ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-29/2022 от 21.09.2022 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья Малышев Д.Г. дело № 21-283/2022

№ 12-29/2022

67RS0005-01-2022-000758-55

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

Судья Смоленского областного суда Штейнле А.Л., рассмотрев жалобу начальника отдела федерального государственного лесного, охотничьего и пожарного надзора Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания ФИО1 на решение судьи Гагаринского районного суда Смоленской области от 4 августа 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 КоАП РФ, в отношении ООО «ТОРГСТАРТ»,

у с т а н о в и л:

Постановлением Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания № 241 от 04.05.2022 г. ООО «ТОРГСТАРТ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200000 руб.

Решением судьи Гагаринского районного суда Смоленской области от 4.08.2022 г. вышеуказанное постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, объявлено предупреждение.

В жалобе, поданной в Смоленский областной суд, начальник отдела федерального государственного лесного, охотничьего и пожарного надзора Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания ФИО1 просит решение судьи отменить, ссылаясь на то, что правонарушение необоснованно признано малозначительным, поскольку оно посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в области охраны окружающей природной среды, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не только в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих обязанностей по соблюдению законодательства в области охраны окружающей природной среды, каких-либо исключительных обстоятельств для применения ст. 2.9 КоАП РФ не установлено.

Защитник ООО «ТОРГСТАРТ», должностное лицо Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайство об отложении рассмотрения дела не представили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие..

Ознакомившись с жалобой, исследовав письменные материалы дела, судья Смоленского областного суда приходит к следующему.

Согласно ст. 8.27 КоАП РФ нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

В соответствии с ч. 3 ст. 16 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2016), порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах иправилами ухода за лесами.

В соответствии с ч. 1 ст. 61 Лесного кодекса Российской Федерации вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству, в том числе с использованием саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород, выращенных в лесных питомниках.

Лесовосстановление проводится лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с настоящим Кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30 и частью 4.1 статьи 62 настоящего Кодекса (ч. 5 ст. 62 Лесного кодекса Российской Федерации).

Частью 2 статьи 64 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

Если иное не предусмотрено настоящей статьей, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43-46 настоящего Кодекса, обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, предусмотренных статьей 21 настоящего Кодекса (ч. 1 ст. 63 Лесного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 3 Правил лесовосстановления, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 4 декабря 2020 г. N 1014 (далее по тексту Правила лесовосстановления), лесовосстановление осуществляется естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия.

Согласно пункту 17 Правил лесовосстановления, меры по сохранению подроста и молодняка лесных насаждений главных лесных древесных пород осуществляются одновременно с проведением рубок лесных насаждений. Рубка в таких случаях проводится преимущественно в зимнее время по снежному покрову с применением технологий, позволяющих обеспечить сохранение от уничтожения и повреждения подроста и молодняка главных лесных древесных пород в количестве, указанном в приложениях 1 - 41 к настоящим Правилам.

В соответствии с пунктом 30 Правил лесовосстановления, подготовка лесного участка к созданию лесных культур может включать: маркировку (обозначение) линий или направления будущих рядов лесных культур или полос обработки почвы и обозначение мест, опасных для работы техники; сплошную или полосную (частичную) расчистку площади от валежника, камней, нежелательной древесной растительности, мелких пней, стволов усохших деревьев; корчевку пней, препятствующих движению техники или уменьшение их высоты до уровня, не препятствующего движению техники: планировку поверхности лесного участка, при необходимости проведение мелиоративных работ, нарезку террас на склонах; при необходимости - предварительную борьбу с вредными почвенными организмами; на заболоченных, избыточно увлажненных почвах - проведение осушительных мероприятий.

Способы обработки почвы выбираются при проектировании искусственного лесовосстановления в зависимости от природно-климатических условий, типов почвы и иных факторов и указываются в проекте лесовосстановления (п. 32 Правил лесовосстановления).

Обработка почвы осуществляется на всем участке (сплошная обработка) или на его части (частичная обработка) механическим, химическим или огневым способами. Основной является механическая обработка почвы с применением техники (п. 33 Правю- лесовосстановления).

Частичная механическая обработка почвы осуществляется путем полосной вспашки, минерализации или рыхления почвы на полосах или площадках, нарезки борозд или траншей, образования микроповышений (пластов, гряд, гребней, холмиков, подготовки ямок (п. 35 Правил лесовосстановления).

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как следует из материалов дела, в отношении ООО «ТОРГСТАРТ» утверждены проект освоения лесов на лесной участок, переданный в аренду на 2014-2018 годы, а также 20.05.2019 г. - проект освоения лесов на лесной участок, переданный в аренду на 2019-2023 годы. На основании задания № 026 от 01.02.2022 г. о проведении контрольного надзорного мероприятия 01.02.2022 г. произведен осмотр Темкинского участкового лесничества Темкинского лесничества - филиала ОГКУ «Смолупрлес», в результате которого государственным лесным инспектором по Смоленской области Темкинского участкового лесничества Темкинского лесничества - филиала ОГКУ «Смолупрлес ФИО2 выявлено невыполнение ООО «ТОРГСТАРТ» в эксплуатационных лесах содействия естественному лесовосстановлению на площади 27,5 га, обработки почвы под лесные культуры будущего года на площади 13,2 га, предусмотренные проектом освоения лесов, договором аренды земельного участка № 26 от 17.01.2014 г., чем нарушены обязательные требования ч. 2 ст. 62 ЛК РФ, п.п. 17, 32, 33 Правил лесовосстановления, утв. Приказом «Минприроды» РФ от 04.12.2020 № 1014. Время совершения правонарушения – 1.02.2022 г.

Указанные обстоятельства явились основанием для составления 7.02.2022 г. в отношении ООО «ТОРГСТАРТ» протокола об административном правонарушении и привлечения юридического лица к административной ответственности.

Представитель ООО «ТОРСТАРТ» в обоснование своих доводов сослался на то, что подготовка почвы под лесные культуры будущего года выполнена в полном объеме, содействие естественному лесовосстановлению в полном объеме не выполнено в связи с ухудшение погодных условий в момент проводимых рубок, в подтверждение чему к жалобе приложена справка Смоленского ЦГМС - филиала ФГБУ «Центральное УГМС о неблагоприятных погодных условиях в 2020 году в Темкинском районе Смоленской области № 07/05-014 от 18.01.2021 (л.д.15).

Из показаний допрошенного в районном суде участкового лесничего Темкинского лесничества ФИО2 следует, что обработка почвы под лесные культуры будущего года выполнено ООО «ТОРГСТАРТ» в полном объеме, высажены новые лесные культуры. Содействие естественному лесовосстановлению на эксплуатационных лесах выполнено только в объеме произведенных рубок.

Отменяя постановление должностного лица и прекращая производство по делу судья районного суда указал, что выявленные в деятельности ООО «ТОРГСТАРТ» нарушения нашли свое подтверждение, при этом пришел к выводу о наличии оснований для признания указанного правонарушения малозначительным.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как указано в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Прекращая производство по делу в связи с малозначительностью правонарушения, судья районного суда исходил из того, что допущенное ООО «ТОРГСТАРТ» правонарушение не создало существенной угрозы общественным отношениям и не причинило вреда интересам граждан, общества и государства, не повлекло существенных негативных последствий, допущенные нарушения были устранены.

При этом доводы жалобы должностного лица об отсутствии малозначительности совершенного правонарушения, не являются основанием для отмены решения суда.

Согласно ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на решение судьи, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не допускается вынесение нового решения по существу дела или изменение обжалуемого решения, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, привлекаемого к административной ответственности, за исключением случаев, указанных в пункте 4 этой нормы.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ решение судьи, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, может быть отменено в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

По жалобе должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, решение по жалобе на постановление может быть отменено лишь в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. На такие нарушения, которые на основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ влекут отмену решения судьи городского суда, должностным лицом не указывается, при рассмотрении дела судьей областного суда таких нарушений не выявлено.

В данном случае событие административного правонарушения и его состав в действиях ООО «ТОРСТАРТ» по делу установлены, судом не исключены и по существу никем не оспариваются.

Существенных процессуальных нарушений, которые могли бы повлечь отмену решения судьи, в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено.

Переоценивать выводы судьи о малозначительности совершенного правонарушения оснований не имеется, поскольку понятие малозначительности является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств. Статья 2.9 КоАП РФ не содержит каких-либо изъятий в зависимости от вида совершенного правонарушения.

При таком положении оснований для удовлетворения жалобы и к отмене решения судьи не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 30.2 - 30.8 КоАП РФ, судья Смоленского областного суда

решил:

решение судьи Гагаринского районного суда Смоленской области от 4 августа 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.27 КоАП РФ, в отношении ООО «ТОРГСТАРТ» оставить без изменения, жалобу начальника отдела федерального государственного лесного, охотничьего и пожарного надзора Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания ФИО1 - без удовлетворения.

Судья А.Л. Штейнле