ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-29/2022 от 18.04.2022 Северобайкальского городского суда (Республика Бурятия)

12-29/2022

УИД 04RS0021001-2022-001438-03

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

18 апреля 2022 года г. Северобайкальск

Судья Северобайкальского городского суда Республики Бурятия Атрашкевич В.В. единолично, при секретаре Пулатовой Ж.С. рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя МП «БайкалВодоканал» Морозюк Е.Н. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Цыбиковой А.Ю. № Э-104 (СЗ-66) от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении МП «БайкалВодоканал» в совершении правонарушения, предусмотренного по ст.8.5 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением постановление государственного инспектора Российской Федерации Межрегионального управления росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории Цыбиковой А.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ МП «БакалВодоканал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Представитель МП «БайкалВодоканал» по доверенности Морозюк Е.Н. обратилась в суд с жалобой на данное постановление, указывая, что фактически услуги по централизованному водоотведению, предприятие стало оказывать с ДД.ММ.ГГГГ, МП «БайкалВодоканал» не могло осуществлять очистку и сброс очищенных сточных вод ранее даты заключенных договоров на оказание услуг водоотведения, установления тарифов и фактического оказания данных услуг. Вывод государственного инспектора о предоставлении недостоверных сведений об объемах сбрасываемых сточных вод за 2019 года основан на неверном понимании фактических данных, предприятие предоставило сведения об объемах сбрасываемых сточных вод, исходя из своих фактических данных, которые и базируются на фактической дате начала оказания услуг с 10.10.2019г.

За период с ДД.ММ.ГГГГ но 31.12.2019г. забор очищенных сточных вод производился на основании утвержденной 14.10.2019г. в предприятии «Программы производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий водоотведения», доказательством выполнения утвержденной программы и сведений, содержащихся в представленной декларации за 2019-2020 г.г. являются протоколы лабораторных испытаний за октябрь- декабрь 2019 <адрес> исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год за основу были приняты также протоколы лабораторных испытаний за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

С 2017 года проводятся мероприятия по реконструкции очистных сооружений <адрес>, в настоящее время разработанная проектная документация проходит государственную экологическую и техническую экспертизы, что подтверждается справкой МКУ «Комитет по управлению городским хозяйством МО «<адрес>» В связи с тем, что очистные <адрес> являются собственностью административного образования, следовательно все мероприятия по реконструкции возложены на собственника имущества. Исходя из буквального толкования п.6.1, ст. 16.3. ФЗ № 7, а также на основании предпринимаемых мер по реконструкции очистных сооружений, применение понижающего коэффициента 0,5 со стороны МП «БайкалВодоканал» при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду, правомерно. МП «БайкалВодоканал» производило и производит отбор проб сточных вод, производит их лабораторный анализ с составлением соответствующих протоколов, на основе которых и произвело начисление платежной базы. Контролирующий орган имел возможность запросить всю подтверждающую и (или) опровергающую информацию в ИП «БайкалВодоканал», которая была бы предоставлена, таких запросов не поступало.

Просит суд постановление № Э-104 (СЗ-66) от ДД.ММ.ГГГГ, признать незаконным и отменить, производство по административному делу в отношении МП «БайкалВодоканал» о привлечении к административной ответственности по ст. 8.5. КоАП РФ прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения

В судебное заседание представитель Межрегионального управления росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории не явилась, извещен надлежащим образом, согласно представленного заявления государственный инспектор Цыбикова А.Ю. просила суд рассмотреть дело в её отсутствие.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутстиве неявившихся участников процесса.

В судебном заседании представитель МП «БайкалВодокаал» по доверенности Морозюк Е.Н. жалобу по изложенным в ней доводам поддержала, суду пояснила, что в период с июля 2019 г. по сентябрь 2019 г. деятельность по водоотведению оказывалась ранее существовавшим МП «Жилищник» на каком основании пояснить не может. Представленные в суд документы должностному лицу не предоставлялись, поскольку не запрашивались.

В представленном в суд отзыве на жалобу государственный инспектор Межрегионального управления росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории Цыбикова А.Ю. указала, что обжалуемое постановление вынесено законно, просила отказать в удовлетворении жалобы.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы участников процесса, суд приходит к следующему

Согласно ч.1 ст. ст. 16.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления.

В соответствии с ч.ч.2,3,4 ст. 16.2 Федерального закона № 7-ФЗ

- платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля;

- платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления;

- при определении платежной базы учитываются объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные), технологические нормативы, а также учитываются лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение;

В силу ч. 5 ст. 16.2 Федерального закона № 7-ФЗ, информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии со ст. 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2, частями 3 и 4 статьи 8.50, статьей 8.51 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, МП «БайкалВодоканал» создано и зарегистрировано в качестве юридического лица с июля 2019 г.

На основании распоряжения Администрации МО «г. Северобайкальск» от ДД.ММ.ГГГГ МП «БайкалВодоканал» на праве хозяйственного ведения было передано муниципальное имущество, а именно комплекс зданий и сооружений для оказания услуг по холодному водоснабжению и водоотведению, включающую в себя прием сточных вод, их транспортировке, очистке, сброс сточных вод в водный объект.

Приказом Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ были утверждены тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для потребителей МП «БайкалВодоканал»

Из материалов дела установлено, что МП «БайкалВодоканал» были представлены в адрес контролирующих органов декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за период 2019-2020 г.г.

При осуществлении контроля внесенных в декларации сведений МРУ Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории ДД.ММ.ГГГГ было выявлено, что в представленной декларации расчет суммы платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты за 2019 г. произведен без учета производственного экологического контроля, отсутствуют расчетные показатели, учитываемые в расчетах платы по сбросам загрязняющих веществ в водные объекты по месяцам и в разрезе загрязняющих веществ, не подтвержден документально фактический объем размещенных отходов. Разрешительная документация на выбросы/сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов, отсутствует. В декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду применены повышающие коэффициенты, учитывающие сверхлимитные платежи.

В представленной уточненной декларации за 2020 г. при отсутствии решения (постановления) администрации города о включении МП «БайкалВодоканал» в систему централизованной бытовой системы водоотведения к централизованной системе водоотведения, неправомерно в расчет платы при сбросе загрязняющих веществ, не относящихся к веществам, для которых устанавливаются технологические показатели наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения, дополнительно к иным коэффициентам применен коэффициент 0,5. По расчету Управления без учета коэффициента доначислено 2211842,92 руб.

В связи с выявленными нарушениями, ДД.ММ.ГГГГ в адрес МП «БайкалВодоканал» было направлено требование содержащее указание о необходимости в декларации

- за 2019 г. платежную базу сбросов сточных вод в водные объекты в разрезе загрязняющих веществ увязать с фактическим расходом сточных вод и фактической концентрацией загрязняющих веществ с приложением подтверждающих документов

- за 2020 год в расчетах платы за сбросы загрязняющих веществ исключить понижающий коэффициент- 0,5.

ДД.ММ.ГГГГ МП «БайкалВодоканал» предоставлена в адрес контролирующего органа уточненная декларация, без приложения подтверждающих документов за 2019 г., без исправлений в части установленного коэффициента.

На ДД.ММ.ГГГГ МП «БайкалВодоканал» требование от ДД.ММ.ГГГГ Управления не исполнено.

Указанные обстоятельства являлись основанием для составления в отношении МП «БайкалВодоканал» протокола об административном правонарушении по ст. 8.5 КоАП РФ.

Оспаривая вынесенное постановление МП «БайкалВооканал» ссылается то, что фактически услуги по централизованному водоотведению, предприятие стало оказывать с ДД.ММ.ГГГГ, вывод государственного инспектора о предоставлении недостоверных сведений об объемах сбрасываемых сточных вод за 2019 года основан на неверном понимании фактических данных.

Вместе с тем, указанные доводы суд считает не обоснованными, по следующим основаниям.

В соответствии с ч.ч.1,2 ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ

- производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды;

юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

Объект - площадка очистных сооружений МП «БайкалВодоканал» относится к объектам II категории негативного воздействия на окружающую среду, включенный в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, что представителем МП «БайкалВодоканал» в ходе рассмотрения дела не оспаривалось.

Таким образом, МП «БайкалВодоканал» эксплуатирующий очистные сооружения, относящиеся ко II категории, обязан был в 2019 году разработать и утвердить Программу производственного экологического контроля, в соответствии с установленными требованиями, вместе с тем, как следует из материалов дела производственный экологический контроль МП «БайкалВодоканал» в период фактической эксплуатации очистных сооружений не производился, в связи с отсутствием данных о фактической концентрации загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах, представленная декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год является не достоверной, платежная база сбросов сточных вод в водные объекты по веществам не увязана с фактической концентрацией загрязняющих веществ, данный факт документально не подтвержден, что является нарушением ст. 16.2 Закона № 7-ФЗ.

Представленные в судебное заседание представителем МП «БайкалВодоканал» данные о лабораторные исследования сточных вод за период с октября по декабрь 20219 г. не подтверждают наличие на предприятии Программы производственного экологического контроля.

В соответствии с ч. 6.1 ст. 16.3 Федерального закона № 7-ФЗ при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду за сбросы загрязняющих веществ организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, при сбросе загрязняющих веществ, не относящихся к веществам, для которых устанавливаются технологические показатели наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов (технологически нормируемые вещества), дополнительно к иным коэффициентам применяется коэффициент 0,5 (за исключением периода реализации организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, программ повышения экологической эффективности, планов мероприятий по охране окружающей среды).

В соответствии с п. 17 Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду», Кв0 - коэффициент к ставкам платы за сбросы загрязняющих веществ организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, при сбросах загрязняющих веществ, не относящихся к веществам, для которых устанавливаются технологические показатели наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов (за исключением периода реализации организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, программ повышения экологической эффективности, планов мероприятий по охране окружающей среды), равный 0,5 (далее - коэффициент Кв0).

Как следует из материалов дела, в настоящее время разработанная на очистные сооружения <адрес>, находящиеся в пользовании МП «БайкалВодоканал» проектная документация проходит государственную экологическую и техническую экспертизы, таким образом, вместе с тем, данное обстоятельство не является основанием для применения указанных выше положений законодательства устанавливающих коэффициент 0,5.

В соответствии с п.181 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644, при сбросе сточных вод через централизованные системы водоотведения поселений или городских округов нормативы состава сточных вод в отношении нитрат-аниона и нитрит-аниона не устанавливаются.

Как установлено из представленных документов, МП «БайкалВодоканал» при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду за период 2020 г. не обоснованно был применён коэффициент 0,5, по загрязняющим веществам, внесённым в п. 181 Правил.

Таким образом, суд приходит к выводу, что МП «БайкалВодоканал» в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год был неправомерно применен в расчетах коэффициент - 0,5, что является нарушением ч. 6.1 ст. 16.3 Закона от № 7-ФЗ.

Таким образом, действиям МП «БайкалВодоканал» дана верная юридическая оценка, и оно обоснованно привлечено по ст. 8.5 КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что контролирующий орган имел возможность запросить всю подтверждающую и (или) опровергающую информацию в ИП «БайкалВодоканал», которая была бы предоставлена, суд считает не обоснованными, поскольку как следует из материалов дела, в адрес организации было направлено требование, в котором предлагалось предоставить также и подтверждающие расчеты документы, однако таких документов МП «БайкалВодоканал» представлено не было.

Назначенное административное наказание в виде минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ст. 8.5 КоАП РФ, согласуется с его предупредительными целями (ст. 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности ответственности.

Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемого постановления.

Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, оснований для прекращения производства по делу не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Цыбиковой А.Ю. № Э-104 (СЗ-66) от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении МП «БайкалВодоканал» в совершении правонарушения, предусмотренного по ст.8.5 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу представителя МП «БайкалВодоканал» на указанное постановление – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего решения.

Судья В.В.Атрашкевич