ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-29/2022 от 13.07.2022 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья Лакезин А.В. № 21-179/2022

№ 12-29/2022

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

Судья Смоленского областного суда Савушкина О.С. при секретаре Бурносовой Ю.Л., рассмотрев жалобу генерального директора ООО «Региональные объединенные системы водоснабжения и водоотведения Смоленской области» (далее -ООО «Вода Смоленска») Адаевой Светланы Николаевны на решение судьи Вяземского районного суда Смоленской области от 20 мая 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора Смоленской области в области охраны окружающей среды Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии (далее – Департамент) Банденка И.А. от 24 марта 2022 г. № 04-000адм-Пос/0028-2022, оставленным без изменения решением судьи Вяземского районного суда Смоленской области от 20 мая 2022 г., генеральный директор ООО «Вода Смоленска» Адаева С.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

В жалобе с учетом дополнений Адаева С.Н. просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, полагая, что осуществление регионального контроля (надзора) за объектом проверки не относится к компетенции Департамента, поскольку такие полномочия осуществляют органы, осуществляющие федеральный государственный экологический надзор. Выполнение условий водопользования за IV квартал 2021 г., по результатам проверки которого Адаева С.Н. привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, ранее было исследовано в ходе осуществления федерального государственного контроля Управлением Роспотребнадзора по Московской и Смоленской областям. Указывает, что должностным лицом и судьей не приняты во внимание положения Концессионного соглашения, приложением № 4 к которому предусмотрено мероприятие «Реконструкция городских очистных сооружений канализации (ОСК) и ОСК в п. Юбилейный – 1 этап» со сроком реализации до 31 декабря 2023 г. Также полагает, что материалами дела не подтверждается факт умышленного невыполнения генеральным директором Адаевой С.Н. должностных обязанностей.

В Смоленский областной суд Адаева С.Н. не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, явку своего защитника не обеспечила, ходатайство об отложении рассмотрения жалобы не заявила.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с ч. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных этим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

В силу п.п. 1 и 2 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать причинение вреда окружающей среде, содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.

Согласно п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

На основании статьи 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) к нормативам качества окружающей среды относятся нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе, нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества.

В силу ч. 2 ст. 21 Федерального закона № 7-ФЗ соблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, за исключением технологических нормативов и технических нормативов, должно обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели за превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 21 Федерального закона № 7-ФЗ).

Согласно ч. 2 ст. 22 Федерального закона № 7-ФЗ расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории.

По делу установлено, что основным водопользователем, оказывающим негативное воздействие на водный объект – ..., протекающую в ..., является ООО «Вода Смоленска», осуществляющее водопользование на основании выданного Департаментом решения от 16 декабря 2021 г. № 24/21. Общество использует объект НВОС II категории.

На основании представленной ООО «Вода Смоленска» декларации о воздействии на окружающую среду (код объекта 66-0267-000911-П) для сточных вод от городских очистных сооружений в реке Вязьма (выпуск № 3) установлены нормативы допустимого сброса веществ в водный объект.

В рамках рассмотрения обращения Акользина К.А. от 27 января 2022 г. по факту сброса неочищенных сточных вод и загрязнения реки Вязьма должностными лицами Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии проведен анализ отчетов указанного юридического лица о выполнении условий водопользования за IV квартал 2021 г., по результатам которого установлено превышение концентрации загрязняющих веществ в сточных водах.

Так, фактическая концентрация превышает допустимую по взвешенным веществам в 12 раз, по нефтепродуктам – в 3 раза, БПК поли – в 33 раза, аммоний-ион – в 17 раз, фосфат-ион – в 19 раз, фенол – в 18 раз.

По факту выявленных нарушений старшим государственным инспектором Смоленской области в области охраны окружающей среды Департамента Банденком И.А. в отношении генерального директора ООО «Вода Смоленска» Адаевой С.Н. 10 марта 2022 г. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.8.14 КоАП РФ, на основании которого вынесено оспариваемое постановление.

Факт совершения Адаевой С.Н. вмененного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 10 марта 2022 г. № 04-000адм-Пр/0028-2022 (л.д. 74-77); служебной запиской консультанта отдела водных ресурсов, обеспечения безопасности гидротехнических сооружений и организации строительства природоохранных объектов (л.д. 82-83); приказом ООО «Вода Смоленска» от 19 февраля 2020 г. № 20 о вступлении Адаевой С.Н. в должность генерального директора (л.д. 16) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Совокупность установленных судьей фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.

На основании приказа ООО «Вода Смоленска» от 19 февраля 2020 г. № 20 Адаева С.Н. приступила к исполнению обязанностей в качестве генерального директора общества с 19 февраля 2020 г. сроком на 5 лет.

С учетом вышеуказанных доказательств, оцененных по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств в их совокупности (ст. 26.11 КоАП РФ), старшим государственным инспектором Смоленской области в области охраны окружающей среды Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии, вынесшим постановление о назначении Адаевой С.Н. административного наказания, и судьей Вяземского районного суда Смоленской области, принявшим решение об оставлении указанного постановления без изменения, сделаны обоснованные выводы о наличии в действиях генерального директора ООО «Вода Смоленска» Адаевой С.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, и ее виновности в совершении указанного правонарушения.

Доводы жалобы о том, что Департамент не имел полномочий на проведение регионального государственного экологического контроля в отношении объектов НВОС, используемых Обществом, обоснованно отклонены судьей районного суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных этим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 данного Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Согласно статье 23.29 названного Кодекса органы, осуществляющие государственный экологический надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в числе прочих, ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ (часть 1).

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 названной статьи, в пределах своих полномочий вправе, в том числе, старшие государственные инспекторы субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды (часть 2).

В соответствии с п. 1 Положения о Департаменте Смоленской области по природным ресурсам и экологии, утв. постановлением Администрации Смоленской области от 9 июля 2012 г. № 427 (далее – Положение № 427), Департамент Смоленской области по природным ресурсам и экологии (далее – Департамент) является органом исполнительной власти Смоленской области, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды, экологической безопасности и природопользования на территории Смоленской области.

В силу пп. 2.2 п. 2 Положения № 427основными задачами Департамента являются, в том числе, осуществление регионального государственного экологического надзора, государственного экологического мониторинга, охраны водных объектов.

В соответствии с пп. «в» п. 5 Положения о региональном государственной экологическом контроле (надзоре) на территории Смоленской области, утв. постановлением Администрации Смоленской области от 27 сентября 2021 г. № 627 (далее – Положение № 627), должностными лицами, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора являются, в том числе, начальники отделов и заместители начальников отделов Департамента, в должностные обязанности которых в соответствии с должностными регламентами входит осуществление полномочий по надзору, являющиеся старшими государственными инспекторами Смоленской области в области охраны окружающей среды.

Департамент осуществляет региональный государственный экологический контроль в отношении, в том числе, производственных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, согласно категориям, установленным в соответствии со статьей 4.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды», относящихся к объектам II категории (пп. «д» п. 8 Положения № 627).

Из доводов жалобы и пояснений должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, следует, что Общество эксплуатирует объект, подлежащий федеральному государственному экологическому надзору.

Между тем, данные обстоятельства не свидетельствуют о том, что в рассматриваемом случае протокол об административном правонарушении и постановление по делу об административном правонарушении составлены неуполномоченным на то должностным лицом, поскольку в рамках данного дела должностным лицом, осуществляющим региональный государственный надзор за использованием и охраной водных объектов, осуществлялись мероприятия по мониторингу окружающей среды (водного объекта), проверка объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую природную среду (общества), не осуществлялась.

Нарушений норм процессуального закона, повлекших нарушение прав Адаевой С.Н. при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено генеральному директору ООО «Вода Смоленска» Адаевой С.Н. с соблюдением установленного порядка, в пределах санкции ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ и является минимальным.

Обстоятельств, которые в силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ могли бы являться основанием к отмене состоявшихся по делу постановления и судебного решения, не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 30.6 – 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление судьи Вяземского районного суда Смоленской области от 20 мая 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО «Региональные объединенные системы водоснабжения и водоотведения Смоленской области» Адаевой Светланы Николаевны оставить без изменения, жалобу Адаевой Светланы Николаевны – без удовлетворения.

Судья О.С. Савушкина