКУ «Управление коммунального хозяйства и обеспечения деятельности органов местного самоуправления» ФИО1,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя начальника управления – начальника отдела проверок управления контроля закупок департамента экономики ЯНАО ФИО2 № 142МЗ-2021 от 18.08.2021 руководитель контрактной службы, директор МКУ «Управление коммунального хозяйства и обеспечения деятельности органов местного самоуправления» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просил указанное постановление отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании ФИО1 на удовлетворении жалобы настаивал, приведя изложенные в ней доводы.
Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось.
Суд, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и должен проверить дело в полном объёме.
Часть 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе, неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом.
04.08.2021 главным специалистом - экспертом отдела проверок управления контроля закупок департамента экономики ЯНАО ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении в отношении руководителя контрактной службы, директора МКУ «Управление коммунального хозяйства и обеспечения деятельности органов местного самоуправления» ФИО1, в связи с тем, что он, являясь должностным лицом заказчика, допустил нарушение сроков оплаты по муниципальным контрактам, совершил правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением заместителя начальника управления - начальника отдела проверок управления контроля закупок департамента экономики ЯНАО ФИО4 18.08.2021, ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
В соответствии с частью 1 статьи 23.66 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ вправе рассматривать контрольные органы в сфере закупок.
При этом в соответствии с частью 2 статьи 23.66 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени контрольных органов в сфере закупок, вправе руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере закупок и их заместители, а также руководители структурных подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере закупок и их заместители.
Контрольным органом в сфере закупок от имени Ямало-Ненецкого автономного округа является департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного округа.
В силу части 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2, 3 и 6.2 этой статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.
Как следует из материалов истребованного дела, протокол об административном правонарушении от 04.08.2021 в отношении ФИО1 составлен главным специалистом - экспертом отдела проверок управления контроля закупок департамента экономики ЯНАО ФИО3
По состоянию на 04.08.2021, полномочия по возбуждению дел об административных правонарушениях, относящихся к компетенции управления контроля закупок департамента экономики Ямало-Ненецкого автономного округа, были возложены на главного специалиста-эксперта отдела проверок управления контроля закупок приказом департамента экономики ЯНАО от 04.02.2020 №54-0 «О возложении полномочий по возбуждению и рассмотрению дел об административных правонарушениях, относящихся к компетенции управления контроля закупок департамента экономики Ямало-Ненецкого автономного округа».
Указанный приказ является правовым актом Ямало-Ненецкого автономного округа нормативного характера, поскольку рассчитан на многократное применение и наделяет должностных лиц департамента экономики ЯНАО правом составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять производство по таким делам в отношении неограниченного круга лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Закона ЯНАО от 06.04.2006 N 13-ЗАО "О правотворчестве" приказы центральных исполнительных органов государственной власти автономного округа, имеющие нормативный правовой характер, вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования (абзац 2).
Приказы центральных исполнительных органов государственной власти автономного округа, имеющие нормативный правовой характер, не включенные в регистр нормативных правовых актов автономного округа, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений (абзац 3).
В соответствии с ч. 1 ст. 68 Закона ЯНАО от 06.04.2006 N 13-ЗАО "О правотворчестве" неопубликованные законы автономного округа и иные нормативные правовые акты автономного округа, подлежащие обязательному официальному опубликованию, применению не подлежат.
Приказ департамента экономики Ямало-Ненецкого автономного округа от 04.02.2020 №54-0 «О возложении полномочий по возбуждению и рассмотрению дел об административных правонарушениях, относящихся к компетенции управления контроля закупок департамента экономики ЯНАО (с изменениями, внесенными приказом от 08.02.2021 №65-0) не был официально опубликованы в порядке, установленном Законом ЯНАО от 06.04.2006 N 13-ЗАО "О правотворчестве", поэтому не подлежит применению.
Таким образом, главный специалист - эксперт отдела проверок управления контроля закупок департамента экономики ЯНАО по состоянию на 04.08.2021 не был наделен полномочиями по возбуждению дела об административном правонарушении и составлению протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ.
Таким образом, протокол об административном правонарушении от 04.08.2021 в отношении ФИО1 был составлен неправомочным лицом.
В том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, должностному лицу, уполномоченному рассмотреть дело об административном правонарушении, на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.
Возвращение протокола возможно только при подготовке дела к рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.
В связи с тем, что возможность возвращения протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрена, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является важнейшим процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Поскольку протокол об административном правонарушении составлен неправомочным должностным лицом, его следует признать недопустимым доказательством, что в свою очередь влечет прекращение производства по делу на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено оспариваемое постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя начальника управления – начальника отдела проверок управления контроля закупок департамента экономики Ямало-Ненецкого автономного округа ФИО2 № № 142МЗ-2021 от 18.08.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ в отношении должностного лица – руководителя контрактной службы, директора МКУ «Управление коммунального хозяйства и обеспечения деятельности органов местного самоуправления» ФИО1 - отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение десяти суток.
Судья А.В. Пустовой