Дело № 12-29/2022 (12-580/2021)
55RS0007-01-2021-008679-41
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Омск 24 февраля 2022 года
Судья Центрального районного суда г. Омска Феоктистова О.А., при секретаре судебного заседания Данилова Е.С., представителя УФК по Омской области ККВ, действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу министра строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области ЗАА, ДД.ММ.ГГГГ г.р. зарегистрированного по адресу: <адрес>, на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ по ч.3 ст. 15.15.3 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Омской области по делу № от ДД.ММ.ГГГГ заместитель Председателя Правительства Омской области, Министр строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области ЗАА признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Из постановления следует, что специалистами УФК по Омской области на основании приказа УФК по Омской области от 23.06.2021 № 41-кд «О назначении плановой выездной проверки Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области» проводилась проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета иных межбюджетных трансфертов на реализацию национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в отношении Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства за период с 01.01.2020 по истекший период 2021 года. Протоколом от 24.12.2018 № 15 президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам утвержден паспорт национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Структура национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Целью Программы Омской области является развитие современной и эффективной дорожно-транспортной инфраструктуры, повышение транспортной доступности региона. Соглашение о реализации регионального проекта «Дорожная сеть» на территории Омской области от 14.02.2019 № заключено между Первым заместителем Министра АИС, осуществляющим функции руководителя федерального проекта «Дорожная сеть», обеспечивающего достижение целей, целевых и дополнительных показателей национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и Министром строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области ЗАА, осуществляющим функции руководителя регионального проекта «Дорожная сеть», обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта, выступающим от имени Омской области. Предметом Соглашения №-R10068-1 является организация взаимодействия при реализации регионального проекта и осуществления мониторинга его реализации по достижению целей, показателей и результатов федерального проекта в части мероприятий, реализуемых в Омской области и муниципальных образованиях, расположенных на территории Омской области. В ходе контрольного мероприятия установлено, что Соглашение № заключено не в соответствии с типовой формой соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.12.2018 № 270н, а именно без указания в Приложении № к Соглашению № значений конкретных показателей реализации регионального проекта, предусмотренных паспортом федерального проекта в соответствии с пунктом 3 Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.02.2019 № 193 (далее - Правила № 193).
В ходе контрольного мероприятия установлено, что Министерством значения двух показателей федерального проекта «Дорожная сеть» по Омской области на 2020 год не достигнуты. На основании приказа УФК по Омской области от 27.05.2021 № 35-кд «О назначении плановой выездной проверки казенного учреждения Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области (далее - Управление)», пункта 10 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 № 1235, проведена проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета иных межбюджетных трансфертов на реализацию национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», идентификатор контрольного мероприятия в Управлении, за период с ДД.ММ.ГГГГ по истекший период 2021 г. Управлением по государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ№ приняты и оплачены невыполненные работы по установке сигнальных столбиков в количестве 232 шт. стоимостью 106,109 тыс. руб., тем самым не обеспечена безопасность движения автомобильной дороги (отсутствуют направляющие устройства, предназначенные для указания направления дороги и границ земляного полотна) в соответствии с Разделом 4.2. «ОДМ 218.4.005-2010. Отраслевой дорожный методический документ. Рекомендации по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах», изданного на основании распоряжения Росавтодора от 12.01.2011 № 13-р. Таким образом, в нарушение пункта 1 статьи 158 БК РФ, статьи 309 ГК РФ, пункта 6.1.3 Соглашения № Министерством осуществлен контроль в не полном объеме за ходом работ, выполняемых Управлением в рамках реализации мероприятий федерального проекта «Дорожная сеть», а также за их качеством, что привело к неправомерному, неэффективному использованию средств иного межбюджетного трансферта, а также нарушению иного законодательства Российской Федерации. Соглашения №-R10068-1 и № от имени Омской области заключены с заместителем Председателя Правительства Омской области, Министром строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области ЗАА, осуществляющим функции руководителя регионального проекта «Дорожная сеть», обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта, выступающим от имени Омской области.
Не согласившись с данным постановлением, ЗАА обратился в Центральный районный суд города Омска с жалобой, в которой просит постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Омской области о назначении административного наказания по делу № от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, прекратить.
В обоснование жалобы указал, учитывая, что на территории Омской области отсутствуют автомобильные дороги регионального значения, работающие в режиме перегрузки, показатель рассчитывается только в отношении автомобильных дорог федерального значения. Федеральным казенным учреждением «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства» предоставлены данные о протяженности автомобильных дорог федерального значения, работающих в режиме перегрузки. На основании пояснений Федерального автономного учреждения «Российский научно-исследовательский институт», Федерального казенного учреждения «Дороги России» Федерального дорожного агентства и ФДА «Росавтодор» фактическое значение должно соответствовать плановому значению на конец отчетного года. Согласно подподподпункту 1.3.1.8 подподпункта 1.3.1 подпункта 1.3 пункта 1 отчета ФДА «Росавтодор» о проведении выездной проверки целевого использования бюджетных средств и достижения заданных результатов, установленных соглашением, заключенными между ФДА «Росавтодор» и субъектом Российской Федерации, о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое значение, в рамках реализации НП БКАД, выборочного контроля качества выполняемых работ, применяемых дорожно-строительных материалов, конструкций и изделий в Минстрое Омской области от 26.03.2021 (далее - Отчет ФДА) достижение показателя «Доля автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки, % отражен как плановая цифра, исполнения по годам не предусмотрено. По состоянию на 01.01.2021 на основании письма УМВД России по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ№ по итогам 2020 года на территории региона выявлено предварительно 86 мест концентрации ДТП. Соответственно, значение показателя «Снижение количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасных участков) на дорожной сети, %» равно 96,6 % ((86/89)* 100% = 96,6% (где 89 - базовое количество мест концентрации ДТП по Омской области на ДД.ММ.ГГГГ)). Показатель субъектом выполнен на 82.61% от планового показателя ((79,8/9,6)* 100% = 82,61 %).
Таким образом, значения двух показателей результатов регионального проекта за 2020 год «На сети автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, дорожной сети городских агломераций выполнены работы в целях приведения в нормативное состояние, снижение уровня перегрузки и ликвидации мест концентрации дорожно- транспортных происшествий» по мнению ФДА «Росавтодор» по результатам выездной проверки считается достигнутым. Кроме того, в настоящее время показатели «Количество мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасных участков) на дорожной сети, %» и «Доля автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, работающих в режиме перегрузки» исключены из паспортов федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть» и национального проекта «Безопасные качественные дороги». Значения результатов регионального проекта Омской области «Дорожная сеть» в отчете поименованы согласно приложениям № 1, 2 к Соглашению, как значения результатов регионального проекта, на достижение которых и в целях софинансирования которых в финансовом году предоставляется иной межбюджетный трансферт. В соответствии с формулировкой наименования результатов регионального проекта Омской области «Дорожная сеть» в отчете указано, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за счет средств федерального бюджета, предоставленных в 2020 году бюджету Омской области, выполнены все запланированные в 2020 году дорожные работы («На сети автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, дорожной сети городских агломераций выполнены дорожные работы в целях приведения в нормативное состояние, снижения уровня перегрузки и ликвидации мест концентрации дорожно-транспортных происшествий»). В графе 3 «Тип результата» формы отчета указан тип результата «Оказание услуг (выполнение работ)», который необходимо достичь по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за счет выделенных в 2020 году средств федерального бюджета. В 2020 году бюджету Омской области в рамках Соглашения предоставлен иной межбюджетный трансферт в размере 2,0 млрд. рублей. Кассовое исполнение по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составило 2,0 млрд. рублей. Так как работы в рамках соглашения от ДД.ММ.ГГГГ№ выполнены в срок и в полном объеме в графе отчета «фактическое значение результата» указана «1». Отчет сформирован в государственной интегрированной системе «Электронный бюджет». Значения результатов регионального проекта Омской области «Дорожная сеть», тип результата, единицы измерения отражены в отчете автоматически в соответствии с данными, указанными в заключенном с ФДА «Росавтодор» Соглашении. Наименование значений результата регионального проекта Омской области «Дорожная сеть» в отчете полностью соответствуют наименованию контрольной точки Плана мероприятий федерального и регионального проектов, как достижение промежуточного результата проектов (выполнение дорожных работ в срок до 1 декабря отчетного года).
Относительно замечания о том, что Учреждением произведено нецелевое использование бюджетных средств на выполнение работ по устройству (монтажу) 4-х светофорных объектов в местах пешеходных переходов у <адрес> и <адрес> на участке км 89+500 - км 108+000 автомобильной дороги «Омск - Тара» в Саргатском муниципальном районе Омской области в рамках Контракта №, оплата которых должна осуществляться за счет средств виду расходов 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества».
Согласно п. 4.6. Проекта организации дорожного движения, разработанного в 2016 г. на автомобильной дороге «Омск - Тара» в Саргатском муниципальном районе Омской области у <адрес> и <адрес> на участке км 90+496, км 90+489, км 95+659, км 95+657 находились 4 пешеходных светофорных объекта. В связи с выходом из строя вышеуказанных объектов Учреждением было произведена оплата работ по восстановлению светофорных объектов, что соответствует целевому назначению выделенных средств. Учреждением по актам о приемке выполненных работ (ф. КС-2) от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ приняты и оплачены невыполненные работы по установке 1 дорожного знака (3.20) «Обгон запрещен» и 2 дорожных знаков (6.13) «Километровый знак»; по акту о приемке выполненных работ (ф. КС-2) от ДД.ММ.ГГГГ№ приняты и оплачены невыполненные работы по установке 4-х дорожных знаков треугольных, по акту о приемке выполненных работ (ф. КС-2) от ДД.ММ.ГГГГ№ приняты и оплачены невыполненные работы по установке сигнальных столбиков в количество 232 штук; приняты и оплачены невыполненные работы по установке сигнальные столбиков в количество 309 штук. Осмотр производился спустя 9 месяцев после окончания выполнения и приемки работ. Соответствие выполненных работ требованиям государственного контракта, нормативно-технической документации и другим нормативным правовым актам на момент приемки было подтверждено комиссией, по результатам работы, которой был составлен акт освидетельствования ответственных конструкций с приложением подтверждающих материалов, довод о приемке невыполненных работ не соответствует действительности. В соответствии с проектом организации дорожного движения на участке автомобильной дороги «Новоселецк - Таврическое - Нововаршавка» км 100+100 - км 109+100 должно быть установлено, 2 дорожных знака (3 20) «Обгон запрещен» и 9 дорожных знаков (6.13) «Километровый знак». Проектом организации дорожного движения предусмотрена, установка дорожных знака (3.20) «Обгон запрещен» на км 100+208 и 101+391, относительно существующих дорожных знаков (6.13) «Километровый знак». В первую очередь осуществлялась замена предупреждающих дорожных знаков, знаков приоритета и запрещающих дорожных знаков, в том числе дорожного знака (3.20) «Обгон запрещен». Перед установкой новых дорожных знаков (6.13) «Километровый знак» была произведена геодезическая съемка, по результатам которой было установлено, чтс существующие дорожные знаки установлены с отклонением от 100 до 300 метров. После установки дорожных знаков (6.13) «Километровый знак» с требуемым расстоянием через 1 км, произошло смещение и дорожный знак (3.20) «Обгон запрещен» оказался за границами вышеуказанного участка автомобильной дороги. В настоящее время Подрядной организации выдано предписание о переносе дорожного знака (3.20) «Обгон запрещен» на км 100+208. Дорожные знаки (6.13) «Километровый знак» на участке автомобильной дороги «Новоселецк - Таврическое - Нововаршавка» км 100+100 - км 109+100 были установлены в полном объеме в количестве 9 шт. в соответствии с проектом организации дорожного движения. После окончания ремонтных работ и передача объекта в эксплуатацию дорожный знак (6.13) «Километровый знак» в количестве 1 шт. был похищен неизвестными лицами. Организацией, осуществляющей комплекс работ по содержанию данной автомобильной дороги, подано заявления в УМВД России по Омской области по данному факту. Дорожные знаки (6.13) «Километровый знак» на участке автомобильной дороги «Новоселецк - Таврическое - Нововаршавка» км 109+ 100 - км 117+840 8 были установлены в полном объеме в количестве 8 шт. в соответствии с проектом организации дорожного движения. После окончания ремонтных работ и передачи объекта в эксплуатацию дорожный знак (6.13) «Километровый знак» в количестве 1 шт. был похищен неизвестными лицами. Организацией, осуществляющей комплекс работ по содержанию данной автомобильной дороги, подано заявления в УМВД России по Омской области по данному факту. Треугольные дорожные знаки на участке км 89+500 - км 108+000 автомобильной дороги «Омск - Тара» были установлены в полном объеме в количестве 61 шт. соответствии с проектом организации дорожного движения. После окончания ремонтных работ и передачи объекта в эксплуатацию треугольные дорожные знаки в количестве 4 шт. были похищены неизвестными лицами. Организацией осуществляющей комплекс работ по содержанию данной автомобильной дороги подано заявления в УМВД России по Омской области по данному факту. Недостающие сигнальные столбики были разрушены в период зимнего содержания автомобильной дороги эксплуатирующей организацией в результате снегоочистки в период сильных метелей, которые продолжались на территории всей области длительное время. Сохранность сигнальных столбиков и соответствие их количества требованиям проектов организации дорожного движения после окончания работ по ремонту, является предметом выполнения работ по содержанию автомобильных дорог. Соответствующее требование о восстановлении сигнальных столбиков было направлено в адрес подрядной организации ДД.ММ.ГГГГ. В настоящий момент сигнальные столбики и дорожные знаки восстановлены, о чем составлен соответствующий акт от ДД.ММ.ГГГГ. Относительно замечания о том, что учреждением неправомерно оплачены невыполненные работы (непоставленные материалы) протяженностью 300м т. участке км 0+000-км 10+000 автомобильной дороги «Марьяновка - Шербакуль» в Марьяновском муниципальном районе Омской области,
Разрушения укрепленных обочин автомобильной дороги, выявленные ДД.ММ.ГГГГ не свидетельствуют о приемке некачественно выполненных работ в сентябре 2020 года.
ДД.ММ.ГГГГ№ на выполнение работ по укреплению обочин с ПК0+00 по ПК36+00 (обе стороны) обочины на участке с ПК0+00 по ПК36+00 укреплялись материалом, полученным после фрезерования существующего асфальтобетонного покрытия, что предусмотрено решением технического совета.
Учитывая, что проектные работы согласно положениям Градостроительного кодекса РФ не требуются для выполнения работ по ремонту автомобильных дорог и работы, выполняемые в рамках контракта, не относятся к застройке городских и сельских поселений, замечание является несостоятельным.
Относительно замечания о том, что учреждением оплачены работы по установке дорожного знака индивидуального проецирования площадью 22,76 м2, который фактически сломан, тем самым нарушен принцип эффективности использования бюджетных средств, установленный статьей 34 БК РФ. Дорожный знак индивидуального проектирования площадью 22,76 м был установлен в соответствии с требованием ГОСТ Р52289-2019 «Технические средства организации движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» согласно проекту организации дорожного движения и на момент окончания ремонтных работ и приемке выполненных работ вышеуказанный знак обеспечивал соблюдение требований «ТР ТС 014/2011. Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог». Деформация данного дорожного знака произошла после механического воздействия неизвестных лиц.
Данный дефект относится к работам по содержанию автомобильных дорог. Организацией, осуществляющей комплекс работ по содержанию данной автомобильной дороги, будет выполнено восстановление данного дорожного знака.
Соответствующее требование о восстановлении знаков индивидуального проектирования было направлено в адрес подрядной организации ДД.ММ.ГГГГ.
Относительно замечания о том, что Учреждением на участке км 0+000 - км 10+000 автомобильной дороги «Марьяновка - Шербакуль» приняты и оплачены некачественные работы за счет средств федерального бюджета по укреплению обочин фрезератом толщиной 10 см, в результате чего нарушен принцип эффективности, установленный статьей 34 БК РФ, сообщаем следующее.
Разрушения укрепленных обочин автомобильной дороги, выявленные ДД.ММ.ГГГГ не свидетельствуют о приемке некачественно выполненных работ в сентябре 2020 года.
Соответствие выполненных работ требованиям государственного контракта, технического совета, нормативно-технической документации и другим нормативным правовым актам на момент приемки было подтверждено комиссией, по результатам работы которой и был составлен акт освидетельствования ответственных конструкций от ДД.ММ.ГГГГ№ с приложением подтверждающих материалов.
Выявленные дефекты на укрепленных обочинах являются следствием воздействия ненормативных нагрузок автомобильного транспорта, осуществлявшего движение по обочинам, и относятся к дефектам, устраняемым р рамках выполнения работ по содержанию автомобильных дорог.
Соответствующее требование о восстановлении обочины было направлено в ^ адрес подрядной организации ДД.ММ.ГГГГ.
Относительно замечания о том, что Учреждением на участке км 100+100 - км 109+100 автомобильной дороги «Новоселецк - Таврическое - Нововаршавка» в Павлоградском муниципальном районе Омской области приняты и оплачены некачественные работы за счет средств федерального бюджета по укреплению обочин щебеночно-песчаной смесью С5 толщиной 10 см, в результате чего нарушен принцип эффективности, установленный статьей 34 БК РФ,.
Соответствие выполненных работ требованиям государственного контракта, нормативно-технической документации и другим нормативным правовым актам на момент приемки было подтверждено комиссией, по результатам работы, которой был составлен акт освидетельствования ответственных конструкций от ДД.ММ.ГГГГ№ с приложением подтверждающих материалов.
Разрушения укрепленных обочин автомобильной дороги, выявленные в июле 2021 года, не свидетельствуют о приемке некачественно выполненных работ в октябре 2020 года.
Выявленные дефекты на укрепленных обочинах являются следствием воздействия ненормативных нагрузок автомобильного транспорта, осуществлявшего движение по обочинам.
Соответствующее требование о восстановлении обочины было направлено в адрес подрядной организации ДД.ММ.ГГГГ.
Относительно замечания о том, что Учреждением не выставлена неустойка в размере 100 000 рублей за не привлечение ОООСт, ОООСи субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства в объеме 15 % от цены контрактов №, №, № вывод противоречит действующему законодательству, сложившейся судебной практике, а также условиям контракта ввиду нижеизложенного. В соответствии с п.1 ст. 3 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся хозяйствующие субъекта, отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим федеральным законном к малым предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с пп. 3 п. 5 ст. 4.1 указанного закона, в реестре указывается категория субъекта малого или среднего предпринимательства (микропредприятие, малое предприятие или среднее предприятие).
Малые предприятия в Российской федерации, включенные в соответствующий реестр, являются субъектами малого предпринимательства.
ООО «СибРос» и ООО «Стройтраст» являются субъектами малого предпринимательства в соответствии со сведениями из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства и относятся к категории малых предприятий.
Таким образом, направление требования о привлечении к исполнению государственного контракта субподрядчиков и/или соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, предъявляемое к любому подрядчику, в том числе и самому являющемуся субъектом малого предпринимательства, противоречит императивной норме п. 5 ст. 30 Закона № 44-ФЗ и, соответственно,
Относительно замечания о том, что Учреждением в журнале по прочим операциях № 8 за февраль 2020 года отражена хозяйственная операция по принимаемым бюджетным обязательствам в размере начальной (максимальной цены) цены контракта за счет ЛБО на сумму 110 836 680,00 руб. на выполнение работ по ремонту и содержанию (нанесению дорожной разметки) автомобильной дороги «Подъезд к <адрес> « км 0+000 - км 2+550, автомобильной дороги «Магистральный - Ребровка» км 0+854 - км 3+590 в Омском муниципальном районе Омской области на 33 рабочих дня позже установленного срока, сообщаем следующее.
Данное замечание не относится к деятельности Учреждения, согласно соглашению от ДД.ММ.ГГГГ№ о передаче Учреждением функций по ведению бюджетного учета и формирования отчетности, данная функция передана.
Надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения жалобы ЗАА в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель УФК по Омской области просила постановление оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и возражений, заслушав доводы участников процесса, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности и, вступая в правоотношения, должно не только знать о существовании обязанностей, установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В примечании к статье 2.4 КоАП РФ указано, что под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполнявшее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных ст. 15.14 КоАП РФ.
В силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, под расходными обязательствами понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Согласно пункту 1 статьи 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации; по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»; заключения от имени субъекта Российской Федерации договоров (соглашений) казенными учреждениями субъекта Российской Федерации.
Согласно п.п. 13 п. 1 ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями, в том числе, осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Согласно п.п. 3 п. 1 ст. 162 БК РФ получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями, в том числе, обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований;
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Материалами дела установлено, что в соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности и, вступая в правоотношения, должно не только знать о существовании обязанностей, установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В примечании к статье 2.4 КоАП РФ говорится, что под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Непосредственное обнаружение достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, явилось поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.
В ходе проверки установлено, что распоряжением Губернатора Омской области от ДД.ММ.ГГГГ№-рк ЗАА назначен Министром строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области. ДД.ММ.ГГГГЗАА назначен заместителем Председателя Правительства Омской области, Министром строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области распоряжением Губернатора Омской области от ДД.ММ.ГГГГ№-рк и освобожден от должности Министра строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
Согласно пункту 23 Положения о Министерстве строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 30.03.2004 № 72 (далее – Положение), Министр строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области:- на основе единоначалия организует работу Минстроя Омской области, выступает без доверенности от имени Минстроя Омской области; - несет персональную ответственность за реализацию государственной политики в установленных сферах деятельности, невыполнение возложенных на Минстрой Омской области задач и функций; - осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным и областным законодательством.
В соответствии с пунктом 10 Положения: - в пределах компетенции подготавливает в установленном порядке документацию для участия Омской области в государственных программах Российской Федерации; - участвует в реализации государственных программ Российской Федерации, разрабатывает государственные программы Омской области и участвует в их реализации в пределах компетенции; - обеспечивает представление в Министерство финансов Омской области в соответствии с утвержденными перечнем и формами платежных и иных документов, необходимых для расходования средств областного бюджета; - участвует в разработке договоров и соглашений Омской области в сферах деятельности Минстроя Омской области; - осуществляет иные функции в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Доводы жалобы о том, что ЗАА были приняты все меры к обеспечению результативности мероприятий, суд находит необоснованными.
Согласно Положению о Министерстве строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области министр строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области несёт персональную ответственность за невыполнение возложенных на Министерство задач и функций.
Суд полагает, что не организовав действенного контроля за выполнением предусмотренных мероприятий, на которые выделены субсидии, ЗАА не принял всех возможных мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Материалами проверки объективно установлено.
В нарушение пункта 1 статьи 130, статьи 132.1 БК РФ, пунктов 2, 3 Правил № 193, Приложения № 2 к паспорту Федерального проекта «Дорожная сеть» (на ДД.ММ.ГГГГ), раздела 2 регионального проекта «Дорожная сеть» Омской области, пунктов 4.3.3, 4.3.8.3 Соглашения №, пункта 2.2.3 Соглашения №-R10068-1 Министерством не достигнуты значения двух показателей результатов регионального проекта за 2020 год: «На сети автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, дорожной сети городских агломераций выполнены дорожные работы в целях приведения в нормативное состояние, снижения уровня перегрузки и ликвидации мест концентрации дорожно-транспортных происшествий», «На сети автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, дорожной сети городских агломераций выполнены дорожные работы в целях приведения в нормативное состояние, снижения уровня перегрузки и ликвидации мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (за счет средств, предоставленных в 2020 году из резервного фонда Правительства Российской Федерации)», в связи с недостижением двух значений показателей федерального проекта: «Количество мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасных участков) на дорожной сети», «Доля автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки».
Проверка своевременности представления отчетов установлено следующее.
Согласно пункту 2.2.5 Соглашения №-R10068-1 Заместитель Председателя Правительства Омской области, Министр строительства и жилищно- коммунального комплекса Омской области обеспечивает формирование и утверждение, направление не позднее 4-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным периодом, с использованием Электронного бюджета отчетов в соответствии с Положением об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10 2018 № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации».
Следовательно, Министерством Отчет необходимо направить по ДД.ММ.ГГГГ (включительно).
Отчет Минстроем Омской области направлен ДД.ММ.ГГГГ с использованием Электронного бюджета (согласно скриншоту из личного кабинета ЗАА в Электронном бюджете) с нарушением установленного срока на 2 рабочих дня.
Таким образом, в нарушение пункта 1 статьи 130 БК РФ, пункта 17 (1) Правил №, пункта 2.2.5 Соглашения № Минстроем Омской области нарушен срок направления Отчета с использованием Электронного бюджета на 2 рабочих дня.
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ№ добавлен пункт 6.1.6 в Соглашение №, согласно которому субъект обязуется обеспечить представление в Агентство сведений о результатах реализации мероприятий, источником финансового обеспечения которых является бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2020 году согласно приложению № к Соглашению №, являющемуся его неотъемлемой частью, в том числе годовые отчеты - не позднее 3 рабочих дней месяца, следующего за отчетным годом, на основании оперативной информации об исполнении федерального бюджета.
Следовательно, Министерству необходимо направить сведения о результатах реализации мероприятий, источником финансового обеспечения которых является бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2020 году в Агентство по ДД.ММ.ГГГГ (включительно) по форме, указанной в приложении № к Соглашению №.
Однако указанные сведения Минстроем Омской области направлены в Агентство письмом от ДД.ММ.ГГГГ № МСТД-594, с нарушением установленного срока на 8 рабочих дней.
Таким образом, в нарушение пункта 1 статьи 130 БК РФ, пункта 17(1) Правил №, пункта 6.1.6 Соглашения № Министерством нарушен срок направления сведений о результатах реализации мероприятий, источником финансового обеспечения которых является бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2020 году на 8 рабочих дней.
Доказательств иного суду не представлено.
Согласно положениям ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, представляют собой межбюджетные трансферты.
Для достижения результата регионального проекта, предусмотренного приложением № Соглашения №, необходимо достичь каждый показатель по отдельности.
Если хотя бы один из показателей регионального проекта, предусмотренных паспортом федерального проекта, не достигнут, то показатели результата регионального проекта согласно приложению № Соглашения № не достигнуты.
Кроме того, Министерство выражает несогласие относительно наличия у Управления нарушений действующего законодательства.
В соответствии со статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров (соглашений), подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Следовательно, Управление является некоммерческой организацией, осуществляющей исполнение государственных функций в целях обеспечения реализацией полномочий Министерства в сфере дорожного хозяйства Омской области, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств областного бюджета на основании бюджетной сметы (пункт 1.3 Устава Управления).
Таким образом, права и обязанности по контрактам, заключаемым Управлением, возникают у Министерства.
Относительно сроков предоставления отчетности защитник ЗАА поясняет, что причиной несвоевременного предоставления Отчета по форме № о достижении показателей результативности, установленных Соглашением №, стало несвоевременное предоставлений данных Администрацией города Омска по Соглашению №.
Несвоевременность принятых мер по осуществлению контроля привела к неисполнению условий заключенного соглашения, не достижению значений показателей результативности государственной и муниципальной программ.
Вина ЗАА подтверждается материалами дела: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, письменными пояснениями по делу представителя привлекаемого лица, постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и иными материалами дела.
Она состоит в том, что ЗАА не предвидел возможности наступления вредных последствий своего действия, хотя должен был и мог их предвидеть. ЗАА в пределах своих полномочий мог принять все зависящие от него меры по недопущению нарушения законодательства Российской Федерации, однако не сделал этого.
В материалах дела отсутствуют документы, доказывающие совершение ЗАА каких-либо действий по недопущению данного нарушения.
Таким образом, из изложенного следует вывод, что должностное лицо не приняло всех возможных мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность и, следовательно, в соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ должностное лицо признается виновным в совершении административного правонарушения.
Объектом совершенного ЗАА административного правонарушения является нарушение надлежащего правопорядка в области бюджетных отношений.
Объективная сторона выражается в нарушении получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий расходования межбюджетных трансфертов. Субъектом правонарушения является Министр строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области ЗАА
При рассмотрении дела об административном правонарушении состав административного правонарушения должностным лицом УФК по Омской области установлен в полном объеме.
Процедура привлечения к административной ответственности ЗАА полностью соответствует требованиям закона.
Оценивая доводы подателя жалобы о том, что в действиях ЗАА отсутствует состав административного правонарушения, прихожу к следующему.
Часть 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ, является по своему составу формальным и существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении к исполнению предусмотренных законом обязанностей, в пренебрежительном отношении должностного лица к исполнению своих правовых обязанностей.
Ответственность за указанное деяние наступает независимо от доказанности возникновения или не возникновения убытков. Наступление общественно опасных последствий в виде причинения ущерба при совершении правонарушения с формальным составом не доказывается, возникновение этих последствий резюмируется самим фактом совершения действий или бездействий.
Степень общественной опасности административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ, определена законодателем путем установления значительного размера штрафа в санкции указанной нормы (от 10 000 до 30 000 руб.).
В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности и, вступая в правоотношения, должно не только знать о существовании обязанностей, установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение.
Требования ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса, доказаны состав и событие вменяемого административного правонарушения.
Доказательства собранные УФК по Омской области по делу отвечают принципу относимости, допустимости и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Действия ЗАА квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами КоАП РФ.
Административное наказание назначено ЗАА с учетом характера административного правонарушения в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ, что является соразмерным характеру допущенных нарушений, обстоятельствам дела, данным о личности нарушителя, является обоснованным и справедливым.
Обстоятельств и нарушений, которые в силу положений КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении министра строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области ЗАА, ДД.ММ.ГГГГ г.р. зарегистрированного по адресу: <адрес>, по ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - оставить без изменения, а жалобу ЗАА – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение десяти суток с момента вручения или получения копии решения через Центральный районный суд г. Омска.
Судья О.А. Феоктистова